Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и условия




С.Ф. Лесовой,

директор Центра координации образовательных

проектов Института развития образования

Государственного университета –

Высшей школы экономики

Стремление к самосовершенствованию Материально(техническая база

Наличие свободного времени Культура учебного труда

Положительная оценка конкурентоспособности Работоспособность

Способность к творческому восприятию и преобразованию

окружающей действительности

Творческая активность

Готовность к профессиональной деятельности Инициативность студента в профессиональной деятельности

Индивидуальный подход в обучении Волевые качества личности

Интерес к исследовательской деятельности Активность личности студента

Педагогическая диагностика.

Уровень развития познавательного интереса

Развитое воображение.

Работоспособность

Проблемный способ подачи материала Содержание образования

Активность личности студента Личностно ориентированный подход в процессе обучения

Приоритетное значение исследовательской, инновационной

деятельности в процессе обучения

Набор волевых качеств

личности

Перспектива трудоустройства Индивидуализация обучения

Использование инновационных методов и средств

в дидактической подготовке студентов

Пример и авторитет преподавателя как личности

По нашему мнению, можно представить внутренние

зависимости в структуре процесса формирования кон(

курентоспособности студентов как следующую цепоч(

ку детерминированного взаимодействия компонентов:

индивидуальные особенности личности характеризуют

уровень развития интеллекта → ее интеллектуальные

возможности являются источником потребности в

формировании конкурентоспособности → потребность

❖педагогические – система воспитания и обучения

учащихся, цели педагогического процесса, управ(

ление учебно(познавательной деятельностью,

воспитанием;

❖психолого(педагогические – взаимодействие учи(

телей и учащихся, процесс воспитания и самовос(

питания, познавательная и трудовая деятельность;

❖ психологические – потребности, установки, ми(

ровоззрение личности, ее направленность, само(

воспитание, самообучение, самосознание.

Однако необходимо рассмотреть сложившиеся под(

ходы к рассмотрению факторов формирования личнос(

ти применительно к несколько иной, хотя очень близкой

по содержанию категории – «фактору эффективности»

процесса формирования конкретного умения человека.

Анализируя с этих позиций философскую и пси(

холого(педагогическую литературу, мы определяем

названную категорию через такие понятия, как «эко(

номичность», «результативность», «оптимальность».

Тогда «фактор эффективности» процесса – это условно

«внутренняя» его характеристика, которая определяет

суть и смысл оптимального, экономичного и результа(

тивного его развития и отражает момент динамичности.

Для уточнения нашего понимания категории «фак(

тор эффективности» процесса кратко представим ее в

сравнении с категорией «условия формирования». Так,

если «условия формирования», т.е. условия протекания

процесса, в определенном приближении можно назвать

статикой, средой, совокупностью обстоятельств, в кото(

рой происходит развитие процесса, то «фактор эффек(

тивности» – это, условно говоря, «мостик» от условий

протекания к результативному процессу, «переход» от ста(

тики к динамике. Такое понимание категории «фактор

эффективности» процесса, как показало наше исследо(

вание, дает возможность обосновать выбор условий для

процесса формирования конкурентоспособности у сту(

дентов вузов.

Эффективность процесса формирования конкурен(

тоспособности студентов зависит от многих факторов

психологического и педагогического порядка. Множест(

венность и многообразие факторов эффективности

исследуемого процесса лишь подчеркивают его струк(

турную, содержательную и процессуальную многогран(

ность и сложность. Поэтому на основе и с учетом этих

позиций выявим и теоретически обоснуем лишь веду(

щие факторы, обеспечивающие эффективность форми(

рования конкурентоспособности у студентов вузов.

В таблице 1 содержится перечень таких факторов, со(

ставленный после опроса студентов и преподавателей раз(

ных факультетов (без указания частоты встречаемости).

Анализируя данные этой таблицы, нетрудно заметить, что

кроме прямых совпадений в мнениях студентов и пре(

подавателей имеются также косвенные, близкие по со(

держательному наполнению пересечения.

