КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перманентная избирательная реформа и возвращение прописки 1 страница
2008 – 2011 ИЗМЕНЕНИЯ ПАРТИЙНОГО И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ МЕДВЕДЕВЕ
9 октября 2008 г. Законодательное Собрание Пермского края внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов», предусматривающий отмену избирательного залога. 5 ноября президент России Д.Медведев в своем послании ФС заявил о необходимости такой меры: «Использование денежного залога на выборах всех уровней должно быть отменено. Участвовать в выборах или нет – должны решать не деньги, а мнение людей, репутация партии и доверие избирателей к её программе» http://президент.рф/transcripts/1968. В результате, упомянутый закон был принят ГД 23 января 2009 года, одобрен СФ 28 января и подписан президентом 9 февраля 2009 г. (№3-ФЗ). Следствием этого стали многочисленные отказы в регистрации на выборах разных уровней оппозиционным кандидатам и спискам партий из-за якобы недостоверных и недействительных подписей.
В том же послании ФС президент рассказал еще о нескольких новациях, которые позже были приняты в качестве законов. В частности, 1-2 мандата для партий, не преодолевших, по официальным данным, 7%-ный барьер и освобождение их от сбора подписей на выборах всех уровней, гарантии освещения в государственных СМИ деятельности парламентских партий, предложение президенту кандидатур на должности глав субъектов РФ партией, список которой получил, по официальным данным, наибольшее число голосов на выборах в региональный парламент, снижение количества подписей, необходимого для регистрации списка партии на выборах в ГД, освобождение от сбора подписей партий, имеющих фракции в более чем трети региональных парламентов, снижение количества членов, минимально необходимых для регистрации партии. Также президент предложил формировать Совет Федерации исключительно из депутатов региональных и городских парламентов соответствующих регионов и отменить 10-летний «ценз оседлости» для кандидатов в члены СФ. Значительная часть этих новаций является формальностью, т.к. самим институтом сбора подписей власти часто пользуются как удобной возможностью снять с выборов неугодных кандидатов или партии, фракций в трети региональных парламентов нет ни у кого, кроме парламентских партий, а они уже и так освобождены от сбора подписей. Снижение минимально необходимого количества членов партии с 50 до 45 тысяч и позже до 40 тысяч не играет никакой роли. Как и право партии, список которой, по официальным данным, победил на региональных выборах, предлагать президенту кандидатуры глав регионов.
Там же Медведев заявил о необходимости внесения изменений в Конституцию, в частности, увеличения сроков полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно, а также обязанности правительства России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности.
11 ноября 2008 г. президент России Д.Медведев внес в Госдуму законопроект о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». Согласно законопроекту, срок полномочий президента увеличивался с 4 до 6 лет, Госдумы – с 4 до 5 лет. Закон был одобрен ГД 21 ноября 2008 г., одобрен Советом Федерации 26 ноября. Для внесения поправок в Конституцию необходима была также их поддержка не менее 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ. 18 декабря было получено одобрение всех 83 региональных парламентов, и 22 декабря Совет Федерации принял постановление «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». Закон о поправке к Конституции был направлен на подпись президенту, который и подписал его 30 декабря 2008 г. (№6-ФКЗ).
В связи с внесением данных изменений в Конституцию России было необходимо привести законодательство в соответствие с ней. Поэтому 25 апреля 2009 г. президент внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Закон был принят ГД 26 июня 2009 г., одобрен Советом Федерации 7 июля и подписан президентом 19 июля 2009 г. (№196-ФЗ).
Одновременно (11 ноября 2008 г.) президент внес в Госдуму еще один закон о поправке к Конституции – «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». Законопроект предусматривал ежегодные отчеты правительства перед Госдумой и был одобрен Госдумой 21 ноября 2008 г., одобрен Советом Федерации 26 ноября. 18 декабря закон о поправке к Конституции поддержали все 83 региональных парламента. 22 декабря Совет Федерации принял постановление «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». Закон о поправке к Конституции был направлен на подпись президенту, который и подписал его 30 декабря 2008 г. (№7-ФКЗ).
Также 11 ноября 2008 г. президент внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»», направленный на реализацию поправки к Конституции о ежегодных отчетах правительства перед ГД. Закон был одобрен Госдумой 17 декабря 2008 г., одобрен Советом Федерации 22 декабря и подписан президентом 30 декабря 2008 г. (№8-ФКЗ).
9 декабря 2008 г. президент России Д.Медведев внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Теперь членом СФ может быть только депутат регионального либо городского парламента, расположенного на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом СФ. Также законом исключается требование к кандидату в члены СФ проживать не менее 10 лет в совокупности на территории данного региона.
Кроме того, была изложена в новой редакции часть вторая статьи 4 закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В частности, полномочия сенатора может досрочно прекратить избравший (назначивший) его орган государственной власти субъекта РФ и для этого более не требуется представление спикера Совета Федерации. Согласно новой редакции части 4 статьи 4, орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение о досрочном прекращении полномочий сенатора, телеграммой уведомляет Совет Федерации о своем решении. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 2011 г. Но член Совета Федерации, избранный (назначенный) до дня его вступления в силу, осуществляет свои полномочия после вступления в силу этого закона до избрания (назначения) нового члена СФ – представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Закон был принят Госдумой 28 января 2009 г., одобрен Советом Федерации 4 февраля и подписан президентом 14 февраля 2009 г. (№21-ФЗ).
20 декабря 2008 г. президент России Д.Медведев внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «О политических партиях»». Законопроект предоставлял партии, список кандидатов которой получил, по официальным данным, наибольшее число голосов избирателей на выборах в региональный парламент, право предлагать президенту кандидатуры на должность главы данного субъекта РФ. Такая партия вправе предложить президенту не менее 3 кандидатур. Партия вносит свои предложения президенту после консультаций с ним и не позднее, чем за 90 дней до истечения срока полномочий главы региона. Президент не более 30 дней рассматривает предложения и если он не поддержал ни одно из них, партия вправе повторно предложить ему 3 кандидатуры на должность главы региона, которые ранее не рассматривались главой государства. Если президент повторно не поддержал ни одну из предложенных кандидатур, он проводит консультации с этой партией и региональным парламентом. С учетом консультаций эта партия может предложить президенту не менее 3 кандидатур, которые ранее не рассматривались им. Закон был принят Госдумой 20 марта 2009 г., одобрен Советом Федерации 25 марта и подписан президентом 5 апреля 2009 г. (№41-ФЗ).
5 февраля 2009 г. президент внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий», предусматривающий снижение количества членов, минимально необходимого для регистрации партии. На момент принятия этих изменений закон о партиях требовал наличия в ней не менее 50 тысяч членов, при этом более, чем в половине субъектов РФ партия должна была иметь региональные отделения (РО) с численностью не менее 500 членов в каждом, в остальных РО – не менее 250 членов в каждом. Изменения, внесенные президентом, снижали эти цифры: с 1 января 2010 года до 1 января 2012 г. – соответственно: 45 тысяч в партии, по 450 человек в каждом РО в большинстве регионов, по 200 человек в каждом из остальных РО. С 1 января 2012 года – 40 тысяч в партии, по 400 человек в каждом РО в большинстве регионов, по 150 человек в каждом из остальных РО. Закон был принят ГД 15 апреля 2009 г., одобрен Советом Федерации 22 апреля и подписан президентом 28 апреля 2009 г. (№75-ФЗ).
25 февраля 2009 г. Д.Медведев внес в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому партии, не преодолевшие 7%-ный барьер на парламентских выборах, но набравшие от 5 до 6% голосов, получают 1 депутатский мандат, а набравшие от 6 до 7% голосов – 2 мандата. Законопроект был принят Госдумой 24 апреля 2009 г., одобрен Советом Федерации 29 апреля и подписан президентом 12 мая 2009 г. (№94-ФЗ). Этим же законом партии, получившие 1 или 2 мандата, освобождаются от сбора подписей на выборах всех уровней наравне с имеющими фракции в ГД.
28 февраля 2009 г. президент внес в Госдуму законопроект «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», в соответствии с которым всем партиям, имеющим фракцию либо 1-2 мандата в ГД (далее – парламентским партиям), гарантировалось право на освещение их деятельности на государственных ТВ и радио. Законопроектом, в частности, предусматривалось «распространение информации о деятельности каждой парламентской партии в равном объеме», «публичность государственного контроля за освещением деятельности парламентских партий», «творческая независимость и профессиональная самостоятельность редакций государственных общедоступных телеканалов или радиоканалов при освещении деятельности парламентских партий, включая самостоятельное определение оснований, форм и способов такого освещения», «всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности парламентских партий». Освещение деятельности парламентских партий на ТВ и радио предусматривало размещение информации о деятельности:
«1) парламентской партии, ее руководящих и иных органов, региональных отделений и иных структурных подразделений парламентской партии;
2) членов руководящих органов парламентской партии, членов руководящих органов региональных отделений парламентской партии;
3) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
4) депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, являющихся членами фракций парламентских партий, а также депутатов указанных органов - членов парламентских партий;
5) депутатов представительных органов муниципальных образований, являющихся членами депутатских объединений (фракций) парламентских партий, а также депутатов указанных органов - членов парламентских партий;
6) фракций парламентских партий в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, фракций парламентских партий в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатских объединений (фракций) парламентских партий в представительных органах муниципальных образований» (статья 4 пункт 2 закона).
