КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка и измерение качества 3 страница
НАБЛЮДЕНИЯ АУДИТА (ПРОВЕРКИ) (en audit findings; fr constatations d'audit): Результат оценки свидетельства аудита (проверки) в зависимости от критериев аудита (проверки). ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТА (ПРОВЕРКИ) (en audit conclusion; fr conclusions d'audit): Выходные данные аудита, предоставленные группой по аудиту (проверке) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита. АУДИТОР (en auditor; fr auditeur): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки). ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ (en technical expert; fr expert technique): Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту, подвергаемому аудиту. КОМПЕТЕНТНОСТЬ (en competence; fr competence): Выраженная способность применять свои знания и умение.
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КВАЛИМЕТРИИ Попытки научного подхода к оценке качества предпринимались давно. Так, еще в 1930 г. немецкий доктор-инженер К. Ком-ментц установил для кораблей, предназначенных для мелководья, что всякое уменьшение осадки судов на 1% приводит к повышению цены на 0,6%. Несколько более сложным у него оказалось влияние вместимости судна и других параметров качества. Было составлено много таблиц, графиков, позволяющих на основе параметров качества обосновывать и прогнозировать цены. Позжевголландскомжурнале«/я/ета//ои<7/ shiphuildingprogress» на основании дальнейших исследований были опубликованы поправки к индексу цен в зависимости от параметров качества судов (1957, № 37). Далее появились работы Дж. Ван Эттингера (США), Дж. Сит-тига (Нидерланды), АВ. Гличёва, Г.Г. Азгальдова (Россия) и многих других ученых, посвященные различным аспектам оценки и оптимизации качества. Сформировалось новое научное направление, получившее название «квалиметрия». Это слово происходит от сочетания латинских терминов «gualitas» — «качество» и «metro» — «мера». Соответственно, квалиметрия — отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. В современной практической деятельности менеджеров предприятий, связанных с различными направлениями бизнеса, возникает широкий круг задач, эффективное решение которых возможно на основе оценки качества тех или иных объектов. Чтобы представить их актуальность, достаточно назвать следующие: • оценка вариантов услуг или товаров, которые наиболее целесообразно предлагать определенным рынкам сбыта; • разработка политики продукта; • выбор наиболее выгодных рынков для приобретения необходимых для функционирования фирмы объектов; • отбор рынков для реализации (продаж) услуг или товаров; • прогнозирование доли рынка, оборота, прибыли фирмы на основе сравнения конкурентоспособности продуктов-конкурентов; • оценка и отбор кандидатур при приеме на работу, продвижениях по службе;
• разработка требований к качеству процессов и их оценка; • отбор и оптимизация каналов рекламирования; • оценка уровня продуктов и систем обеспечения качества при их сертификации и многие другие. Общая — в ней разрабатываются ческие проблемы: • система понятий (терминология); • теория оценивания (законы и методы); • аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила); • теория квалиметрическогошкалирования (методы ранжирования, оценки значимости параметров). 2. Специальные квалиметрии — в них рассматриваются моде- • экспертная квалиметрия; • квалиметрическая таксономия (таксономия — теория классификации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение от греческих слов: «taxis»: расположение, строй, порядок, «nomos» — закон); • вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценкина основе теории вероятностей и математической статистики); • индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества). 3. Предметные квалиметрии — по предмету (объекту) оценивания: • квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники; • квалиметрия труда и деятельности; • квалиметрия решений и проектов; • квалиметрия процессов; • субъектная квалиметрия (персонала); • квалиметрия спроса; • квалиметрия информации. Как видим, квалиметрия включает в себя теорию оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект). Таким образом, предмет квалиметрии — как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества (вкусно — невкусно, более или менее приятный запах и т.д.). Оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством. Данное определение включает в себя ряд новых понятий, требующих пояснения. Уровень качества объектов — это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения. Таким образом, в квалиметрии уровень качества является относительной мерой, результатом оцени -вания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер. Показатель качества объекта — количественная характеристика свойств, входящих в состав качества объекта, рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта. Объект, с которым сравнивается оцениваемый объект, носит название базового, а его показатели качества называются базовыми показателями. Показатели качества — одно из важнейших понятий квалиметрии. При оценке качества некоторые из них выступают как аргументы, другие как функции. Структура основных общих показателей качества приведена на рис. 2.2. В связи с тем что в квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования, еще в 1979 г. был разработан специальный стандарт ГОСТ 15467-79 «Качество продукции. Термины». Рис. 2.2. Классификация показателей качества Не нарушая его концепцию, приведем определения, относящиеся к основным продуктам деятельности предприятий — материальной продукции и услугам. Свойство продукции (услуги) — объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например, точность, надежность, своевременная поставка. Для объективной оценки качества объекта необходимо охарактеризовать его свойства количественно. Для этого по аналогии с показателем качества объекта применяют показатель качества продукции (услуги) — количественную характеристику свойства продукции (услуги), входящего в состав ее качества, рассматриваемую применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта {для продукции — к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, для услуги — к определенным условиям ее разработки и оказания, для процесса — к определенным условиям его подготовки и проведения). Показатели качества продуктов по количеству характеризуемых свойств могут быть разделены на единичные и комплексные. Единичный показатель качества относится только к одному из свойств объекта. Например, коэффициент нелинейных искажений (характеризует линейность); вероятность безотказной работы {безотказность); средний срок хранения {сохраняемость). Как и при измерении, при любом виде оценивания нужен эталон сравнения (при измерении длины мы обычно используем метр, при измерении веса — килограмм и т.д.). Для этой же цели в квалиметрии используют базовый показатель качества — показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества. Базовые показатели могут быть как единичными, так и комплексными. Одно из свойств объекта может характеризовать и относительный показатель качества — отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах. Комплексный показатель качества — показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Этот показатель позволяет в целом характеризовать качество объекта или группу его свойств. Например, коэффициент готовности позволяет одновременно оценить и безотказность, и ремонтопригодность изделия. Он определяется по формуле:
где: Т— средняя наработка на отказ; Тв — среднее время восстановления (математическое ожидание времени восстановления). Пусть циклы работы изделия распределены во времени (как показано на рис. 2.3). При этом 7i — 10 ч, Т2 — 12 ч и Ту = 20 ч — периоды использования изделия по назначению, а ТВ] = 1 ч, ГВ2=2ч и Тт = 3 ч — периоды восстановления его работоспособности.
Т1 ТВ1 Т2 ТВ2
Рис. 2.3. Циклы работы изделия Тогда
средняя наработка на отказ: Т=
Т + Т + Т_ 42_
14 ч;
Для второй установки соответственно И2 = 1,2х10-3. Следовательно, на основе проведенной интегральной оценки экономически более выгодно приобрести вторую установку. Разумеется, в рассмотренном примере мы упростили задачу. В реальной практике при таких оценках приходится учитывать значительное количество показателей, многие из которых могут быть противоречивыми и сложными для оценки. В таких случаях используют обобщенные показатели качества, позволяющие сделать комплексную оценку реальной. Обобщенный показатель качества — это показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом. Как правило, это так называемые существенные свойства. Рассмотрев основные понятия в области квалиметрии, перейдем к изучению конкретных показателей и методов оценки уровня качества.
2.2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА, Разнообразие задач и объектов оценки уровня качества определяет применение различных методов и подходов к оцениванию. Это привело к разработке многообразных, нередко противоречивых классификаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них, не противоречащие друг другу и имеющие практическое значение. Прежде всего все возможные методы оценки уровня качества делятся на две группы: дифференциальной оценки и комплексной оценки. Дифференциальная оценка — простейший вид оценки уровня качества. Она применима в трех случаях. 1. Если все показатели, характеризующие существенные свойства оцениваемого объекта, больше (некоторые из них могут быть равны) соответствующих показателей базового объекта. В этом случае уровень качества оцениваемого объекта выше, чем базового. 2. Если все показатели, характеризующие существенные свойства оцениваемого объекта, меньше (некоторые из них могут быть равны) соответствующих показателей базового объекта. В этом случае уровень качества оцениваемого объекта ниже, чем базового. 3. Если все показатели, характеризующие существенные свойства оцениваемого объекта, равны соответствующим показателям базового объекта. В этом случае уровень качества оцениваемого объекта равен уровню качества базового объекта. Очевидно, в этих простейших случаях можно обойтись парным сравнением аналогичных показателей качества объектов. Сложнее оценить уровень качества таких объектов, у которых соотношения показателей качества не соответствуют ни одной из трех указанных выше закономерностей. В этих случаях используют комплексную оценку, включающую в себя дифференциальную оценку только как один из многих этапов. С точки зрения целей и используемых для оценки показателей методы оценки уровня качества классифицируются в соответствии со схемой, приведенной на рис. 2.4. В соответствии с ней все подобные методы могут быть разделены на два вида: методы прямого счета и параметрические методы. Методы прямого счета обеспечивают получение конечного экономического результата, позволяющего принять экономически обоснованное решение.
Методы оценки качества Рис. 2.4. Классификация методов оценки качества
В свою очередь, возможны два подхода к оцениванию экономического результата. Во-первых, с позиции экономической эффективности для субъекта, создающего качество. В этом случае определяется полезный экономический эффект для производителя, связанный с созданием и реализацией оцениваемого качества объекта. Далее рассчитываются затраты, необходимые для создания и реализации данного качества. Итог оценки определяется эффективностью, получаемой на основании сравнения указанного эффекта с затратами на его достижение. Принципиально отличается второй подход к оценке качества методом прямого счета. При этом определяется полезный эффект для потребителя от создаваемого и реализуемого качества. Окончательная оценка качества здесь осуществляется путем сравнения данного эффекта не с затратами создателя качества и его продавца, а с полными затратами потребителя данного качества, включающими в себя как цену купли-продажи, так и все затраты потребителя, связанные с использованием объекта по назначению. В дальнейшем указанные выше полные затраты потребителя будем называть «ценой потребления». Как видно из сказанного, при втором подходе качество как бы оценивается «с позиции потребителя». Фирмы, применяющие такой подход при отборе качества, с которым целесообразно выходить на рынки сбыта, как правило, в конечном счете добиваются наибольших успехов, даже «недобирая» возможных доходов на начальных этапах выхода на рынки. Вторая группа методов оценки, как видно на 2.4, носит название параметрических. С учетом специфики оцениваемых параметров эти методы подразделяются на расчетные и экспертные. Расчетные методы позволяют более точно оценивать уровень качества объектов, однако они могут быть применены для оценки так называемых жестких параметров. К данным параметрам относятся такие, которые могут быть измерены соответствующими приборами и рассчитаны на основе формул, отражающих объективные закономерности. Например, среднее время обслуживания в ресторане является «жестким» параметром, характеризующим одну из сторон качества данной услуги, поскольку он может быть получен путем измерений с помощью обычных часов. Экспертные методы оценки уровня качества применяются для оценки так называемых мягких параметров качества. К данным параметрам относятся такие, которые не могут быть измерены приборами и рассчитаны по формулам, отражающим объективные закономерности. Пример таких параметров — эстетические параметры, характеризующие внешний вид объекта. Рассмотренные нами методы оценки уровня качества могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Наиболее универсальной и широко применяемой является комплексная оценка уровня качества. Рассмотрим алгоритм данной оценки. Поскольку оценка уровня качества — совокупность операций, связанных с определением численного значения уровня качества объектов, можно оценивание качества рассматривать как особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки. Рассмотрим схему, определяющую логическую последовательность операций при комплексной оценке уровня качества объекта (рис. 2.5). Приведенный на данном рисунке алгоритм включает в себя десять следующих этапов.
Рис. 2.5. Алгоритм комплексной оценки уровня качества объекта
1. Определение цели оценки. Оценка уровня качества объектов может проводиться в разных целях. В зависимости от цели оценки меняются подходы к выбору показателей качества, базовых объектов и т.д. Так, например, при оценке качества продукции на этом этапе возможно решение следующих задач: • определить существенные для клиента показатели качества продукта; • определить значимость для клиентов каждого из существенных показателей качества; • определить наиболее целесообразные эталонные показатели качества. При этом важная задача маркетинговых исследований — собрать необходимую Достоверную информацию для достижения этих целей. 2. Выбор номенклатуры единичных показателей качества оце- Если оценивается продукция, показатели для оценки выбирают из технической документации на данную продукцию (техническое задание, проект, техническое усовершенствование, стандарт и другой нормативно-технический документ). Аналогично поступают при оценке уровня качества услуги. При сомнениях в правильности определения показателей проводят опросы клиентов, исследования продуктов фирм-конкурентов и т.п. 3. Выбор базовых показателей качества. Обычно данные показатели подбираются на основе выбора базового образца (образцов) объекта. Базовые образцы должны относиться к объектам, аналогичным по назначению и условиям применения. 4. Определение значений единичных базовых показателей качества. За базовые значения показателей качества образцов-эталонов могут быть приняты:
• прогнозируемые показатели качества продукции (услуги), представляющей перспективный национальный или мировой уровень качества; • показатели качества продукции (услуги), рекомендуемые международными организациями по качеству; • показатели качества существующих мировых и национальных объектов; • прогрессивные показатели качества стандартов, техническое задание, техническое усовершенствование и т.д. 5. Определение значений единичных показателей качества оце- Данные значения должны объективно характеризовать оцениваемый объект и могут определяться на основе испытаний и измерений, экспертизы, из технического задания, технического усовершенствования объекта, соответствующих стандартов и т.п. 6. Определение относительных единичных показателей каче- (2-3)
(2-4)
где: q, — относительный единичный показатель качества; Р, — численное значение единичного /-го показателя качества оцениваемого объекта; Pi6 — численное значение /-го показателя качества базового образца (базового показателя качества). Формула (2-3) используется, когда увеличению Р, соответствует улучшение качества (повышение уровня качества объекта), т.е. показатель <7, должен увеличиваться при улучшении качества. Например, данную формулу применяют при оценке срока службы объекта, его производительности, КПД. Формула (2-4) используется, когда увеличению Р, соответствует снижение уровня (ухудшение) качества. Например, ее применяют при оценке себестоимости, трудоемкости, нелинейных искажений. Мы фактически рассмотрели первую фазу комплексной оценки качества объектов, которая носит название дифференциальной оценки качества продукции. Дифференциальная оценка качества может позволить сделать окончательные выводы в следующих случаях: • Когда все^ > 1. Это означает, что оцениваемый объект имеет более высокое качество, чем базовый. • Когда всед, < 1. Это означает, что оцениваемый объект имеет менее высокое качество, чем базовый. • Когда все д,= 1. Это означает, что качество оцениваемого объекта равно качеству базового. Если одни q, > 1, другие q,< 1, то возникает неопределенность и необходимы следующие этапы оценки. 7. Определение рангов показателей качества (их весовых коэффициентов). Различные свойства объекта по-разному оказывают влияние на его качество в целом. Например, точность хода часов значительно «важнее» с точки зрения их качества в целом, чем чистота полировки наружной поверхности, прилегающей к руке. Следовательно, и показатели качества, и относительные показатели качества должны учитываться при определении комплексного уровня качества объекта с определенными поправками — так называемыми весовыми коэффициентами (KBi). Как правило, при их определении должно соблюдаться правило: «сумма всех весовых коэффициентов должна равняться единице», т.е. (£к>1. (2-5) 8. Выбор метода свертывания показателей. Свертывание мер качества (комплексирование) — их объединение (агрегирование), осуществляемое по тому или иному закону. Во всех случаях, когда имеется возможность выявления характера взаимосвязей между учитываемыми показателями, следует определить функциональную зависимость, в наибольшей степени соответствующую объективной корреляции показателей. При степенной зависимости применяют свертывание с помощью среднего геометрического, при экспоненциальной — среднего гармонического и т.д.
Q=f(n,qM, (2-6) где: Q — комплексный обобщенный показатель, характеризующий уровень качества продукции; q, — относительный /-й показатель качества изделия; кы— коэффициент весомости /-го единичного показателя качества/31,; п — число оцениваемых показателей качества; f(...) — применяемая функция свертывания. Часто точную функциональную зависимость найти не удается, тогда используют одну из двух зависимостей: а) комплексный средневзвешенный арифметический показа- й^ПК^У, (2-7) Ml б) комплексный средневзвешенный геометрический показатель Op-fiff-- (2-8) При этом в формулах и (2-8), как уже указывалось, должно соблюдаться условие /= 1. (2-9) 9. Оценка уровня качества. После выбора метода сведения относительных единичных показателей переходят к вычислениям комплексного уровня качества Q, который в зависимости от примененных показателей может характеризовать как качество объекта в целом, включая его экономические и многие специфические параметры, так и отдельные стороны объекта, например, его технический уровень. Очевидно, это зависит от целей оценки и от особенностей объекта оценки. Например, для оценки технического уровня часов используют «оценочное число» (Q). Этот показатель определяют по формуле:
(?= atq, + a,cf2 + й,?:„ (2-10)
где: q, — относительный показатель изохронной погрешности Р, (определение точности хода при различной величине заводки часов); q2 — относительный показатель позиционной погрешности Р2 (определение точности хода при различном пространственном положении часов); <7з — относительный показатель температурной погрешности Р3; а\, ОэИОз —весовые коэффициенты, равные «1=0,12; 02=0,08; Яз=0,8. Пусть у оцениваемого изделия: Р\ = 0,12 сек/сут; Р2 = 0,15 сек/сут; Р3 = 0,3 сек/сут, ау базового образца: Рю= 0,18 сек/сут; Рх= 0.17 сек/сут; Р36= 0,28 сек/сут. Тогда: (2-11) Р, 0,12
(2-12) = 0,93. (2-13) Определим комплексный показатель, характеризующий технический уровень оцениваемых часов — оценочное число:
т.е. технический уровень оцениваемых часов выше технического уровня базового образца. 10. Принятие решения. Это заключительный этап, логически вытекающий из цели оценки. Во-первых, необходимо решить, насколько приемлем результат (допустима ли точность и достоверность оценки). Если он не соответствует предъявляемым требованиям, может быть принято решение о проведении повторной оценки, дополнительных исследований для получения новой информации и т.д. Если же результат достаточно объективен, в зависимости от целей оценки принимаются соответствующие решения. Например, если целью оценки качества нескольких возможных вариантов услуги являлся отбор того, который в наибольшей степени отвечает запросам клиентов фирмы, то вариант качества, получивший наибольшую оценку, может быть принят как основной. Особое место в оценке уровня качества объектов занимают экспертные методы. Наряду с оценкой «мягких» параметров качества наиболее широко данные методы используются при решении проблем определения весовых коэффициентов и ранжировании априорной информации. Поскольку методология применения экспертных методов едина, рассмотрим их использование при решении проблем ранжирования. Ранжированием называется расположение в ряд факторов, явлений, свойств, показателей качества, предметов труда и т.п. (далее — объектов ранжирования) в порядке возрастания или убывания какого-либо присущего им признака путем, присвоения им определенногоранга — числа натурального ряда. Ранжирование — один из методов экспертных оценок, когда относительная значимость объектов устанавливается присвоением чисел натурального ряда, определяющих порядок (место) каждого объекта в исследуемой совокупности. Это позволяет выбрать наиболее предпочтительные объекты. При ранжировании эксперт должен расположить предложенные ему объекты в порядке, который ему представляется наиболее рациональным, и приписать каждому из них числа натурального ряда. При этом ранг 1 получит наиболее предпочтительный объект, а ранг N— наименее предпочтительный. Следовательно, порядковая шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов N числу ранжируемых объектов п. Таким образом, сумма рангов SN, полученная в результате ранжирования объектов, будет равна сумме чисел натурального ряда, т.е. S„ = iai=0,5n(n + ]),
где а, — ранг /-го объекта; 1;2;3.л — число ранжируемых объектов. Каждый эксперт должен самостоятельно проверить правильность ранжирования по этой формуле, особенно если им проставлялись дробные и связанные ранги. Точность или надежность ранжирования зависят от многих факторов, в том числе от профессиональной и квалиметричес-кой компетентности экспертов, их объективности, деловитости, заинтересованности в результатах ранжирования, а также от числа ранжируемых объектов. Чем меньше ранжируемых объектов, тем точнее ранжирование, так как, с точки зрения эксперта, они более «различимы». Поэтому количество ранжируемых объектов п не должно быть больше 20, а наиболее надежна эта процедура, когда «<10. Надежность и точность ранжирования определяются степенью согласованности мнений экспертов. Чем согласованность больше, тем надежнее и точнее результаты ранжирования. Информация, полученная от экспертов при ранжировании, должна подвергаться математико-статистической обработке с целью определения степени согласованности их мнений. Расчет степени согласованности мнений экспертов, вычисление коэффициентов весомости ранжируемых объектов без применения современных вычислительных средств требует больших затрат времени. В настоящее время математические расчеты, как правило, осуществляют-с применением ЭВМ.
2.3. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ТРУДА Рассмотрим основные показатели качества, которые могут использоваться в практической деятельности работников фирм при оценке качества различных объектов. Начнем рассмотрение с наиболее объемной номенклатуры показателей, которые применяются при оценке качества продукции. Следует отметить, что многие из них могут с успехом использоваться и при оценке качества различных видов услуг.
Показатели качества продуктов Показатели качества продуктов могут быть разделены на следующие девять групп: 1. назначения. 2. Показатели надежности. 3. Показатели технологичности. 4. Эргономические показатели. 5. Эстетические показатели. 6. Показатели стандартизации и унификации. 7. Патентно-правовые показатели. 8. Экономические показатели. - 9. Критические показатели. Рассмотрим каждую из них. 1. Показатели назначения. Показатели назначения определяют полезный эффект от использования продуктов по назначению и область их использования. Как правило, это «жесткие» показатели качества. К ним относятся показатели, используемые для классификации по назначению, характеризующие конструкцию объекта, его техническое совершенство, состав, структуру и транспортабельность. Например, коэффициент полезного действия, динамический диапазон, вес, габариты. 2. Показатели надежности.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |