Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчёт затрат на топливо для подвижного состава




 

Расчёт необходимого количества топлива для пере­возки произво­дят для каждого вида топлива и типа подвижного со­става в соответ­ствии с Нормами расхода топлив и смазочных мате­риалов на автомо­бильном транспорте, утверждёнными Министерст­вом транспорта РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года [17].

При нормировании расхода топлив различают базовое значение топлив HS, которое определяется для каждой модели, марки или моди­фикации автомобиля в качестве общепринятой нормы (Прило­жение 12) и расчётное значение расхода топлив, учитывающее вы­полняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомо­биля.

Ниже приведены формулы, по которым определяют нормативные значения расхода топлива QH, л, для различных типов автомобилей.

Легковые автомобили

, (2.48)

где HS - базовая норма расхода топлива на пробег, л/100 км (Приложение 12); LОБЩ - пробег автомо­биля, км; Д - поправочный коэффициент (суммарная относи­тельная надбавка или снижение) к норме (см. ниже), %.

Грузовые бортовые автомобили и автопоезда

, (2.49)

где НSAN - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в сна­ряжённом состоянии без груза, л/100км (формула 2.49); LОБЩ - пробег автомобиля или автопоезда, км (табл.2.1); HW - норма расхода топлив на транспортную работу (HW = до 2 л/100 т.км - для бензина, HW = до 1,3 л/100 т.км - для дизтоплива, HW = до2,64 л/100 т.км - сжиженный нефтяной газ, HW = до 2 м3/100т.км - сжатый при­родный газ); РОБЩ - объём транспортной работы, т.км (формула 2.16); Д - попра­вочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме (см. ниже), %

Норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряжённом состоянии без груза НSAN, л/100км, определяется по сле­дующей формуле:

, (2.50)

где HS - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряжённом состоянии (НSAN = HS, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача), л/100 км (Приложение 12); НG - норма расхода топлив на дополнительную массу при­цепа или полуприцепа (НG = до 2 л/100 т.км - для бензина, НG = до 1,3 л/100 т.км – для дизтоплива, НG = до2,64 л/100 т.км - сжиженный нефтяной газ, НG = до 2 м3/100т.км - сжатый природ­ный газ); GПР - собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Автомобили-самосвалы

, (2.51)

где LОБЩ - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км (табл.2.1); НSANC - норма расхода топлива автомобиля самосвала или самосвального поезда, л/100км (формула 2.51); НZ - допол­нительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом ав­томобиля-само­свала (HZ = до 0,25 л/100 т.км - для бензина, дизтоплива, сжи­женного нефтя­ного газа, HZ = до0,25 м3/100т.км - для сжатого природного газа); NE - количе­ство ездок с грузом за смену (формула 2.43); Д - поправочный ко­эффициент (суммарная отно­сительная надбавка или снижение) к норме (см. ниже), %

Норма расхода топлива автомобиля самосвала или самосвального поезда НSANC, л/100км определяется по следующей формуле:

, (2.52)

где HS - базовая норма с учётом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км (Приложение 12); НW - норма расхода топлива на транс­портную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу самосваль­ного прицепа или полуприцепа (HW = до 2 л/100 т.км - для бензина, HW = до 1,3 л/100 т.км - для дизтоплива, HW = до2,64 л/100 т.км - сжиженный нефтяной газ, HW = до 2 м3/100т.км - сжатый природный газ); GПР - собственная масса само­свального прицепа, полуприцепа, т; q - грузоподъёмность прицепа или полу­прицепа (0,5 q - c коэффициентом загрузки 0,5), т

Автобусы

, (2.53)

где LОБЩ - пробег автобуса, км (табл. 2.2); НS - базовая норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100км (Приложение 12); НОТ - норма расхода топлива на работу отопителя или отопи­телей, л/ч (табл. 2.7); Т - время работы автобуса с включенным ото­пителем, ч. (определяется по базовому предприятию); Д - попра­вочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме (см. ниже), %.

Нормы расхода топлива на обогрев салонов автобусов НОТ, л/ч, представлены в табл.2.7.

Таблица 2.7

Нормы расхода топлива на обогрев салонов автобусов НОТ, л/ч [17]

Марка Автобуса Марка отопителя Расход топлива НОТ, л/ч
Ikarus-255, 255.70 Sirokko-262 1,2
Ikarus-260, 260.01 Sirokko-268 2,3
Ikarus-180, 280 Sirokko-268 плюс Sirokko-262 3,5
ЛАЗ-4202 П-148106 2,5
ЛиАЗ-5256 ДВ-2020 0,9

 

Поправочный коэффициент или суммарная относительная над­бавка (снижение) к норме расхода топлива Д, %, применяются при сле­дующих условиях [17]:

1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20%. Например, для Са­марской области зимняя надбавка к нормам расхода топлива состав­ляет до 10%.

2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3001 м - до 20% (высокогорье).

3. Работа автотранспорта в городах с населением:

свыше 3 млн. человек - до 25%;

от 1 до 3 млн. человек - до 20%;

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

до 100 тыс. человек - до 5%.

4. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта - до 10%.

5. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с об­щим пробегом более 100 тыс.км - до 5%, более 8 лет с общим про­бе­гом более 150 тыс.км - до 10%.

6. При использовании кондиционера или установки "климат-кон­троль" при движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.

7. Внутригаражный расход топлива, связанный с постановкой ав­томобилей на место хранения и обслуживания, маневрирования на территории гаража, обычно принимается в размере 1% от общего расхода топлива.

При работе на дорогах общего использования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой мест­ности (высота над уровнем моря до 300 м) нормы расхода топлива снижаются на 15%. В том случае, когда автотранспорт эксплуатиру­ется в пригородной зоне вне города, поправочные (городские) коэф­фициенты не применяются.

Приведём несколько примеров.

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль "Лада-Приора", оснащённый климатической установкой и эксплуати­рую­щийся на высоте 300…800 м над уровнем моря, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для автомобиля "Лада-Приора" со­ставляет НS = 8,4 л/100км (Приложение 12);

- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет Д = 5%;

- надбавка за использование при движении автомобиля кондиционера составляет Д = 7%.

Нормативный расход топлива QH, л, для автомобиля "Лада-При­ора" составляет:

.

2. Из путевого листа установлено, что седельный тягач МАЗ-543240 с полуприцепом МАЗ-5205, находящийся в эксплуатации 6 лет с общим пробегом около 130 тыс.км, за пределами пригородной зоны на равнинной местности на дорогах с усовершенствованным покрытием выполнил 9520 т.км транспортной работы при пробеге 595 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для седельного тягача МАЗ-543240 составляет НS = 25,9 л/100км (Приложение 12);

- транспортная работа W = 9520 т.км;

- надбавка для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с об­щим пробегом более 100 тыс.км Д = 5%;

- снижение за эксплуатацию автомобиля за пределами пригородной зоны на равнинной мест­ности на дорогах с усовершенствованным покрытием составляет Д = -15%.

Норма расхода топлива на пробег автопоезда МАЗ в снаряжён­ном состоянии без груза НSAN, л/100км, определяется по формуле 2.50:

,

где HS - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряжённом состоянии, л/100 км (Приложение 11); НG - норма расхода дизтоплива на до­полнительную массу полуприцепа (НG = 1,3 л/100 т.км); GПР - собственная масса прицепа или полуприцепа (GПР = 5,7 т).

Нормативный расход топлива QH, л, для седельного тягача МАЗ-543240 с полуприцепом МАЗ-5205 составляет:

3. Из путевого листа установлено, что в зимнее время городской автобус Ikarus-260 работал в городе с население 60 тыс. человек с использованием штатного отопителя салона Sirokko-268 и совершил пробег 158 км при времени работы на линии 8 ч.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для автобуса Ikarus-260 составляет НS = 34,0 л/100км (Приложение 12);

- время работы автобуса с включенным отопителем Т = 8,0 ч;

- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 НОТ = 2,3 л/ч (таблица 2.7);

- надбавка за эксплуатацию автобуса в городе до 100 тыс. человек Д = 5%.

- надбавка за эксплуатацию автобуса в зимнее время Д = 10%.

Нормативный расход топлива QH, л, для автобуса Ikarus-260 со­ставляет:

.

Таким образом, затраты на топливо для подвижного состава ЗТ, руб., определяются по формуле:

. (2.54)

где N - число групп автомобилей (легковые, грузовые, самосвалы и т.д.); QНi - нор­мативное значение расхода топлива для i -ой группы автомобилей, л (м3) (формулы 2.47-2.53); СТ - стоимость единицы топлива, руб./л (руб./м3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.