КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы формирования сознания личности
Техн-я пед-ой диагн-и и контроля образ-о процесса. ПД – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач. Объект ПД – учебно-воспитательный процесс и его субъекты. Этапы диагностической деятельности: постановка диагностической задачи→проведение диагностической процедуры→постан6овка педагогического диагноза→прогнозирование→объявление результатов→контроль за воздействием на субъекта диагностической информации.. Диагностическое изучение – процесс исследования, направленный на получение достоверного знания о состоянии определенного элемента педсистемы. Этапы: узнавание-распознавание-понимание. Методы педагогической диагностики: наблюдений, опрос, беседа, анкета, личностные опросники, тесты, изучение школьной документации. Диагностирование обученности имеет цель: своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование включает: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических даны, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах методах и формах контроля, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения,, об успешности обучения. Виды контроля: 1) текущий – систематическая проверка усвоения ЗУН на каждом уроке. Он оперативен, гибок. 2) Периодический – после крупных разделов, программы, текущего обучения, 3) Итоговый – накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Важнейшие принципы диагностики: объективность, систематичность, гласность. Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания и умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Рассказ – последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в повествовательной или описательной форме. Широко применяется в преподавании гуманитарных предметов. Имеется ряд требований к рассказу: логичность, последовательность и доказательность требований; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, продолжительность (10 минут в начальных классах, 30 минут – в старших). Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-то положений, применяется метод объяснения. Признаки: доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Индуктивная беседа обычно перерастает в эвристическую, поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его аргументирование, подкрепление. Основное назначение – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. Начало беседы – обоснование темы; основной этап – материал для обсуждения. Высказывание суждений, самостоятельные выводы учащихся; заключительное слово учителя – итог, формулирование наиболее рациональной точки зрения. Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы, т.к. в ходе них приходится решать, в основном, локальные конфликты. Более сложный метод – лекция, в школе она приближается к рассказу, но отличается большей информативностью, сложностью образов, доказательств и обобщений, продолжительностью. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией, отправным моментом. Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Обязательное условие – наличие минимум двух противоположных точек зрения по вопросу. В отличие от дискуссии, где д.б. принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод, не требует определенных окончательных решений. Дает возможность анализировать понятия и выводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения вот имя истины. Требует тщательной подготовки как учителя, так и учащихся: подбор вопросов, создание тренировочной основы для творческих исканий и самост.решений. Метод примера – на основе реально действующих, живых конкретных образцов. Явление подражательности, но не слепое копирование, а формирование у детей действий нового типа, как совпадающих в общих чертах с идеалом, так и оригинальных, сходных по ведущей идее примера. Младший школьник выбирает для подражания готовые образцы, воздействующие на него готовым примером; у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями; в юности становится сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов. Можно выделить 3 этапа: 1) в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать также. 2) Возникает связь между примером для подражания и последующими действиями 3) Синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации. 1 3.Методы орг-ции деят-ти и фор-ия опыта поведения. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс: управление операциями→управление действиями→управление деятельностью учащихся. Упражнение, зачастую через специально созданную внешнюю обстановку, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, мотивы, поступки – воспитывающие ситуации. По существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю».Бывают прямые и косвенные упражнения (настоящее воспитание то, когда дети не чувствуют, что их воспитывают). В классической педагогике этот метод назывался Приучение - обнаруживает наибольшую эффективность на ранних этапах воспитания и развития детей. Условия: ясное представление о том, что д.б. усвоено; образ действия д.б. выражен в ясном коротком правиле; на каждый данный отрезок времени д.б. выделен минимум отдельных действий. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия, затем – быстроты. Важен контроль и самоконтроль. Поручение – один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Выделяют индивидуальные, групповые, коллективные; постоянные и временные поручения. Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Кроме того, ребенку д.б. понятны границы поручения. Главное – оно должно предполагать активное действие ребенка. Пример призван организовать образец деятельности. Пример великого человека действует как очень высокая форма идеала, здесь главное уяснить: «не сотвори себе кумира». Ситуации свободного выбора – важно для того, чтобы ребенок умел действовать не только по образцу, но и самостоятельно. Педагогическое требование – внешнее (педагога) и внутреннее (к самому себе). Организуя воспитательный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива (например, Устав школы, клятва скаутов, заповеди дежурного). Отражением коллективного требования является общественное мнение. Индивидуальное общественное требование широко используется в воспитательном процессе: краткие команды, указания, запрещения
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |