Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая княжна бежит по пути, которым пробежала первая, но когда вторая бежит вперед, первая уже бежит назад. Тогда не будет паузы




Атьясова, не сгибайтесь, точно старуха.

[Гавотики][cclxxi] нужно делать мельче, а то получаются большие паузы. Княжны должны ходить, то есть, скорее, танцевать на музыке, ведь в гостиной уже танцуют экосез, и они, слыша музыку, уже входят в этот ритм. Они только проходят эту площадку, где немного задержались, а через некоторое время, когда откроется дверь в зал, мы вас всех увидим танцующими вальс под музыку Бетховена. Та сцена должна быть уже соединена с этой сценой.

Локшина должна быть худее всех и выступать как журавль.

На реплику «Боже мой» княжны выходят.

Вторая княжна — самая молодая, поэтому она еще не потеряла детских свойств. Она все время прыгает — этим она выражает свой восторг.

Княжны, восторженные своими костюмами, дефилируют перед Н. Д., и все это в танце.

«Княжна Зизи» — это должно звучать, как одно слово.

«Какой фасон, какие складочки» — надо говорить громче и побольше восторга.

Н. Д. посылает поцелуи каждой княжне отдельно. Она должна это делать очень эффектно, с особой игрой.

Пока вторая княжна не запрыгает по музыке, она не должна говорить «какие складочки».

Первая княжна идет смело, тренируя ноги какими-то выкрутасами.

{222} 29 января 1928 года
I акт, явления 1, 2
II акт, явления 1, 2
Эпизод II. Аванзала. Эпизод VI. Диванная
Лиза — Логинова, Петрушка — [Глеков]

Мейерхольд. Когда Лиза крутит Фамусова — она его повернула, а он падает в кресло. При словах «Как встанут, доложу» Лиза не должна кричать. Мимическую сцену нужно делать сперва с одной стороны, потом с другой. При повороте Лиза должна показать рукой на часы.

Фамусов подступает к Лизе с каким-то звуком, опрокидывает ее и говорит: «Все ты лжешь». А то получается разрыв. А тут на вашу реплику будет фраза «Эй, Лиза!».

(Повторение.)

«И страх их не берет», — Лиза говорит у двери, поворачивается и подходит к Петрушке. В пути говорит: «Ну гость неприглашенный». Этой фразе не нужно придавать какого-то значения, поэтому при этой фразе не нужно улыбаться, она говорит ее чуть слышно. Говоря: «Быть может, батюшка войдет», будит Петрушку. Возвращается она более длинным путем и, видя, что этот негодяй еще спит, тормошит его и говорит: «Быть может, [батюшка войдет]» и выпроваживает его.

(Повторение.)

Чтобы было понятно, что «гость неприглашенный» относится к Молчалину, она смотрит налево, через плечо.

Она бежит к Петрушке со срывом; «Быть может, батюшка…» — говорит с серьезным лицом.

«Прошу служить у барышни влюбленной» — не надо кричать, нужно говорить в том же тоне. «Что‑с» — нужно громче. «Пустите, ветреники сами» — не кричит.

Когда Лиза вертит Фамусова, она не должна насильно бросать его в кресло, он сам должен сесть.

Фамусов не должен забывать при слове «русских» хватнуть ее. «Больно спится» — задерживает. Здесь эффект цезуры.

Лиза сперва вертит стул, поворачивается лицом к публике и только тогда говорит: «Пора, сударь, вам знать» — и скорей поворачивает стул. Второй стул вертит в другую сторону. «Вы не ребенок» — нужно сказать как одно длинное слово. Здесь велики паузы, получается разрыхление текста, не цезуры, а страшные ухабы.

«У девушек сон утренний» — должна говорить быстрее, стоит ближе к Фамусову. «Чуть скрипнешь» — шажок ближе к Фамусову, «чуть шепнешь» — еще ближе.

Нельзя после каждого слова ставить точку — это невозможно слушать. «Чуть шепнешь» должно звучать как одно слово. «Все слышут» — говорит прямо на ухо. Эту фразу тоже надо сказать как одно слово, нельзя говорить: «Все» — точка — «слышут».

Если в пантомиме актер не говорит про себя фразу, то это будет не игра, а придуманная жестикуляция, ничего не выражающая. Вы, Логинова, должны про себя сказать: «Они сюда придут, куда мы с вами» — тогда будут живые жесты. Если так не делать, то телодвижения не будут {223} связаны с мыслью, а то жесты сами по себе, а мысли ваши сами по себе. Иначе не угадаешь, что вы этими жестами хотите выразить.

Вторая мимическая сцена должна выражать уже другую мысль: «Ну, идите, идите, ступайте». Нужно выпроваживать его не только жестом руки, но и головой. Фамусов должен ее каждый раз передразнивать, он должен утрировать. После жеста «куда мы с вами» Лиза упирает руки в бока. Фамусов должен смотреть на ее жестикуляции, потому что он должен после ее передразнить. Лиза не должна показывать «они» так высоко — как будто они с неба придут.

Фамусов должен показать очень искусное передразнивание, он посетитель хороших театров, он даже участвует в любительских спектаклях, так что он знает, как хорошо передразнить. Лиза как будто его уговорила и начинает что-то делать. Фамусов подбегает, бухает ее на кушетку, слышит голос Софьи: «Эй, Лиза!» — и удирает через нее. Тут должна быть такая общая свалка.

Нужно сделать определенный размер кушетки. Очень важно, чтобы кушетка была узкая.

«Все ты лжешь» — и бросает ее. Лиза дает ему убежать, оборачивается, естественно, в сторону крика и потом только удирает.

Кончается этот эпизод так же, как сцена с француженкой: «К вам Александр Андреич Чацкий» — все разбегаются. И тут тот же эффект. Здесь очень хороший экспозиционный параллелизм в двух кусках.

(Логиновой.) У вас все время разное напряжение: то вы слишком тихи, то слишком громки. Тут надо, чтобы весь этот эпизод был несколько {224} приглушен, потому что [они] боятся, что за дверью услышат. Тут должен быть медленный темп с тенденцией к ускорению. Тогда будет огромный эффект этой сцены и последующей — прихода Софьи с Молчалиным, который тоже крадется. Та воровская сцена связана с этой.

(Повторение.)

Когда Лиза говорит: «Не спи, покудова не свалишься со стула», напяливает туфли и поправляет юбку. Фасон юбки должен быть такой, как в «Ревизоре». Эту фразу надо сказать без остановки, а если сказать: «Не спи…» — запятая, — тогда не выйдут стихи. Идет и поглядывает на Петрушку, как бы говоря: «Вот сволочь, спит еще». Бессмысленное перемещение предметов, показывающее, что это хаос, должно быть ликвидировано, тогда не будет бессмысленным поворачивание стульев.

Стук в дверь страшно важен, этот стук вы должны организовать, вы должны скомпоновать стук в точных местах, потому что он играет огромную роль. «Господа» — не нужно стучать. Начинает стучать, говоря: «Эй, Софья Павловна». Стучать должна правой рукой. Стучит, прислушивается — нет ответа, опять стучит, опять прислушивается — это должно быть вроде танца. После «Вы глухи?» — пауза. Вы говорите: «Сударыня», а это не годится, нужно сказать: «Сударыня».

Когда Лиза будит Петрушку, он долго не просыпается, потом сразу проснулся, она его дергает за руку, потом тащит спиной к публике, на себя и толкает его. В ней чувствуется отношение к Петрушке — деревенщина. При словах «Прошу служить у барышни влюбленной» берет подушки, ставит на место стул.

(Повторение.)

Последний мазок у двери будет — «Что‑с», это она говорит в публику, нужно показать, что никого нет, и в следующем эпизоде мы увидим, что их там не было.

Лиза убирает подушки, подвигает тумбу справа и говорит свой монолог. Потом бежит и пускает музыку. Тут вы должны играть семилетнюю, восьмилетнюю девочку, тут должен быть детский задор — пустить пружину, «… ставни им отнять» — должно быть как одно слово. Чтобы часы играли, она дергает двумя руками шнурки, тянет, как вожжи, потом схватывается за голову и бежит — боже, что наделала!

«Для Софьи было б слишком рано» — Фамусов держит ее за юбку, она убегает, он левой рукой наподдает ей и делает поворот, садится, снимает туфлю, что-то там поправляет, чтобы было жизненно, а то вы будто бы ждете реплику. Фамусов будет в широком персидском халате и домашних туфлях.

При словах «вот так-то невзначай…» должен быть обман, как бы кошка с мышкой играет. Он ее выпустит и потом опять на нее нападает.

В этой сцене движения должны совпадать с музыкой стиха. Кусочки стихов должны быть связаны с движениями, а то есть опасность, как во МХАТе бывает, что игра идет своим чередом, а стихи — своим. Тут должны быть немножко танцевальные движения. (Повторение.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.