КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Личность и лицо в праве
Проблема человека как личности в философскойи теологической антропологии. Господство платоновско-аристотелевской парадигмы в европейской философско-религиозной традиции. Интерпретация феномена и понятия “человек” в позитивно-ценностных категориях “бытие-благо”, “логос-разум”, “дух” etc. Христианское Евангелие — резкий диссонанс в связной целостности античной философской традиции (профетизм против платонизма; “кеносис” — самоуничижение божества; понятие “греха” и неискоренимой “виновности” человека etc.). Теологический синтез (в патристике и особенно схоластике) как интерпретация Библии в категориях античной философии и античной философии в библейских категориях и реванш платонизма-аристотелизма в средневековой и новоевропейской философии и антропологии. Спекулятивный идеализм (Гегель) — высшая точка классической европейской антропологии. Контртечения: Ап.Павел, Тертуллиан, Августин, Лютер и ранняя теология Реформации, Паскаль, Кьеркегор. Кантовская критическая философия и предвосхищающая постановка вопроса о сущности человека. Шопенгауэр — Штирнер — Ницше и радикальная деструкция классической философии и антропологии. Интерпретация человека как существа, укорененного в “ничто”, идея “переоценки всех ценностей” и обретения мета-ценностной (мета-нравственной и мета-юридической) позиции “по ту сторону добра и зла”. Новейшая философская антропология (М.Шелер, Г.Плесснер, А.Гелен). Человек как существо, разорванное между “духом” и “порывом”, идеальными ценностями и жизнью. Ценностная амбивалентность “духа”. Человек как “экс-центрическое”, нецентрированное, бытийственно неукорененное существо. Человек как биологически недостаточное, не оснащенное инстинктами животное. Философско-правовые импликации философской антропологии. Авторитаризм и “новый легизм” Г.Плесснера. Теория институтов как “социальной аналогии” инстинктов А.Гелена. Современная ситуация в философской антропологии: стремление восстановить на новом уровне связь с классической традицией, рост влияния теологических и религиозно-философскх концепций и религиозно-антропологических версий интерпретации естественного права. Постмодернизм и философия права. Личность как субъект права. Понятие лица в праве. Два понятия субъекта права — персоналистское и нормативистское. (1) Субъект права как деятель — носитель актов (признания, исполнения etc.), правомочий и обязанностей. (2) Субъект права как “центр вменения” (Х.Кельзен), юридическая конструкция, определяемая нормами позитивного права. Личность как правовое понятие (О.Гирке). “Физическое” и “юридическое” лицо. В парадигме персонализма единственно возможный субъект права — человек. Терминологически — “физическое лицо”, но не в смысле телесно-физического человека и не в смысле субъекта психологии, но субъект как деятель — фактический, действительный человек как единствено возможный носитель актов. Понятие “правосознания”. “Юридическое лицо” — выражение аналогическое; юридические лица не могут быть деятелями, за ними скрываются действительные лица, которые действуют “именем”, или “от имени”, юридических лиц. В парадигме нормативизма: понятие “человека” как телеологического единства и “лица” в юридическом смысле не связаны никакой существенной и необходимой связью. Первичность понятия “юридического лица” для права и теории права. Человек — “лицо” лишь тогда, когда определен правом относительно юридических норм. Лицо в праве — всегда юридическое лицо. Полное тождество природы и смысла всех юридических лиц как субъектов права — будь то человек, учреждение, корпорация, государство. Правомочие и правообязанность как основные определения (предикаменты) правовых феноменов. Три основных варианта интерпретации соотношения прав и обязанностей в философии права. (1) Приоритет прав перед обязанностями и опыты выведения последних из первых (некоторые договорные теории — Локк, Кант, в отличие от Гоббса). (2) Верховенство обязанностей над правами и обратный порядок дедукции (“органические” концепции, теории тотального государства-общности — А.Тренделенбург, О.Шпанн, К.Шмитт; в России — славянофилы, евразийцы). (3) “Правомочие” и “правообязанность” как две самостоятельные и невыводимые друг из друга категории, или два самостоятельных правовых модуса; их корреляция и единство как взаимополагание — сама суть феномена права. Н.Н.Алексеев: неудовлетворительность двух первых вариантов — либо вследствие слабости обоснования “правообязанности”. либо вследствие отказа от самого понятия “правомочия”. Метафизические истоки понятия “правомочия” (“posse” — мощь, могущество). Идея “всемогущества” как атрибута безусловного божественного бытия. Относительное могущество не может быть оправдано как ценность самим фактом своего существования; оно должно быть обосновано. “Правомочие” как обоснованное могущество, или правовая мощь — трансформация “Я могу” в “Я могу по праву”. Юридическая коррелятивность понятий “мочь” и “быть дозволенным” (posse — licere). Модус “должного” (debere — быть должным). Различие идеального и нормативного долженствования. Идеальное долженствование (“так должно быть”) — квалификация определенного ценностного порядка как объективно-необходимого и соответствующего высшему разуму (А.Райнах). Отличие нормативного долженствования от идеального равнозначно раличию между модусами возможности и необходимости, хотя нормативное долженствование, в отличие от чистой возможности (чистое “posse”), всегда сопровождается внутренним или внешним понуждением. Специфика правового отношения: модусы “мочь” и “быть должным” в праве, хотя и имплицируют друг друга, дистанцированы и сохраняют взаимную отстраненность. Основные понятия: личность, кеносис, антропология, физическое лицо, юридическое лицо, правомочие, правообязанность,
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |