Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика СТВ




Социальные отношения - это отношения между разными социальными группами, отдельными индивидуумами по поводу их общественного положения, образа и устройства жизни, и, в конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности и социальных групп.

Собственно экономические (производственные) отношения -это совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и есть главными, определяющими во всей системе социальных отношений в широком значении. Экономические отношения охватывают производственную, кредитно -денежную, налоговую сферу, сферу отношений "производство - потребитель", трудовую сферу и т.п. В трудовой сфере формируются социально-экономические отношения по поводу занятости, безработицы, профессионального обучения, условий работы, социального страхования, социальной помощи и др. Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические, правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, которые обусловленные трудовой деятельностью.

(СТО) "Социально-трудовые отношения - эта объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни".

На практике существует множество различных социально-трудовых отношений, которые классифицируются по таким критериями:

1) по смыслу деятельности: производственно-функциональные, профессионально

квалификационные; социально - психологические; общественно организационные;

2) по субъектам: межорганизационные; внутриорганизационные (между разными группами работников); внутрипроизводственные;

3) по объему властных полномочий: отношения по вертикали и отношения по горизонтали;

4) по характеру распределения доходов: соответственно трудовому вкладу, по собственности, по результатам др.;

5) по степени регламентированности: формальные (официально оформленные) и неформальные;

6) по способу общения: безличностные (опосредствованные, через продукт труда, документацию и т.п.) и межличностные.

Как видим, СТО охватывают разнообразные аспекты взаимодействия индивидов и социальных групп в трудовых процессах.

Включение СТО в систему понятий и категорий экономики труда обусловлено такими обстоятельствами:

1). Трудовые ресурсы (человеческий фактор, личностный фактор) приобретают все большее значение в системе общественного производства, где человек рассматривается как многогранный и много ролевой субъект СТО. Поэтому создание необходимых условий для развития работника является задачей самой высокой сложности. 2). Решение важнейших задач социально-экономического развития Украины (занятости, технического совершенствования производства, снижения инфляции, роста жизненного уровня населения и т.п.) возможно лишь на основе сотрудничества всех сил общества в проведении согласованной политике в социально-трудовой сфере и формировании эффективной системы защиты интересов всех участников СТО.

3) Становление социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, обеспечение ее нормального функционирования возможно при условии его полноценной интеграции в мировое хозяйство, что предусматривает формирование СТВ в стране, разработку механизма их эффективного регулирования и интеграцию национальной системы СТО в систему СТО, признанную мировым сообществом.

Система СТО включает такие элементы: 1. Субъекты СТО. 2. Уровни СТО. 3. Предметы СТО. 4.ТипыСТО.

 

 

10.Характеристика субєктів та рівнів в структурі системи СТВ

Выделяют стороны и субъекты СТО. Сторона СТО - это носитель первичного права в СТО: наемный работник, собственник (работодатель), государство, органы местного самоуправления.

Субъект СТО - это юридическое или физическое лицо, которое владеет первичными или делегированными от первичных носителей прав полномочиями в СТО: наемный работник, объединение наемных работников или его орган: работодатель, объединение работодателей или его орган: органы исполнительной власти, местного самоуправления.

Рассмотрим кратко эти субъекты. Наемный работник - это гражданин, который заключил трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы соответственно своим профессиональным знаниям, квалификации, способностям.

Профессиональный союз образуется для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере занятости. Важнейшими направлениями действия профсоюзов являются: обеспечение занятости, надлежащих условия труда, оплата труда.

Работодатель - соответственно международной классификации занятости -это человек, которая работает самостоятельно и постоянно нанимает для работы одного или многих лиц. Работодатель обычно является собственником средств производства.

Государство через парламент и правительство выполняет такие функции:

а) разрабатывает законодательные акты;

б) обеспечивает правовое регулирование взаимоотношений между субъектами

СТО;

в) устанавливает, гарантирует, контролирует соблюдение норм и гарантий в сфере.труда и СТО (условия, оплату труда, отпуска, отдых, социальную защиту и т.п.).

Государство в рыночной экономике выступает: законодателем, защитником прав граждан и организаций; работодателем, посредником, увещевателем, арбитром при трудовых спорах.

Уровень, на котором рассматриваются СТО является производным от особенностей субъектов СТО и определяется свойствами социально-экономического пространства, в котором функционируют субъекты СТО.

Выделяют такие уровни:

1). Индивидуальный, где субъектами могут быть: работник - работник; работодатель - работодатель, работник—работодатель.

2). Групповой, где выделяют отношения между: разными объединениями работодателей; между разными объединениями профсоюзов; между объединениями работодателей и объединениями профсоюзов.

3) Смешанный уровень: работник - государство; работодатель - государство; между государствами и т.п.

Кроме этих уровней СТО могут рассматриваться на уровне страны, региона, области, предприятия.

Для любого уровня взаимоотношений характерные свои предметы СТО.

Под предметом СТО понимают социально-экономические процессы и явления, которые возникают в социально-трудовой сфере. Предметы СТО отличаются в зависимости от уровня СТО.

На индивидуальном уровне предметы СТО определяются целями, к достижению которых стремятся люди на разных этапах их жизнедеятельности. На индивидуальном уровне принято выделять три основных стадии жизненного цикла человека:

- от рождения до завершения обучения (предметы - трудовое самоопределение, профориентация, профобучение); - период трудовой и (или) семейной жизни (найм на работу, увольнение, условия труда и его оплата, профессиональный рост, режим труда и отдыха и

др-); -период после трудовой жизни (проблема пенсионного обеспечения).

На коллективном уровне, например работники — работодатель, предметами СТО могут выступать:

- кадровая политика в целом или отдельные ее составляющие; - аттестация кадров, контроль и анализ трудовой деятельности;

- оценка эффективности и оплаты труда, его нормирование, организация; -:-трудовые конфликты, их разрешение др. Все множество предметов СТО объединяют в 3 самостоятельные блоки:

1. СТО занятости: здесь рассматриваются возможности обеспечения людей средствами существования, реализации индивидуальных способностей, получение профессии.

2. СТО, которые связаны с условиями труда, его организацией, эффективностью труда.

3. СТО, которые связаны с оплатой труда, воспроизводством израсходованной рабочей силы, возможностями развития человека в процессе трудовой деятельности.

 

11.Характеристика елементів СТВ

СТО в зависимости от способа их регулирования, методов решения проблем, классифицируют по типам. Тип СТО определяется их характером, а именно тем, которым конкретно образом принимаются решения в социально-трудовой сфере.

Важную роль в формировании типов СТО играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов СТО. От того, в какой мере и каким образом комбинируются эти базовые принципы, зависит конкретный тип СТО.

Основой социально-трудовых отношений могут быть принципы: солидарности и субсидиарности, отношения по принципу "господства -подчинения", равноправного партнерства, конфликта, конфликтного сотрудничества, конфликтного соперничества; дискриминации. Соответственно названию этих принципов, называют и типы СТО.

В практике не существует в чистом виде такие типы СТО, которые были бы построены лишь на основе одного принципа взаимодействия субъектов в СТО. Рассмотрим основные типы СТО.

Солидарность (идеальный тип СТО) предусматривает общую ответственность людей, которая основывается на личной ответственности и согласии, единомыслии и общности интересов. На этом принципе построена солидарная пенсионная система, отношения профсоюзной помощи. Этот принцип может утратить свое значение при усилении системы государственной защиты от всех видов риска или патернализма.

Патернализм, или государственный патернализм, где главную роль в регламентации СТО имеет государство. Работник из субъекта отношений превращается в объект.

Патернализм может сформироваться и на уровне предприятия на основе жесткой регламентации СТО. В отдельных случаях патернализм может быть высокоэффективным, например, в Японии. Однако известны и отрицательные последствия патернализма: пассивность в трудовом поведении, минимизация уровня требований к качеству жизни в целом и к качеству трудовой жизни в частности (в плановой административно-командной системе). Опасность построения СТО в соответствии с этим принципом заключается в ограничении самостоятельности субъектов отношений, в проявлении ими пассивности и иждивенчества в трудовой и общественной жизни.

Субсидиарность — состоит в сохранении стремления человека к самостоятельности и самореализации. Этот принцип призван предотвратить перенесение ответственности на других субъектов СТО. Целесообразно эти чувства личности стимулировать в обществе, кроме того, необходимо обеспечить возможность реализации этого принципа.

Социальное партнерство (этому типу отдают предпочтение во всех развитых странах) где на основах социального мира обеспечивается согласование важнейших социально-трудовых интересов работодателей и наемных работников.Наиболее развит в Германии.

Конфликт - случай обострения противоречий в трудовых отношениях. С одной стороны, конфликт есть желательным, поскольку он выступает фактором социального развития, оказывает содействие формированию нового взаимопонимания и сотрудничества, но с другой стороны, он выступает фактором разрушения СТО. Поэтому совместно с конфликтом может выступать социальное партнерство. Причем конфликт должен быть временным явлением, а партнерство может носить постоянный характер.

Дискриминация - это произвольное ограничение прав субъектов СТО, которое препятствует им доступ к равным возможностям на рынке труда. Дискриминация может быть по возрасту, полу, национальности, расовым признакам, при приеме на работу, в получении образования, в предоставлении различных форм социальной зашиты и др.

Существуют и другие принципы взаимоотношений: фратернализм, бюрократизм др.

Тип СТО оказывает влияние на трудовое поведение работника, мотивацию его труда и в конечном итоге - на эффективность трудовой деятельности.

 

12.Фактори формування і розвитку СТВ у суспільстві

Формирование и развитие СТО происходит под влиянием факторов: особенности социальной политики; глобализация экономики; развитие общественного труда и производства.

Социальная политика - это система государственных мероприятий, которая направленная на смягчение неравенства в доходах, на ослабление дифференциации доходов и имущественного неравенства, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предупреждения социальных конфликтов на экономической основе.

Вообще социальная политика обеспечивает социальную защищенность граждан. Социальная защищенность включает: социальную защиту; социальную поддержку; социальную помощь.

Социальная защита - это система мероприятий, которая обеспечивает социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения и социально уязвимых слоев трудоспособного населения.

Социальная поддержка — система мероприятий, которая касается в основном экономически активного населения, направленная на создание условий, которые позволяют обеспечить социальную защищенность наемных работников.

Социальная помощь - мероприятия, которые касаются всего населения по предоставлению помощи кратковременного характера по поводу стихийного бедствия и других жизненных экстремальных ситуаций, которые требуют дополнительных затрат на стабилизацию условий жизни.

Главная цель социальной политики — повышение уровня и качества жизни граждан на основе стимулирования трудовой активности населения, предоставление каждый трудоспособному гражданину возможностей своим трудом и предпринимательством обеспечить благосостояние своей семьи, формирование накоплений и их эффективное инвестирование.

В современной Украине доминирует рыночная социальная модель, представляющая симбиоз либерализма и социальной ориентации. Основной ее принцип - приоритет рыночных методов над государственным вмешательством.

Следующий фактор развития СТО - это глобализация экономики.

Глобализация экономики представляет собой процесс формирования системы международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой валютной системы, международной миграции рабочей силы в условиях бурного развития мировой торговли и иностранных инвестиций, быстрых технологических изменений.Имеет множество положительных моментов.Рядом с положительными последствиями в социально - трудовой сфере национальных экономик происходят такие отрицательные явления: рост уровня безработицы, усиление дифференциации доходов богатых и бедных, ослабление традиционных моральных критериев, возрастание десоциализации общества, ослабление социальных институтов и систем социальной защиты.

Фактор развития СТО - развитие общественного труда и производства.

выступает в формах разделения и кооперации труда.В результате происходит формирование разных сфер и видов занятости, формирование разных профессий и специальностей. Разделение и кооперация труда определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству работы и рабочей силы. Совершенствование общественного производства, в условиях социальной ориентированной экономики ведет к росту производительности труда, реального ВВП и доходов работающих, повышению качества жизни населения и к гармонизации СТО.

Под влиянием роста производительности труда в результате НТП происходит процесс замещения труда капиталом. Это требует развития системы социальной защищенности работающих от безработицы, обеспечения их занятости, эффективной деятельности службы занятости.

 

13.Якість життя населення та її оцінка

Под качеством трудовой жизни понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия труда в самом широком смысле этого слова [условия производственной среды] и позволяющих учесть степень реализации интереса работника и использования его способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.)

Основу концепции КТЖ составляют два положения:

1) главным мотиватором труда должна являться не зарплата, а удовлетворенность от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражения работника, т.е. в данном случае моральные формы побуждения к труду ставятся выше материальных;

2) предполагается, что полная самореализация и самовыражение работника могут состояться только в условиях трудовой демократии.

В свете этих положений концепция КТЖ формулирует ряд условий, обеспечивающих качество трудовой жизни: \. Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд.

2. Безопасные и здоровые условия труда.

3. Трудовая демократия и правовая защищенность работник.

4. Непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации и самовыражении.

5. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем.

1. Достойное место работы в жизни человека.

2. Социальная полезность работы.

Оценка КТЖ производится на основе различных социально-экономических процессов и их показателей, с позиций различных субъектов экономики. С позиции работника качество трудовой жизни характеризуют:

-удовлетворенность трудом;

-наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве;

-условия труда;

-возможность профессионального роста и самовыражения;

-психологический климат; содержательность труда. С позиции работодателя:

- эффективность труда;

-производственная адаптация работников;

-текучесть кадров; трудовая дисциплина;

-наличие (отсутствие) воровства, саботажа, забастовок;

-отождествление целей работников с целями предприятия;

-отчуждение труда, число конфликтов.

С позиции общества:

- объем ВВП, состояние занятости и безработицы;

-повышение качества рабочей силы;

-уровень жизни (стоимость потребительской корзины);

-стоимость системы социальной защиты работников и их иждивенцев;

-забастовочное движение;

-политическое движение; социальная адаптация; коэффициенты удовлетворенностью жизнью;

- отчуждение от общества.

Общепризнанно, что основным фактором повышения уровня жизни и качества трудовой жизни является рост производительности труда, который ведет к росту производства материальных благ и услуг.

Оценку показателей системы КТЖ производят на основе статистической информации, специальных социологических исследований, экспертных оценок.

КТЖ - один из элементов системы качества жизни людей в целом (КЖЛ).

КЖЛ - характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям, традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.

 

14.Сутність соціального захисту у сфері праці

В широком смысле - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, которые предоставляют условия для обеспечения средствами существования:

-трудоспособным гражданам за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

-социально-уязвимым слоям населения — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В узком смысле, социальная защита — это система законодательных, социально-экономических и нравственно-психологических гарантий, средств и мероприятий, благодаря которым создаются равные для всех членов общества условия, которые препятствуют вредному влиянию среды на человека и обеспечивают достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Цель социальной защиты - создание демократического гражданского общества. Главная задача государства в Украине — это защита от снижения жизненного уровня населения и от безработицы, а на конкретном предприятии - забота об условиях и содержании труда, его организации и системах оплаты труда.

Система социальной защиты строится на таких принципах:

- всеобщности, т.е. предоставление социальной защиты независимо от социального статуса (работающим, безработным, нетрудоспособным, служащим, рабочим др.), при этом препятствуя развитию психологии иждивенчества отдельных групп населения;

- адресности, с помощью чего четко определяются конкретные программы социальной защиты и лица, которые ее требуют;

- дифференциации, благодаря чему учитываются причины, степень потери трудоспособности и размер необходимой помощи;

- востребованности -личное обращение гражданина за определенными услугами и льготами, если он имеет на это право;

- интегрированности- предусматриваетбязательность взаимосвязи и взаимодействия всех форм, элементов и методов социальной защиты, организацию их в единую систему на всех уровнях и структурных звеньях общественного жизнеобеспечения.

Социальная зашита выполняет две функции: 1 "Лечебная" связана с внедрением механизмов борьбы с бедностью, которая предусматривает адресную помощь малообеспеченным слоям населения, предоставление жилищных субсидий, помощи семьям с детьми и т.п.. 2 Превентивная функция связана с предупреждением бедности путем предоставления гражданам возможности в период экономической деятельности получить право на обеспечение при различных несчастных случаях.

Система социальной защиты состоит из двух основных форм: социальное страхование и социальная помощь.

Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет доходов и ограниченных дотаций из бюджета. Это гарантированная государством система материального обеспечения граждан в случае потери заработка вследствие безработицы, болезни, старости и других социальных и профессиональных рисков.

Социальная помощь — сориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимой группы населения - детей, стариков, инвалидов.

Система социальной зашиты базируется на социальных гарантиях.

Социальные гарантии государства населению — это совокупность материальных и юридических средств, которые обеспечивают социальную защиту человека, создают основу для реализации конституционных, социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

К главным социальным гарантиям относят: право на работу, отдых, жилье, бесплатное образование, бесплатное медицинское обеспечение. Гарантии предназначены:

1) для регулирования рынка рабочей силы путем смягчения противоречий, которые возникают между спросом и предложением;

2) для содействия полной занятости всех трудоспособных членов общества;

3) охватывают все категории трудоспособного населения, в особенности крайне нуждающихся.

Гарантии предоставляются тем, кто работает или вступает в трудовую жизнь, они касаются получения профессии, трудового дохода, занятости, постоянной переподготовки и профессионального роста работников для поддержки их конкурентоспособности на рынке труда, защиты основных прав человека в сфере труда.

 

 

15.Якість трудового життя як критерій оцінки стану СТВ.

Под качеством трудовой жизни понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия труда в самом широком смысле этого слова [условия производственной среды] и позволяющих учесть степень реализации интереса работника и использования его способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.)

Основу концепции КТЖ составляют два положения:

1) главным мотиватором труда должна являться не зарплата, а удовлетворенность от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражения работника, т.е. в данном случае моральные формы побуждения к труду ставятся выше материальных;

2) предполагается, что полная самореализация и самовыражение работника могут состояться только в условиях трудовой демократии.

В свете этих положений концепция КТЖ формулирует ряд условий, обеспечивающих качество трудовой жизни: \. Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд.

2. Безопасные и здоровые условия труда.

3. Трудовая демократия и правовая защищенность работник.

4. Непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации и самовыражении.

5. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем.

1. Достойное место работы в жизни человека.

2. Социальная полезность работы.

Оценка КТЖ производится на основе различных социально-экономических процессов и их показателей, с позиций различных субъектов экономики. С позиции работника качество трудовой жизни характеризуют:

-удовлетворенность трудом;

-наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве;

-условия труда;

-возможность профессионального роста и самовыражения;

-психологический климат; содержательность труда. С позиции работодателя:

- эффективность труда;

-производственная адаптация работников;

-текучесть кадров; трудовая дисциплина;

-наличие (отсутствие) воровства, саботажа, забастовок;

-отождествление целей работников с целями предприятия;

-отчуждение труда, число конфликтов.

С позиции общества:

- объем ВВП, состояние занятости и безработицы;

-повышение качества рабочей силы;

-уровень жизни (стоимость потребительской корзины);

-стоимость системы социальной защиты работников и их иждивенцев;

-забастовочное движение;

-политическое движение; социальная адаптация; коэффициенты удовлетворенностью жизнью;

- отчуждение от общества.

Общепризнанно, что основным фактором повышения уровня жизни и качества трудовой жизни является рост производительности труда, который ведет к росту производства материальных благ и услуг.

Оценку показателей системы КТЖ производят на основе статистической информации, специальных социологических исследований, экспертных оценок.

КТЖ - один из элементов системы качества жизни людей в целом (КЖЛ).

КЖЛ - характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям, традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.

17.Система соціальних світових стандартів рівня життя.

КЖЛ - характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям, традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.

КЖЛ определяется экономическими, социальными, демографическими, экологическими, географическими, политическими и моральными факторами. К объективным факторам относят: потребление продуктов питания, обеспеченность товарами и услугами, жилищные условия, уровень занятости, образования, социального обеспечения. К субъективным факторам относят: удовлетворенность человека работой, жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением.

Согласно концепции ООН, КЖЛ включает следующие понятия и показатели: здоровье, потребление продуктов питание, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека. Экономическая комиссия ООН, оценивая жизненный уровень населения Европы, отдает преимущество такому показателю, как количество товаров и услуг, которое население могло получить. Эталонная величина составляет 100%.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала несколько иную систему индикаторов качества жизни, которая включает 8 основных аспектов жизнедеятельности, которые в свою очередь разбиты на 24 функциональных объекта (табл.?).

К социальным мировым стандартам уровня жизни, которые гарантируют его достойный уровень, относят:

1)средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении(от25 до 85 лет); 2)грамотность населения (до 100%); 3)средняя продолжительность лет обучения (15 лет);

4)реальный ВВП на душу населения (по ППС доллара) от 200 дол. до 40 тис. дол.;

5)Суммарный коэффициент рождаемости - среднее количество детей, рожденных женщинами в фертильном возрасте (от 20 до 45 лет) - 2,14 -2,15детей;

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.