Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младшего школьника




САМООЦЕНКА КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

А.Т. Фатуллаева

Ш кола педагога

По данным исследователей (А.В. Захаров, А.И. Липки_

на и др.), основными факторами, от которых зависит ста(

новление самооценки младших школьников, являются:

❖ школьная оценка;

❖ чувство компетентности;

❖ оценка своих достижений;

❖ особенности общения учителя с учащимися;

❖ стиль домашнего воспитания;

❖ появление и влияние рефлексий.

Большое влияние на развитие самооценки оказывает

школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на

оценку учителя, дети сами считают себя и своих свер(

стников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя

представителей каждой группы соответствующими ка(

чествами. Оценка успеваемости в младших классах, по

существу, является оценкой личности в целом и опре(

деляет социальный статус ребенка [8].

В этом возрасте идет интенсивный процесс фор(

мирования учебной деятельности как ведущей. Ее ор(

ганизация, обеспечивающая овладение обобщенными

способами действий, несет в себе большие возможности

для развития таких оснований самооценки, как ориента(

ция на предмет деятельности и способы его преобразова(

ния. Сформированная ориентация на способы действия

создает новый уровень отношения учащегося к самому

себе как субъекту деятельности, способствует становле(

нию самооценки как достаточно надежного механизма

саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на спо(

соб действия, присущи исследовательский тип само(

оценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих

возможностей.

Дети, которые испытывают значительные затрудне(

ния в усвоении программного материала, получают чаще

всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школь(

ник становится на каком(то этапе учения, когда обна(

руживается определенное расхождение между тем, что

от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить.

На начальном этапе отставания расхождение это недоста(

точно осознается, а главное, не принимается школьни(

ком: большинство неуспевающих детей первых и вторых

классов переоценивают результаты своей учебной дея(

тельности. К пятому классу уже выявляется значитель(

ный контингент отстающих детей с пониженной само(

оценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс

тенденцию неуспевающих учеников к недооценке сво(

их и так весьма ограниченных успехов.

Уровень притязаний складывается под влиянием успе(

хов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот, кто

часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наобо(

рот, успех в предшествующей деятельности предраспо(

лагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание

в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над

успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками

их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у них

неуверенности в себе и чувства неполноценности. Куль(

тивированию этой низкой самооценки у неуспевающих

способствуют также еще более низкие, чем оценки учи(

теля, сооценки учеников по классу, которые переносят

неуспехи отстающих детей в учении на все другие сфе(

ры их деятельности и личности.

Экспериментальное изучение уровня самооценки

учащихся первых и вторых классов с разным уровнем

готовности к школьному обучению (Е.В. Зинько) выяви(

ло, что отношение ребенка к самому себе связано с ус(

пешностью обучения в школе.

Литература

1. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

2. Тагиев В.М., Слуцкий В.М. Особенности психоло(

гического развития. М., 1988.

3. Валлон А.В. Психическое развитие ребенка. М.,

1967.

4. Кулинич Г.С. Николина В.В. Географические игры //

География в школе. 1991. № 1.

5. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

6. Басина Е.З. Становление самооценки и образа «Я».

Особенности психического развития детей 6–7(летнего

возраста. М., 1988.

7. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации

детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2.

8. Захарова А.В. Что такое самооценка // Семья и

школа. 1979. № 8.

Впервые понятие «педагогическое общение» упо(

требил А.Н. Леонтьев и определил его как общение

учителя (педагогического коллектива) со школьни(

ками, которое создает наилучшие условия для разви(

тия мотивации и творческого характера учебной

деятельности, обеспечивает благоприятный психоло(

гический климат обучения, в частности, препятствует

возникновению психологического барьера, облегчает

управление социально(психологическими процесса(

ми в детском коллективе и позволяет максимально ис(

пользовать в учебном процессе личные особенности

учителя [3, с. 13].

В настоящее время проблема педагогического обще(

ния активно разрабатывается педагогами, психологами,

культурологами, социологами, лингвистами. Ей уделя(

ли значительное внимание Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев,

А.А. Бодалев, Р.М. Фатыхова, В.А. Кан_Калик, Ю.А. Еме_

льянов и др.

70 СПО 6’2009




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.