Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Формирование патологических явлений в развитии отдельных психических функций и процессов




Ш

Винокурова А. И. О Dementia infantilis Деллера//Воиросы психоневроло­гии детей и подростков. М., 1936.

Винокурова А. И. Шизофренные психозы на почве конгенитального сифи­лиса у детей. М., 1935.

Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изуче­ния задержки психического развития у детей//Дефектология. 1975. Вып. 6. С. 8.

Волохов А. А. Среда и развитие мозга // Вестн. АМН СССР. 1978. № 12. С. 49—53.

Волохов М. И. К вопросу шизофрении у детей// Журнал невропатологии и психиатрии. 1923.

Воронцов И. М., Кельмансон И. А., Цинзерлцнг А. В., Иоакикова И. В. Воз­можная гетерогенность механизмов синдрома внезапной смерти детей груд­ного возраста // Вопр. охр. мат. 1991. № 6. С. 21—28.

Воронцов И. М. К обоснованию некоторых общебиологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педо­логии // Методология и социология педиатрии: Сб. научн. трудов. СПб: Иэд-во СПбПМИ, 1991. С. 5—27.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

Выготский Л. С. Педология подростка. Учпедгиз, 1931.

Выготский Л. С. Педология школьного возраста. М.: Изд. Бюро заочного обучения при педфаке 11 МГУ. а

Выготский Л. С. Проблема развития в структурной психологии//В кн. К.Коффка. Основы психического развития. М.; Л., 1934.

Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2, 6. М.: Педагогика, 1983.

Выготский Л. С. Стенограмма лекций по восприятию, 1932.

Выготский Л. С. Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Галацкая С. Современное состояние вопроса о детской шизофрении// Советская педиатрия. 1935.

Галацкая С. Шизофрения у четырехлетнего ребенка//Советская психонев­рология. 1936.

Гальперин П. Я. О формировании чувственных образов и понятий. Мате­риалы совещаний по психологии. Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. М., 1933.

Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза, клиники, психопрофилактики и лечения психосоматических состояний у детей и подростков //Психиатри­ческие проблемы педиатрии. Л., 1985. С. 62—68.

Гарбузов В. И., Захаров А. И, Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Про­гресс, 1998.

Гиляровский В, А. Введение в анатомическое изучение психозов. М., 1925.

Гиляровский В. А. Введение к сборнику «Психопрофилактика и психоте­рапия детского возраста». М., 1929.

Гиляровский В. А. К клинике и психопатологии галлюцинаторных рас­стройств, развивающихся у шизофреников при лечении наркотическим сном// Журнал неврологии и психиатрии. 1939..

Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1954.

Гольбин А. И. Патологический сон у детей. Л.: Медицина, 1979.

Горбачевская Н. Л. и др. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 49—55.

Горюнова А. В. Двигательные нарушения и их коррекция у детей из груп­пы высокого риска по развитию шизофрении в раннем возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. 1994. № 4.

Граборов А. И, Вспомогательная школа. Гиз, 1925.

Гребельскаи Е. К клинике ранних детских шизофрений//Вопросы пси­хоневрологии детей и подростков. 1934. Вып. 2,

Грюссер О. Й., Зельке Т., Цинда Б. [Grusser O-J., Selke Т., Zinda В.) Функ­циональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества//В сб. «Красота и мозги. М.: Мир, 1995. С. 265—299.

Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. М., 1932.

Давыдовский И. В. Вопросы локализации и органопатологии в свете уче­ния Сеченова, Павлова. М., 1954.

Дильман В. М. Четыре модели медицины. Л.: Медицина, 1987.

Држевецкая И, А. Принцип системности и нейрогуморальной связи лак-тирующей матери и ее ребенка. Значение для постнатального развития // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М.: Ин-т физиологии детей и подростков АПН СССР, 1990. С. 90.

Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных детей». М., 1993.

Дробинская А. О., Фишман М. И. Дети с трудностями в обучении (к воп­росу об этиопатогенезе) // Дефектология. 1996. № 5. С. 22—28.

Жислин С. Г. Об острых параноидах. М., 1940.

Заваденко Н. Н., Петрухцн А. С, Соловьев О. И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М., 1997.

