Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ницше как предтеча лингвистического поворота (ошибочное понимание)




Витгенштейн и ницшеанская критика языка: от антимодернизма к двум различным стратегиям в философии, или философия с текстуальностью и без

 

 

[346] Идея сблизить Витгенштейна и Ницше может шокировать многих читателей, привыкших к аналитическому методу, нашедшему свое выражение в «Логико-философском трактате», который иногда называют «библией позитивизма». Стили мышления этих двух философов кажутся настолько далекими друг от друга, что только редкий читатель (Артур Данто — исключение[506]) может обнаружить у них сходные черты. Может показаться, что чтение одной мысли в свете другой чревато смешением двух традиций, или двух типов дискурса. Однако есть несколько причин, побуждающих сравнить их взгляды, особенно на этой конференции[507].

Я собираюсь остановиться на трех следующих вопросах:

1) антимодернизм Ницше и Витгенштейна и их отношение к европейской культуре;

2) критика Ницше и Витгенштейном философских и языковых фикций;

3) задача философа как врачевателя цивилизации.

Мой подход к этим трем вопросам связывает воедино Культуру, Волю и Язык. Я пытаюсь показать, что Витгенштейн близок к Ницше в целом ряде идей, но что они расходятся в отношении концепции Dichtung'a (поэтического творчества). Причиной этого расхождения является исчезновение текстуальности в философии.

 

[347] На первый взгляд, ницшевская критика языка может рассматриваться как предвестник так называемого лингвистического поворота. Его разгромная критика субъекта «я», в частности, через критику Cogito Декарта, без сомнения, является началом критического направления Sprachkritik, критики языка, обращенной против метафизического использования языка; это — направление, к которому примыкает и Карнап в своей ранней работе «Logischer Aufbau der Welt» [«Логическое строение мира»].

В «Aufbau» мы находим три ссылки на работы Ницше, говоря точнее, на «Волю к власти»: § 65 «Данное не имеет субъекта», § 67 «Элементарные опыты», § 163 «Проблема самости [self]». В этих отрывках «Воля к власти» (§ 276, 304, 309, 367) цитируется примерно одним и тем же образом. Ясно, что Карнап разделял ницшевскую критику понятия Cogito Декарта. Ницше, таким образом, оказывается в одной компании с Эрнстом Махом, Морицом Шликом и Бертраном Расселом, представая в качестве одного из ранних сторонников логической реконструкции эгоцентрированного базиса, поддерживающего все униформное здание науки. Но поместить Ницше в эту компанию — значит причислить его к сторонникам вполне определенной культурной идеи; конструктивистский проект сам по себе уже подразумевает такую идею, солидаризирующуюся с идеей научного прогресса и роста эмпирического знания. Таким образом, на карту здесь ставится определенная идея Европы, и Ницше рассматривается как мыслитель, внесший в эту идею определенный вклад.

В предисловии к первому изданию «Aufbau» (Берлин, 1928) эта идея описывается как конструктивистская, в соответствии с общим конструктивистским духом, царившим в Вене 1920-х годов. Архитектура и все виды искусства, нацеленные на реализацию Формы, превозносились как лучшая парадигма для философии, ставившей себе задачу создания архитектуры символов для всех концептов и высказываний из самых разных областей эмпирической науки.

Карнап писал:

[348] Мы считаем, что имеется внутреннее родство между подходом, на котором основывается наша философская работа, и интеллектуальным подходом, который сейчас выражает себя в различных сферах жизни. Мы чувствуем эту ориентацию в художественных течениях, особенно в архитектуре, и в направлениях, пытающихся найти значимые формы в личной и общественной жизни, в образовании, во внешней организации вообще. Мы чувствуем во всем, что нас окружает, одну и ту же основную ориентацию, один и тот же стиль мышления и действия. Именно внутри этой ориентации выявляются существующие между людьми связи...

Если мы примем во внимание воинственность этих слов, полемический размах программы, то будет трудно не признать, что автор ее отводит для Ницше место на том же позитивистском корабле, уже готовом пуститься в дальнее плавание. Реакцией на это самого Ницше был бы, вероятно, яростный протест.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.