Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Января 1928 года III акт, явления 5 – 12 эпизод XII. Съезд гостей Наталья Дмитриевна — Мальцева, Платон Михайлович — Чикул




Эпизод Молчалина с Чацким


Чацкий стоит облокотившись на тумбу. Входит Молчалин; Чацкий удерживает его словами: «Нам, Алексей Степаныч, с вами…» Молчалин остается, стоит прислонившись к косяку, руку держит в кармане; чувствуется, что он элегантен, что он знает тон. А у Чацкого, напротив, во всех движениях чувствуется какое-то «студенчество». Он стоит вполуоборот к Молчалину, и чувствуется, что он его игнорирует. У Молчалина вытянутость, изысканность, аристократизм. Молчалин произносит слова медленно, а у Чацкого, напротив, есть тенденция к наскокам. У Молчалина слова должны звучать страшно ровно, методически. Он нехотя отвечает Чацкому и страшно уверен в том, что все, что он говорит, — это безусловно верно и устойчиво. Молчалина всегда делали подобострастным, а тут, наоборот, он страшно уверен в себе, стоит все время в одной позе и совершенно спокойно отвечает Чацкому, у которого такая стремительность, колкость. Молчалин своей сдержанностью и спокойствием будет снижать сцену, а Чацкий должен ее вздергивать. В том, как Чацкий произносит слова, есть уже ирония, в манере говорить есть едкость и колкость. Молчалин должен говорить неторопливо. После слов Чацкого «И стоят наших всех»[cclxiii] — пауза. Здесь сцена прервется тем, что слуги с первого плана несут какие-то подносы, они проходят мимо и исчезают. Сцена начинается снова.


У Чацкого колкость и энергия в противоположность Молчалину, который говорит мягко, который вял, — а не вял он только с женщинами, с мужчинами же он вял, он всю свою энергию растрачивает на женщин, а с мужчинами ему скучно.

Слова «Я езжу к женщинам, да только не за этим» Чацкий выпаливает. В словах Молчалина «Знаком он вам»[cclxiv] должен быть вопрос.

Слова «Пустейший человек, из самых бестолковых» Чацкий едко выпаливает. Молчалин подходит ближе к Чацкому, Чацкий же показывает ему спину: видно, что он брезгливо относится к нему.

В словах «Читали вы?» должен быть вопрос.

После слов «В чинах мы небольших» Молчалин уходит, а Чацкий немного движется по сцене, глазами следит за уходящим Молчалиным, произносит: «… обманщица смеялась надо мной» — и уходит.

Мейерхольд. Наталья Дмитриевна входит быстро, но не бегом; у нее в руках должен быть сложенный шарф; она его развертывает не совсем поспешно; здесь не должно быть беспредметной суетливости. Когда Н. Д. увидела Чацкого, чтобы не говорить «ах», можно сделать паузу.

Иронические комплименты Чацкого для Н. Д. есть уже мотив, чтобы обидеться; она показывает ему плечо, когда он начинает сыпать: «… моложе вы, свежее стали…» Это он говорит гораздо острее, он шутит. Тогда она отходит и говорит: «Я замужем». При первой обиде она поворачивается плечом, потом она отходит, потом поворачивается и говорит: «Я замужем». Потом уходит. При словах «Он не спесив…» Н. Д. должна взять более быстрый темп, но между некоторыми словами должны быть задержки.

Монолог о Платоне Михайловиче должен быть более четким; гораздо больше характеристики, эта характеристика должна быть забыстренной; это не монолог, а как бы компонованный куплет. (Повторение.)

Когда Н. Д. увидела Чацкого, то слишком длинная пауза. Нужен наклон, потом отклон и только тогда: «Александр Андреич, вы ли». Н. Д. {217} идет к перилам и: «Я полагала вас далеко от Москвы», — говорит уже выслушав Чацкого. Надо все время держать недоумение, надо проакцентировать: «Давно ли?» — пауза, потом — «Надолго?» При словах «Я замужем» Н. Д. должна стоять, потом медленный поворот, потом пойдет к барьеру и потом уже говорит: «Я замужем» — легато.

Чацкий не должен делать паузы — «Однако кто смотря на вас не подивится». Это проходная фраза. Чацкий немного острит при словах «Огонь…». Она медленно уходит и все время ускоряет свои шаги; глаза ее делаются злыми; а Чацкий все сыплет: «Огонь, румянец, смех…» Видя, что Н. Д. обиделась, Чацкий должен скорей все выпалить, а то получается резонерство. После того как она обиделась, он говорит: «Похорошели страх…», этим он хочет ее успокоить, при этих словах он аплодирует. Он ее обидел уже первой фразой. После того как Чацкий говорит: «Давно бы вы сказали», она делает поворот. Этим поворотом она смахнула прежнее настроение и произносит быстро: «Мой муж — прелестный муж…», она оказывается немного дурковатая и обиду быстро смахивает, кроме того, она очарована своим мужем…


На реплику «Всех, всегда и всех»[cclxv] — выход Платона Михайловича. При словах «… московским комендантом» Н. Д. разводит руками и ударяет по носу подошедшего П. М. П. М. трет лицо, Н. Д. гладит его.


При словах «Здорово, Чацкий, брат» они тянутся друг к другу, хотят поцеловаться. Здесь должна быть хорошая дружеская встреча людей, которые вместе в лагере жили, вместе пили, вместе скакали на лошадях.

При словах «… комендантом» П. М. делает крупный жест, чтобы его фигура казалась более широкой, чтобы был виден сильный человек. Надо сделать сперва узкий жест, чтобы потом можно было развернуть широкий жест. После слов «женат…» П. М. садится на барьер; это сидение даст повадку «джигита». «Платон Михайлыч мой к занятьям разным склонен» — Н. Д. говорит уже новым тоном, с новым настроением. При фразе «Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб» П. М. сильно отмахивается и произносит «О!», чтобы публика поняла, что это все вздор. […]

Н. Д. должна иметь шелковый платочек, который она при фразе «Застегнись скорей» завязывает ему на шею. П. М. возвращается, смеется и показывает Чацкому на платочек. Н. Д. говорит: «Сквозной там ветер дует сзади» — и подталкивает П. М. в спину, тот немного упирается.

«Эх, братец, славное житье-то было» — П. М. говорит, сидя на перилах. При словах Н. Д. «Князь Петр Ильич, княгиня…» П. М. слезает с перил. Н. Д. при восклицаниях бегает. […]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.