Заваденко Н. И., Успенская Т. Ю., Суворанова Н. Ю. Диагностика и лече­ние синдрома дефицита внимания у детей // Журнал неврологии и психи­атрии. 1997. № I. С. 57—61.

Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М.: Госу­дарственное учебно-педагогическое издательство, 1935.

Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

Захаров А. И, Психологические особенности восприятия детьми роли родителей//Вопр. психологии. 1982. Вып. 1, С. 59—68.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: МГУ, 1986.

Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: изд. АПН РСФСР, 1956.

Иванов-Смоленский А. Г. О нейродинамической структуре эйдемическо-го и вербального бреда. Архив биологических наук, 1934. Т. 36. Сер. Б. Вып. 1.

Иванов-Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии высшей нервной дея­тельности. М., 1949.

Изард К. Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

Изард К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

Изучение и обучение детей с недостатками слуха//Известия АПН РСФСР/ Под ред. P.M. Боскис. 1961. Вып. 117.

Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Спе­циальная литература, 1996.

Исаев Д. И., Ефремов К. Д- и Пукшанская С. М. Клинико-психологическое и электрофизиологическое изучение детей с недоразвитием навыков чтения и письма//В кн.: I Всесоюзн. конф. по неврологии и психиатрии детского воз­раста. М., 1974. С. 120.

Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

Каган В. Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. СПб., 1996.

Карганова А. Н. Вопросы детской психоневрологии// В сб. трудов научно-практической конференции по психиатрии детского возраста. М., 1958.

Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста. М., 1951.

Кельмансон И. А. Синдром внезапной смерти грудных детей; вопросы клиники, диагностики, эпидемиологии, распознавания риска и профилактики. Автореф. дис. д-ра мед. наук. СПб., 1994.

Кириакиди Э. Ф. Генотип-средовые соотношения в индивидуальности ребенка преддошкольного возраста. Канд. дис. М., 1994.

Кляйн М. и др. Развитие в психоанализе/Под ред. И. Ю. Романова. М., Академический проект, 2001.

Ковалев В. В. и Кириченко Е. И. О динамике речевых и психических нару­шений у детей и подростком с синдромом моторной алалии//Журн. невро­патологии и психиатрии. 1970. Вып. 10. С. 1561.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979; 1995.

Ковалев В. В. Психический диэонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста//Журн. невропатологии и психиат­рии. 1981. Вып.10. С. 1505—1509.

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний. М.: Медицина, 1985.

Козлова И. А. Аномалии характера в семьях больных детской шизофре­нией // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. №10.

Козловская Г. В., Горюнова А. В. Нервно-психическая дезинтеграция в раннем онтогенезе детей из группы высокого риска по эндогенным психичес­ким заболеваниям // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. № 10.

Колоскова М. В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Автореф. канд. дис. М., 1989.

Кононова М. Психологические данные при изучении вялотекущей шизоф­рении в детском возрасте//Совр. невропатология, психиатрия и психогигие­на. 1935. Т, IV. Вып. 5.

Корнетов А. И., Самохвалов ti. П., Коробов А. А., Корнетов Н. А. Этология в психиатрии. Киев: Здоров'я, 1990.

Корсаков С. С. К психопатологии микроцефалии//Вопросы философии и психологии. 1894.

Корсаков С. С. Курс педиатрии. М., 1913.

Красногородский Н. И. Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей. М., 1954.

Красногородский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. М., 1954.

Крейслер Л. Психосоматика в психопатологии младенчества//В книге «Мать, дитя, клиницист»/ Под ред. G. Fava Vizziello & D.N. Stern, M.: Россий­ская психоаналитическая ассоциация, 1994. С. 112—!45.

Кречмер Э. Об истерии. Гиз, 1928.

Кудрявцева В. П. К клинике своеобразной формы детского слабоумия (Dementia infantilis)//Bonpocbi психиатрии. Авторефераты работ Института психиатрии АМН СССР. 1945 — 1953 гг. М., 1956.

Кудрявцева В. П. Психические травмы в анамнезах у детей и подростков, больных шизофренией, и их отражение в клинической картине// Сб. Ши­зофрения у детей и подростков. М., 1959.

Кудрявцева В. П. Роль психогенного фактора н клинической картине пси­хотической вспышки у больных шизофренией с дефектом личности//Вопросы психиатрии. Авторефераты научных работ Института психиатрии Минздрава СССР. М., 1956.

Кудрявцева В. П. Структура психотической вспышки при психогении у больных шизофренией//Проблемы современной психиатрии. М., 1949.

Ладыгина-Коте Н. И. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

Лангнейер Й., Матейчек 3, Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-П, Словарь по психоанализу. М., 1995.

Лебедев С. В., Козловская Г. В. О совершенствовании организационных форм профилактики неврозов у детей (по данным эпидемиологического об-следования)//В кн.: «Всесоюзная конференция по организации психиатри­ческой и неврологической помощи детнм». М., 1980. С. 24—26.

Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М, Ульяно­ва Р. К., Морозова Т. И. Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, J989.

Лебединский В, В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте//В сб. «О диагностике психического развития личности». Таллин, 1974.

Лебединский В. В, К нейропсихологической классификации двигательных персевераций//В сб. «Функции лобных долей мозга». М.: Наука, 1982.

Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании патопси­хологических симптомов при ранней детской шизофрении//Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». 1980. № 1.

Лебединский В. В., Марковская И. Ф., Фишман М. Н., Трут В. Д. Нейропси-хологический анализ детей с минимальной мозговой дисфункцией//В сб. «А. Р. Лурия и современная психология». М., 1982.

Лебединский В. В., Новикова В. Ю. Формирование понятий у детей, боль­ных шизофренией (на материале задач Пиаже)//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1975. № 11.

Лебединский В. В., Спиваковская А. С, Раменская О. Л. Патопсихологичес­кая структура игровой деятельности детей, больных шизофренией/Дефекто­логия. 1974. № 4.

Лебединский В. В. Детский аутизм как модель психического дизонтогене-за//Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». 1996. № 2.

Лебединский В. В. К проблеме формирования уровней системы эмоцио­нальной регуляции//Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология)». 1998. № 4.

Лебединский В. В, Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

Лебединский В, В. Некоторые актуальные проблемы детской патонсихоло-гии//Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1971. №6.

Лебединский В. В. Проблема развития в норме и патологии//! Междуна­родная конференция памяти А.Р. Лурия, 24—26 сентября 1997, тезисы докла­дов. М., 1998.

Лебединский В. В., Никольская О. С, Баенскан Е. Р., Либлинг М. М. Эмоци­ональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

Лебединский В. В., Шахнарович А. М. К проблеме развития речи в онтогене-зе//В сб. «Проблемы психолингвистики». Инст. языкознания АН СССР, 1975.

7ЙЯ

Левина Р. Е. К психологии детской речи в патологических случаях. М., 1936.

Ленина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: изд. АПН РСФСР, 1961.

Ленина Р. Е. К психологии детской речи в патологических случаях (авто­номная детская речь). М.: Издание Экспериментального дефектологического института, 1935.

Леонтьев А. Н, Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

Личко Л. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Ме­дицина, 1983.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1997.

Лубовский В. И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов//Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Том 1. Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Луковцева 3. Нарушения развития у недоношенных младенцев. Диплом­ная работа. Руководитель Л. Л. Баз. 1998.

1 Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М., изд. АМН СССР, 1948.

Любомирский Л. Е. О критических и сенситивных периодах развития моторики // Возрастные особенности физиологических систем детей и подро­стков. М.: Ин-т физиологии детей и подростков АПН СССР, 1990. С. 178—179.

Мох-Вильям с Н. Психоаналитическая°диагностика. М., 1998.

Марциновская Е. Н. Исследование отражательной и регулирующей роли второй сигнальной системы в дошкольном возрасте//Труды кафедры психо­логии Московского государственного университета. М.: МГУ, [1956].

Мастюкова Е. М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психо­моторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефек­тология. 1996. № 5. С. 3—10.

Мещеряков А. И. Об участии прошлого опыта в выработке новых связей у человека//Вопросы психологии. 1955. No 3.

Мещеряков А. И. Участие второй сигнальной системы в анализе и синтезе цепных раздражителей у нормального и умственно отсталого ребенка//Про-блемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. I. Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999.

Мнухин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей. Л., 1968.

Мнухин С. С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей // Тр. Резидуальные нервно-психические расстройства у детей / Под ред. С. С. Мнухина. Т. 51. Л.: Ленинградский психиатрический институт, 1968,

Мнухин С. С, Исаев Д. Н. Об органической основе некоторых форм ши­зофрении или аутистических психопатий // Актуальные вопросы клиничес­кой психопатологии и лечение душевных заболеваний / Под ред. А. В. Снечи-невского. М.: Медицина, 1969.

Монахов К. К. Значение ЭЭГ в изучении психической деятельности в норме и патологии // Физиология человека. 1981. № 5. С. 771—783.

Морозов Г. В. Особенности клиники шизофреническою процесса в под­ростковом возрасте. Докт. дис. М., 1949.

Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. Докт. дис. М., 1967.

Мэгун Г. Бодрствующий мозг. М., 1965.

Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1979. Народицкая Г. Д. О некоторых особенностях нейродинамики детей-шизо­фреников // Труды 1-й московской психиатрической больницы. М., 1938. Т. 1. Никитина Г. М. О критических периодах раннего функционального онто­генеза мозга человека // Развивающийся мозг. М.: Ин-т мозга ВНЦПЗ АМН СССР, 1987. Вып. 16. С. 74—79.

Никитина Г. М. Основные теоретические подходы к изучению функцио­нальной организации мозга развивающегося мозга человека//В кн. «Мозг и поведение младенца». Институт психологии РАН, 1993. С. 7—29.

Никольская О. С, Баевская Е. Р,, Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.

Новикова Л. А. Исследование электрической активности мозга олигцфре-нов//Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Изд-во АПН РСФСР, 1956. Т. I.

Новлянская К. К вопросу о роли преморбидной личности при вялотекущих формах пубертатной шизофрении/УСовременная невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. IV. Вып. П.

Новлянская К. А. К проблеме физиогенного и психогенного в картине истерии//Невропатология и психиатрия. 1936. № 11.

Озерецкий И. И. К вопросу о шизофрении у детей//Вопросы детской психоневрологии. 1924. Вып. 1.

Озерецкий Н. И. Психопатология детского возраста. Л., 1938.

Озерецкий Н. И. О патологическом развитии и психопатиях в детском возрасте. Учпедгиз, 1934.

Орбели Л. А. Лекции по физиологии нервной системы. М.; Л., 1953.

Осипов В. П. Руководство по психиатрии. М.; Л., 1931.

Осипова Б. А., Шур И. Г. Клинико-психопатические особенности шизофре­нии, протекающих на органически дефектном фоне//Совр. невропатология, психиатрия, психогигиена. 1935. Т. IV. Вып. 11.

Основы обучения и воспитания аномальных детей. М.: Просвещение, 1965.

Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999.

Оудсхоорн Д. Н. Социальная и клиническая психиатрия. М., 1993.

Павлов И. П. 20-ти летний опыт непрерывного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животньцс. Изд. АМН СССР, 1951. Т. III. Кн. 2.

Павлов И, П. К физиологии и патологии высшей нервной деятельности. Издательство Правды, 1949.

Павлов И. П. Проба физиологического понимания истерика. М.; Л., 1932.

Павлов И. П. Физиология и патология высшей нервной деятельности. Госмедиздат, 1930.

Певзнер М. С. Дети-олигофрены. АПН РСФСР. М., 1959.

Певзнер М. С. Клиника психопатий в детском возрасте. Учпедгиз, 1941.

Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.

Попов Е. А. Некоторые патофизиологические основы характера психоастени-ка//Труды конференции, посвященной проблеме неврозов. Петрозаводск, 1956.

Прейер В. Душа ребенка. СПб., Рябченко, 1891.

Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка/Под ред. Лурия А, Р. Т. 1, 2. М., 1956, 1958.

Рабинович. К вопросу о некоторых особенностях течения шизофрении в пубертатном возрасте//Совр. невропатология, психиатрия и психогигиена. 1934. Т. III. Вып. 7.

Pay H.A. О творческих играх глухонемых школьников//Сб. трудов НИИ спец. школ АПН РСФСР. Л., 1947. Т. VI.

Pay Ф. Ф. Обучение глухонемых произношению. М.: изд. АПН РСФСР, 1960.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

Римашевская Н. В. Психические расстройства и особенности развития у детей раннего возраста из группы высокого риска при шизофрении. Авто-реф. канд. дис. М., 1989.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности че­ловека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1948.

Сандлер Дж., Дэйр К. Психоаналитическое понятие оральности/УЭнцик-лопедия глубинной психологии. М., 1998. С.587-598.

Сегаль Ю. Е. Выработка рефлексов и дифференцировок у олигофренов// Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1927. № 5.

Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственна ненор­мальных детей. Изд. Лихтенштадт, 1903.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.

Сергиенко Е. А. Антиципация дискретных и непрерывных стимулов в раннем онтогенезе // Психол. журн. 1987. Т. 8. № 3. С. 77—86.

Сергиенко Е. А. Генезис элементарных форм антиципации // Психол. журн. 1988. Т. 9. Nb 6. С. 73—82.

Симонов П. В. Мотивированный мозг.1 М.: Наука, 1987.

Симеон Т. П. К клинике шизофрении раннего детского возраста//В книге: «Современные проблемы шизофрении». М., 1933.

Симеон Т. П. Катастрофически текущая форма шизофрении в детском воз-расте//В сборнике: XXXV лет научной деятельности Г. Н. Сперанского. М., 1934.

Симеон Т. П. Начальные симптомы шизофрении раннего детского возра-ста//Советская психоневрология. 1935. № 6.

Симеон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. М., 1958.

Симеон Т. П. Психоневрология детского возраста. М.; Л.: Биомедгиз. 1935.

Симеон Т. П. Расщепление психики при шизофрении раннего возраста// Сборник в честь Геймановича. 1939.

Симеон Т. П. Шизофрения раннего детского возраста. М.: Изд. АМН СССР, 1948.

Симеон Т. П., Кудрявцева В. П. Динамика шизофренических симптомоком-плексов//Труды психиатр, клиники 1-го ММИ. М., 1934.

Симеон Т. П., Кудрявцева В. П. Клиника шизофрении дошкольного возра-ста//Советская психоневрология. 1934. №5.

Симеон Т. П., Кудрявцева В. П. Клиника, этиология и патогенез шизоф­рении у детей и подростков//В сборнике: Шизофрения у детей и подрост­ков. М., 1959.

Симеон Т. П. Невропатии, психопатии и реактивные состояния младен­ческого возраста. Государственное медицинское издательство, 1929.

Сканави Е. Е. Ипохондрические состояния у детей и подростков// В сборнике «Вопросы детской психиатрии»/Под ред. Сухаревой Г. Е. М., 1940. С. 77—112.

Соколова И. Д. Особенности игровых действий умственно отсталых до-школьников//Дефектология. 1971. №2. [

Соловьева 3. А. К вопросу о негативной фазе развития в пубертатном воз-расте//В сб.: «Вопросы психоневрологии детей и подростков». Т. III. M., 1936.

Соловьев-Элпидинский И. М. О так называемом психическом насыще­нии у умственно-отсталых детей//В сб. «Умственно отсталый ребенок». Уч-гиз. М., [1935].

Сосюкало О. Д., Ермолина Л. А. и др. Клинико-эпидемиологическая харак­теристика деаиантного поведения у подростков. //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1990. №8. С. 50—52.

Стерн В. [Штерн В.) Психология раннего детства до шестилетнего возра­ста. Пг., 1922.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М: Прогресс, 1982.

Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. АМН СССР. М; Медицина, 1981.

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том 2. М.: Медгиз, 1959.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том 1. М.:Медгиз, 1955.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том 3. М.: Медицина, 1965.

Сухарева Г. Е. К проблеме структуры и динамики детских конституцион­ных психопатий // Журн/неврол. и психиатр. 1930. № 6. С- 21—36.

Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков, 1937.

Сухарева Г. Е. Особенности течения шизофрении в детском возрасте// В сб. «Современные проблемы шизофрении». 1933.

Сухарева Г. Е., Коган. Прогностика детских и пубертатных шизофрении// Современная психоневрология. 1933. №6.

Сухарева Г. Е., Коган. Резидуальные состояния при бурно протекающих формах шизофрении, ремит- и интермитирующего типа//Совр. невропатоло­гия, психиатрия и психогигиена. Вып. 2. 1935.

Сухарева Г. Е., Шур И. Г. Клинико-психопатологические особенности шизофрении//Совр. невропатология, психиатрия и психогигиена.

Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Tpayromm Н. Н. О сензорной афазии и алалии. Дис. Л., 1946.

Трошин Г. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Том И. Б. м. Б. г.

Ухтомский А. А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров//В кн.: Ухтомский А. А. Собр. соч. Т. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1950. С. 163-172.

Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.

Филимонов - Z. Neur., 88, 1924

Филимонов - Z. Neur., 115, 1928

Флейвелл Д. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

Фрейд А. Норма и патология детского развития//В кн. «Детская сексу­альность и психоанализ детских неврозов». СПб.: Восточно-Европейский ин­ститут психоанализа. 1997. С. 217—362.

Фрейд 3. Печаль и меланхолия//В кн. «Влечения и их судьба». М., ЭКС-МО-ПРЕСС, 1999. С. 151 — 176.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Харлоу Г., ХарлоуМ., Суоми С. От размышления — к лечению//Наука и жизнь. 1975. № 2. С. 80-87.

Хейер С. Схизофрения у детей и подростков//В сб. «Шизофрения». Вып. 2. 1934.

Хомская В. Д. Динамика латентных периодов двигательных реакций у детей. Доклады АПН РСФСР. 1956. Вып. 1.

Хомская Е. Д. Исследование влияния речевых реакций на двигательные у детей с церебрастенией.

Хомская Е. Д. К вопросу о роли речи в компенсации двигательных реак-ций//Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка/Т. I. Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Хрипкова А. Г., фарбер Д. А. Основные направления исследований физи­ологии развития ребенка. Итоги и перспективы // Физиология человека. 1983. Т. 9. № 1. С. 3—24.

Цикото Г. В. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления ум­ственно отсталых школьников//Сб. «Специальная школа». Вып. 3.

Чехова А, И. Течение шизофренического процесса, начавшегося в детском возрасте. М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1963.

Чупин Г, Т. Клинические предпосылки применения психотерапии для устранения вредных привычек, вызывающих зубочелюстные деформации. // Дис. канд. мед. наук. Львов, 1972.

Шевченко С. Г. Вариативные нормы образования детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1996. № 1. С. 17—25.

Шевченко Ю. С, Данилова Л. Ю. Исследование терапевтической эффек­тивности анафранила при эндогенных депрессиях и трихитилломании, начав­шейся в детском и подростковом возрасте. // Журнал невропатологии и пси­хиатрии им. С. С. Корсакова, № 3. С. 61—68.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990; СПб.: Питер, 1999.

Экспериментальная психология//Редакторы-составители П. Фресс, Ж. Пи­аже. Вып. 5. М.: «Прогресс»,1975.

Эльконин Д. В. Детская психология. М., 1960.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Эфроимсон В., Блюмина М. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978.

Юркова И. А. Клинические особенности олигофрении после родовой травмы//В кн.: Психические нарушения при органическом заболевании го­ловного мозга. М., 1958.

 


[1] Никитина Г. Н. Мозг и поведение младенца. М., Институт психологии РАН, 1993, стр. 7—29.

[2] Воронцов И. М., Кельмансон И. А., Цинзерлинг А. В. Синдром внезапной смертности грудных детей. СПб., 1995, стр. 186—191.

[3] Ретардация (от лат. retardatio) — замедление (примеч. ред.). 1

[4] Рефлюкс — передвижение жидкого содержимого полых органов (пище­варительных, мочевыводящих и др.) в обратном (антифизиологическом) направлении, например забрасывание желудочного содержимого в пищевод [примеч. ред.).

[5] Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодей­ствие. СПб., 1999, стр. 130—146.

[6] Харлоу Г., Харлоу М.г Суоми С. Заменители матерей. Наука и жизнь, 1975, № 2, стр. 80—87, перевод с английского Л. Малаховского.

[7] Психоанализ в развитии. Сборник переводов. Составители А. П. Поршенко, И.Ю. Романов. Екатеринбург, 1998, стр. 59—107.

[8] Устную помощь в работе над моим вкладом в этот том мне оказала Лола Брук, моя подруга, которая очень внимательно и детально изучала ру­копись и сделала множество полезных замечаний, касающихся как фор­мулировок, так и организации материала. Я очень признательна ей за ее неослабевающий интерес к моей работе.

[9] В разделе «Заметки о некоторых шизоидных механизмах», в котором дан­ный предмет рассматривается значительно более подробно, я упоми­наю, что заимствовала у Фейберна термин «шизоидная» в дополнение к моему собственному термину «параноидная позиция».

[10] В работе «Торможения, симптомы и тревога» (1926) Фрейд констатиро­вал, что «неразрывность между внутриутробной жизнью и самым ран­ним детством значительно сильнее той впечатляющей цезуры акта рож­дения, в которую нам предлагается поверить».

[11] Этот абзац отсутствует в версии 1971 г.

Н. А. Бернштейн

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ......

М. Гуревич

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОМОТОРИКИ..........................................

Р. М. Боскис

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (развитие ребенка с сенсорными дефектами)......................

Р. М. Боскис, Р. Е. Левина

ОСНОВЫ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ У АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

А. Гезелл

РИСОВАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ..........................

Э. Леннеберг

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКА.............................................

A, Р. Лурия

ИЗМЕНЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ РЕЧИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ МОЗГА

К. Лоренц

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ (случай Хелен Келлер)......................

Ж. Пиаже

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА...................................

B. В. Лебединский, М. К. Бардышевская

АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

А. Рестуан, X. Монтанье ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОФИЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...............

Ж. Нюттен

ФРУСТРАЦИЯ И РЕГРЕССИЯ.........

П. Фресс

ПРИРОДА ЭМОЦИЙ.........................

Р. Мейли

ГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТИ......................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хрестоматия содержит фрагменты отечественных и зарубеж­ных работ, в которых исследуются проблемы аномального развития детей.

Первый раздел посвящен общим закономерностям аномального раз­вития. Рассматриваются механизмы формирования патологических сим­птомов с позиции патофизиологии (Давыдовский), клиники (Сухарева), патопсихологии (Выготский), гештальтпсихологии (Левин), психоанали­за (А. Фрейд), этологии (Лоренц) и других биологически ориентирован­ных теорий (Гезелл — эмбриология поведения)! Подробно обсуждается проблема этиологии нарушений развития, в том числе роль возрастных особенностей, конституциональных и половых различий (Сухарева, Оудсхоорн. Представлены несколько ключевых работ, в которых анализи­руется соотношение развития, нормальной и патологической регрессии, а также ускоренного развития (Гезелл, А. Фрейд, Левин, Лебединский).

Второй раздел содержит исследования формирования патологичес­ких явлений в развитии сенсорных процессов (Боскис, Левина), мото­рики (Бернштейн, Гуревич), речи (Лурия, Lenneberg), интеллекта (Пиа­же), эмоций (Нюттен, Фресс, Мейли; Лебединский, Бардышевская) и ком­муникации (Montagner и др.).

В работе Лебединского и Бардышевской «Аффективное развитие ребенка в норме и патологии» делается попытка дать схему, позволяю­щую оценивать тяжесть дизонтогенеза в эмоциональной сфере и про­гнозировать ход дальнейшего эмоционального развития на основе ана­лиза целого ряда факторов.

Конкретные исследования отдельных вариантов нарушений представ­лены в третьем и четвертом разделах. Третий раздел посвящен иссле­дованиям аномалий развития у детей раннего возраста (0—3 года). Ядром этого раздела являются работы, выполненные в психоаналитичес­кой традиции (M.Klein, С. Winnicott, А.Фрейд, L. Kreisler, Г. Полмайер и др.), в которых подробно исследуются механизмы эмоционального раз­вития в критический для этого развития период и источники его нару­шений. Особое внимание уделяется депрессивным расстройствам. Ряд текстов (Харлоу и соавторы) являются классическими примерами этологического исследования нормальных и патологических феноменов ран­него развития.

В четвертом разделе рассматриваются нарушения развития, харак­терные для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В хрестоматии использованы работы широко известных в 30—60-е годы детских психиатров, специализировавшихся на иссле­довании тяжелых психических нарушений у детей раннего возраста

(Симеон, Чехова), изучении пограничных состояний (Модель, Симеон, Гальперин, Сухарева) и отдельных синдромов эмоциональных наруше­ний (Лапидес), не переиздававшиеся у нас в стране в течение несколь­ких десятилетий. Эти работы представляют большой интерес для психологов, поскольку в центр внимания ставятся вопросы динамики и прогноза нарушенного развития, симптомы которого часто по своей тя­жести перекрывают симптомы психической болезни.

В данном разделе мы стремились представить различные точки зре­ния по тем вопросам, которые являются областями особого интереса в психологии аномального ребенка на сегодняшний день. Одним из таких вопросов является проблема этиологии и механизмов аутистических рас­стройств как наиболее базальных и сложных, глубоко затрагивающих все сферы развития.

Впервые публикуется работа Протопоповой «Моторика и психоор­топедия», выполненная в Экспериментальном дефектологическом ин­ституте под руководством Л.С. Выготского в 1935 году. Это оригиналь­ное характерологическое исследование моторных типов в детской кли­нике является образцом научной модели, имеющей прямой выход в психотерапевтическую практику. Использованы работы и других со­трудников Выготского (Занкова, Левиной, Боскис), в которых особое внимание уделяется компенсаторным процессам в развитии аномальных детей.

В хрестоматию включены впервые выполненные переводы ключе­вых работ Арнольда Гезелла («Проблемы дифференциального диагно­за», перевод Рыжова, «Аутизм и органические психозы», перевод Косолаповой), широко цитируемые различными специалистами по детскому развитию статьи Винникота «Переходные феномены и переходные объекты» (перевод Рыжова) и Леннеберга «Естественная история язы­ка» (перевод Букиной). «Групповое исследование слабоумия» Заззо и его сотрудников, хотя и было переведено у нас в стране в 1966 году (переводчики — Глозман, Рихтер, Ключанская, Наурская), не публико­валось отдельным изданием. В хрестоматию вошла также этологическая работа А. Рестуана, Н. Монтанье по развитию коммуникации у де­тей раннего возраста (перевод Михайловой).

Хрестоматия рассчитана на студентов и аспирантов, специализиру­ющихся в области клинической психологии, практикующих психологов, дефектологов, детских врачей и педагогов. Являясь учебным пособием, данная хрестоматия включает работы различных направлений, что по­зволяет выделить наиболее проблемные точки современной теории ано­мального развития.

Хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоцио­нальные расстройства в детском возрасте» и практикум «Психология аномального ребенка»).

Читаемые курсы методологически опираются на работы отечествен­ной школы Выготского — Бернштейна — Лурии с привлечением совре­менных исследований различных теоретических направлений как в об­ласти психологии, так и в смежных дисциплинах.

Многие из включенных в хрестоматию работ представлены полно­стью или достаточно объемными отрывками. Довольно большой объем многих фрагментов был продиктован необходимостью дать, насколько это возможно в рамках хрестоматии, целостное представление об отдель­ных взглядах автора, показать логику его рассуждений, примеры, на которые он опирался, контекст других работ, из которых он исходил.

Классические исследования Выготского, Лурии обсуждаются во многих других теоретических курсах, читаемых на психологическом факультете МГУ, и соответственно представлены в других пособиях, поэтому из работ этих авторов были взяты только программные мо­менты, имеющие непосредственное отношение к курсу «Психология ано­мального развития».

Поскольку библиография составлялась с использованием множества различных источников, в том числе давних, к сожалению, нельзя ис­ключить возможной неточности и неполноты приведенных ссылок.

Планируется выпуск следующего тома хрестоматии, специально по­священного проблемам аномального развития в подростковом возрасте.

За большую помощь и поддержку в работе благодарим старшего преподавателя отделения клинической психологии факультета психоло­гии МГУ им. М. В. Ломоносова Печникову Элеонору Сергеевну и осо­бенно аспирантов факультета психологии Рыжова Андрея, Косолапову Дарью, Михайлову Юлию, студентку Букину Ольгу, чьи переводы пред­ставлены в данной хрестоматии.

Выражаем особую признательность за высокий профессионализм, усердие и чуткость в работе с авторами редактору Федоровой М. П., которая внесла ряд ценных предложений, благодаря которым удалось свести к минимуму неясности в текстах. Благодарим Киселеву А. И. за тщательнейшим образом выполненную корректуру, художника Карце­ву Е. В., подготовившую рисунки и диаграммы, и всю редакцию «ЧеРо», работники которой отличаются особым творческим подходом к делу.

Редакторы-составители: Лебединский В. В., Бардышевская М. К.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.