Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирования культуры исследовательской деятельности обучающихся




ОСНОВЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ

Г.М. Королева,

президент Фонда развития регионов,

начальник сектора Московского городского

университета управления Правительства Москвы,

канд. пед. наук

П роблемы и перспективы

этнической культуре представлены в нерасчлененном

виде все области материально(практической, духовно(

религиозной, познавательной, соционормативной,

эстетической деятельности человека как члена сооб(

щества, то культура нового времени и современности

все более дифференцируется, усиливается специализа(

ция отдельных областей, сфер культурной деятельности

по типу предмета, характеру, целям.

В культуре нового времени весьма значительное мес(

то начинает занимать массовая культура, которую ино(

гда сближают с народной, видя в ней проявление того же

коллективно(бессознательного, внеличностного, аноним(

ного начала, которое есть в фольклоре. Однако те про(

изведения, изделия, вещи, которые представляют такую

культуру, чтобы стать действительно массовыми, завое(

вать всеобщее внимание, должны быть очень профессио(

нально выполнены и еще более профессионально

запущены в оборот с использованием широкого арсенала

современных технологий производства, фиксации, обра(

ботки, тиражирования текстов, с ориентацией на вкусы

широкой публики, стереотипы массового сознания.

В бытовом сознании значительной массы людей по

законам устной культуры продолжают жить элементы со(

циальной практики, религии, философии, восходящие к

традициям далекого прошлого, порой уже малознакомого

и почти чуждого этим людям. Наметился даже своеоб(

разный параллелизм и одновременно противостояние

традиционно народного и профессионального, специа(

лизированного подходов к одним и тем же сторонам

жизни и способам отношения к ним (истолкование, со(

хранение, практическое использование, преобразование

и пр.). Это относится к самым разным областям: художест(

венное творчество, религия, медицина (целительство), ме(

теорология, организация хозяйственной деятельности,

связанной с природой, домашним бытом и пр.

Теоретический анализ педагогической литерату(

ры (Л.К. Веретенникова, И.А. Зимняя, А.В. Леонтович,

Д.Л. Монахов, М.Н. Поволяева и др.) показал, что сегодня

существует целый ряд определений учебно(исследователь(

ской и исследовательской деятельности. Учебно(исследо(

вательскую деятельность ученые рассматривают как метод

проблемного обучения, самостоятельную творческую ра(

боту, совокупность действий поискового характера, уни(

версальный способ познания действительности,

специфическую человеческую деятельность, форму обра(

зовательной деятельности, образовательную технологию

и т.д. Анализ исследований по данному вопросу позволил

выделить основные характеристики учебно(исследователь(

ской деятельности: единство мышления и практического

действия; мотивированность; направленность на решение

проблем; детерминация целей, мотива, результата; актив(

ность; поисковая направленность, наличие взаимосвязан(

ных и взаимообусловленных этапов; наличие специальных

умений и т.д.

Наиболее изученными оказались вопросы развития

исследовательской деятельности студентов вузов. При(

стальное внимание к ней было обусловлено ростом на(

учно(технического прогресса в обществе в эти годы и,

как следствие, изменившимися требованиями к под(

готовке специалистов высших и средних специальных

учебных заведений. Современный специалист, как от(

мечают Л.Н. Богданович, М.П. Гурьянова, П.И. Лобко,

М.Г. Сачек и другие, должен знать современные мето(

ды научного исследования, уметь самостоятельно вы(

полнять небольшие научно(исследовательские работы.

Пути решения возникшей в связи с данным социаль(

ным запросом общества задачи ученые связывают с

включением исследовательской работы в учебный про(

цесс, рассматривая ее в качестве его составной части.

В исследованиях Л.И. Аксенова, С. Арнович, С.Н. Бра_

силина, В.В. Вашкевича, Е.Б. Гушканец, Н.В. Киселевой,

Т.Е. Кузнецовой, Б.И. Сазонова и других раскрывается

специфика исследовательской деятельности студентов,

сотрудничество преподавателей и студентов в научном

исследовании, влияние научно(исследовательской

работы вуза на формирование у студентов интереса к

науке.

Развитие исследовательской культуры обучающих(

ся в учреждениях среднего профессионального образо(

вания мы рассматриваем на основе народной культуры,

так как приобщение к культурно(историческим тради(

циям формирует личность патриота, гражданина, про(

фессионала.

Опыт показывает, что развитие исследовательских

умений и навыков адекватно логике развития челове(

ка студенческого возраста (16–21 год), поскольку этот

период сложного конструирования интеллекта сензи(

тивен к обучающим и развивающим воздействиям дан(

ного характера. Основными составляющими развития

исследовательской культуры студентов являются учет и

корректировка их индивидуальных изменений, актуа(

лизация мотивации к развитию исследовательской

культуры, выявление субъективно(активной позиции в

освоении учебно(исследовательской деятельности.

Нами была разработана и реализована программа

«Основы исследовательской культуры обучающихся в

учреждениях среднего профессионального образова(

ния».

Одна из основных задач программы – обучить сту(

дентов социальному проектированию. Социальное

проектирование – эффективный шаг в обновлении со(

держания воспитания молодежи на основе народной

культуры. Молодые люди получают реальный шанс на

деле понять, как народные традиции помогают решать

социальные проблемы «здесь и сейчас». Разрабатывая

и осуществляя социальные проекты, направленные на

выявление, анализ и решение определенной социаль(

ной проблемы, студенты проявляют не только знание

нормативно(правовых актов, но и знание народной му(

дрости, культурных достижений предыдущих эпох.

Проектная деятельность – важное направление разви(

тия культуры исследования: она предполагает активную

работу обучающихся по выбору конкретной социаль(

ной проблемы, ее тщательному и всестороннему ана(

лизу, разработке разных вариантов решения.

Программа дисциплины по выбору «Основы иссле(

довательской культуры обучающихся в учреждениях

среднего профессионального образования» способст(

вует формированию активной жизненной позиции

личности, приобретению опыта работы в команде и на(

СПО 6’2009 11

выков демократического поведения и общения, воспи(

танию уважения к народным традициям и культуре, при(

нятию культур и традиций других народов.

Развитие исследовательской культуры проходило с

учетом уровня первоначальных умений и навыков

обучающихся. Целостное включение студентов и пре(

подавателей в исследовательскую деятельность на ос(

нове социального партнерства мы рассматриваем как

одно из условий развития у них исследовательской куль(

туры, стимулирующее освоение исследовательской

деятельности, установление социального партнерства

с учреждениями города.

Таким образом, социальное проектирование стало

одним из самых эффективных направлений развития

культуры исследовательской деятельности обучающихся

на основе народной культуры. Именно народная куль(

тура дает нам богатейший материал для формирования

личности через разработку и реализацию социальных

проектов. Завершившийся 2008 год – Год семьи – про(

демонстрировал огромный интерес обучающихся к

проблемам молодой семьи. Так, студентами второго и

третьего курсов был разработан проект «Молодая семья

и жилье», в рамках которого была подготовлена памят(

ка по материалам столичной программы «Молодой се(

мье – доступное жилье».

Поддержка молодых специалистов, и в первую оче(

редь молодых семей, остается приоритетным направле(

нием работы московского правительства. По программе

«Молодой семье – доступное жилье» только в 2007 г.

приобрели квартиры 1200 молодых семей, а всего с

использованием жилищного фонда и средств бюджета

г. Москвы с 2003 г. улучшены жилищные условия более

16,7 тыс. молодых семей.

Но многие до сих пор знают о различных програм(

мах улучшения жилищных условий лишь понаслышке.

Кто вправе воспользоваться помощью государства, кто

может быть признан нуждающимся в жилом помеще(

нии, а кто – нуждающимся в содействии г. Москвы в

приобретении жилых помещений – это лишь некото(

рые вопросы, которые возникают у молодых людей.

Огромный интерес вызвали проекты «Благополуч(

ная семья. Возможно ли это?», «Хозяин дома», «Семей(

ные традиции» и многие другие.

Исследовательская культура обучающихся тесно

переплелась с народной культурой, так как только в ду(

ховности, историзме и родовой памяти зарождается по(

нимание патриотизма и гражданственности.

Формирование исследовательской культуры обуча(

ющихся средних специальных учебных заведений на ос(

нове народной культуры способствует обеспечению

профессионализации и воспитания специалистов, ко(

торые могут творчески реализовать себя в новых соци(

ально(экономических условиях.

Сегодняшняя наша реальность – это мир без границ,

мир неограниченной информации. Знания устаревают,

не успев зачастую дойти до потребителя. В таких условиях

ведущими тенденциями развития мировой образова(

тельной системы являются углубление ее фундамента(

лизации, усиление гуманистической направленности,

духовной и общекультурной составляющих образования,

формирование у обучающихся системного подхода к ана(

лизу сложных технических и социальных ситуаций, стра(

тегического и творческого мышления, профессиональной

мобильности.

Учить познанию и творческому подходу к действи(

тельности – ведущий императив современного образо(

вания. Успех его зависит от самоопределения молодого

человека в профессии и творчестве. Особое значение

творчество приобрело в начале XXI в. в условиях резко(

го изменения общественной жизни и социальных отно(

шений, экономических и политических преобразований.

Человек творческий, человек одаренный выступает

субъектом управленческих процессов социально(эконо(

мических систем. Это определяет чрезвычайную актуаль(

ность проблемы раскрытия и развития одаренности и

творческого мышления обучающихся на этапе среднего

профессионального образования.

В науке нет строгих и точных критериев различия

творческой и нетворческой деятельности человека, нет

достаточно полного определения понятия «творчество»,

несмотря на то, что к этому вопросу обращались многие

авторы как в диссертационных исследованиях, так и в

книгах, статьях, брошюрах (Н.Г. Алексеев, Б.Г. Ана_

ньев, В.М. Арыдин, П.Н. Андрианов, С.M. Василевский,

В.А. Горский, Д. Диксон, Б.К. Еремеев, Т.В. Кудрявцев,

Л.Н. Ланда, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, В.Г. Разумов_

ский, Ю.С. Столяров, П.К. Энгельмейер, П.М. Якобсон

и др.).

В трактовке сущности творчества авторы стремились

отразить его особенности, рассматривали творчество в

различных видах деятельности, выделяли общее и спе(

цифическое, возрастные особенности и воспитательные

возможности, предпринимали попытки его алгоритми(

зации, однако оставалось незыблемым представление

об индивидуальности творческого процесса.

12 П роблемы и перспективы СПО 6’2009

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ –




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.