КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страдания и духовная работа
Функции страданий. Роль страданий в выживании. Как и любые негативные эмоции, страдания нужны для реализации функции выживания. Предвосхищение опасности необходимо для сохранения человека как физического и/или психического индивида. Тем более нужны сигналы (в форме
И страх и горе сигнализируют о необходимости мобилизоваться для борьбы с будущими или настоящими угрозами. Роль сожалений иная. Они необходимы для обучения, освоения пережитого опыта и извлечения из него уроков, которые могут помочь действовать в будущем эффективней. Чтобы понять роль страданий по отношению к духовной работе, нужно очень точно определить предмет. Иначе неизбежна путаница: взаимоисключающие интерпретации и оценки. С одной стороны, известно множество авторитетных свидетельств о том, что страдания возвышают душу, помогают разорвать путы "бренного мира" и достичь Бога. "Искусственные" страдания занимают важное место во всех или почти во всех культурах - от первобытных (испытания при инициации) до современных (наказания при воспитании). В этом смысле можно считать любую культуру садомазохистской. В самых разных религиозных практиках (христианский аскетизм, культ страданий у мусульман-шиитов, православное осознание своей греховности, осознание собственного ничтожества учениками суфиев и т.д.) страданиям отводится центральное место. Гурджиев говорит, что в страданиях происходит кристаллизация подлинного Я. Интересно наблюдение В. Джемса о том, что особенность религиозных чувств - наличие "негативного" в "позитивном". "Негативные" переживания (собственного ничтожества, малости, греховности) являются оборотной стороной "позитивного" чувства Бога. Не замечать такого отношения к страданиям невозможно. Столь редкое единство между Востоком и Западом само по себе является примечательным и дает основание считать "негативный" опыт страданий полезным для духовной работы. Впрочем, подтверждения этому встречаются постоянно. Например, опыт пережитых страданий создает предпосылки для научения сочувствию и сопереживанию. Многие духовные лидеры прошли через школу страдания. Но, если посмотреть на предмет с другой стороны, иного пути у них и не могло быть. К тому же через страдания проходили не только духовные лидеры, но и их антиподы. Слишком часто страдания
Сопоставление этих фактов с представлениями о радостности духовной работы дает достаточно оснований считать страдания шлаками, засоряющими канал связи с Источником. Очевидно, оба отношения к страданиям небеспочвенны. Следовательно, нужно понять, когда страдание – шлак, а когда - форма (многие считают - высшая) духовной работы. Для прояснения этого вопроса прежде всего нужно осознать "многослойность" страданий. Есть мучительная ситуация. Есть эмоциональная реакция на нее (собственно страдания). Есть осмысление, формирующее отношение и к ситуации, и к реакции на нее. Наконец, есть поведение в мучительной ситуации. Водораздел между полезными и вредными страданиями проходит по способу их осмысления. Если при осмыслении удается придать страданию ценность, то оно превращается в фактор, способствующий духовной работе. В противном случае оно остается шлаком. С точки зрения двухполюсной модели страдания концентрируют "земное" (близкое к физическому миру) содержание психики - "...проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее...". Но, концентрируя земное, страдания создают возможность для поляризации - концентрации "небесного" ("духовного") начала как противостоящего "земным" страданиям. Использовать эту возможность - главная задача работы со страданиями. Очищающими страдания становятся не сами по себе, а только при появлении того, что можно очищать, - Я-центра, т.е. при разотождествлении. Я-центр (духовное начало) ########################укрепляется (закаляется, концентрируется) в противопоставлении, борьбе со страданиями, неважно, страдает ли o тело, o самооценка, o планы или o какая-либо другая "неосязаемая" сущность. "Бытовая" психотехника. Обилие страданий в жизни человека, их невыносимость и желание избавиться от них породили множество "бытовых" способов борьбы со страданиями. Приступая к очищению от страданий, необходимо понимать возможности "бытовых" методов, их сильные и слабые стороны. Приемами "бытовой" борьбы со страхом являются подбадривание ("заражение" смелостью), объяснения, что бояться нечего (часто - откровенная ложь), а также искусственное создание "страшных" ситуаций в миниатюре (своего рода "прививки против страха"). Эти методы иногда позволяют добиться нужного поведения, но от страха избавляют редко. Впрочем, у "бытовых" методов главная цель - преодолеть не страх, а трусость, т.е. неспособность действовать вопреки страху. Избавить они могут только от псевдостраха, когда опасения необоснованны. В этом случае и объяснения и особенно "прививки" оказываются эффективными. "Бытовой" способ преодоления горя - плач, разряжающий жалость к себе. Жалость к себе - суррогат теплого отношения, форма регрессивной защиты, уход в детство, когда потребность в любви удовлетворяется общением с матерью. Материнская любовь погружает травмирующую ситуацию в более широкий и благоприятный контекст (мамины колени). Травмирующая ситуация становится частной и утрачивает долю значимости. Безысходность прерывается. Нити любви образуют мостик, по которому можно выбраться. Появляется надежда, свет в конце тоннеля. Жалость к себе отчасти воспроизводит материнскую любовь ("Кто же тебя, хорошего, еще пожалеет?") и создает иллюзорное ощущение участия, тепла, понимания и т.п. Но одновременно она парализует волю и в конечном итоге, когда мираж рассеивается, обостряет одиночество. В жалости к себе присутствует элемент разотождествления: одновременно сосуществуют и тот, кого жалеют, и тот, кто жалеет (КАА: Тот, Кто жалеет). Последний как бы находится над ситуацией. Другой позитивный момент - в том, что плач разряжает энергию страданий и они отчасти утрачивают свою деструктивность. Другой "бытовой" способ борьбы со страданиями - отвлечение, или уход (в пьянство, в работу, в развлечения и т.д.). Разновидностью ухода является и основанное на афоризме " Время лечит " терпеливое ожидание, когда страдание притупится. Следствие ухода - вытеснение - сохраняет деструктивный потенциал страдания, которое продолжает свою разрушительную работу в подсознании, часто приводя к отсроченным приступам депрессии. Но и в уходе есть позитивный момент - активное желание преодолеть ситуацию. Одна группа "бытовых" приемов борьбы с чувством вины - это наказание, раскаяние и прощение. "Бытовыми" они являются, когда наказание и прощение воспринимаются как внешние действия (первое - как возмездие или месть; второе - как примирение), а раскаяние - как цена, которую нужно уплатить за прощение. В этом случае переживание вины бесполезно для Работы: склонные к "раскаянию" люди (а то и целые страны) привыкают "согрешивши, покаяться и опять согрешить". Однако и наказание, и раскаяние, и прощение могут быть и не "бытовыми". Если наказание идет изнутри как самонаказание, проявляющееся в муках совести и жертвах, которые нужно принести вследствие своих ошибок, а раскаяние является внутренней работой осмысления произошедшего, то прощение достигается также изнутри в форме прекращения чувства вины и завершения эпизода греха. Вторая группа приемов борьбы с переживанием вины - самооправдание. Так, проанализировав имевшиеся возможности, можно установить, что "обвиняемое" поведение было наилучшим из возможных в той ситуации или вообще единственно возможным для меня, т.е. "правильным". В самооправдании есть несколько позитивных моментов.
Понимание, что я, как "голубой воришка" из "Двенадцати стульев", который "крал и ему было стыдно", поступаю "правильно", но "плохо", приближает к осознанию противоречий между нравственными требованиями и жизненными правилами. Негативный момент самооправдания - самообман. При самооправдании обычно не хватает внутренней честности называть белое белым, а черное - черным. Позволяя увидеть хорошее в плохом, самооправдание затрудняет видение плохого в хорошем (например, собственных недостатков). Кроме того, самооправдание сужает поле зрения и не позволяет увидеть ситуацию греха "со стороны", со всем разнообразием имевшихся в ней возможностей.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |