Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римская семья




В наиболее древний период существования квиритского права мы сталкиваемся в римской семье со свойствами, радикальным образом отличающими ее от семьи эпохи Юстиниана и от современной семьи. И в самом деле, она представляет собой объединение лиц, основанное не на природном или кровном родстве (cognatio, когнатское родство), но на общей для всех связи юридического подчинения главе (adgnatio, агнатство). Ее главой является pater familias, абсолютная власть которого над всеми членами семьи выражается в общей форме термином potestas, которая разделяется на patria potestas над детьми и dominica potestas над рабами. С имущественной точки зрения в подчинении pater пребывают еще женщины conventae in manum, т. е. вошедшие в семью в связи с браком (жена, сноха и т. д.) или по иным особым основаниям (coemptiones flduciae causa, фидуциарная покупка), и лица, находящиеся in mancipio.

Когда pater familias умирает, все его потомки, у которых нет здравствующего отца, становятся самовластными (sui iuris), каждый делается в свою очередь pater familias. Familia (proprio iure, самостоятельная) дробится тогда на столько семей, сколько имеется потомков pater, становящихся теперь sui iuris. Совокупность таких familia proprio iure, характеризуемых тем фактом, что patres в них — лица, находившиеся под potestas одного и того же родоначальника, образует так называемую familia communi iure (семью по общему праву). Эта группа объединяет всех агнатов (familia omnium agnatorum) — лиц, происходящих из одной патриархальной семьи и не подвергавшихся capitis deminutio minima. Приобретение подвластными статуса домовладыки в результате смерти pater familias не сопровождается capitis deminutio minima. Таким образом, к агнатам относятся не только те лица, которые состояли во власти одного общего домовладыки, но и те, которые состояли бы в ней, будь он жив (независимо от его удаленности в ряду поколений).

Группу более значительных размеров образует далее род, gens, составленный из fаmiliае, которые по причине уходящего в глубь истории общего происхождения сохраняют общее имя, nomen.

Все имущественные отношения, возникающие между членами familia, остаются замкнутыми внутри нее, будучи упорядоченными домашним обычаем. В связях с внешним миром только pater familias выступает как sui iuris, все прочие члены семьи — alieni iuris (несамостоятельны).

Однако постепенно, по мере того как в ходе римской истории государство завоевывало все более сильные позиции по отношению к отдельным семейным группам, они распадались, утрачивая мало-помалу свою изначальную значимость. В упадок приходит отношение юридического подчинения власти pater (adgnatio), и напротив, все большее признание завоевывает и все большее значение обретает связь природного родства (cognatio). Patria potestas слабеет и изменяется по содержанию, приспосабливаясь к новой функции, аналогичной современной родительской власти.

Приобретение и утрата patria potestas (отцовской власти)

Pater familias приобретает potestas над детьми, произведенными им на свет в законном браке (iustae nuptiae) начиная с момента их рождения. Считается, что он произвел на свет детей, рожденных женой («pater is est quern nuptiae demonstrant», отец тот, на кого указывает законный брак), лишь бы они появились на свет не ранее 180 дней после заключения брака и не позднее 300 дней после его прекращения.

Filius familias после смерти своего pater становится в свою очередь pater familias и тем самым приобретает власть над собственными детьми, которые были до этого подчинены деду.

Наконец, pater familias приобретает potestas над «побочными» детьми, их узаконивая.

Однако pater familias может приобрести власть не только над детьми, произведенными им на свет, но еще и над посторонними лицами, которые оказываются ему подчинены в качестве filii familias посредством юридического действия, называемого adoptio.

Римский правопорядок рассматривает patria potestas как постоянную, и потому она, как правило, прекращается лишь со смертью pater. С этого момента первоначальная семья раскалывается на столько новых семей, сколько в ней сыновей (familia communi iure).

Кроме смерти прекращение patria potestas вызывается фактами, определяющими capitis deminutio субъекта.

Наконец, особый случай прекращения potestas над сыном образует его emancipatio, т. е. освобождение от отцовской власти. С этой целью, поскольку нельзя было и помыслить о том, чтобы pater сам отказался от patria potestas, прибегали к обходному средству. В Законы XII таблиц было внесено положение, имевшее целью обуздать злоупотребление продажами filii familias. Норма эта угрожала утратой patria potestas тому pater, который трижды продал сына («si pater filium ter venum duit, filius a patre liber esto»).

Поэтому pater familias трижды «продавал» в форме mancipatio собственного сына своему другу, который получал его in mancipio. Первые два раза друг его отпускал с помощью манумиссии, а в третий раз манципировал его обратно отцу. В этот момент patria potestas прекращалась, и сын, сделавшийся в том, что касается adgnatio, посторонним семье, в которой появился на свет, с проистекающей отсюда утратой всех прав по отношению к ней, включая в первую очередь право преемства (даже если связь cognatio продолжала существовать), вновь попадал in mancipio отца, который, совершив еще одну манумиссию, делал его sui iuris.

Эта процедура могла применяться также к дочерям и потомкам последующей степени (внуки, правнуки), находившимся in potestate, для которых было достаточно одной «продажи» с последующей manumissio.

Личное содержание patria potestas

Абсолютная власть pater над детьми проявляется в некоторых его полномочиях, которые mores признают за ним ab antique, вследствие ius vitae ас necis («права жизни и смерти»), связанного с его potestas.

Прежде всего pater мог предать смерти собственных потомков. Правда, пользование этим правом обретало свое ограничение в самом же обычае, поскольку считалось достойным осуждения, если pater предавал смерти лицо, находившееся в его власти, не посоветовавшись прежде относительно целесообразности такой меры с домашним советом, consilium domesticum, образованным наиболее влиятельными adgnati. Когда узды, накладываемой mores, стало недостаточно, пользование ius vitae ас necis стало ограничиваться, с одной стороны, законодательством, а с другой — контролем, осуществлявшимся над частной жизнью граждан цензорами.

Как мы уже видели, pater благодаря его potestas принадлежало ius vendendi, которое использовалось поначалу, надо полагать, нередко, раз закон XII таблиц грозил лишением patria potestas тому, кто трижды продал сына. Это полномочие постепенно вышло из употребления и сохранилось на практике лишь как средство осуществить emancipatio и adoptio. Как кажется, это право совершенно отмерло еще до Константина и было формально упразднено Юстинианом, за исключением случаев крайней нищеты.

Наконец, pater принадлежало ius noxae dandi, позволявшее ему передать пострадавшему лицу того члена своей семьи, который оказался виновным в деликте. Это давало возможность избежать косвенной ответственности, которую в противном случае ему пришлось бы нести.

Личный характер patria potestas проявляется еще и в vindicatio filii (истребовании сына), принадлежащем pater в отношении всякого лица, у которого находится кто-то из его подчиненных. Этому иску претор дал свою защиту посредством интердикта, называвшегося interdictum de liberis exhibendis et ducendis (о предъявлении и приводе детей).

Имущественное содержание patria potestas

Все лица, подчиненные potestas отца, не имеют никаких имущественных прав («nihil suum habere possunt», «не могут иметь ничего своего»). Всякая имущественная выгода (вещное право, требование по обязательству, наследство), которая могла им достаться, автоматически обращалась в имущество pater. И напротив, он не нес никакой ответственности за долги, которые могли сделать его подвластные, за исключением, как уже говорилось, тех, что происходили вследствие деликта, ex delicto.

Правда, в определенных случаях претор давал третьим лицам, вступавшим в деловые отношения с лицами alieni iuris, возможность привлечь pater familias к суду с помощью исков, в которых полномочия отца оказывались соединенными с действиями сына (adiecta filii persona, actiones adiecticiae qualitatis). Это те же самые случаи, с которыми мы уже знакомы по поводу долговых обязательств раба: actio quod iussu, institoria, exercitoria и т. д.

Кроме того, pater familias мог предоставить своему сыну, как и рабу, пользоваться peculium, иметь его в своем свободном управлении, libera administratio. По праву этот пекулий продолжал принадлежать pater, однако фактически он, в соответствии с общественными обыкновениями, рассматривался как принадлежащий сыну. В пределах стоимости пекулия pater должен был принимать на себя ответственность за сделанные сыном долги, что исполнялось посредством преторской actio de peculio.

Затем, начиная с Августа, для filii familias, находившихся на военной службе, императорским пожалованием был введен peculium castrense (лагерный пекулий), куда входило все то, что было ими приобретено в качестве военных {«in castris», «в лагерях»), — жалованье, военная добыча, премии. Сын имел право распоряжаться этим пекулием mortis causa посредством завещания, а впоследствии — также распоряжаться им inter vivos. Содержимое военного пекулия мало-помалу расширялось на все приобретения, совершенные сыном не in castris, но в связи с военной жизнью (например, подарки, полученные при выступлении в поход).

Начиная с Константина и после него стал появляться так называемый пекулий quasi castrense, образованный приобретениями, совершенными сыном, который отправлял общественные должности, занимал церковные посты либо посвящал себя свободным искусствам.

Равным образом подразумевалось само собой, что сыну причитаются все приобретения, поступавшие к нему из материнского наследства (bona materna) и, после Константина, вообще со стороны родственников по женской линии (bona materni generis) или от брака (lucra nuptialia, «брачные выгоды»). Отец пользовался всем этим при жизни, так что это был, вообще говоря, своего рода узуфрукт.

В юстиниановскую эпоху изначальный принцип имущественной неправоспособности filius familias оказывается ниспровергнутым. Все приобретенное им принадлежит ему же. Отец обладает в отношении его добра своего рода законным узуфруктом подобно тому, что имеет место в современном праве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.