Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники. Проблемы и способы коррекции




ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

Л.В. Ножичкина,

педагог_психолог, арт_терапевт, художник,

член профессионального общественного

объединения РОО «Арт_терапевтическая ассоциация»

Психосоматические и

психовегетативные нарушения

Личностная отстраненность

Эмоциональная

отстраненность

Эмоциональный дефицит

III фаза «Истощение»

Редукция профессиональных

обязанностей

Расширение сферы экономии

эмоций

Эмоционально(нравственная

дезориентация

Неадекватное эмоциональное

избирательное реагирование

II фаза «Резистенция»

Тревога и депрессия

«Загнанность в клетку»

Переживание

психотравмирующих

обстоятельств

Неудовлетворенность собой

I фаза «Напряжение»

п/п

Ш кола педагога

кова, Л.М. Митина, В.Е. Орел), проблема снижения эф(

фективности профессиональной деятельности педагогов

в последние годы все больше рассматривается в связи с

психоэмоциональными перегрузками, которые они ис(

пытывают под влиянием многочисленных эмоциональ(

ных факторов. Действие этих факторов, как объективных,

так и субъективных, вызывает чувство неудовлетворен(

ности и пустоты, накопление усталости, чувство беспо(

мощности и бессмысленности своего существования,

низкую оценку своей профессиональной компетентно(

сти, что ведет к истощению и выгоранию. Результатом

этих процессов является снижение эффективности про(

фессиональной деятельности.

В литературе в качестве синонима термина «синд(

ром эмоционального выгорания» используется термин

«синдром психического выгорания».

Скрининговое обследование состояния здоровья

7300 педагогов сотрудниками лаборатории клиничес(

кой психологии института им. В.М. Бехтерева показы(

вает, что 89,3% из них имеют расстройства здоровья

предболезненного уровня («группа риска»), а в 43,8%

случаев выявляются признаки нозологически очерчен(

ных патологических нарушений [3, с. 57–62].

Эффективным способом повышения здоровья пе(

дагога, по мнению М.Г. Колесниковой, М.А. Резникова,

является тренинг саморегуляции, так как способность

человека к саморегуляции поддается тренировке. Кроме

того, по мнению авторов, тренинг является интерак(

тивной андрагогической образовательной технологией.

В основу тренинга саморегуляции авторы положили

идею о трех основных сферах психосаморегуляции в за(

висимости от фокуса воздействия:

❖ эмоционально фокусированная, при которой

осуществляется самокоррекция негативного эмо(

ционального состояния без изменения вызвавшей

его ситуации;

❖ когнитивно фокусированная, связанная с оцен(

кой ситуации и ее переосмыслением;

❖проблемно фокусированная, направленная на дей(

ствия по изменению проблемной ситуации

(И.Н. Гурвич).

Тренинговые технологии доказали свою состоятель(

ность в работе с персоналом в различных отраслях

экономики и бизнеса (развитие персонала, командооб(

разование и др.). В образовательном процессе тренинг

используется как инструмент развития, профилактики,

коррекции, но преимущественно для работы с учащими(

ся, студентами, в то время как психологическое здоровье

самих педагогов нуждается в поддержке и сохранении.

Изменение эмоционального поведения педагога, по мне(

нию Е.С. Асмаковец, в реальном педагогическом процессе

возможно лишь в том случае, если меняется восприятие

и осознание им себя самого, своих жизненных ориентиров,

т.е. повышается уровень самоотношения [1].

Автор делает вывод о том, что у педагогов с низким

уровнем эмоциональной устойчивости формируется за_

щита, проявляющаяся в следующих симптомах: неадек(

ватное избирательное эмоциональное реагирование,

экономичное проявление эмоций и др.

Мы провели исследование группы педагогов по

методике «Исследование эмоционального выгорания»

В.В.Бойко и представили результаты входящей диагнос(

тики в таблице 1.

Исследование показало наличие у испытуемых сле(

дующих доминирующих симптомов СЭВ: переживание

психотравмирующих обстоятельств, неадекватное эмоцио_

нальное избирательное реагирование, расширение сферы эко_

номии эмоций, редукция профессиональных обязанностей,

эмоциональный дефицит, психосоматические и психовеге_

тативные нарушения.

Результаты исследования по «Шкале значимости

эмоций» (Додонов) представлены в сводной таблице 2.

СПО 6’2009 67

Таблица 1

1. Участница № 1 4 0 0 11 17 7 3 12 13 8 0 2

2. Участница № 2 27 5 15 10 5 2 23 25 20 10 5 20

3. Участница № 3 7 6 5 10 22 15 13 10 19 0 5 8

4. Участница № 4 0 0 0 0 0 10 0 2 0 10 0 2

5. Участница № 5 15 5 0 8 22 9 13 17 5 11 5 3

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, 4 3 5

возникающее при восприятии природы или музыки,

картин, стихов и других произведений искусства

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, 10 10 9

признательность, когда общаешься с людьми, которых

уважаешь и любишь, когда ощущаешь дружбу и

взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и

одобрение со стороны других людей

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, 3 1 2

азарт, острое ощущение в минуту борьбы, опасности

7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, 5 5 4

при знакомстве с поразительными научными

фактами. Радость и глубокое удовлетворение при

уяснении сути явлений, подтверждении твоих догадок

и предложений

6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается 9 9 10

сделать что(либо хорошее для дорогих тебе людей

5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое 6 8 8

самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом,

непринужденной обстановкой, безопасностью и

безмятежностью жизни

4. Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою 2 6 1

ценность или превосходство над соперниками, когда

тобой искренне восхищаются

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда 8 7 7

работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься

успешных результатов

2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении 1 4 3

новых вещей, предметов коллекционирования,

удовольствие от мысли, что скоро их станет еще

больше

1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, 7 2 6

появляющееся в незнакомой местности, обстановке




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.