КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предварительные условия брака
Древнеримский брак Римский брак по своему характеру принципиально отличался от современного. Римское право рассматривало брак как фактическое состояние вещей (res facti), хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия. Римский брак возникает и существует постольку, поскольку фактически имеются в наличии два фундаментальных элемента: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь, maritalis affectio (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих моментов прекращается. Первый из двух моментов, образующих брак, сожительство, не следует понимать в грубоматериальном смысле, как постоянное совместное проживание супругов или постоянное пребывание супруги в доме мужа. После того как брак осуществился, необходимо лишь, чтобы супруги рассматривались как сожительствующие в соответствии с общественными обыкновениями. Ясно поэтому, что препятствием к этому не могут служить периодические и нерегулярные, отлучки — по делам, для отдыха и т. д. Однако будет уместно, если сожительство начнется недвусмысленно и публично, с торжественного вступления невесты в дом мужа (deducilo in domum mariti). Другой момент, образующий брак, affectio maritalis, состоит во взаимном намерении супругов жить совместно и единобрачно в том супружеском общежитии, которое благородно определяется римской юриспруденцией как «consortium omnis vitae, divini et humani iuris communicatio» («полная общность жизни, слияние в божеском и человеческом праве»). Если говорить о психологическом моменте, то наличие maritalis affectio следует усматривать в каждом конкретном случае во взаимном поведении супругов, в исполненном высокого достоинства положении, которое женщина занимает в доме по отношению к подвластным лицам и гостям, в присваиваемом ей почетном именовании mater families, в уважении, оказываемом ей детьми, в знаках повышенного внимания, которыми окружает ее супруг. Все эти проявления в совокупности носят наименование honor matrimonii (престиж брака) и отличают жену от наложницы. Для заключения брака необходимо одновременное наличие некоторых существенно важных и непременных предпосылок: а) Status libertatis (союз между рабами есть не брак, но сожительство в узком смысле, contubernium). б) Connubium или ius connubii, т. е. юридическая способность создать iustae nuptiae. Ею обладали не только cives, но также latini prisci. Когда connubium нет, iustae nuptiae не возникает, и потому брак может быть действительным лишь по ius gentium, но не по ius civile. В некоторых случаях, однако, хотя ius connubii в абсолютном смысле и имеется, в смысле относительном, т. е. применительно к отдельным категориям лиц, его нет. Так, до принятия lex Canuleia (445 г. до н. э.) патриции не могли вступать в брак с плебеями; согласно lex Iulia de maritandis ordinibus, инициированному Августом, лица, принадлежавшие к сословию сенаторов, не могли жениться на вольноотпущеннице или на женщине легкого поведения; провинциальный магистрат не мог жениться на провинциалке, а военный — на женщине, проживающей там, где размещается гарнизон. Опекун не мог жениться на подопечной, а в соответствии с правом христианской эпохи православный не мог жениться на иудейке. Connubium мог отсутствовать также и по причинам родства, природного или приемного. Препятствием к браку служило прямое родство (по восходящей и нисходящей линии) любой степени и побочное родство, в древности вплоть до шестой степени, впоследствии — до четвертой. Один сенатусконсульт, инициированный императором Клавдием с тем, чтобы позволить ему жениться на своей племяннице Агриппине, разрешал брак дяди и племянницы, однако в послеклассическом праве вернулись к предыдущему регулированию. Разумеется, здесь имело значение не только цивильное родство (adgnatio), но также, причем в первую очередь, родство кровное (cognatio). в) Физическая состоятельность. В брак не могут вступать кастраты. Что касается возраста, требуется достижение pubertas. г) Фактическое несуществование другого брака. Римский брак — моногамный. Следует также упомянуть восходящее к древним mores запрещение вдове вступать в новый брак до истечения десяти месяцев (в послеклассическую эпоху — года) после смерти предыдущего мужа. Это делалось с целью избежать сомнений в отцовстве (turbatio sanguinis, «возмущение крови») ребенка, который мог появиться на свет: в самом деле, если после прекращения предыдущего брака женщина рожала, требование о соблюдении указанного срока снималось. Правда, несоблюдение такого запрета не влекло за собой ничтожности брака, но в древности навлекало на нарушителей кары сакрального характера, а впоследствии — infamia. д) Согласие супругов: «nuptias поп concubitus sed consensus facit» («брак возникает не от совокупления, но в результате согласия»). Если супруги alieni iuris, необходимо также согласие pater familias (но не матери, которая не осуществляет potestas). Для filius familias, с учетом того что его возможные потомки также окажутся in potestate, необходимо согласие не только того родственника по мужской восходящей линии, который является носителем potestas в данный момент (например, деда по отцу), но также и других промежуточных родственников по восходящей линии (например, отца), поскольку в будущем дети, которые появятся от этого брака, могут стать его наследниками. Иначе обстояло дело с дочерью, потомки которой должны были принадлежать к семье мужа, так что для нее было поэтому достаточно согласия pater familias. С ослаблением былой мощи patria potestas стало допускаться, чтобы магистрат принуждал pater к тому, чтобы он не отказывал в своем согласии без основательной причины (lex Iulia et Papia). Сделалось возможным и исходить из предположения его согласия, если он не был в состоянии его дать, поскольку отсутствовал или был умалишенным, furiosus. Наконец, приравненным к согласию отца оказалось согласие матери. Помолвка (sponsio) Это название произошло от древнего обычая обмениваться от собственного имени или от лица своих детей alieni iuris торжественными обещаниями заключить брак в будущем («sponsio et repromissio futurarum nuptiarum»), произведенного в архаической форме stipulatio, носившей имя sponsio. В классическую эпоху, однако, помолвка уже не связана с формой sponsio и потому более не определяет собой никакой обязанности, но образует лишь преддверие брака, которого требуют сложившиеся в обществе обычаи. Правда, когда помолвка имеет место, она влечет за собой юридические последствия: она создает как бы свойству между помолвленными и их родственниками; узаконивает право жениха на вчинение actio iniuriarum в защиту невесты и accusatio adulterii за ее измену; препятствует под страхом бесчестья совершению в это же время другой помолвки; требует согласия pater familias и отсутствия препятствий в части родства, как и для брака. В классическую эпоху помолвка не обязывала заключить обещанный брак, потому что это вступало бы в противоречие с воцарившейся свободой брачных отношений. Напротив того, такая свобода обеспечивалась тем, что в качестве ничтожных рассматривались возможные stipulations poenae, которыми сопровождалась помолвка и посредством которых можно было бы требовать уплаты штрафа той стороной, которая не сдержала обещания относительно брака. Впоследствии наметилось движение в обратном направлении, когда в Риме в течение IV в. н. э. был введен институт восточного происхождения, arrha sponsalicia, предоставление женихом задатка с той оговоркой, что если он не сдержит слова, то лишится внесенной arrha. Если же брак не состоится но вине невесты, она должна возвратить полученную сумму в четырехкратном размере (позже — в двойном). Разумеется, действенным средством для того, чтобы принудить к заключению брака, это не было, однако косвенное давление на волю вступающих в брак тем самым оказывалось. Manus. Conventio in manum (переход во власть мужа) В седой древности все браки заключались cum manu. Это означало, что вследствие брака жена вступала в агнатскую семью мужа и оказывалась, поскольку попала in manu мужа, в состоянии alieni iuris — по отношению то ли к самому мужу, то ли к свекру или деду, если также и муж был alieni iuris. Если до брака жена была alieni iuris, то она выходила из-под отцовской potestas лишь для того, чтобы попасть под manus мужа; если она была sui iuris, то по случаю conventio in manum она утрачивала все свои права, в которые вступал теперь муж в силу всеобщего преемства inter vivos, аналогичного наследственному преемству. У римлян архаического периода имелось два способа приобретения manus: confarreatio и coemptio matrimonii causa. Хоть они и требовались для того, чтобы наступило conventio in manum, однако не являлись необходимым требованием для действительности брака, поскольку он, как было сказано, основывался лишь на сожительстве и на maritalis affectio. Confarreatio, которая была в обыкновении у патрициев, представляла собой торжественный обряд религиозного характера, который осуществлялся в присутствии десяти свидетелей и Pontifex Maximus и заключался в посвященном Юпитеру священнодействии, с жертвоприношением и общим совершением священных возлияний и вкушением полбенного хлеба. Coemptio состояла в особом применении mancipatio. В отсутствие этих двух форм муж мог приобрести manus в отношении жены посредством архаического института «давности», usus, т. е. вследствие непрерывного проживания женщины в доме мужа в течение года. Однако брак, сопровождавшийся conventio in manum, вполне созвучный строению архаической патриархальной семьи, вследствие ее распада начал создавать значительные неудобства. Принуждение к тому, чтобы женщина во всех случаях вступала в агнатскую семью мужа, стало теперь представляться излишним. Поэтому получила распространение практика брака sine manu, который хоть и продолжал оставаться законным браком, matrimonium iustum, однако без conventio in manum. С этой целью, поскольку confarreatio (сохранявшаяся лишь в качестве необходимого требования для занятия некоторых жреческих должностей патрицианского происхождения) вышла из употребления еще в конце республиканского периода, римляне отказались также и от coemptio, а чтобы обойти usus, чаще всего пользовались средством usurpatio trinoctii. Оно состояло в том, что каждый год женщина на три ночи подряд покидала семейный кров, прерывая таким образом сожительство и избегая conventio in manum. В браке sine manu муж не приобретал никакой власти над женой, которая, если она alieni iuris, оставалась под отцовской potestas и сохраняла все права, связанные с ее принадлежностью к родной семье. А если жена sui iuris, она сохраняла свою личную и имущественную самостоятельность. Однако женщина, как правило, помогала облегчению экономических трудностей, связанных с браком, — посредством внесения приданого.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |