КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оперативные цели и задачи
1. Образовательные: ❖ систематическое усвоение социально(экологи( ческих знаний, умений и навыков как через спе( циальные экологические дисциплины, так и через содержание предметов избранной специальности; ❖овладение общетрудовыми и специальными уме( ниями, обеспечивающими взаимодействие с при( родной средой; ❖усвоение опыта исследовательской деятельности в процессе изучения социально(экологических проблем, обусловленных спецификой избранной профессии; ❖навыки проведения экологического мониторинга своей местности, территории предприятия и т.п., так или иначе связанных с профессией. 2. Воспитательные: ❖ воспитание качеств рачительного хозяина в по( вседневной жизни и деятельности: в образователь( ном процессе вуза, в досуговое время, в быту и т.д.; ❖соблюдение норм поведения в природе в ходе овла( дения профессией: в учебно(воспитательном процес( се, на производственной и учебной практиках и др.; ❖ воспитание уважительного отношения ко всему живому; 62 СПО 6’2009 В опросы воспитания ❖ воспитание свободной, независимой в своих суж( дениях личности, способной строить свои отноше( ния с окружающей средой на основе понимания ее целостности (Н.М. Мамедов); ❖ воспитание убежденности в необходимости по( вседневного соблюдения меры, норм и правил природопользования. 3. Развивающие: ❖развитие экологического мировоззрения на основе поступления новой информации об окружающей среде, о характере и последствиях взаимодействия общества с природой, обусловленных различными факторами; ❖ развитие способностей, обеспечивающих реше( ние возникающих оперативных задач социально( экологического характера; ❖развитие привычки экологически целесообразно( го поведения в различных условиях жизни и про( фессиональной деятельности. Обобщая представленные разноуровневые цели и за( дачи в системе профессионального образования, сле( дует еще раз привести мнение Н.М. Мамедова, который особо отмечал, что в условиях вузовского образования необходимо формировать знания, умения, навыки, не( обходимые для принятия таких решений в области про( фессиональной деятельности, которые не нарушают устойчивости социоэкосистем, содействуют сохранению природной среды, бережному отношению к ресурсам биосферы. Вместе с тем, несмотря на конкретизацию сформулированных от уровня к уровню целей, они про( должают оставаться общими для каждой отдельной про( фессии и специальностей внутри нее. Отсюда возникает необходимость уточнения целей социально(экологиче( ского образования в соответствии со спецификой про( фессиональных знаний и умений. Исходя из этого, по мнению Н.Ф. Талызиной, необходимо создавать прогно( стическую модель деятельности специалиста, на осно( ве которой затем строится модель его подготовки. Последняя включает в себя учебный план и разверну( тые программы отдельных предметов. Сформулированные нами цели социально(экологи( ческого образования студентов требуют для своей реа( лизации разработки соответствующего содержания образования, определения оптимального сочетания методов, средств и форм организации деятельности по его усвоению, необходимого диагностического инстру( ментария. Литература 1. Культура, экология, образование. М., 1996. 2. Талызина Н.Ф., Печенок Н.Г. Пути разработки про( филя специалиста. Саратов, 1987. 3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 4. Фролов И.Т. Философский словарь. М., 1991. 5. Шилова В.С. Социально(экологическое образова( ние школьников: теория и практика: Монография. М.; Белгород, 1999. Характерной тенденцией сегодня стало повышение внимания к воспитанию: российское общество все бо( лее осознает необходимость системной работы в сфере формирования личности в образовательном учрежде( нии. Воспитательная система Тольяттинского машино( строительного техникума прошла этап становления и сейчас находится на этапе развития. Задача педагоги( ческого коллектива – направить деятельность студента и освоение им окружающего мира в положительное кон( структивное русло через досуговую деятельность. Принципы работы досуговой деятельности: разум( ность, разнообразие, системность, опора на интересы студента, добровольное участие. Каждый год в техникум поступает более 700 чело( век. Это умные, энергичные, талантливые ребята, по( этому студенческая досуговая деятельность не может быть скучной по определению. Наш техникум – это маленький мир, разнообразный, яркий, удивительный и интригующий. Досуговая дея( тельность в нем охватывает все области и направления, которые могут заинтересовать активного молодого че( ловека. Жизнь техникума дает толчок к развитию лич( ности и творческого потенциала студента. С помощью чего можно добиться этого? Все очень просто: с помо( щью досуговой деятельности. У нас есть КВН, театраль( ная студия, интеллектуальный, шахматно(шашечный, туристический клубы. О спорте. Со спортом не надо дружить – спортом на( до заниматься. В этих словах есть доля истины. Спор( тивную форму необходимо поддерживать, особенно в том динамичном мире, в котором мы живем. У нас есть два спортивных зала, спортивная площадка, арендуется дорожка в плавательном бассейне «Олимп». Студентам предоставляется возможность заниматься в секциях фут( бола, легкой атлетики, волейбола, где они могут про( явить себя как в командных, так и в индивидуальных состязаниях. На областных соревнованиях, проводив( шихся в 2007/2008 учебном году, наши спортсмены за( няли первое место по мини(футболу, были вторыми в легкоатлетическом кроссе, настольном теннисе, в лыж( ных гонках. СПО 6’2009 63 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г.И. Сухова, зам. директора Тольяттинского машиностроительного техникума В опросы воспитания О КВН. Вот и добрались до наших веселых и на( ходчивых. Уж кого не надо пиарить, так это команду Тольяттинского машиностроительного техникума «Джентльмены» – ее знают все. Это самые остроумные, задорные ребята. Руководитель команды Ольга Иванов_ на Яковлева, капитан команды – Павел Панов. Команда КВН стала победителем ссузовской лиги КВН в 2007 г. Победили в четвертьфинале II дивизиона, где сумели обыграть именитые команды вузов Тольятти ТГУ и ТГУС. О техническом творчестве. Все большее развитие получает техническое творчество. В нашем учебном за( ведении опытные преподаватели и мастера производ( ственного обучения проводят занятия в технических кружках «Модельщик по дереву», «Юный слесарь», «Фо( то», «Моделист(конструктор», «Художественное моде( лирование», «Станочник», «Электротехник», «Юный шлифовщик», «Автомобилист», «Юный слесарь», «Ав( томеханик», «Программист», «Юный программист станков ЧПУ». О музее. В 1995 г. на базе техникума был создан му( зей. Работает поисковая группа студентов, усилиями ко( торой был собран богатейший материал о всех воинах, погибших в Чечне и Афганистане: документы, фотогра( фии, личные вещи. Регулярно проходят встречи с ро( дителями погибших ребят. Издана «Книга памяти», открыты мемориальные доски с именами всех выпуск( ников, погибших при выполнении воинского долга. Каждое 9 декабря проводится общегородской урок мужества: многочисленные встречи, тематические ве( чера и воспоминания вселяют веру в то, что память о погибших будет жить вечно в сердцах наших ребят, что только память и любовь сильнее смерти. О научном студенческом обществ е. В Тольяттинском машиностроительном техникуме каждому студенту предоставляется возможность испытать себя в научном творчестве. В сентябре 2007 г. в было создано научное студенческое общество (НСО). За 2007/2008 учебный год студенческим обществом проведена грандиозная работа: создано положение о научном обществе, определен состав совета НСО, распределены обязанности между его членами (в настоящее время состав НСО насчи( тывает 60 студентов), утверждены направления научно( исследовательской работы: профессиональная самоактуализация студентов ТМТ, формирование си( стемы менеджмента качества ТМТ, безопасность и эко( номичность, информационные технологии, экология и природопользование, применение математических ме( тодов и моделей в современном производстве, проблемы глобализации современного общества, прогрессивные технологии в современном производстве. Назначены руководители творческих групп студен( тов – это ведущие преподаватели техникума: С.Ю. Серед_ нева, С.В Клюнд, Н.Т. Шацких, Т.П. Петрова, М.В. Кравцова, А.В. Быковская, М.В Горожанкина, Р.А. Балабушко, И.И. Альмяшкина, В.П. Казакова. Были проведены за( нятия по овладению студентами методами научно(ис( следовательской работы, на основании чего получены сертификаты. Члены НСО удачно участвовали во Все( российской конференции «Наука – промышленности, сервису», проходящей ежегодно в Тольяттинском госу( дарственном университете сервиса. О самоуправлении. Ученическое самоуправление представлено в техникуме студенческим советом. Его деятельность регулируется положением об органе само( управления студентов. Особенностью нашего само( управления является отсутствие четкого распределения функций между его членами, т.е. нет однозначно опре( деленных комиссий или секторов, что позволяет всем членам студсовета в полной мере проявлять инициати( ву без привязки к своему отделу. Разработкой и прове( дением мероприятий занимается тот человек или группа, которым данный вид деятельности наиболее ин( тересен и в котором он наиболее компетентен. Такой способ работы продиктован особенностями современ( ных студентов, чьи интересы и возможности настоль( ко широки, что не могут ограничиваться рамками групп и комиссий. Изначально наш орган самоуправления включал в себя комиссии по культуре, по защите прав студентов, по образованию, по научно(исследователь( ской работе, по спорту, а также пресс(центр. В насто( ящее время суть деятельности осталась прежней, но персональный состав комиссий не определен четко. Ре( шения по всем вопросам принимаются коллегиально, ответственные за направления работы назначаются сра( зу без лишних заседаний. С переходом нашего студсо( вета на данную модель работы сократилось время между принятием решения и результатом деятельнос( ти, соответственно увеличилось общее число меропри( ятий и акций, проводимых органами самоуправления. Председатель студсовета и его заместители организуют общий ход работы и ведут документацию. За последние два года студенческий совет провел массу мероприятий по усилению эффективности и успешности учебы, ак( тивизации самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе, рассмотрел разного ро( да доклады, рекомендации в пределах своей компетент( ности. Студсовет участвовал в организации недели вежливости, рейдов по мастерским, участвовал в рабо( те стипендиальной комиссии, проведении интерактив( ного опроса «Индекс популярности», соревнования по игре «Street Ball», разработке отличительных значков и удостоверений для членов студсовета, проведении дня самоуправления. О наградах. По итогам соревнований среди групп группа победителей ежегодно награждается поездкой по городам России. Наши студенты посетили Санкт(Пе( тербург, Москву, Ярославль, Казань, Волгоград. Еже( годно 1 сентября подводятся итоги по номинациям «Ученик года», «Профессионал года», «Интеллектуал го( да», «Талант года», «Спортсмен года», «Лучшая группа года». 64 СПО 6’2009 В опросы воспитания Вопросы духовно(нравственного оздоровления общества становятся сегодня особенно актуальными и рассматриваются в качестве важнейших условий обес( печения национальной безопасности. Ядром этой безо( пасности выступают жизненно важные национальные интересы. Они основываются на национальном достоя( нии и национальных ценностях народов Российской Федерации и обеспечиваются возможностями эко( номики, социальной сферы, политической и военной организации государства, духовно(нравственным и интеллектуальным потенциалом российского общества. На протяжении многих лет складывалась ситуация, когда, с одной стороны, духовный иммунитет россий( ского общества значительно ослабевал, а с другой – количество источников духовных опасностей и угроз российскому обществу неуклонно возрастало. В выступлении митрополита Калужского и Боров( ского Климента на конференции «Нравственный по( тенциал общества и современная экономическая ситуация», прошедшей 20 января 2009 г. в храме Христа Спасителя, было отмечено: «Сегодня мы все становимся свидетелями того, как человеческие страсти и пороки, активно внедряемые в общественное сознание современ( ной либертарианской псевдокультурой, – алчность, корыстолюбие, стяжательство – усугубляют и без того тя( желое положение. Это ставит общество перед необходи( мостью осознания важной причинно(следственной связи: проблемы современной экономики, в сущности, имеют не материальные, а духовно(нравственные осно( вания, проистекающие из порочного состояния челове( ческой души» [1]. Существует два основных вида угроз духовности – внешние и внутренние. Многие из них способны в зна( чительной степени дестабилизировать функциониро( вание духовных ценностей нашего общества, личности и государства, а значительная часть как внешних, так и внутренних угроз носит ярко выраженный разруши( тельный характер. Внешние угрозы российскому обществу традиционно исходят от представителей других стран и народов, явно или скрытно пытающихся реализовать свои амбиции, специально разработанные программы по пропаганде и распространению значимого для них образа духовной жизни и мышления, а также духовных ценностей и ориентиров. Внешние угрозы направлены, как правило, не против всего содержания духовности общества и лич( ности, а на конкретные элементы и признаки. Внешние угрозы весьма скрытно осуществляются в отношении духовности этнических общностей для ос( лабления ориентации на единое государство и разжи( гания сепаратизма. Внутренние угрозы носят чрезвычайно разнообраз( ный характер. Сегодня многие российские СМИ про( должают быть основным инструментом психологичес( кой обработки людей в интересах немногих или отдель( ных индивидуумов, внедрения в общественное и индивидуальное сознание идей и установок, ценностей и ориентаций, несовместимых с потребностями и ин( тересами, чаяниями и надеждами каждой личности. Внушает серьезные опасения процесс коммерциализа( ции, который весьма существенным образом затронул книжный рынок России. Разрушительные процессы вторглись и в область духовного производства, которая связана с издательством газет и журналов. Многие российские издания сегодня акцентируют внимание чи( тателей на второстепенном, несущественном. Явно про( водится линия на превращение людей в пассивных потребителей информации, не желающих осмысливать те события, которые происходят как в стране, так и в мире. Миллионы людей превратились в объект мани( пуляции их сознанием. Ответ на это звучит в словах, сказанных Местоблюсти( телем Патриаршего престола митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом на Поместном соборе Русской православной церкви (Москва, 27–29 января 2009 г.): «После падения государственной богоборческой системы были созданы новые церковные издательства, во множестве возникли православные средства массовой информации. Все они приняли самое активное участие в просветительской и катехизаторской работе. Большими тиражами переиздавались Священное Писание, богослу( жебные, вероучительные и святоотеческие тексты. Ак( тивно выпускались книги церковно(исторического, научно(богословского, философского и религиозно( общественного характера. Массовой стала миссионер( ская и духовно(назидательная православная литература. Появились художественные произведения, которые ос( мысляют жизнь современного человека в свете православ( ного мировоззрения. В минувшие два десятилетия наша Церковь освоила новые формы проповеди, в том числе с использованием современных технологий. В этом отно( шении мы уже опережаем многих не только в православ( ном мире, но и вообще среди крупнейших религиозных сообществ. В частности, постоянно велась и ведется благовестническая работа через Интернет. Возникли и стабильно работают православные телеканалы и радио( станции, программы и рубрики на светском радио и телевидении. Отдельного упоминания заслуживает фун( даментальный научно(издательский проект "Право( славная энциклопедия", расширяющий свои рамки за счет пространства эфирных и электронных СМИ. Большая работа сегодня ведется для того, чтобы в общедоступных школах дети имели возможность позна( комиться с православной традицией. В последние го( ды РПЦ активно добивается внесения изменений в образовательную программу средних школ, что позво( СПО 6’2009 65 ИСТОРИКО_ДУХОВНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА – ЗАЛОГ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И.А. Старостина, ст. преподаватель Российского государственного социального университета Ш кола педагога лило бы приобщить молодое поколение на основе сво( бодного выбора детей и родителей к духовным, нрав( ственным и культурным ценностям православия. Церковь и школа призваны сотрудничать в деле духов( ного воспитания новых поколений. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Оте( честву, к его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей мере, чем преподавание практи( чески полезных знаний» [2]. В новых материалах на сайте Федерального государ( ственного образовательного стандарта от 18.12.2008 г. читаем: «Особое внимание в образовательных стандартах уделяется духовно(нравственному воспитанию школь( ников. Решение этой задачи возможно только в резуль( тате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Для реализации данного направления в рамках разработки стандартов под руководством президента РАО создана рабочая группа Российской академии образования из предста( вителей традиционных религиозных конфессий России по вопросам духовно(нравственного воспитания при президиуме Российской академии образования» [3]. Будем ждать решений и не забывать, что «православ( ная культура – бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой исток, без которого у Рос( сии нет и не может быть будущего» [4]. Литература 1. Доклад митрополита Калужского и Боровского Кли( мента на конференции «Нравственный потенциал обще( ства и современная экономическая ситуация» 20 января 2009 г. //pda.patriarchia.ru/db/text/527546.html 2. Доклад Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирил( ла на Поместном соборе Русской православной церк( ви (Москва, 27–29 января 2009 г.) //www.patriarchia.ru 3. Духовно(нравственное воспитание школьников. 18.12.2008. Сайт Федерального государственного обра( зовательного стандарта //standart.edu.ru 4. Духовно(нравственная культура в школе: Учеб.( метод. пособие / Под ред. иеромонаха Киприана (Ященко). М., 2007. Актуальность проблемы психологического здоровья педагогов очевидна, так как они испытывают колоссаль( ные эмоциональные, интеллектуальные, физические на( грузки и, кроме того, вынуждены подолгу работать за компьютером, что приводит к переутомлению, наруше( ниям сна и деятельности сердечно(сосудистой систе( мы – симптомам, указывающим на наличие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). М. Грабе в книге «Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают, и что можно против этого предпринять» пишет, что по статистике страдающие от синдрома выгорания педагоги составля( ют 30% от общего числа выгоревших других профессий. Выгорание, по мнению М. Грабе, наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени от( дает слишком много энергии и практически не воспол( няет ее [2]. В 1974 г. американский психиатр Х.Дж. Фрейденбер_ гер ввел термин «эмоциональное выгорание» для характе( ристики психологического состояния здоровых людей, оказывающих клиентам, пациентам профессиональную помощь при интенсивном и тесном общении с ними в эмоционально насыщенной атмосфере. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Сегодня существуют следующие определения син( дрома эмоционального выгорания: ❖долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных про( фессиональных стрессов; ❖процесс постепенной утраты эмоциональной, ког( нитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного исто( щения, физического утомления, личной отстранен( ности и снижения удовлетворения исполнением работы. Как показывает практика, проявления СЭВ беспо( коят и самих педагогов, и руководителей образователь( ных учреждений, так как эмоциональное (психическое) выгорание педагога приводит к тяжелым последствиям: нарушение социальных связей, потеря здоровья, уход из профессии, зависимое поведение и др. По мнению многих авторов (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Мар_ 66 СПО 6’2009 СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ:
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |