Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одна из приоритетных задач государственной молодежной политики




И.П. Гладилина,

канд. пед. наук

(МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва)

П роблемы и перспективы

Попытки дать научное толкование творчества

делались еще во времена Аристотеля и Платона. Уже

философы Древней Греции обращали внимание на не(

повторяемость и своеобразие творческой деятельнос(

ти человека. О своеобразии творчества, его условий и

стимуляторов писали крупнейшие естествоиспытатели

Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов, A. Эйнштейн, М. Планк,

В.И. Вернадский и др. К наиболее ранним публикациям,

где рассматриваются некоторые стороны творческой

деятельности, относятся работы B. Кузена, М. Перти,

Б. Жоли, А. Дауге, М.А. Блоха и др.

В.В. Богословский пишет: «Творчество – психоло(

гически сложный процесс. Оно не исчерпывается ка(

кой(либо одной стороной, но существует как синтез

познавательной, эмоциональной и волевой сфер челове(

ческого сознания. Творчество тесно связано со свойст(

вами личности (характером, способностями, интересами

и др.). Особое место в творческом процессе занимает

воображение, которое должно быть обеспечено знания(

ми, подкреплено способностями и целеустремленнос(

тью и сопровождаться эмоциональным тоном. Вся эта

совокупность психической активности может привести

к открытиям, изобретениям, созданию разнообразных

ценностей во всех видах человеческой деятельности».

В психологическом словаре подчеркивается, что

творчество есть деятельность, результатом которой

является создание новых материальных и духовных

ценностей. Будучи по своей сущности культурно(исто(

рическим явлением, творчество имеет психологические

аспекты – личностный и профессиональный. Оно пред(

полагает наличие у личности мотивов, знаний и умений,

благодаря которым создается продукт, отличающийся но(

визной, оригинальностью, уникальностью.

С.И. Ожегов дает семантическое определение поня(

тия «творчество»: «Творчество – создание новых по за(

мыслу культурных, материальных ценностей».

С философской точки зрения определение твор(

чества дает А.Г. Спиркин: «Творчество – это испыта(

тельная и практическая деятельность, результатом

которой является создание оригинальных, неповтори(

мых ценностей, установление новых фактов, свойств,

закономерностей, а также методов исследования и пре(

образования материального мира или духовной куль(

туры». Автор считает, что «новизна объективна и

социально значима, если результат действительно но(

вый в контексте истории культуры, если же он нов лишь

для его автора, то новизна субъективна и не имеет об(

щественного значения».

В.Г. Моисеев пишет: «Творчество – это та грань

человеческой деятельности, с помощью которой про(

исходит постоянное изменение, развитие, совершенст(

вование материального мира общества. Творчество – это

след на Земле, который может оставить каждый из нас,

если пожелает сохраниться в памяти людей, зная, что

они пойдут по этому следу, продолжат и завершат то,

чего ты не успел довести до конца. Творчество – это наш

долг перед природой, которая нас породила, и перед бу(

дущим».

Исследуя деятельность и творчество как один из ви(

дов деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечает, что твор(

ческой является всякая деятельность, создающая нечто

новое, оригинальное, что потом входит в историю раз(

вития не только самого творца, но и науки, искусства

и т.д. При этом психолог особо отмечает, что «всякий

труд включает в той или иной мере интеллектуальные,

мыслительные процессы более или менее высокого

уровня. В какой(то мере всегда представлен в труде и

момент изобретения, творчества».

Л.С. Выготский, Т.В. Кудрявцев, М.М. Матюшкин,

В.Л. Пономарев и другие психологи установили единство

творческого процесса у детей и взрослых: одинаковые

стадии протекания и активности, одинаковое напряже(

ние, одни и те же состояния, те же качества.

Что касается понятия «одаренность», то необходимо

отметить, что в настоящее время отсутствует обще(

принятое его определение. Представление о том, что

одаренный ребенок должен сразить взрослых своими

способностями, невероятными для своего возраста

знаниями и умениями, идет из глубины веков. Это отра(

жено в самой этимологии слова «одаренность». Одарен(

ность – от слова «дар» (дар природы, Божий дар). Такое

понимание есть и в других языках (украинском, бело(

русском). В английском «одаренность» – giftedness от

слова gift – «дар». Известный специалист в области рабо(

ты с детьми, обладающими высоким уровнем развития

способностей, английский исследователь Дж. Фримен

отмечает, что в настоящее время существует более 100

различных определений одаренности.

В большинстве определений данное понятие опи(

сывается в таких психологических конструктах, как «ин(

теллект», «творчество», «успешность деятельности».

Понимание термина «одаренный» претерпело значи(

тельные изменения на протяжении XX столетия. Сна(

чала это понятие относилось только ко взрослым,

достижения которых считались выдающимися. Затем

его стали применять к детям, имея в виду их интеллек(

туальное развитие, исключительные успехи в учении.

В одаренные попадали дети, которые оказывались в

числе нескольких процентов, имеющих высокие пока(

затели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоян(

но вносила поправки в прогнозы, которые делались на

основе тестов: высокие показатели умственного разви(

тия не гарантируют ни успешной карьеры, ни выдаю(

щихся творческих достижений. В то же время дети с

более скромными показателями попадают в число лю(

дей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества.

Подобные курьезы заставляли вновь и вновь обращаться

к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к

вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля

зрения исследователей и практиков. Применительно к

практическим проблемам обучения высокие оценки по

школьным предметам часто выступают в качестве

своеобразного показателя одаренности. Социальные та(

ланты, деловая проницательность, так необходимые в

современном мире, редко рассматриваются в качестве

показателей высокого уровня развития способностей.

Определение одаренности как «умственной» кате(

гории предполагало включение в это понятие всей си(

стемы познавательных процессов, но в то же время

отделяло его от личностных характеристик человека, в

СПО 6’2009 13

том числе от волевых и эмоциональных характеристик

индивидуальности.

В 30(е гг. прошлого века стали раздаваться голоса спе(

циалистов, возражавших против исключительного исполь(

зования тестов интеллекта для выявления одаренных детей.

Действительность настойчиво напоминала об ограничен(

ности ориентации только на интеллект. Например, в слу(

чае творческих достижений требуются нестандартный

подход, оригинальность, за которыми стоят успешная пе(

реработка и организация нового материала или опыта. Те(

сты же интеллекта не содержат заданий, раскрывающих

сформированность упомянутых процессов.

Со временем и накоплением опыта определение ода(

ренности становится все более широким. Так, одарен(

ность стали определять как способность к выдающимся

достижениям в любой социально значимой сфере челове(

ческой деятельности.

Существенный вклад в рассмотрение проблемы

способностей и одаренности был сделан отечествен(

ными психологами Б.М. Тепловым и С.Л. Рубинштейном.

По мнению Б.М. Теплова, для создания учения об ода(

ренности наиболее целесообразно исходить из понятия

«способности», в котором выделяются следующие три

основных признака:

❖ во(первых, способности представляют собой ин(

дивидуально(психологические особенности

субъекта, т.е. те особенности, которые отличают

данного человека от других людей;

❖во(вторых, далеко не все индивидуально(психоло(

гические особенности можно назвать способнос(

тями, а лишь те, которые имеют непосредственное

отношение к успешности некоторой определен(

ной деятельности или же многих видов деятель(

ности;

❖ в(третьих, способности нельзя сводить к уже вы(

работанным у данного человека знаниям, умениям

и навыкам; вместе с тем именно способностями

можно объяснить быстроту и легкость приобре(

тения этих знаний, умений и навыков.

А.М. Матюшкин считает, что психологическая струк(

тура одаренности совпадает с основными структурными

элементами, характеризующими творчество и творчес(

кое развитие человека; творческий потенциал – основа

для развития одаренности. Он пишет: «Одаренность –

это системное, развивающееся в течение жизни качест(

во психики, которое определяет возможность достиже(

ния человеком более высоких (необычных, незаурядных)

результатов в одном или нескольких видах деятельнос(

ти по сравнению с другими людьми».

Данное определение, возможно, не идеально (любое

понятие отражает степень развития самой теории изуча(

емого явления), но оно позволяет отойти от житейско(

го представления об одаренности как количественной

степени выраженности способностей и перейти к пони(

манию одаренности как системного качества. Остано(

вимся на этом принципиальном моменте подробнее.

Прежде всего следует помнить, что понятие «система» не

синоним понятия «комплекс», которое может быть

представлено просто суммой компонентов. Система под(

разумевает процесс интеграции. В свою очередь это оп(

ределяет ее неаддитивность входящим в нее компонен(

там, т.е. система обладает новым свойством по сравне(

нию со свойствами входящих в нее компонентов.

При формулировании этого определения отдельные

авторы опирались на положение классика отечественной

психологии Б.М. Теплова: «В... характеристике личнос(

ти, которую мы и называем "одаренность", нельзя видеть

простую сумму способностей: по сравнению со способ(

ностями, она составляет новое качество». Современное

решение эта мысль находит в концепции В.Д. Шадрикова:

«Одаренность выступает как интегральное проявление

способностей в целях деятельности». При этом деятель(

ность, ее психологическая структура выступает в каче(

стве объективного основания интеграции отдельных

способностей, служит матрицей, формирующей состав

способностей, которые необходимы для ее успешной ре(

ализации. Следовательно, один и тот же вид одаренно(

сти может носить неповторимый, уникальный характер,

поскольку разные компоненты одаренности у разных

индивидуумов могут быть выражены в разной степени.

Одаренность может состояться только в том случае, ес(

ли резервы самых разных способностей человека поз(

волят скомпенсировать недостающие или недостаточно

выраженные компоненты, необходимые для успешной

реализации деятельности. Особо яркая одаренность или

талант свидетельствуют о наличии высоких способно(

стей по всему набору компонентов, затребованных

структурой деятельности, а также об интенсивности ин(

теграционных процессов «внутри» субъекта, включаю(

щих и его личностную сферу. Таким образом, с начала

XX в. одаренность рассматривалась как однофакторное

явление (прежде всего представленное исключительно

интеллектом – В. Штерн, А. Бине и др.), а определения,

появившиеся в 30(е гг., можно назвать многофакторны(

ми, так как они включают несколько признаков как в

само понятие «одаренность», так и в необходимые пред(

посылки для ее реализации (Ч. Спирмен, Дж. Рензулли,

Н.С. Лейтес и др.).

Особо мы выделяем такой вид одаренности, как

творческая. Но до сих пор продолжаются споры о са(

мой необходимости выделения этого вида одаренно(

сти. Суть разногласия состоит в следующем. Одни

специалисты полагают, что творчество является неотъ(

емлемым элементом всех видов одаренности, которые

не могут быть представлены отдельно от творческого

компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том,

что есть лишь один вид одаренности – творческая: если

нет творчества, бессмысленно говорить об одаренно(

сти. Другие исследователи отстаивают правомерность

существования творческой одаренности как отдельно(

го, самостоятельного вида. Одна из точек зрения та(

кова, что одаренность порождается или способностью

продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или

же способностью блестяще исполнять, использовать

то, что уже создано.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с

творческой направленностью нередко обладают рядом

поведенческих характеристик, которые их выделяют и

которые часто вызывают отнюдь не положительные эмо_

ции в учителях и окружающих людях:

14 П роблемы и перспективы СПО 6’2009

П роблемы и перспективы

❖отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

❖ большая независимость в суждениях;

❖ тонкое чувство юмора;

❖ отсутствие внимания к порядку и «должной» ор(

ганизации работы;

❖ яркий темперамент.

С 1999 г. в филиале Жуковского авиационного тех(

никума, которым руководит С.Я. Колтунова, проводится

целенаправленная деятельность по развитию творче(

ского мышления и одаренности обучающихся. Свою

работу мы выстраивали с учетом общих подходов к по(

ниманию вышеперечисленных терминов.

С этой целью была разработана и апробирована про(

грамма дисциплины по выбору «Основы народной куль(

туры в развитии творческой одаренности молодежи»,

теоретическим основанием которой послужили труды

Т.И. Баклановой, Н.М. Сокольниковой и др. Народная

культура рассматривается нами как непосредственно пе(

редаваемые (устные) традиции, продолжающие суще(

ствовать в синкретических формах и сохраняющие

актуальность в современном мире.

Понятие народной культуры в общественном созна(

нии зачастую соотносится с разными объектами, содер(

жащими определение «народный»: народное творчество,

народное искусство, народные традиции, предания, веро_

вания, песни, пословицы и др.

Народную культуру во всех ее проявлениях мы рас(

сматриваем в контексте происходящих в современной

действительности культурных процессов. Активное

включение педагогов и обучающихся в данный контекст

позволяет увидеть, что элементы народной культуры (на(

родное творчество, искусство, быт, мифология, верова(

ния, уклад жизни и др.) разных исторических эпох

вписываются в современное культурное пространство

российского общества. Социокультурные процессы в

эпоху перемен настолько динамичны, что три(четыре

года дают определенные сдвиги в формах культурной

практики.

Дисциплина «Основы народной культуры в развитии

творческой одаренности молодежи» является результа(

том интеграции положений педагогики, психологии,

социологии, культурологии и других дисциплин в со(

ответствии с рекомендациями Государственных обра(

зовательных стандартов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.