Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус лиц, осуществляющих определенные виды деятельности в сфере таможенного дела




 

Согласно ст. 74 ТК таможенное декларирование товаров (представление таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим)производится декларантом либо таможенным агентом (представителем) по поручению декларанта.

Таможенным агентом (представителем) может быть юридическое лицо — резидент Республики Беларусь:

— имеющее в штате специалиста по таможенному оформлению; имеющее договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее десяти тысяч базовых величин;— имеющее в наличии материально-техническое оснащение, соответствующее требованиям, предъявляемым к материально-техническому оснащению таможенного агента (представителя), установленным Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст. 85 ТК).

До вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»таможенным агентом (представителем) могло быть юридическое лицо,которому Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь было выдано специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного агента.С 1 января 2011 г. лицензирование деятельности в области таможенного дела отменено.

Таможенный агент (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК. При этом правом совершения таможенных операций обладают работники таможенного агента (представителя), являющиеся специалистами по таможенному оформлению.

При осуществлении деятельности таможенный агент (представитель) имеет определенные права и несет определенные обязанности.

Общий подход заключается в том, что при совершении таможенных операций таможенный агент (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного агента (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Кроме того, таможенный агент (представитель) вправе уплатить таможенные платежи за представляемое лицо, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает уплату таких платежей, а также требовать от представляемого лица предоставления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК.

Обязанности таможенного агента (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного агента (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры, прекращением таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК возлагаются только на резидента Республики Беларусь, который заключил внешнеэкономическую сделку либо от имени которого эта сделка заключена, либо в иных случаях на лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории, а также, декларанта, перевозчика либо иных лиц.

Полученная от представляемых лиц информация, составляющая государственные секреты, коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другая конфиденциальная информация не должна разглашаться или использоваться таможенным агентом (представителем) и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Таможенный агент (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.

В случае изменения состава специалистов по таможенному оформлению (принятие в штат новых либо увольнение состоящих в штате работников) таможенный агент (представитель) обязан представить в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого находится таможенный агент (представитель), новые учетные карточки специалистов по таможенному оформлению либо внести изменения в предыдущие карточки, форма и порядок заполнения которых определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;при увеличении количества специалистов по таможенному оформлению привести свое материально-техническое оснащение в соответствие с установленными требованиями.

Не позднее пяти календарных дней до истечения срока действия договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, таможенный агент (представитель) обязан представить таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого он находится, письменное подтверждение о продлении срока действия данного договора либо заключении нового договора.

Отношения таможенного агента (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на основе договора поручения.

Обязанности и ответственность таможенного агента (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного агента (представителя) с представляемым лицом.

Деятельность в качестве работника таможенного агента (представителя) осуществляет специалист по таможенному оформлению. Согласно ст. 88 ТК специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным Правительством Республики Беларусь, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

Аттестация на соответствие квалификационным требованиям — проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, который сроком действия не ограничивается.

Порядок проведения аттестации и перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, устанавливаются Правительством Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 675 «Об установлении квалификационных требований к специалисту по таможенному оформлению и утверждении Положения о порядке проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению»). Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь определяются таможенные органы, принимающие квалификационные экзамены, вопросы квалификационных экзаменов, а также порядок их сдачи.

По решению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть аннулирован в случаях, указанных в ст. 90 ТК.

Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании указанного квалификационного аттестата в соответствии с ТК.

Порядок обращения с заявлением о получении нового квалификационного аттестата также определен в ТК.

Таможенный перевозчик — это юридическое лицо, которое осуществляет перевозку товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (таможенная процедура, определяющая специальный порядок осуществления международной и внутриреспубликанской перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, между зонами таможенного контроля) без предоставления обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.

Обязанности таможенного перевозчика обусловлены необходимостью соблюдения требований и условий, установленными ТК в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем.

Таможенный перевозчик обязан вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;осуществлять перевозку товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием транспортных средств, находящихся в его собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде, в том числе финансовой аренде (лизинге);соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.

Отдельно ТК определяет обязанности таможенного перевозчика:

1) при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита вне зависимости от того, является ли он лицом, получившим разрешение на таможенный транзит:

—доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;

—обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;

— не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, когда осуществление грузовых операций может повлечь за собой утрату товаров или изменение их свойств, либо при наличии в документах на товары запрета на осуществление таких операций;

2) при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах:

— принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом;

3) при завершении таможенной процедуры таможенного транзита:

— представить таможенному органу назначения документ таможенного транзита (ст. 108 ТК), содержащий сведения о помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение тридцати минут с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа — в течение тридцати минут с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа.

Юридические лица — резиденты Республики Беларусь могут выступать в качестве владельца склада временного хранения либо таможенного склада.

Склады временного хранения предназначены для временного размещения товаров, находящихся под таможенным контролем, а таможенные склады — для хранения товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада. Склады временного хранения и таможенные склады могут использоваться также для хранения товаров, задержанных либо изъятых таможенными органами в соответствии с ТК и иными законодательными актами.

Склады временного хранения и таможенные склады — специально выделенные и обустроенные сооружения, отвечающие установленным требованиям и официально признанные Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь соответственно складами временного хранения или таможенными складами.

Склады временного хранения и таможенные склады подразделяются на склады открытого типа и склады закрытого типа.

Под складом открытого типа понимается склад, эксплуатируемый его владельцем с целью оказания услуг юридическим и физическим лицам по хранению товаров этих лиц, а также для хранения товаров, находящихся в собственности либо владении владельца склада.

Под складом закрытого типа понимается склад, эксплуатируемый его владельцем исключительно для хранения находящихся в его собственности или владении товаров.

Сооружение, предназначенное для использования в качестве склада временного хранения или таможенного склада, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность осуществления в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения и таможенные склады открытого типа должны размещаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения сооружений, предназначенных для использования в качестве складов временного хранения и таможенных складов.

Сооружения таможенных складов и складов временного хранения не могут отчуждаться, передаваться в залог и использоваться в иных целях до ликвидации соответствующих складов в порядке, установленном законодательством.

Владелец склада временного хранения и таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных в соответствии с ТК.

Владелец склада временного хранения обязан:

— соблюдать условия и требования, установленные ТК в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем;

—вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров;

—обеспечивать сохранность товаров, в том числе транспортных средств, находящихся на складе временного хранения;

—обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения открытого типа;

—обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам, в том числе к транспортным средствам, хранящимся на указанном складе, без разрешения таможенного органа.

Владелец таможенного склада обязан:

—соблюдать условия и требования, установленные ТК в отношении хранения товаров на таможенном складе;

—вести учет хранящихся товаров и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров;

—обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе;

—обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам, хранящимся на указанном складе, без разрешения таможенного органа;

— при ликвидации таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о его ликвидации известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, о таком решении.

В определенных случаях, предусмотренных ТК, товары могут быть помещены на склад временного хранения или таможенный склад таможенными органами.

Вознаграждение за хранение и возмещение убытков владельцам складов временного хранения или таможенных складов в указанных случаях осуществляются за счет лиц, определенных ТК.

В случаях, когда расходы на хранение осуществляются за счет средств республиканского бюджета, они возмещаются владельцам складов временного хранения или таможенных складов таможенными органами в пределах необходимых и документально подтвержденных затрат, произведенных владельцами складов временного хранения или таможенных складов при хранении товаров.

Отношения владельца склада временного хранения и таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада временного хранения и таможенного склада (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.

К договорам, заключаемым владельцем склада временного хранения и таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение, применяются нормы гражданского законодательства о публичном договоре.

Требования, предъявляемые к владельцам свободных складов, а также порядок создания и ликвидации свободных складов, предназначенных для размещения товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, операции, проводимые с такими товарами на свободном складе, определены Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 545.

Свободный склад —сооружение, в пределах которого в соответствии могут размещаться товары, помещенные под таможенный режим свободного склада, а также отечественные товары (оборудование, машины, инструменты, комплектующие изделия, сырье и расходуемые материалы, предназначенные для проведения операций с товарами, помещенными под таможенный режим свободного склада, в том числе используемые для содержания и эксплуатации свободного склада).

Основными требованиями, предъявляемыми к владельцу склада, являются наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств с установленной балансовой стоимостью, а также наличие в его собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо во временном владении и (или) пользовании сооружения общей площадью не менее 1000 квадратных метров, оборудованного и оснащенного в соответствии с требованиями Положения о свободных складах, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 545.

Основные требования, предъявляемые к обустройству и оборудованию свободного склада определены в гл. 3 указанного Положения.

Владелец свободного склада обязан:

—выполнять установленные законодательством порядок учреждения свободного склада, а также порядок использования товаров, размещенных на его территории;

—выдавать товары, размещенные на территории свободного склада, только с разрешения таможни;

—исключать возможность изъятия со свободного склада товаров, размещенных на его территории, помимо таможенного контроля;

—обеспечивать сохранность средств таможенной идентификации товаров, размещенных на территории свободного склада;

 

—выполнять законные распоряжения должностных лиц таможенных органов и создавать необходимые условия для осуществления операций таможенного контроля в отношении товаров, размещенных на территории свободного склада;

— вести учет товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, а также представлять таможне отчетность об этих товарах в порядке, определяемом законодательством.

—осуществлять по требованию таможни транспортировку, взвешивание или определение количества товаров, их погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению и находящихся под таможенным контролем, а также вскрытие емкостей, помещений и других мест, где могут находиться такие товары;

—проводить перед выставлением товаров для продажи проверку в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел на наличие транспортного средства в базах данных похищенных или угнанных транспортных средств, а также идентификацию транспортного средства для установления фактов изменения, уничтожения его номерных агрегатов;диагностику технического состояния транспортных средств и запасных частей к ним с составлением соответствующего заключения;

—создавать государственным органам условия для обеспечения правопорядка и охраны товаров, размещенных на территории свободного склада, в соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь» и иных актов законодательства.

Территория свободного склада является зоной таможенного контроля.

По запросу владельца свободного склада, поданному в установленном порядке в таможню, в зоне деятельности которой находится свободный склад, на территории этого склада допускается временное хранение товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим свободного склада.

При временном хранении товаров на свободном складе его владелец обязан соблюдать требования, установленные ТК для таможенной процедуры временного хранения товаров.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь ведет реестр таможенных агентов (представителей), таможенных перевозчиков,складов временного хранения, таможенных складов, свободных складови обеспечивает информирование о них в установленном порядке (ст. 9 ТК).

В Письме ГТК от29 октября 2010 г. № 02/13278 «О разъяснении норм законодательства» сообщается о том, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» не подлежат применению нормы Положения о лицензировании деятельности в области таможенного дела, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1355, и Инструкции об организации работы Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, осуществляемой при лицензировании деятельности в области таможенного дела, утвержденной приказом Председателя Государственного таможенного комитета от 11 июня 2008 г. № 366-ОД, в части определения мест размещения рабочих мест специалистов по таможенному оформлению при осуществлении деятельности в качестве таможенного представителя и определения перечня групп товаров, которые разрешается размещать на таможенном складе при осуществлении деятельности в качестве владельца таможенного склада.

Вместе с тем, в Таможенном кодексе Таможенного союза отсутствуют ограничения в отношении групп товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, которые могут быть размещены на таможенном складе, а также требования по определению места осуществления деятельности в качестве таможенного представителя.

Учитывая изложенное:

— лицо, включенное в реестр владельцев таможенных складов, вправе принимать на хранение товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, для которых на данном складе имеются соответствующие условия хранения,

— лицо, включенное в реестр таможенных представителей, вправе самостоятельно определять места размещения рабочих мест специалистов по таможенному оформлению при осуществлении деятельности в качестве таможенного представителя, при наличии на таких рабочих местах надлежащего материально-технического оснащения.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от30 декабря 2010 г. № 1910внесены изменения и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам лицензирования в сфере таможенного дела. Например, в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2007 г. № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях» слова «таможенном агенте (представителе)» заменены словами «таможенном представителе».

 

4.3Таможенная служба в Республике Беларусь: история формирования правовых основ деятельности

Белорусская государственность существует давно. Формы ее развития на различных исторических этапах были разные. Изначально, если исследовать вопрос о возникновении таможенной службы на территории Республики Беларусь, речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси, на территории которой находилось Полоцкое княжество. Точных сведений о времени возникновения таможенного обложения на территории нашего государства нет. Древние восточные славяне в IV веке находились на последней стадии первобытно-общинного строя, у них зарождалась частная собственность, классовые отличия, возникали элементы феодализма. Участвуя в товарообмене с соседями иноземцами, славяне взимали дань с иноземных торговцев и облагали податями своих торговцев, что являлось основными средствами пополнения княжеской казны. Известные памятники права свидетельствуют о давнейшем обычае взимать мыт или мыто — сбор за провоз товаров через заставы княжеств, расположенных на территории Киевской Руси [Магилевец С. 4].

В после революционной России и в дальнейшем в Союзе ССР, в состав которого входила и Белорусская Советская Социалистическая Республика, процесс становления и развития таможенного дела, законодательства о нем и таможенных органов носил сложный и противоречивый характер. Но, несмотря на это, в целом в этот период (1917-1991 гг.) был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого не возможно было создать и продолжать совершенствовать современное белорусское таможенное право.

В этот период статус таможенной службы как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизмененными, они приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутренними и внешними интересами и потребностями государства.

В 1924 году был принят Таможенный Устав, который установил сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом: Народный Комиссариат Внешней Торговли; Главное Таможенное Управление; районные таможенные инспекторские управления; таможни и таможенные посты.

Принятый в 1928 году Таможенный Кодекс ССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно чем Устав, определял компетенцию Главного Таможенного Управления. В развитии таможенного дела в то время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. Когда таможенные учреждения перешли в подчинение Министерства Внешней Торговли, таможенная система постепенно начала разваливаться. Двенадцать тысяч сотрудников работало в системе перед Великой Отечественной войной. Шесть тысяч сотрудников работало в системе сразу после Великой Отечественной войны. В шестидесятых годах на границе работало всего одна тысяча сотрудников и тридцать восемь сотрудников в Главном Таможенном Управлении. Были ликвидированы округа, отсутствовали учебные заведения по подготовке сотрудников таможен. Кадры не готовились, вновь принятые сотрудники обучались на рабочих местах наставниками. Поэтому квалификация сотрудников таможенных органов в этот период была очень низкой.

В 1964 году Постановлением Верховного Совета ССР принимается Таможенный Кодекс в новой редакции. Если Таможенный Устав 1924 года соответствовал динамике НЭПа, а Таможенный Кодекс 1928 года отражал переход к сплошному огосударствлению хозяйственной жизни, то Таможенный Кодекс 1964 года отражал всесилие административно-командных методов управления экономикой, ущемленность гражданского статуса личности. Неразвитый набор средств таможенного регулирования затруднял формирование новых отношений с партнерами в международной торговле, существенно ограничивал возможность защиты интересов экспортеров на мировых рынках. Механизм противодействия контрабанде и другим правонарушениям перестал срабатывать в новых условиях, когда основным звеном внешнеэкономической деятельности стали не министерства и ведомства, а самостоятельно хозяйствующие субъекты.

В 1986 году таможенная система СССР подверглась очередной реформе. Главное Таможенной Управление при Министерстве Внешней Торговли было переименовано в Государственный Таможенный Комитет при Совете Министров СССР, как самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. С этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как в первые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организованно.

Несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними. Отсутствовала законодательная база для перестройки системы таможенным делом. Таможенный Кодекс 1964 года, принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым подзаконным актам. Возникла необходимость в обновлении действующего Таможенного Кодекса.

В 1991 году Постановлением Верховного Совета СССР, принимается очередной Таможенный кодекс СССР, который определил конкретные правовые условия проведения таможенного контроля, место и время, основание досмотра, ограничения на использование технических средств контроля, установил права и обязанности должностных лиц таможенных органов, представителей предприятий и организаций, что позволило исключить ведомственное нормотворчество, необоснованное вмешательство таможенных органов в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, повысить правовую защищенность граждан. Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Таможни и таможенные посты по их дислокации разделились на пограничные и внутренние. Это было связано с переносом таможенного контроля с границы вглубь страны, с целью разгрузить границу от транспортных средств, перевозимых грузы, оформление в таможенном отношении и контроль которых производилось внутренними таможнями. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: Государственный Таможенный Комитет (ГТК), региональные таможенные управления, местные таможни и таможенные посты.

Глубокий кризис и последующий крах одиозной партийно-советской системы управления экономическими и социальными процессами привел к образованию Союза Независимых Государств (СНГ), в связи с чем возникли проблемы таможенного развития и сотрудничества входящих в него государств.

С распадом Союза ССР и началом крупных политических и социально-экономических реформ в 1991 году Верховным Советов Республики Беларусь принимается Постановление «О таможенной службе Республики Беларусь».

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с Таможенным Кодексом 1993 г. и Законом «О таможенном тарифе», таможенные органы применяли действующие акты законодательства СССР в той части, в которой они не противоречили им. Изданные в то время нормативные акты Советом Министров и Таможенным Комитетом Республики Беларусь в соответствии с новым законодательством характеризовались недооценкой последствий вводимых мер, запаздыванием с обеспечением их реализации, непоследовательностью, недолговечностью, противоречивостью. Все это заметно отражалось на качестве работы таможенных органов Республики Беларусь [Магилевец С. 4].

Переход экономики страны на усло­вия рыночных отношений, демонополизация внешнеэконо­мической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что министерства и ведомства Республики Беларусь передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистичес­ких, природоохранных и др. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов [Шматков].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.