КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой статус таможенных органов
Таможенные органы Республики Беларусь — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами. Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти. В первую очередь, таможенные органы являются составной частью системы органов исполнительной власти и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела [Шматков]. Таможенные органынаделены полномочиями государственно-властного характера для выполнения задач и функций в сфере таможенного дела с помощью присущих им форм и методов деятельности [сидоров С. 41]. Таможенные органы отнесены к числу органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь». Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела. Они осуществляют как распорядительную, так и исполнительно-организационную деятельность. Распорядительная деятельность носит нормативный характер и проявляется в принятии соответствующих правовых актов. Исполнительно-организационная — это рабочие совещания, встречи по обмену опыта, семинары и т.д. Таможенные органы осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления. Таможенные органы, будучи учреждениями исполнительной власти, обособлены: 1) организационно, т.е. они не входят в состав какой-либо иной организации, а являются самостоятельной составной частью органов исполнительной власти; 2) функционально, их главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельностью по руководству в таможенной сфере в соответствии с установленным для них профилем функций; 3) юридически, т.е. данные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела, закрепленной в соответствующих нормативно-правовых актах и не производной от компетенции какого-либо другого органа. Никакие государственные органы, Президента и Правительства, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов [Сидоров С.41]. Таможенные органы действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. Компетенция таможенных органов — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативных правовых актов), правоприменения и правоохраны. Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и для решения поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права (государственными органами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами — как белорусскими, так и иностранными). Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов праоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприенительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной). Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативных правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия[Шматков С. 76-77]. О правоохранительном характере таможенных органов свидетельствует факт того, что они являются органами дознания по делам о контрабанде и другим преступлениям в сфере таможенного дела, а также возможность обжалования их решений, действий или бездействий должностных лиц таможенных органов [Магилевец]. К числу правоохранительных органов таможенные органы относит п.2 ст. 312 ТК Республики Беларусь. Таким образом, таможенные органы характеризуются как органы исполнительной власти и как правоохранительные органов. В этой связи выделяют основные черты таможенных органов [игнатюк С.72-77]. Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами: 1) таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело. Как и все другие органы исполнительной власти Республики Беларусь, они действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь; 2) таможенные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела. Путем установленных законодательством форм и методов они выполняют свои функции и реализуют полномочия в области перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного регулирования, взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление; 3) деятельность таможенных органов в процессе осуществления таможенного дела по своему юридическому содержанию является распорядительной. В пределах своей компетенции они издают нормативные и иные акты по таможенному делу, действующие на всей подведомственной территории и обязательные для исполнения всеми нижестоящими таможенными и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. В целом таможенные органы наделены широкими полномочиями самостоятельного нормотворчества, правоприменения и правоохраны; 4) таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти; Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Главой государства. Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляется ГТК Республики Беларусь. Таможни действуют на основании положений, Утвержденных ГТК Республики Беларусь; 5) Правительство Республики Беларусь устанавливает предельную численность центрального аппарата ГТК Республики Беларусь и фонд оплаты труда его работников. ГТК Республики Беларусь утверждает: типовую структуру, типовую штатную численность, типовую численность структурных подразделений и фонд оплаты труда таможни; типовую структуру, типовую штатную численность таможенного поста. Конкретная структура и конкретная штатная численность таможенного поста утверждаются вышестоящим таможенным органом; 6) финансирование таможенных органов осуществляется за счет средств государственного бюджета, направляемых на содержание органов исполнительной власти Республики Беларусь, а также иных предусмотренных законодательством Республики Беларусь источников. Таможенные органы являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, другие печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках. Как правоохранительные органы таможенные органы характеризуются следующими существенными чертами: 1) основные задачи, решаемые ими, выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Это положение Таможенного кодекса, несомненно, является основным ориентиром для раскрытия правоохранительного характера деятельности таможенных органов. Общие правоохранительные задачи еще более четко и детально раскрываются в юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В частности в Положении о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов» в числе основных задач ГТК определены, например, предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела, обеспечение ими в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов. Таким образом, в этих нормах конкретно указаны главные ценности, которые, в частности, должны охраняться ГТК Республики Беларусь. 2) о правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют также выполняемые ими функции. Положения ТК Республики Беларусь устанавливают, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде,незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иным преступлениям в сфере таможенного дела,а также осуществляют оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции (ст. 321, 322 ТК). Таможенные органы ведут административный процесс в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 324 ТК). 3) как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы Республики Беларусь выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические взыскания, установленные соответствующими законами. Например, наиболее типичными мерами принуждения, применяемыми таможенными органами, являются таможенный контроль и другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу. 4) применение таможенными органами мер принуждения и мер ответственности строго регламентировано Таможенным кодексом и другими актами таможенного законодательства. Таможенный орган, применяющий те или иные меры принудительного воздействия, обязан выполнять соответствующие предписания указанных нормативных правовых актов. 5) правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется не только на основе Таможенного кодекса и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур. Например, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа Республики Беларусь или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Беларусь, скрывает при себе и не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу. Норма ст. 294 ТК устанавливает правила проведения личного досмотра. 6) организация таможенных органов, осуществляющих деятельность правоохранительного характера, детально и всесторонне регламентируется Таможенным кодексом Республики Беларусь, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими их право вое положение. Все эти положения в совокупности направлены на обеспечение оперативности, обоснованности законности действий таможенных органов, включая принятие решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану прав в таможенной сфере. 7) осуществление таможенного дела возлагается на контингент специально подготовленных государственных служащих. В их распоряжение предоставляются специальные средства, боевое и служебное оружие, предназначенные для решения таможенных задач. Служащие таможенных органов должны отвечать определенным стандартам боевой подготовки и юридических знаний. Требования, предъявляемые к служащим таможенных органов, отражены в Таможенном кодексе Республики Беларусь и подзаконных нормативных актах. Они имеют целью обеспечение профессионализма и компетентности служащих, осуществляющих таможенную деятельность. 8) таможенные органы как подсистема правоохранительных органов взаимодействуют в процессе решения задач таможенного дела с иными правоохранительными органами, а также другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами (ст. 318 ТК). Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия по отношению к его нарушителям. Многогранность видов деятельности, осуществляемых таможенными органами, позволяет установить критерии для их классификации. 1. По содержанию: финансовая, административная, правоохранительная, информационная, международная. 2. По форме осуществления: правоприменительная нормотворческая, договорная. 3. По территориальной подведомственности: деятельность Государственного таможенного комитета на всей территории страны; деятельность региональных таможенных управлений в федеральных округах; деятельность таможен на подведомственных им территориях. 4. По отраслевой принадлежности: гражданско-правовая; финансово-правовая; уголовно-процессуальная; административно-процессуальная; международно-правовая. 5. По направленности воздействия: внешняя; внутренняя[Бакаева С. 29]. В статье 315 Таможенного кодекса Республики Беларусь закреплены права таможенных органов: —принимать меры, предусмотренные ТК, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства; —требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК; —проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность; —требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела; —осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности; —осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством; —осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях; —использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; —задерживать в порядке, установленном законодательством, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов в соответствии с законами и (или) актами Президента Республики Беларусь; —производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществлением с ними грузовых операций; —получать от государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций в соответствии с ТК; выносить руководителям государственных органов и иных организаций, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований; —предъявлять в суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика, а также в иных случаях, предусмотренных ТК и другими законодательными актами; —осуществлять иные действия, предусмотренные ТК, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь. За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено ТК и иными законодательными актами (ст. 320 ТК).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |