Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция «гарантийного государства» в учении евразийцев




Введение проблемы гарантийного государства в концептуальное поле евразийского учения обусловлено общим социальным идеалом евразийцев, который подразумевал обеспечение уважения к человеческому достоинству и основным правам граждан. Обрушиваясь на антиэтатизм и релятивизм либеральной демократии Запада, евразийцы всё же сохраняли вполне взвешенную позицию относительно идеократического характера будущего гарантийного государства, которое, максимально используя свои контрольные функции, должно следить не только за осуществлением планов ведущего отбора, но и за реализацией основных прав и свобод граждан. Политические и правовые интересы граждан должны быть надёжно защищены государством. Евразийцы предлагали учесть опыт западных демократий в деле отстаивания правовых принципов. Примечательно, что евразийцы стали уделять больше внимания теме гарантийного государства в 30-е гг., когда в Европе неуклонно расширялось влияние политических режимов, провозгласивших террор смыслом собственной политики. Называя фашизм и коммунизм «лжеидеократиями», они признавали истинными относительно мягкие формы идеократии.

Гарантийное государство - феномен, детально исследованный известным ученым-государствоведом Н.Н. Алексевым. Именно органическое понимание идеи государства и закрепление за государством не релятивно-индифферентной ценностно-целевой платформы, но идеалополагающего императивного импульса - сущностные признаки такого государства. Гарантийное государство теснее всего связывается с государством идеократическим, так как сливается с ним в общем отношении к верховной власти.

«Государство именуется гарантийным, прежде всего, потому, что обеспечивает осуществление некоторых постоянных целей и задач, что оно является государством с положительной миссией»1.

Евразийское гарантийное государство имеет антиподов, к числу которых относились государства «релятивистические» и «доктринальные».

Гарантийное государство противопоставляется государству релятивистскому, не имеющему положительных целей и постоянной программы, не руководствующемуся никакими константными принципами, а имеющему в основе своей политики только волю суверена. Ярким примером политического релятивизма является формальная демократическая республика, для которой принцип государственной деятельности определяется волей более или менее случайного партийного большинства в парламенте, сложившимся при одной политической обстановке и могущим измениться в диаметрально противоположную сторону в других условиях. Гарантийное государство Н.Н. Алексеева становится идеократическим, включая в свою идейную конструкцию принцип идеалополагания, который состоит из процесса конструирования и достижения определенной цели. Однако служение определенной идее в гарантийном идеократическом государстве, отнюдь, не должно быть идеолого-доктринальным, то есть таким, которое выхолащивает цель служения, насильно превращая процесс достижения цели в саму цель.

По мысли Алексеева, «гарантийное государство отличается от доктринального, тоталитарного тем, что в нем обеспечивается проведение в жизнь некоторых положительных социальных принципов, некоторой стабилизированной социально-политической программы, которая может рассчитывать на всеобщее признание со стороны людей весьма различных философских, научных и религиозных убеждений»2.

По мнению Н.Н. Алексеева, гарантийное государство должно полностью отказаться от грубого насилия при использовании своей идеологии и создания некоего «цельного миросозерцания» всех своих граждан, которое может привести лишь к лицемерию и казёнщине. Евразийцы отдавали себе отчёт в том, что принятие миросозерцания есть дело сугубо личное и интимное, связаное с переживанием личной совести и личным опытом. Евразийцам нужно было не мифическое «цельное миросозерцание», а «общественное мнение» определённой культурно-исторической эпохи. Государство не может быть основано на общности душевных переживаний (такой общности вряд ли можно добиться). Его основой должны стать менее интимные отношения, «положительная мораль», «внешняя правда» и «позитивное право». Поэтому, согласно Н.Н. Алексееву, «гарантийное государство, в отличие от доктринального, является государством, построенным на «внешней правде» - на «общественном признании», а не на «исповедании», иными словами, - государством «правовым»3.

Юридически гарантийное государство должно подтвердить свою сущность в Конституции. В ней должны быть декларированы обязанности государства перед гражданами и обязанности последних перед государственным целым. Приоритет должен быть отдан обязанностям государства, которое, как считали евразийцы, должно выработать положительную программу социального действия. Оно должно руководствоваться следующими принципами, каждый из которых подразумевает выполнение некоторого числа мероприятий социального характера:

1. Принцип «материальной интенсификации жизни», конкретизированный в максимальном расширении материально-технической основы общества (с целью избавления от бедности и нищеты), организации распределения полученных жизненных благ для удовлетворения основных потребностей всех граждан, создании и поддержке среднего класса относительно зажиточных граждан.

2. Принцип «подчинённой экономики», реализация которого означает корреляцию материального базиса и духовной культуры, когда удовлетворение материальных потребностей дополняется развитием духовных запросов граждан. С этой целью «гарантийное государство» будет брать обязательство развернуть широкое культурное строительство.

3. Принцип «положительной свободы», осуществление которого подразумевает создание необходимых внешних условий для проявления творческой активности человека. Вместе с тем, гарантийному государству чужд «социальный романтизм», ставящий человеческую свободу неизмеримо выше интересов общественного целого.

4. Принцип организации культуры как сверхнационального целого на многонациональной основе, смысл исполнения которого состоит в том, что, с одной стороны, гарантийное государство будет пресекать какую бы то ни было уравниловку между людьми и целыми народами, поощрять развитие национальных культур и традиций, а с другой стороны, оно будет стремиться создать условия для появления цельной континентальной культуры, как высшего синтеза отдельных евразийских культур. В новом культурном синтезе должно быть в первую очередь защищено достоинство человеческой личности и, кроме того, учтено богатое наследие творчества евразийских народов.

5. Принцип народоправства, означающий поощрение гарантийным государством общественных движений и вовлечение максимально широкого числа граждан в политическую, экономическую и культурную жизнь России-Евразии.

