КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические проблемы выведения общественного времени 2 страница
По сравнению с позитивизмом мистической историософии, естествознание было более прогрессивным – положение Ньютона об «абсолютном пространстве» и «абсолютном времени» связывалось ученым с универсализацией пространства и времени истории периода распространения классического капитализма и его атрибутивного модуса – товарно-денежных отношений. Но время Ньютона имело и другое звучание, которое выходило за рамки соотношения его естественнонаучного и общественно-экономического аспектов: «Время представало как глубокая метафизическая ирония и как его разум. Ньютон утверждал себя через данное время, чтобы заметить своей собственной ложностью в форме абсолюта; или же он порождал «детей мгновения», которых уничтожал так же, как и Кронос» (К. Нойка) [27, с. 53]. Пространство также представало по принципу индивидуализации через локальные самодетерминации, отрицая в то же время какие-либо локализации. Именно поэтому Гегель обозначал абсолютное время как «самое мощное и наиболее уязвимое». Однако «линейное время» в толковании Ньютона было наделено «началом», «серединой» и «концом», а также соотносилось с пространством, расположенном по принципу «верх», «низ», «лево», «право», отражало и проблему «линейности» классического становления всемирной истории. Толкование времени Эйнштейном в его теории относительности также выходило на фундаментальные измерения и критерии общественного времени путем выдвижения материальных объектов как критерия отчисления движения. Но современная философия легко абстрагируется от этого «начала» – в попытке аргументировать отказ от абсолютов (что для философии равняется отказу от собственных принципов, предметности и общезначимой целесообразности), а также в стремлении к становлению релятивизма как способа аргументации сомнительного «императива» «истины нет!» (не является ли это аргументом в пользу нравственной легализации лжи?) и в борьбе с абсолютностью диалектики она подчеркивает именно релятивизм Эйнштейна. При этом теряется из виду, что принятие относительности в виде абсолюта не утверждает ее (относительности) абсолютность, а отрицает – ведь, если все относительно, то относительна и сама относительность. И в этом отрицании абсолютной относительности присутствует момент абсолютного в смысле закона развития, который выражает и развивает через преходящие (и в этом смысле – относительные) материальные формы абсолютное время. Природа же конечного заключается в том, чтобы выходить за собственные пределы. Поэтому истина есть процесс, что совпадает с законом развития и является выражением содержания абсолютного времени. В этом смысле относительность времени трансформируется в измерения феноменологического пространства его переживания и способа само-реализации человека в и через развитие мира. Так истина общественного времени предстает «узловой линией мер» реального развития и творческого опредмечивания сущностных сил человека в основание и формы общественно-исторического развития. Вместе с тем, отсутствие самостоятельных исследований феномена общественного времени не отрицает факт присутствия тех или иных его аспектов в различных областях философского познания. Источниками, которые характеризуются воплощением фундаментальных поисков в этом направлении, можно, в частности, назвать исследования Ф. Броделя [28], в третьем томе которого осуществлена попытка определить время мира; Э. Ильенкова [29], представлявшего общественное время через развертывание и разрешение фундаментальных противоречий истории в контексте эволюции и развития космоса; В. Босенко [30], который вывел методологические основы понимания всеобщности времени в контексте развертывания форм движения и диалектического развития мира; А. Канарского [31], который вывел общественно-историческое время через исторические формы соотношение теоретических, нравственных и эстетических акциденций человеческой сущности; А. Босенко [32], описывающего аспекты эстетического распада общественного времени настоящего, а также эстетическую природу свободного времени; А. Гуревича [33], который вывел особенности общественного времени в эпоху феодализма; В. Муравьева [34], раскрывающего трагический характер соотношения времени человеческой жизни и времени истории; Х. Аргуэльеса [35], исследовавшего уникальное в качестве примера теоретического обобщения и расшифровки этно-феноменологических основ культуры майя в способности «конструирования» космогонической архитектоники времени; П. Гайденко [36; 37], которая ставит проблему времени в контексте эволюции естествознания; Л. Стародубцевой, в трудах которой очерчены многогранные контуры общественного времени в искусстве [38; 39]; В. Межуева [40], который определяет проблемные моменты соотношение рабочего и свободного времени в социокультурном самоопределении человека; М. Шкепу, представившей концепцию социокультурной меры времени [41] и выразившей некоторые аспекты регрессий общественного времени в экзистенциализме [42, с. 137–154] и др. То что феномен общественного времени доныне должным образом не исследован, содержит еще одну гносеологическую предпосылку – для того, чтобы стать теоретической проблемой явления должны проявляться в «очищенном» от собственной материальности виде. Именно поэтому идея универсального движения и изменений угадана раньше (1813, Наука логики Гегеля), чем ее начали применять к пониманию жизни и общества, а к обществу применена раньше (1847, материалистическое понимание истории Маркса), чем обоснована относительно человека (1859, теория происхождения видов Ч. Дарвина). Но выхолащивание абстрагирования теоретических проблем из реальных феноменов возможно при определенных исторических условиях. Подобные условия также требуют дифференциации не по принципу простой различенности, а в контексте временных модусов фундаментального основания истории. Необходимо обозначить различия таких абстрагирований на этапе классической и современной истории, ведь историко-философские и физические концепции времени отличаются мерой их предметности. Однако сказанное не отрицает необходимость и наличие эмпирического генезиса общественного времени, отраженного в истории средств его измерения и «расписавшего» себя в исторической науке как «время событий», качество которых определяли критерии временных (периодизаций), пространственных (географических, цивилизационных, социокультурных и т.д.) определений истории землян. И если естественные науки отражали пространственно-временной генезис материальных форм движения планетарного генезиса, а историческая наука перечисляла «периоды», «подпериоды», «события» и «факты», то необходимо понять, что абсолютное размежевание времени природы и времени истории неправомерно. Понятно, что календарное время зависит от «начала отсчета», которым является вращение Земли вокруг Солнца[7], но потребность и способность точного отчисления циклов этого вращения зависели от уровня развития производительных сил, которые не только делали возможной научную и практическую способность более точного измерения времени, но и требовали использования в развитии производства более конкретных измерений производительности труда и мирового производства. Попытка конкретизации исторического времени как «времени мира» в варианте Ф. Броделя [44] имманетна отчужденному становлению мирового хозяйства – исследователь выводит общую основу «времени мира» через критерий мирового развития, которым выступает развитие производительных сил западноевропейской цивилизации, при одновременном включении в их орбиту ритмов становления всех «частей света». Иными словами, генезис измерения времени требует не формального «сочетания» физики и истории, а понимания их диалектики – того, каким образом физическое время в снятом виде переходило в общественное время, и каким образом общественное время собственным развитием интенсифицировало содержание физического времени. В материальном производстве единство форм материального движения выступает универсальной основой производственной практики общества, которая выше теоретического познания, поскольку она характеризуется не только всеобщностью, но и непосредственной действительностью. И именно степень и мера освоения единства форм материального движения обусловливает степень и меру интенсификации развития производительных сил и производительности труда. В логике этого развития уже не «естественное время» определяет содержание общественного, а общественное время определяет качество естественного. Таким образом, давать «чистые», формально-логические определения (де- финиции) абсолютному времени является бесполезным делом, поскольку дать дефиницию означает определить наличное бытие чего-то, что тождественно определению его реальных пределов – того, в чем это «нечто» получает свою конечность, завершенность, становится finitum. Определение же пределов является одновременным обозначением необходимости и момента их преодоления. Вместе с тем, преодоление абсолютным временем собственных пределов возможно тогда, когда оно воплощается Таким образом, будучи в своей вечности ничем не обусловленным, кроме как самим собой, время предстает трансценденцией бесконечности в реальном многообразии конечных вещей. Материя бесконечна, но она бесконечно существует, и именно в формах существования она предстает формой конечности. Ее бесконечность предстает качеством субстанции в абсолютном развитии, ее конечность предстает количественным (наличным бытием) субстанции в экстенсивности реального пространства. Поскольку сущностью вещей является развитие, а их существование отражает образ реального движения, то категориальное определение меры мира как «меры вещей» в единстве ее количественно-качественных взаимопереходов определяется именно качеством, а не количеством. Поэтому абсолютное время может дать себе «дефиниции» через собственную противоречивость – через относительное пространство, когда степень абсолютного времени определяется качеством (бесконечностью), а его количество – движением как абсолютным способом существования материи. Гносеологическая проблема постижения субстанции времени обусловливается способностью выразить в понятиях природу движения как противоречия. Вся античная философия развивается в логическом поле констатации этой противоречивости движения, но сложность этой проблемы «очищена» понятийно в апориях Зенона, которые в течение дифференциации наук экстраполировались на выделение методологии исследования форм материального движения в естествознании. Дальнейшая история промышленного распредмечивания форм материального движения в логике развития орудий труда и производительных сил отражала углубление исторической практики и соответствующего ей уровня теоретического познания в сущность форм этого движения, которое, в то же время, отражалось и конституировалась в классификации наук. Генезис форм материального движения представал как такой, в котором его «наиболее простая» форма переходит в основание последующей, более сложной. Таким образом, логика и генезис форм материального движения – механического (перемещение макротел), физического (механика макротел), химического (физика атомов), биологического (химия клетки) – снимается в диалектике становления и развития исторических способов производства и познания. Общим во всех этих формах является принцип отталкивания и притяжения, точнее – отталкивание притяжения и притяжение отталкивающихся противоположностей, когда притяжение-отталкивание являются существенными модусами одного и того же предмета, его внутренней противоречивостью, а не двумя независимыми друг от друга проявлениями энергии движения. Иными словами, время определяется движением как собственным атрибутивным содержанием, а движение является противоречием, тождеством противоположностей. Время обнаруживает и определяет себя возникновением, развитием и разрешением противоречий, конкретных не только как пространственное явление времени, а как определение логики движения и развития. Именно в логике возникновения, развития и разрешения конкретных противоречий время выступает конкретным временем, степень которого определяется не количественным выражением «хронологии» становления определенного противоречия, а развитием такого его содержания, которое является существенным проявлением предметной сущности этого противоречия. Следовательно, возведение общественного времени к количественному выражению механического движения делает невозможным определение его природы. Тем более, что субстанция времени «раскрывается» не в эволюции противоречий, а именно в момент их разрешения, имманентного переходу развития на новый качественный уровень, который, в свою очередь, сопровождается изменением его меры – основания. Поэтому социальные революции характеризуются не календарной продолжительностью, а продолжительностью, на протяжении которой были решены их сущностные задачи, а это зависит не от «даты начала» и «даты последних событий», а от логики разрешения всей системы противоречий этого феномена. Календарная продолжительность французской буржуазной революции измеряется не календарными датами социальных и классовых баталий, а развитием буржуазного способа производства во Франции, начиная с его политического конституирования, вплоть до завершения его практических задач в классическом варианте французского капитализма. Важным является понимание того, что определение собщественного времени обусловливается его противоположностью в виде такого опредмечивания в пространстве (форме) общественного пространства, в котором содержится развитие истории вообще. Именно поэтому абсолютное время предстает не метафизической формой бытия, не самодостаточно-экзистенциальным «воплощением», «опредмечиванием», не той или иной формой материального движения (которая вплетена во всеобщую связь с другими формами), а движением вообще, движением, которое возникает взаимопереходом всего во все, тем, которое срывает с себя формы, в которые воплощается. В этой логике время предстает конкретным только в единстве с пространством. Ведь пространство не является «мешком», в котором помещены формы материального бытия – такого рода предположение создает основания для толкования существования времени вне пространства, как и существования пространства в «привязке» к эмпирическим предметам. Субстанция в ее фундаментальности не поддается эмпирическому восприятию, как не поддаются такому восприятию «пакеты энергии», «протоны», «неопротоны» и все то, что современная физика называет «антиматерией», и что на самом деле является лишь определением методологических проблем современной физики, которая не способна мыслить противоречие материального и идеального в его эмпирической – предметной определенности. В этом и состоит отличие материальных вещей от аморфного единства субстанции с самой собой, которая выражается в понятии как «абстракция от вещей». И когда Аристотель утверждал, что из субстанции все рождается и в субстанцию все возвращается, утверждалась не субстанциальность форм существования, а эмпирические, количественно-качественные различия таких форм от их материального субстрата. Однако пространство является таким же объективным модусом существования материи, который не только «не терпит пустоты», но и является во всех своих выражениях протяженной субстанцией. Поэтому сущностное единство времени и пространства субстанции могла осмыслить лишь философия, хотя, на определенных этапах, и она наталкивалась на непреодолимость агностицизма или на теоретические противоречия объяснения неэмпирических вещей. Состояние современного теоретического, политического, научного и идеологического сознания таково, что необходимость осмысления феномена общественного времени в контексте содержания основания истории, форм исторических отношений, обосновании путей дальнейшего развития выступает одной из узловых проблем. И эта проблема требует рассмотрения не только в срезе совпадения логического и исторического, «начала» и «конца», восхождения от абстрактного к конкретному, и в том же времени в абсолютном императиве развития, но и во всех существенных формах существования общества, истории. Таким образом, методологические особенности выведения общественного времени могут основываться на следующих принципах: – оборачивание причинно-следственных связей эволюции времени – от естественного, физического до общественного. Иными словами, логика возникновения, разворачивания и разрешения общественных противоречий должна быть положена в познание содержания общественного времени, через и в котором естественное, физическое время присутствует в снятом виде, как онтологическая предпосылка развития мира; – зависимые от ритма и алгоритма материального производства, а, точнее, от ритма и алгоритма технологий измерения общественного времени, измерения общественного времени необходимо довести и доразвить до меры саморазвития мышления и чувств личности, до обобществления времени в свободе саморазвития реального человека, а не ограничиваться его абстрактно-понятийным выражением; – констатация человека как субъекта исторического развития требует его утверждения в виде очеловечивания времени – т.е., доразвития общественного времени до времени жизнедеятельности, освобожденной от кабалы «необходимого времени» функционирования в качестве субъекта политической экономии; – в основании время и пространство совпадают как сущность, содержание и форма. Следовательно, общественное время в основании представляет собой диалектическое, монистическое, но не дуалистическое, не отчужденное, не антагонистическое единство сущности общественного развития, непосредственно общественного (не «естественного», выливающегося в социальный дарвинизм) содержания разрешаемых противоречий и непосредственной формы такого содержания как формы самодвижения его сущностной целесообразности. Большая конкретизация качества и содержания общественного времени в современном транзитивном состоянии всемирной истории предполагает выявление пересечения исторических времен в эклектике формального единства типов материального производства в современной мировой экономике; переплетение феноменологических времен в тектонических сдвигах социальных структур современных обществ и конкретизация общественного времени как социального времени, а также отражение подобных сдвигов в распаде времени классового самосознания современных социумов; трансформации общественного времени в транзитивности и обращенном распаде современных производственных технологий, в том числе – идеологических технологий манипулирования общественным сознанием; концентрации общественного времени в его денежном выражении как предельной экстракции и обособлении необходимого рабочего времени, вплоть до его опустошения в деньгах спекулятивного империализма опустошенного в себестоимости капитала; исторических трансформаций общественного времени в этностановлении культуры, замыкание и за-предельность времени в конфликтах жизни и смерти становления, а также в некрофилии самосознания «пост» истории и др.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |