Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание чувств




Ранг

Ш кола педагога

Диагностические данные позволяют предположить,

что у испытуемых существует прямая зависимость

между формирующимися симптомами и неудовлетво(

ренными ценностными ориентациями. Таким образом,

можем предположить, что выявленные симптомы СЭВ

являются следствием неудовлетворенных эмоциональ(

ных потребностей.

Все симптомы, выявленные у испытуемых, напря(

мую связаны с эмоциональной сферой личности. По(

этому мы выбрали арт(терапевтический тренинг как

инструмент коррекции имеющихся (сформировав(

шихся или доминирующих) симптомов СЭВ, а также

как инструмент профилактики развития других симп(

томов СЭВ педагогов.

Литература

1. Асмаковец Е.С. Взаимосвязь эмоциональной гиб(

кости учителя и синдрома «эмоционального выгорания»

учителя // Всерос. науч.(практ. конф. «Профессио(

нальное развитие педагога: проблемы и преспективы».

2007 //

http://www.pirao.ru/ru/news/detail.php?ID=703

2. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего

времени. Почему люди выгорают и что можно против

этого предпринять. Пер. с нем. СПб., 2008.

3. Колесникова М.Г., Резников М.А. Тренинг саморе(

гуляции в постдипломном образовании педагога //

Постдипломное образование: проблемы, опыт и пер(

спективы: Материалы IV Междунар. науч.(практ. конф.

СПб., 2004.

68 СПО 6’2009

Таблица 2

№ Участница № 5 Участница № 1 Участница № 3

п/п

Ш кола педагога

Младший школьный возраст – наиболее благо(

приятный период для становления такого компонента

самосознания, как самооценка, которая включает

оценку самого себя, своей деятельности, своего поло(

жения в коллективе, отношения к другим его членам.

От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит

и его отношение к самому себе. От уровня самооцен(

ки зависит активность личности, ее стремление к само(

воспитанию, ее участие в деятельности коллектива.

Самооценка формируется прежде всего под влия(

нием результатов учебной деятельности. Но оценивают

эти результаты всегда окружающие взрослые – учитель,

родители. Вот почему именно их оценка определяет са(

мооценку учащихся начальных классов. Способность

реагировать на себя с точки зрения других развивается

в общении со взрослыми и сверстниками, а также в кол(

лективной деятельности.

Как известно, различают адекватную (или реальную)

самооценку и неадекватную – завышенную или зани(

женную. Адекватная самооценка (или объективное от(

ражение собственной личности) ведет, как правило, к

самокритичности и требовательности к себе, формирует

уверенность в своих силах, определенный уровень

притязаний личности. Неадекватная самооценка может

привести к искажению уровня притязаний, к общей

конфликтности субъекта с окружающей действитель(

ностью. Попытки компенсации заниженной само(

оценки могут привести к аддиктивному поведению.

Исследователи, изучавшие отношение первоклассни(

ков к самим себе, отмечают, что самооценка большин(

ства детей, как правило, завышена. Отдельные попытки

адекватно воспринимать себя относятся лишь к прогно(

стической оценке (оценке своих возможностей перед

выполнением предстоящей деятельности) и появляют(

ся только к концу первого класса [1; 2]. Общая оценка

себя ребенком имеет тенденцию к завышению и харак(

теризуется относительной устойчивостью и независимос(

тью от обстоятельств [3; 4; 1].

Изучая динамику самооценки в начальных классах,

А.И. Липкина выявила, что первоначально дети не согла(

шаются с положением отстающих, которая закрепляет(

ся за ними в 1–2 классах, стремятся сохранить высокую

самооценку. Если им предложить оценить свою рабо(

ту, большинство оценит выполненное задание более вы(

соким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они

ориентируются не столько на достигнутое, сколько на

желаемое.

Нереализованная потребность выйти из числа от(

стающих, приобрести более высокий статус постепен(

но ослабевает. Количество отстающих в учении детей,

считающих себя еще более слабыми, чем они есть на са(

мом деле, возрастает почти в 3 раза от первого к пятому

классу. Самооценка, завышенная в начале обучения,

резко снижается.

Ближе к концу первого класса, как отмечает ряд ис(

следователей, многие дети начинают давать себе адекват(

ную оценку применительно к каким(либо конкретным

видам деятельности. Однако, как отмечает Е.З. Басина,

«существуют принципиальные различия между способ(

ностью более или менее адекватно оценивать себя в кон(

кретной деятельности при внешнем провоцировании

самооценки и склонностью осмысливать себя самостоя(

тельно, спонтанно, причем не в сфере конкретных заня(

тий, а в целом» [6].

Экспериментальное изучение самооценки на рубеже

старшего дошкольного и младшего школьного возра(

стов свидетельствует, что именно в этот период проис(

ходит качественный скачок в изменении отношения

ребенка к самому себе. Если самооценка дошкольника

целостна, т.е. ребенок выделяет себя как субъекта дея(

тельности и себя как личность, то самооценка младших

школьников уже более объективна, обоснованна, ре(

флексивна и дифференцированна.

Появление подлинной самооценки, т.е. устойчиво(

го, внеситуативного отношения к себе, Л.С. Выготский

связывает с кризисом семи лет. Он писал: «Ребенок до(

школьного возраста любит себя, но самолюбия как обоб(

щенного отношения к самому себе, которое остается

одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как

таковой, но обобщенных отношений к окружающим и

понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет.

Следовательно, к семи годам возникает ряд сложных об(

разований...» [7].

Однако, по мнению других исследователей, нельзя

считать, что до кризиса семи лет ребенок себя не осознает

и совсем не оценивает. Осознание носит недифференци(

рованный характер и отличается общими чертами: «я –

самый сильный», «я – самый умный» и т.д.

В.В. Давыдов отмечает большую роль в усвоении

знаний школьниками учебных действий контроля и

оценки, которые привлекают внимание школьников

к содержанию собственных действий, к рассмотрению

их оснований с точки зрения соответствия требуемому

задачей результату. Такое рассмотрение школьниками

оснований собственных действий, называемое рефлек(

сией, служит существенным условием правильности

их построения и изменения. Учебная деятельность и

отдельные ее компоненты (в частности, контроль и

оценка) осуществляются благодаря такому основопо(

лагающему качеству человеческого сознания, как ре(

флексия.

Таким образом, по заключению исследователей

учебной деятельности младших школьников, действия

контроля и оценки тесно связаны с появлением у де(

тей рефлексии, которая является новообразованием

младшего школьного возраста. Это позволяет говорить

об особом значении формирования предпосылок ре(

флексии в дошкольном детстве.

СПО 6’2009 69




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.