6 П роблемы и перспективы СПО 6’2009

Студенты Преподаватели

Таблица 1

Факторы формирования конкурентоспособности у студентов вузов

Стимулирование исследовательской деятельности

Интерес к исследовательской деятельности по интересующему предмету

Развитый интеллект студента

Работоспособность студента Качество и системность знаний студента

Умение учиться Устойчивая мотивация на исследовательскую деятельность

Активность студента в деятельности

Доброжелательные отношения с преподавателем Потребности личности в исследовательской деятельности

Способность к творческому восприятию и преобразованию

окружающей действительности

Применение знаний, умений и навыков в деятельности

Стремление к самосовершенствованию Личностные качества студента

Развитое воображение Уровень притязаний личности студента

Набор волевых качеств личности студента

Проблемный способ подачи материала

Непрерывность и преемственность в процессе формирования

умений исследовательской деятельности

Наличие свободного времени

Последовательность и усложнение

научно(исследовательской деятельности

Соответствующая «активная» атмосфера в студенческой

группе

Совпадение научных взглядов с преподавателем Педагогическая диагностика

Положительная оценка деятельности Содержание образования

Индивидуальный и личностный подходы в обучении

Перспектива трудоустройства Методологические знания студентов

Пример и авторитет преподавателя как профессионала Использование инновационной деятельности в обучении

П роблемы и перспективы

в исследовательской деятельности порождает явление

активности → активность, соединяя в себе рациональное

и эмоциональное, выражается в личностном интересе

к формированию себя как профессионала → интерес

способствует формированию мотивации личности на

такой вид деятельности → устойчивая мотивация опре(

деляет волевые действия личности.

Следовательно, есть основания классифицировать

факторы внешнего ряда, которые обеспечивают «запуск»

процесса формирования конкурентоспособности. При(

чем эти внешние (объективно(субъективные) факторы,

оказывающие опосредованное, косвенное воздействие

на личность, мы рассматриваем как необходимые усло(

вия для процесса формирования конкурентоспособности

студентов. Следует оговориться, что мы не разграничи(

ваем строго категории «фактор» и «условие», считаем эту

границу размытой и относительной, так как они имеют

свойство «перетекать» друг в друга, неся все же разную

смысловую нагрузку.

Представим внешние факторы исследуемого процес(

са в виде таблицы 2.

Поскольку субъектом формирования конкуренто(

способности является личность студента, то имеют ме(

сто факторы субъективного плана, т.е. внутренние

факторы. Это факторы прямого действия, они отно(

сятся к числу источников саморазвития, самодвиже(

ния, самосовершенствования. Наличие таковых мы

рассматриваем как достаточные условия эффективно(

го формирования конкурентоспособности у студентов.

Следует оговориться, что, используя термин «условия»

(необходимые и достаточные), мы не вкладываем в не(

го в этом контексте понятие «педагогические условия».

Представим классификацию данных факторов в виде

таблицы 3.

СПО 6’2009 7

Студенты Преподаватели

Таблица 2

Внешние факторы процесса формирования конкурентоспособности у студентов вузов

Студенты Преподаватели

Таблица 3

Внутренние факторы процесса формирования конкурентоспособности у студентов вузов

Совпадение мнений преподавателей и студентов ву(

зов, а также частота этих совпадений являются эмпи(

рическим основанием для нашего выбора основных

факторов эффективности процесса формирования

конкурентоспособности. Это:

❖ индивидуализация обучения;

❖пример и авторитет преподавателя(исследователя;

❖ активность студента в образовательной деятель(

ности.

Понятие «условие» в философии определяется как

отношение предмета к окружающим явлениям, без кото(

рых он не существует [2], это среда, в которой явление

возникает, существует и развивается; это обстоятельства,

которые определяют те или иные последствия, наступ(

ление которых благоприятствует одним процессам или

явлениям и препятствует другим.

По мнению А.Я. Найна, под педагогическими условия(

ми понимают совокупность объективных возможностей

содержания, форм, методов и материально(пространст(

венной среды, направленных на решение поставленных

в педагогике задач [3].

При этом автор согласен с В.И. Андреевым в том, что

педагогические условия нельзя сводить только к внешним

обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объек(

тов, оказывающих влияние на процесс, так как образова(

ние личности представляет собой единство субъективного

и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и яв(

ления.

Существует и понятие «комплекс педагогических

условий», под которым В.И. Андреев понимает «сово(

купность взаимосвязанных и взаимообусловленных

обстоятельств процесса обучения, являющихся результа(

том целенаправленного отбора, конструирования и при(

менения элементов содержания, методов или приемов,

а также организационных форм обучения для достиже(

ния определенных дидактических целей» [4].

Таким образом, к педагогическим условиям можно

отнести те, которые сознательно создаются в образо(

вательном процессе и должны обеспечивать наиболее

эффективное его протекание. В первую очередь, это ор(

ганизационно(педагогические условия.