Не остались без внимания евразийцев проблемы технологии власти в гарантийном государстве. В нём, как считает Н.Н. Алексеев, должно быть сведено к минимуму административное принуждение, которое в идеале, вообще, должно быть устранено. Приоритет должен быть отдан более искусным способам властвования с использованием методов психологического и эмоционального воздействия. Государственная власть должна обладать необходимой харизмой. Отношения «власть-подчинение» не укладываются в рациональное объяснение, так как в них существуют элементы непосредственного психологического воздействия. Гарантийное государство не может игнорировать эмоциональный аспект властвования, но, вместе с тем, оно не должно поощрять манипуляцию общественным сознанием и «зомбирование» психологически неустойчивых слоев населения. Евразийцы выступали решительными противниками культа личности в истории. Кроме того, гарантийное государство должно проявить максимум усилий для борьбы с коррупцией в правящих кругах. По словам Н.Н. Алексеева, «гарантийное государство ставит своей главной целью устранить из властных отношений элементы произвола и личной прихоти /.../ путём оформления властных отношений общими нормами, т.е. установленным государством законом, который точно определяет функции властвующих и ограничивает чисто личные проявления их воли»4.

Для евразийцев было жизненно важно, чтобы правящий слой («ведущий отбор») овладел техникой социального и политического управления. Необходимым условием успешного функционирования власти выступает авторитет правящих кругов среди народа. Для определения сущности властных отношений евразийцы использовали слово «руководство», которое исходит именно из авторитета власти и технических знаний и навыков её представителей. Компетентное руководство подразумевает овладение специалистами динамикой развития социальных, политических, экономических, финансовых отношений в обществе и государстве.

Таким образом, в евразийском понимании политический режим гарантийного государства должен быть технократическим, то есть ориентированным на практическую пользу. Лишь впоследствии, добившись успехов в социальной сфере и завоевав тем самым авторитет населения, политическая элита может рассчитывать на устойчивость властных отношений в гарантийном государстве. Тогда же, как полагали евразийцы, отпадёт надобность в политической оппозиции внутри государства. Все социально активные слои народа будут не расколоты на множество политически ангажированных группировок, а объединены в ведущий слой «гарантов», то есть особых кадров защитников государства5.

Гарантийное государство есть организованное общество людей, которое живет, имеет историю, изменяется, движется и развивается. Жизнь его складывается из двух противоположных моментов: постоянного (статического) и подвижного (динамического). Постоянный момент определяется совокупностью выше перечисленных основных принципов государственной деятельности с ее постоянными задачами и целями. Подвижный момент образуется из изменяющихся потребностей, интересов, вкусов, желаний и стремлений населения. Для всякого государства есть опасность превратиться в некоторое неподвижное, окаменелое образование, если искусственно подавляется динамический момент общественной жизни.

Отработанные технологии выявления и соответствия ему составляют основную функционально-положительную черту республиканских демократий. Однако в них этот динамический элемент доминирует над статическим, лишая государство любой устойчивой и константной основы.

Демократическое государство построено на учете изменений общественного мнения и ориентируется исключительно на случайные или манипулятивно измененные настроения избирателей.

При изменении симпатий электората изменяется, корректируется политика государства, что при частом смене курса способно идеологически и внешнеполитически измотать государство, лишить его твердой внутренней политики.

Поэтому столь опасным путем можно действовать, только сохраняя социально-экономический статус-кво. В странах, где социально-экономическое положение не стабилизировано и происходит системная ломка социальных отношений, в зависимости от итогов голосования существует реальная опасность развала. Следовательно, логически выверенная политика государства, в рамках собственного инстинкта самосохранения, не должна идти в русле хаотического или провоцируемого поведения гиперактивной части электората.

Народ (демос), в его конкретном бытии, олицетворяет в таком государстве момент движения и развития. Постоянная цель и принципы государственной деятельности знаменуют начало устойчивости и постоянства. В гарантийном государстве ведет и действует утвержденная в конституции идея. Она вдохновляет ведущий слой, представляющий собой совокупность ее защитников, «стражей» и слуг. Естественно рядом с этим постоянным элементом государства существует богатая конкретная жизнь и вечное движение культурной, духовной, национальной и личной жизни. Государство не может не быть органом этой жизни и не может от нее отмежеваться и оторваться. Оно застынет, если не будет считаться с вечным потоком живого бытия.

Именно поэтому Н.Н. Алексеев попытался создать синкретическую государственную конструкцию, органически синтезирующую константные и подвижные идейные феномены.

Гарантийное государство по его теории отрицает чрезмерную динамичность демократий, граничащую с беспринципностью, но в то же время не может не учитывать необходимости считаться в своей политике и с изменчивыми тенденциями общественной жизни.

Поэтому такое государство не может не включать в себя тех элементов, которые составляют особенность демократического режима, то есть элементов народного представительства и парламентаризма (в широком смысле этого слова). Гарантийное государство должно обладать такими демократическими органами, с целью отражения динамики жизни, изменения интересов, потребностей, желаний и вкусов населения.

Сочетание статики и динамики образует режим, который можно назвать демотической идеократией или идеократической демотией.

Идеократический элемент выражает идейную статическую платформу, а демотический элемент - динамическую. Алексеев не ставил задачи о выделении приоритета статических или динамических элементов в этой конструкции. Наоборот, им сознательно уравниваются оба эти элемента. Однако можно предположить, что, несмотря на некоторый диалектизм данной модели, все-таки гарантийное государство, по нашему мнению, должно носить преимущественно идеократический характер.

При ином аспекте рассмотрения такой модели, то есть при уравнивании статики и динамики в идейном базисе государства, теряется сам смысл гарантизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.