КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Младшего школьника
САМООЦЕНКА КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ А.Т. Фатуллаева Ш кола педагога По данным исследователей (А.В. Захаров, А.И. Липки_ на и др.), основными факторами, от которых зависит ста( новление самооценки младших школьников, являются: ❖ школьная оценка; ❖ чувство компетентности; ❖ оценка своих достижений; ❖ особенности общения учителя с учащимися; ❖ стиль домашнего воспитания; ❖ появление и влияние рефлексий. Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих свер( стников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими ка( чествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и опре( деляет социальный статус ребенка [8]. В этом возрасте идет интенсивный процесс фор( мирования учебной деятельности как ведущей. Ее ор( ганизация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориента( ция на предмет деятельности и способы его преобразова( ния. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становле( нию самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на спо( соб действия, присущи исследовательский тип само( оценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей. Дети, которые испытывают значительные затрудне( ния в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школь( ник становится на каком(то этапе учения, когда обна( руживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недоста( точно осознается, а главное, не принимается школьни( ком: большинство неуспевающих детей первых и вторых классов переоценивают результаты своей учебной дея( тельности. К пятому классу уже выявляется значитель( ный контингент отстающих детей с пониженной само( оценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке сво( их и так весьма ограниченных успехов. Уровень притязаний складывается под влиянием успе( хов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот, кто часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наобо( рот, успех в предшествующей деятельности предраспо( лагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Куль( тивированию этой низкой самооценки у неуспевающих способствуют также еще более низкие, чем оценки учи( теля, сооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сфе( ры их деятельности и личности. Экспериментальное изучение уровня самооценки учащихся первых и вторых классов с разным уровнем готовности к школьному обучению (Е.В. Зинько) выяви( ло, что отношение ребенка к самому себе связано с ус( пешностью обучения в школе. Литература 1. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 2. Тагиев В.М., Слуцкий В.М. Особенности психоло( гического развития. М., 1988. 3. Валлон А.В. Психическое развитие ребенка. М., 1967. 4. Кулинич Г.С. Николина В.В. Географические игры // География в школе. 1991. № 1. 5. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. 6. Басина Е.З. Становление самооценки и образа «Я». Особенности психического развития детей 6–7(летнего возраста. М., 1988. 7. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. 8. Захарова А.В. Что такое самооценка // Семья и школа. 1979. № 8. Впервые понятие «педагогическое общение» упо( требил А.Н. Леонтьев и определил его как общение учителя (педагогического коллектива) со школьни( ками, которое создает наилучшие условия для разви( тия мотивации и творческого характера учебной деятельности, обеспечивает благоприятный психоло( гический климат обучения, в частности, препятствует возникновению психологического барьера, облегчает управление социально(психологическими процесса( ми в детском коллективе и позволяет максимально ис( пользовать в учебном процессе личные особенности учителя [3, с. 13]. В настоящее время проблема педагогического обще( ния активно разрабатывается педагогами, психологами, культурологами, социологами, лингвистами. Ей уделя( ли значительное внимание Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.А. Бодалев, Р.М. Фатыхова, В.А. Кан_Калик, Ю.А. Еме_ льянов и др. 70 СПО 6’2009
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |