КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности и принципы обучения
Принципы: научность (достоверность, обоснованность, доказательность), - систематичность и последовательность (логичность, создание и соблюдение связей, организационная работа учителя, опора на ранее изученный материал, заключения, выводы), -доступность(определенный уровень трудности, особенности мышления детей, благоприятная атмосфера) - наглядность, - индивидуализация и дифференциация обучения, - сознательность, активность, прочность. 3.Содержание образования в современной школе. Это ответ на вопрос «чему учить?» Раньше к определению сущности содержания образования применялся знаниево-ориентированный подход: содержание образования определялось как совокупность систематизированных ЗУН, взглядов и убеждений, уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате УВР. Но здесь знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Сейчас в сфере идей гуманизации применяют личностно-ориентированный подход: это педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества (Лернер, Скаткин). Основные компоненты содержания образования: - когнитивный опыт личности – система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира. - практический опыт – опыт осуществления и применения знаний, это система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельностей: познавательная, трудовая, художественная, общественная, коммуникативная, ценностно-ориентационная. - опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преоб-ю действительности. - опыт отношений личности – система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений, его специфика состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о правилах поведения. Сегодня в содержание образования входят 3 осно-е цикла учебных предметов: - естественно-научный – знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека, - гуманитарный – помогает постичь законы общественного развития, социальную природу самого человека. Художественные дисциплины формируют эстетические и нравственные чувства. - трудовое обучение, физ-ра и ОБЖ укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику. 5.Методы обучения и их класс-ия. Выбор методов При стихийном обучении, которое исторически опережает обучение институциональное, организуемое в школе, преобладали методы, основанные на подражании. С момента организации школ появились методы словесные, особенно преобладали в средние века. Слово устное – письменное – печатное = становится главным носителем информации, а обучение по книгам – одним из основных методов. Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавания и учения в их диалектическом единстве. Методы обучения: методы преподавания – система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения педагогических задач. Методы учения – система приемов и правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенных учебных задач. Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и уч-ся, направленная на достижение заданной цели обучения, решение задач образования. Составные части метода обучения называют методическими приемами, с помощью которых решается определенная часть, этап учебной задачи. Правило – нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий прием деятельности. В настоящее время насчитывается более 50 методов обучения, поэтому учитель сталкивается с трудностями при их выборе. Имеются различные подходы к их классификации: 1) Перцептивный – за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия (словесные, наглядные, практические методы путем деятельности учителя – рассказ, лекция, демонстрация; деятельность учащихся – слуховые, зрительные, моторные). 2) Управленческая концепция – основанием являются дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения (методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний). 3) Логический подход – основанием является логика изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися – индуктивная и дедуктивная. 4) Гностический подход по характеру познавательной деятельности учащихся (информационно-рецептивные, репродуктивные; продуктивные: проблемного изложения, эвристические, исследовательские). Лернер, Скаткин определяют методы как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. 5) Кибернетический – по способу управления познавательной деятельностью и характеру установления обратной связи (алгоритмизация и программированное обучение). 6) по уровню активности учащихся (активные: работа с книгой, лабораторное занятие; пассивный: рассказ, экскурсия, демонстрация). При выборе методов обучения нужно учитывать принцип оптимальности, т.е. необходимость оценки возможностей каждого метода, учет его сильных и слабых сторон и выбор оптимального их сочетания: соответствие целям обучения, задачам, анализ учебной ситуации, уровень развития учеников и сформированности у них умений. Методы обучения бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. они применяются в единстве с определенными средствами обучения – учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, ТСО. Они делятся на средства для учителя и средства для учащихся (школьные тетради, учебники), общие (спортивное оборудование, компьютеры). Также они делятся на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |