Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение поставить точку. Принятие ситуации




Улучшение ситуации.

Чтобы уберечь терминальную ценность от посягательств, нужно определить свои действия, которые могут предотвратить угрозу или исправить уже нанесенный вред. Центральный вопрос при этом: насколько я могу улучшить ситуацию (например, какими факторами, препятствующими реализации угрозы, я могу управлять или как я могу искупить совершенный "грех")?

Возможности для улучшения ситуации обнаружить несложно. Например, если осмысление жалоб на одиночество привело к пониманию того, что отсутствие любви мешает жить, перекрывает связи Я с миром, а "брешей" в стене одиночества нет, можно найти как минимум две возможности улучшить положение.

Более трудная - извлекать тепло из радости тех, кого я люблю.

Для этого нужно "всего лишь" действенно любить самому.

И более простая - завести собаку.

Хотя принципиально возможности для улучшения ситуации есть всегда, соотношение "величины" улучшения и цены, которую за него надо уплатить, может быть разным.

Платить за сохранность одной ценности нужно ущемлением другой.

Анализ "ценового фактора" может выявить чрезмерность цены за небольшое улучшение. Например,

  • за сомнительную надежду на продление жизни приходится платить ипохондрическим прислушиванием к своему состоянию, годами диет и лишением себя "простых" радостей.
  • За новых друзей - забвением ушедших.
  • За "сохранение любимого" - ревностью.
  • За богатство - отказом от Работы.
  • И т.д.

Если плата за "улучшение" ситуации оценивается как чрезмерная, единственный выход - отказаться от активного воздействия на ситуацию и принять ее.

При этом нужно заменить деятельность по активному улучшению ситуации более "пассивным", но адекватным ситуации поведением. Часто таким поведением является "добровольный" отказ от того, чему нанесен или может быть нанесен вред. Так поступает ящерица со своим хвостом.

Например, принятие одиночества связано с попыткой обойтись без привычных форм выражения теплого отношения к себе. Если при этом удастся избежать мизантропии (нелюбовь, ненависть к людям, отчуждение), которой чреват этот путь, можно научиться извлекать тепло из, казалось бы, совсем недружественных проявлений мира.

Чтобы принять ситуацию, ее нужно

  • завершить для себя,
  • перевести в прошлое
  • смириться с ней и
  • поставить точку.

Незавершенная ситуация влечет продолжение деятельности (воспроизведение старых поведенческих форм), которая уже не отвечает изменившимся условиям и не позволяет использовать новые возможности.

Особенно ярко это проявляется при переживании утраты. Смерть близкого человека не означает прекращения любви к нему. Но невозможно любить умершего, как живого. Необходимо изменить не столько любовь-отношение, сколько его поведенческое оформление.

Работа с завершенными (прошлыми) ситуациями в корне отличается от работы с незавершенными (настоящими). Если незавершенные ситуации требуют активных усилий по их улучшению, завершенные оставляют единственную возможность - обогащение за счет приобретенного опыта.

При неумении поставить точку два способа переживания конфликтуют между собой. С одной стороны, ситуация переживается как завершенная - бездеятельно. Бездеятельностность может быть вызвана или непониманием возможностей для деятельности, или пониманием ее невозможности, или нежеланием действовать.

С другой - ситуация переживается как незавершенная: поиск возможностей улучшить ситуацию не прекращается.

Неумение поставить точку является одной из главных причин страданий. Например, при переживании чувства вины или сожаления об упущенных возможностях в голове все время прокручивается давно прошедшая ситуация. А вопросы "Как надо было себя повести?", "Что еще можно было бы сделать?" и т.п. мучают так, как будто ответы на них нужны для решения, что делать сию минуту.

Сожаления о выпущенной птице, которая сообщила, что в ней спрятан алмаз, естественны, но бесполезны. Чтобы сделать чувство вины или сожаления об упущенных возможностях полезными, нужно перейти от самобичевания к осмыслению завершенной ситуации и понять, почему я поступил так, а не иначе, как надо было поступить и почему. Прагматический смысл понимания этих вопросов не в том, чтобы заменить "неправильное" поведение в реальном прошлом "правильным" поведением в воображаемом настоящем, а в том, чтобы

узнать, как надо вести себя в похожих ситуациях, если они встретятся в будущем.

Восприятие событий как прошлых, настоящих или будущих не определяется только их "объективной" хронологией.

Это позволяет завершать и "событийно не законченные" ситуации. Даже такую, как "моя биологическая жизнь". Завершение таких ситуаций связано с принятием неизбежного (например, факта смерти) и отказом от борьбы с ним.

При принятии ситуация интерпретируется как благо. Таким благом, например, может быть урок, который можно (и должно) извлечь из завершенной ситуации. Но еще большим благом является

высвобождение и концентрация духовного начала, противостоящего страданиям.

Конечно, за "стандартными" формулировками принимающих интерпретаций (" Это - Божье наказание, его надо терпеливо пережить ", восточный вариант - "Такова карма"; " Страдания возвышают душу "; " Это - испытание " и т.п.), когда их используют как заклинания, может не быть ничего, кроме желания "Я-праведника" думать (или хуже того - говорить) благочестиво.

Но за ними может стоять и большая внутренняя работа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.