Определяем организационно(педагогические усло(

вия развития конкурентоспособности студентов вузов

как совокупность внешних обстоятельств образователь(

ного процесса и внутренних особенностей личности

студента, от которых зависит формирование профессио(

нально значимых качеств личности.

В целях повышения эффективности комплекса ор(

ганизационно(педагогических условий для формирова(

ния конкурентоспособности студентов могут быть

намечены такие пути, как:

– фиксация социального заказа общества на оп(

ределенный уровнь подготовки будущих специалис(

тов;

– выявление специфики учебно(воспитательного

процесса высшей профессиональной школы;

– выявление сущности конкурентоспособности

студентов;

– системно(функциональная характеристика про(

фессиональной подготовки будущих специалистов;

– выявление факторов, которые способствуют фор(

мированию конкурентоспособности студентов;

– включение в образовательный процесс вузов ин(

новаций с целью освоения их содержания студентами;

– изучение возможностей системного и личностно(

профессионального подходов для процесса формиро(

вания конкурентоспособности студентов.

Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что

формировать конкурентоспособность студентов вузов

в процессе профессиональной подготовки удается при

следующих условиях:

✦активизации познавательной и практической дея(

тельности на основе выявленных интересов,

склонностей, способностей студентов;

✦ включении в образовательный процесс иннова(

ций;

✦ организации социального партнерства высшего

профессионального образовательного учреждения.

Остановимся на исследовании сущности выделен(

ных нами условий.

Познавательная активность студентов выражается в

волевых действиях, деятельном состоянии, усиленной

познавательной деятельности, всестороннем глубоком

интересе к знаниям, напряженности внимания. Она оп(

ределяет умение самообучаться, самостоятельно плани(

ровать, организовывать процесс познания, осуществлять

контроль и оценку полученных результатов. Следова(

тельно, можно сделать вывод о том, что активность в уче(

нии есть познавательная активность, так как учение –

всегда познание.

Познавательная активность студентов является од(

ной из двух составных частей дидактического процесса

профессиональной подготовки конкурентоспособного

специалиста: первая его часть – познавательная актив(

ность студента, вторая – деятельность преподавателя по

активизации деятельности студента. Вместе эти виды

деятельности составляют единое целое.

Следующим педагогическим условием является

включение в образовательный процесс инноваций.

Категория «инновация в образовании» включает ряд

понятий, раскрывающих закономерные связи и зависи(

мости в этой области знаний, а именно: введение в

управленческий цикл таких изменений, которые на(

правлены на определение перспектив развития обра(

зовательной системы на том или ином уровне, на ее

коренные преобразования, модернизацию.

Инновационная деятельность является не единич(

ным актом внедрения какого(либо новшества, а целе(

направленной системой мероприятий по разработке,

внедрению, освоению, производству, диффузии и ком(

мерциализации новшеств.

Ключевым словосочетанием для характеристики ско(

рости, результативности, особенностей процесса нововве(

дения является инновационный потенциал. Это способность

образовательной системы создавать, воспринимать, реа(

лизовывать новшества, а также своевременно избавляться

от устаревшего, педагогически нецелесообразного. Эта

способность во многом есть следствие творческих стрем(

лений членов педагогического коллектива, их позитив(

ного отношения к нововведениям.

8 П роблемы и перспективы СПО 6’2009

П роблемы и перспективы

Предполагаем, что для образовательного процесса

в высшем учебном заведении необходимы будут следу(

ющие основные виды инновационной деятельности: на(

учно(исследовательская, опытно(конструкторская

работа, подготовка и переподготовка кадров для инно(

вационной деятельности. Последняя будет характерна

для преподавателей, а для студентов – два первых ви(

да инновационной деятельности. Активное включение

студентов в научно(исследовательскую и опытно(кон(

структорскую деятельность позволит придать образо(

вательному процессу вуза инновационный характер,

повысить познавательную, мотивационную активность

студентов, будет способствовать расширению их потен(

циала и, следовательно, повышению их конкурентоспо(

собности на рынке труда среди выпускников других

вузов.

Все многообразие инновационных процессов авто(

ры системной концепции нововведений (Н.И. Лапин,

А.И. Пригожин, Б.В. Сазонов, B.C. Толстой) сводят к двум

наиболее значимым формам.

1. Простое воспроизводство нововведения. Новше(

ство создается лишь в той организации, в которой его

производство было впервые освоено. Эта форма вклю(

чает следующие стадии: формирование потребности в

нововведении, научное открытие, создание новшества,

включая первое его освоение, распространение новше(

ства среди пользователей.

2. Расширенное воспроизводство новшества. Про(

цесс изготовления новшества может происходить во

многих организациях, в этой форме к описанным вы(

ше стадиям добавляется стадия распространения мето(

дов производства новшества и форм его использования

для насыщения потребности в нем.

При ориентации на первую форму в образователь(

ный процесс будет включаться изучение, исследование

и реализация тех инноваций, которые возникли в дан(

ном конкретном учебном заведении.

В рамках второй формы будут изучаться и внедряться

инновации научно(исследовательской деятельности,

получившие свое начало в других образовательных уч(

реждениях. Считаем целесообразным соединять оба спо(

соба, так как это позволяет расширить представления

студентов об инновациях вообще и сориентировать их

на перманентный процесс освоения нового в своей про(

фессиональной сфере. Освоение инноваций через

научно(исследовательскую и конструкторскую деятель(

ность повысит мотивацию обучения студентов, помо(

жет им освоить поток инноваций, которые существуют

в современном обществе, способы работы с ними, что

в конечном итоге повысит уровень конкурентоспособ(

ности специалиста на рынке труда.

Последним, третьим, организационно(педагогичес(

ким условием мы считаем организацию социального парт_

нерства. Этому вопросу в настоящее время уделяется

большое внимание исследователями и государственными

деятелями. В нормативных документах Министерства об(

разования и науки Российской Федерации, других госу(

дарственных актах подчеркивается актуальность разви(

тия социального партнерства.

Е.Я. Бутко в качестве одной из задач по обновлению

содержания образования в учреждениях высшего про(

фессионального образования выделяет восстановление

и укрепление связи профессионального образования с

практикой, т.е. с социальными партнерами и прежде все(

го с работодателями [5, с. 2–4].

Е.А. Киуру, рассматривая социальное партнерство как

педагогическую проблему, пишет: «Развитие института со(

циального партнерства может оказать позитивное влияние

на формирование новой организационно(педагогической

системы в профессиональном учреждении, так как в хо(

де социального диалога между субъектами формируется

мотивационная среда, в которой участники педагогиче(

ского процесса ориентируются на подготовку подлинных

профессионалов и полную реализацию своих физичес(

ких, творческих, интеллектуальных сил и способностей

в профессиональной деятельности» [6, с. 16–17].

В педагогической литературе термин «социальное

партнерство» рассматривается как механизм согласо(

вания интересов двух основных субъектов трудовых

отношений – работника и работодателя, как сущест(

венное слагаемое качества профессионального образо(

вания, как наиболее эффективный механизм развития

содержания образования, как особый тип взаимодей(

ствия образовательного учреждения со всеми субъек(

тами рынка труда, его институтами, а также органами

управления.

Мы понимаем социальное партнерство как взаимо(

выгодное сотрудничество между вузом, работодателем

(предприятием, заинтересованным в подготовке специ(

алистов), городской службой занятости, городской ад(

министрацией.

Организационно(педагогические условия форми(

рования конкурентоспособности студентов в процессе

профессиональной подготовки в вузе являются необ(

ходимыми и достаточными, что подтверждается резуль(

татами опытно(экспериментальной работы.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь / Под ред.

А.М. Прохорова. М., 1990.

2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.

6(е изд., перераб. и доп. М., 1991.

3. Инновации в образовании: Словарь / Под ред.

А.Я. Найна. Челябинск, 1995.

4. Эвристическое программирование учебно(иссле(

довательской деятельности / Под ред. В.И. Андреева.

М., 1981.

5. Перспектива развития системы НПО // Профес(

сионал. 2002. № 6.

6. Социальное партнерство как педагогическая

проблема // Профессиональное образование. 2000. № 2.

СПО 6’2009 9

Сегодняшний выпускник колледжа, лицея, техни(

кума должен обладать не только суммой знаний, уме(

ний и навыков, но и способностью к творчеству.

Современный профессионал должен настойчиво

работать над собой, ценить и реализовывать получен(

ные профессиональные навыки. Становлению творче(

ской личности способствует такое важное качество, как

культура исследовательской деятельности, одним из са(

мых эффективных направлений формирования кото(

рой являются основы народной культуры.

Проблема изучения общей и профессиональной

культуры стала наиболее актуальной в конце XX – на(

чале XXI в. Изучаются различные ее аспекты:

– историко(педагогический (В.А. Сластенин, В.А. Ба_

рабанщиков, Е.Н. Шиненов и др.);

– профессионально(педагогический (И.Ф. Исаев,

Л.А. Терехина и др.);

– психолого(педагогический (В.В. Краевский);

– научно(исследовательский (Т.Е. Климова и др.);

– этнопедагогический (Н.С. Александрова, В.А. Ни_

колаев).

Рассматривать этот вопрос нужно начиная с опреде(

ления понятия «культура». Анализ научной литературы

свидетельствует о том, что понятие это многоаспектно.

Следовательно, все подходы к его толкованию (аксио(

логический, деятельностный, семиотический, структу(

ралистический, социологический) взаимодополняют

друг друга и способствуют пониманию сущности иссле(

довательской культуры.

В XX в. у слова «культура» появляется множествен(

ное число. Уходит в прошлое ситуация, когда практи(

чески все общество ориентировалось на единые образцы

и критерии, читало один и тот же роман, пело и слуша(

ло одни и те же песни, смотрело один фильм. На исхо(

де XX в. представления о культуре как о совокупности

высших ценностей, осознаваемых в качестве абсолют(

ных, универсальных, вневременных, подвергаются се(

рьезным испытаниям.

Культура определяет восприятие человеком окружаю(

щего мира. Н.Б. Крылова рассматривает понятие «культу(

ра» с разнообразных позиций, но при этом подчеркивает,

что это не только сумма ценностей, но и творческий по(

тенциал людей, их духовность и нравственность. О.С. Газ_

ман конкретизирует понятие и дает определение базовой

культуры как необходимого минимума общих способно(

стей человека, его ценностных представлений и качеств,

без которых невозможна ни социализация, ни оптималь(

ное развитие генетически заложенных дарований личности.

Н.М. Капустина понимает базовую культуру как культуру,

необходимую для развития личности в деятельности.

В общей концепции культуры термин «народная

культура» связан с социогуманитарными, культуроло(

гическими позициями. Среди множества подходов к ее

обоснованию ученые выделяют две крайние позиции.

Согласно одной из них, весьма традиционной, к куль(

туре относят материальные и духовные ценности как

результаты деятельности человека и человечества. Со(

гласно другой, более поздней по времени, в понятие

«культура» включаются и способы деятельности, зна(

ния, т.е. все формы деятельности человека как существа

социального, противостоящего природе.

В первом случае культура по существу предстает как

собрание проверенных временем материальных объек(

тов, предметов, произведений искусства, ценность ко(

торых как бы признается бесспорной, ибо она связана

с воплощением в них вечных (или, по крайней мере,

долговечных) социальных идеалов, этических, религи(

озных, эстетических принципов и т.д. Неизбежное след(

ствие такого подхода, доведенного до логического

конца, – превращение культуры в некую коллекцию ше(

девров.

Культура предполагает, с одной стороны, выработ(

ку ценностно(нормативных систем, идей, целей, смыс(

лов независимо от их конкретного содержания, а с

другой – поиск путей, способов, технологий их функ(

ционирования, т.е. практического оперирования ими,

поддержания и передачи их от одного поколения к дру(

гому, а также их трансформации, обновления, замены,

повторного воссоздания и пр. Таким образом, культу(

ра, будучи «второй природой» человека, выступает как

некий глобальный социорегулятивный механизм адап(

тации человека и общества к условиям природного и со(

циального окружения. Ученые отмечают, что народная

культура нового и новейшего времени существенно от(

личается от прошлых и классических фольклорных

форм. Эти изменения связаны прежде всего с общей ди(

намикой в системах культуры и общества, повлекшей

за собой утрату универсальной роли традиционных куль(

тур народов в новых условиях.

Развиваясь вместе с обществом, культура становится

все более сложной, разветвленной и многоуровневой.

С возникновением национально(государственных об(

разований, укреплением социальных структур посте(

пенно складывается общенациональный вариант языка

и культуры, по отношению к которому регионально(

этнические культурные традиции при всей своей искон(

ности и аутентичности занимают некое подчиненное

положение, оставаясь культурой повседневности, разго(

ворным языком, сферой бытового общения, а также ис(

торической памятью рода, семьи. Если в традиционной

10 П роблемы и перспективы СПО 6’2009




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.