Контроль за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными ТВ и радио осуществляет Центризбирком РФ при участии парламентских партий, Россвязькомнадзора, Общественной палаты РФ, а также ВГТРК. Для установления результатов учета объема эфирного времени, которое тратится каждый месяц на освещение деятельности парламентских партий, ЦИК создает рабочую группу, в которую входят 2 члена ЦИК, по 2 представителя от каждой парламентской партии, от Общественной палаты РФ, от Россвязькомнадзора и от ВГТРК. Деятельностью рабочей группы руководит член Центризбиркома. Порядок ее деятельности также утверждается ЦИК. Закон был принят Госдумой 24 апреля 2009 г., одобрен Советом Федерации 29 апреля и подписан президентом 12 мая 2009 г. (№95-ФЗ).
28 февраля 2009 г. президент внес в ГД законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления», согласно которому партии, получившие мандаты не менее чем в трети региональных парламентов, освобождаются от сбора подписей на выборах всех уровней. Т.е. приравниваются в этой части к парламентским. Закон был принят ГД 22 мая 2009 г., одобрен Советом Федерации 27 мая и подписан президентом 3 июня 2009 г. (№108-ФЗ). Этим же законом количество подписей, необходимых для регистрации списка партии на выборах в ГД шестого созыва (выборы 4 декабря 2011 г.), было снижено с 200 тысяч до 150 тысяч, а для регистрации на выборах в ГД следующих созывов – до 120 тысяч.
22 января 2010 г. Д.Медведев внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому партии, набравшие на выборах в региональные парламенты от 5 до 7% голосов, получают 1 мандат. Все партии, списки которых были допущены к распределению мандатов и спискам которых были переданы мандаты по результатам прошлых выборов в данный региональный парламент, освобождаются от сбора подписей на следующих выборах в него. Закон был принят Госдумой 9 апреля 2010 г., одобрен Советом Федерации 14 апреля и подписан президентом 22 апреля 2010 г. (№63-ФЗ).
24 февраля 2010 г. президент внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности», предусматривающий, что один депутат, получивший мандат, т.к. его партия набрала на региональных выборах от 5 до 7% голосов, не может входить ни в одну фракцию и может быть членом лишь той партии, от которой избрался. Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то депутату от партии, списку которой передан 1 мандат, а также, как минимум, одному депутату из каждой фракции, должно быть предоставлено право осуществлять свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Закон был принят ГД 14 мая 2010 г., одобрен Советом Федерации 26 мая и подписан президентом 4 июня 2010 г. (№118-ФЗ).
11 марта 2010 г. президент России Д.Медведев внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О политических партиях»», в котором были прописаны основные положения, устанавливающие гарантии равенства партий, представленных в региональных парламентах, при освещении их деятельности государственными ТВ и радио субъектов РФ. Для этих целей предлагалось определить один государственный телеканал и одну государственную радиостанцию в каждом из регионов. Гарантии равенства должен устанавливать закон субъекта РФ, принятый в соответствии с федеральным законом «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами». Во внесенном президентом законопроекте предусматривалось, что контроль за обеспечением гарантий равенства партий, представленных в региональных парламентах, осуществляют избиркомы регионов. Закон «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О политических партиях»» был принят ГД 16 апреля 2010 г., одобрен Советом Федерации 28 апреля и подписан президентом 6 мая 2010 г. (№80-ФЗ).
22 марта 2010 г. президент внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»», согласно которому партии, не представленные в ГД (не имеющие в ней ни фракции, ни даже 1-2 мандатов), получили право не менее раза в год участвовать в заседании ГД. Партии, не представленные в региональном парламенте, получили право участия не менее раза в год в его заседании. Закон был принят Госдумой 14 мая 2010 г., одобрен Советом Федерации 26 мая и подписан президентом 4 июня 2010 г. (№116-ФЗ).
28 апреля 2010 г. группа депутатов: Михаил Емельянов (СР) (позже отозвал свою подпись, вместо него подписал Игорь Касьянов из той же фракции), Сергей Марков (ЕР) и Павел Тараканов (ЛДПР) внесла в ГД законопроект, ужесточающий правила проведения акций. В частности, предусматривалось запрещение подавать заявки на проведение митингов, пикетов и т.д. лицам, оштрафованным по ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях за участие в несанкционированной акции. Запрет предполагался на срок административного наказания, т.е. на год. В результате получалось поражение в правах, хотя и временное, и двойное наказание: люди уже были оштрафованы за несанкционированную акцию, а их за нее же лишают права вообще подавать заявки на проведение каких бы то ни было акций в течение года. Учитывая, что многие лидеры и представители оппозиции были оштрафованы по данной статье неоднократно, принятие такого закона сильно ударило бы по тем, кто формально является организаторами акций протеста, т.е. подает заявки сам. Например, это коснулось бы «Стратегии-31». А также малочисленных общественных движений, в которых заявки подают одни и те же люди и некем было бы заменить тех, кому запретили бы. Крупных партий это коснулось бы в меньшей степени, но и количество их активистов не безгранично. Запрет был прописан и для организаций, но, как правило, заявки подаются физическими лицами. Также предусматривался запрет на распространение информации о месте и времени проведения акции до тех пор, пока она не согласована. Таким образом, оппозиция была бы лишена возможности заранее сообщить людям о готовящемся мероприятии: власти могли согласовать акцию накануне и партия или движение не успели бы проинформировать людей, в результате о готовящейся акции мало кто узнал бы и пришли бы лишь активисты. Примечательно, что вносившие поправки депутаты сами не скрывали, что эти меры направлены именно против протестующих. В частности, С.Марков говорил: «Сейчас можно агитировать с момента подачи заявки, мы предлагаем сохранить эту норму, но прописать, что нельзя использовать в агитации место проведения акции. А то потом власти отказывают, а организаторы говорят, что мы уже всех оповестили и люди все равно придут», — объясняет Марков» http://www.gazeta.ru/politics/2010/04/29_a_3359815.shtml. Про запрет год подавать заявку оштрафованным Марков сказал: «А то его подвергли штрафу за нарушение закона на митинге и он снова идет и подает заявку!» http://www.gzt.ru/topnews/politics/-deputaty-brosayut-omon-protiv-avtomobilistov-s-/303705.html.
Кроме того, предлагалось удлинить минимальный срок подачи заявки на пикет: минимум за 3 рабочих дня, тогда как по действовавшему законодательству – календарных. Т.к. заявку на митинг нужно подавать как минимум за 10 дней, оппозиция часто использует пикеты для оперативного реагирования на происходящие события. Такое нововведение лишило бы ее и этой возможности.
Законопроект предусматривал и ужесточение проведения акций с использованием автомобилей. В частности, прописывалась необходимость согласовывать такие акции, т.е. чиновники могли бы использовать это для их запрещения. Порядок проведения акций на дорогах отдавали на усмотрение органа исполнительной власти субъекта РФ. Во многом законопроект был направлен против автомобилистов, в частности, «Общества синих ведерок», активно выступающего против мигалок на машинах депутатов и чиновников. Закон был принят ГД 22 октября 2010 г., одобрен Советом Федерации 27 октября 2010 г.
6 ноября 2010 г. президент Медведев наложил вето на упомянутый закон. Он мотивировал свое решение тем, что закон «содержит положения, затрудняющие свободную реализацию конституционного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования» (цит. по: http://президент.рф/документы/9435). Вместе с тем, президент отметил: «отклонение Федерального закона не означает, что в настоящее время законодательством Российской Федерации урегулированы все вопросы, касающиеся порядка организации и проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры. Федеральный закон может быть доработан с учётом изложенных замечаний» (там же). Из переработанного текста закона исчезли все ограничения, кроме требования согласовывать акции с использованием автомобилей. Порядок проведения акций на дорогах должен быть прописан в законе субъекта РФ. Минимальный срок подачи заявки на пикет был оставлен 3 дня, но в случае, если она подана в воскресенье или нерабочий праздничный день, – 4 дня. Именно в таком виде закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и был принят ГД 26 ноября 2010 г., одобрен СФ 1 декабря и подписан президентом 8 декабря 2010 г. (№344-ФЗ).
14 декабря 2010 г. президент России Д.Медведев внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов». Согласно ему, не менее половины депутатов представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов избираются по спискам партий. Закон субъекта РФ может предусматривать заградительный барьер, но не более 5%. «При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании». На выборах в органы местного самоуправления муниципального образования кандидат, список кандидатов, выдвинутые политической партией, прошедшей на предыдущих выборах в муниципальный парламент, регистрируются без сбора подписей. Условия применения типов избирательных систем в иных муниципальных образованиях определяются законом субъекта РФ в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Закон был принят Госдумой 11 марта 2011 г., одобрен Советом Федерации 16 марта и подписан президентом 20 марта 2011 г. (№38-ФЗ).
СЦИЛЛА
Стенограмма XXI Круглого стола Центра «Панорама» (Москва, Независимый пресс-центр, 21 марта 2013 г.) Список участников:
Таисия Бекбулатова, корреспондент газеты «КоммерсантЪ»
Григорий Белонучкин, сотрудник Центра «Панорама»
Андрей Бузин, сопредседатель Межрегионального объединения избирателей
Мари Жего, корреспондент газеты Le Monde
Пётр Иванчиков, аналитик партии Яблоко
Константин Катанян, главный редактор газеты «Право каждого»
Марина Курганская, корреспондент издания kasparov.ru
Борис Надеждин, президент Института региональных проектов и законодательства
Владимир Прибыловский, президент Центра «Панорама»
Олег Савельев, Левада-Центр
Андрей Филатов, независимый журналист
Г.Белонучкин: Мы сегодня проводим XXI круглый стол, начиная с 4 ноября 2003 года. Причём первый мы проводили вовсе не в честь Дня народного единства: тогда его ещё не объявили, просто так совпало.
Последний раз мы встречались в апреле 2012 года и обсуждали тему «Планы и прогнозы на 6 (?) лет». Голоса разделились 50 на 50. Одни говорили, что 6 лет путинского срока неизбежно пройдут без всяких сложностей. То есть никакого сомнения, что 6, а может и 12. Другие говорили, что система в таком виде существовать не может, и перемены грядут. Это говорило, в частности, «Яблоко» в лице Галины Михалёвой. А сегодняшнюю тему мы так странно сформулировали по причине... А, секундочку!
Н.Яковлева: Дорогие коллеги, добрый день! Я вас рада приветствовать в Независимом пресс-центре.
Сегодня мы проводим круглый стол, который организовывает информационно-исследовательский центр «Панорама», и тема его – «Перманентная избирательная реформа и возвращение прописки». Я рада представить участников этого круглого стола: во-первых, президента центра «Панорама» Владимира Прибыловского, который поведёт этот круглый стол, и также гостей: Андрея Бузина из Межрегионального объединения избирателей, Борис Надеждин идёт (появится – поймёте, что это он) из Корпуса наблюдателей. Вместо Галины Михалёвой – Пётр Иванчиков от «Яблока», Константин Катанян из газеты «Право каждого» и Олег Савельев от «Левада-центра». И первое слово Владимиру Валериановичу. Пожалуйста!
Г.Белонучкин: Прошу прощения, я закончу вводку. Тему мы так сформулировали по той причине, что на фоне того, как Вертикаль уже пронизывает своими щупальцами не только все участковые избирательные комиссии, но начинает забираться и в каждую квартиру, а если в ней не стоит счётчик воды, то по указанию Департамента жилищной политики правительства Москвы эти налёты проверяющих будут не реже, чем раз в две недели, то встаёт вопрос: а о том ли мы говорим из Круглого стола в Круглый стол, учитывая, что в системе, где за отдельно взятым человеком осуществляется такой жёсткий контроль, стоит ли вообще обращать внимание на выборы или они значат столько же, сколько они значили с 1937-го по 1985-й год, когда проводились регулярно, по всем правилам, с тайными бюллетенями, но никакого отношения к политике и к возможным переменам не имели?
Передаю слово Владимиру Прибыловскому.
В.Прибыловский: Мне тоже кажется, что некоторые последние инновации, в частности фактическое восстановление прописки, значат гораздо больше, чем все избирательные реформы, разрешения и запреты партий, изменение законодательства о губернаторах и т.д. Правда, по крайней мере, относительно закона о восстановлении прописки, есть надежда, что сработает старинная русская традиция, согласно которой строгость российских законов смягчается их всегдашним неисполнением. Ну не найдут они столько людей проверяющих за ту же зарплату. Конечно, это законодательство будет использоваться для сбора взяток, для сбора «дани» с людей, «неправильно живущих» (я думаю, здесь в зале такие найдутся). И это неизбежно будет выборочно, то есть на кого-то будут обращать внимание, на кого-то не будут.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |