Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расторжение брака. А) Объективные основания




А) Объективные основания

Как уже говорилось, римский брак прекращался не только со смертью. К его расторжению могли привести объективные или невольные причины и причины субъективные, зависящие от воли супругов или их patres familias.

Объективные причины расторжения брака — те, которые упраздняют одно из необходимых для действительности брака предварительных условий, с которыми мы знакомы. Итак:

а) Утрата свободы (capitis deminutio maxima) одним из супругов. И действительно, с рабом невозможен matrimonium, но лишь contubernium. Если утрата свободы была связана с попаданием в плен во время войны, к браку, как уже говорилось, не применялось ius postliminii, поскольку по возвращении из плена необходимо было возобновить заново, ex novo, оба существенных момента брака. Считалось, однако, что женщина не может вступить в новый брак в то время, когда муж находится в плену. Юстиниан ограничил этот запрет пятью годами с начала плена.

б) Утрата гражданства (capitis deminutio media) одним из супругов. Это упраздняло connubium в абсолютном смысле, и брак продолжал считаться действительным лишь согласно ius gentium.

в) Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Приводило к относительному отсутствию connubium. Это упраздняющее основание было отменено Юстинианом.

г) Incestum superveniens (наступающее кровосмешение). Возникает в случае, когда посредством усыновления создается агнатское родство между супругами, которое может служить препятствием к браку. Например, тесть усыновляет зятя, который делается в результате, с точки зрения гражданского права, братом (приемным) собственной жены.

Б) Субъективные основания

а) Развод

Субъективным основанием расторжения брака, вызываемым волей супругов, является прекращение maritalis affectio, которое может быть односторонним или обоюдным. В этом случае говорится о divortium (от divertere, разделяться) или, для случая одностороннего расторжения, еще о repudium, который, если быть более точным, есть акт, которым один супруг извещает другого (как правило, муж жену) о намерении прекратить брак.

Из того что было сказано о сущности и основаниях римского брака, ясно, что свободе развода тут не могли быть установлены пределы. Правда, мощными средствами против развода па протяжении длительного времени служили здравые обычаи и несокрушимая нравственность архаического римского общества. Муж, который вздумал развестись с женой, был обязан, под угрозой цензорскрго порицания, nota censoria, представить причины своего решения домашнему суду, iudicium domesticum, который взвешивал их серьезность и целесообразность. Разумеется, отрицательное мнение, представленное iudicium domesticum, не было в состоянии помешать расторжению брака, который на деле был уже расторгнут с прекращением maritalis affectio. Однако в таком случае iudicium domesticum мог принять неблагоприятное для мужа решение по урегулированию имущественных отношений бывших супругов, оказав таким образом значительное давление на волю мужа, который был бы побужден к тому, чтобы еще поразмыслить над своим решением.

В конце республики, по мере расшатывания древних обычаев и распада здорового семейного уклада, в Риме воцаряется злоупотребление разводами, которые делаются модой. Для того чтобы положить предел этому пагубному обычаю, оказывается недостаточным учреждение iudicium publicum de moribus (общественный совет по вопросам нравственности), который заменяет исчезнувшее к тому времени iudicium domesticum. Один остроумный римский писатель сообщает нам, что теперь женщины ведут счет годам не по консулам, но по числу мужей, которых они сменили!

Начиная с послеклассической эпохи пребывавшее под влиянием христианской морали имперское законодательство попыталось положить предел злоупотреблениям, пускай даже оно не могло запретить развод, который был присущ римскому браку по самой его сути. Односторонний развод стал рассматриваться в качестве законного, если происходил по справедливым основаниям, ex iusta causa, т. е. из-за тяжкой провинности другого супруга (супружеская неверность жены, внебрачная связь мужа, тяжкие crimina и т. д.), или же bona gratia, т. е. по оправданным мотивам, не требующим вины другого супруга (импотенция, обет девственности, попадание в плен и т. д.). Напротив того, repudium sine causa, хотя также влекло за собой расторжение брака, каралось строгими санкциями, простиравшимися от изъятия приданого до deportatio in insulam (высылка на остров). Что касается согласованного развода (не имеющего основательной причины, но происходящего лишь по обоюдному согласию сторон), то он рассматривался в качестве законного на протяжении всего послеклассического периода. Впоследствии, при Юстиниане, он стал караться теми же санкциями, что были предусмотрены для repudium sine causa, однако Юстин II, взошедший на престол за Юстинианом, вновь предоставил в отношении него полную свободу.

Развод не требует никакой торжественной формы. Однако относящийся ко времени Августа, когда общество захлестнула волна разводов, lex Iula de adulteriis (закон Юлия о прелюбодеянии) предписывал с целью внесения ясности в семейное положение граждан, чтобы о разводе оповещали публично в присутствии семи свидетелей.

Иное дело — происходившее вследствие развода расторжение manus (в случае наиболее древних браков, сопровождавшихся conventio in manurm). Для этого использовалась процедура, противоположная той, которая вела к его возникновению: diffarreatio по отношению к confarreatio; remancipatio и последующая manumissio по отношению к coemptio и, быть может, также к usus.

б) Воля patres familias (домовладык) супругов

В браках, возникавших sine manu, pater familias жены, сохранивший над ней patria potestas, мог потребовать ее к себе, сделав таким образом невозможным то сожительство супругов, которое является одним из элементов, образующих брак.

Далее, всякий раз, когда оба супруга были alieni iuris, один из patres был вправе по своему усмотрению расторгнуть их брак, запретив сожительство. Впрочем, впоследствии Антонин Пий запретил расторгать брак по причине неоправданного произвола pater familias, чему поначалу противодействовал лишь обычай.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.