КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выход Чацкого
С ключом» — ударяет себя по боку, «и сыну» — ударяет еще раз, «доставил» — опять ударяет. Сцена Чацкого и Фамусова Когда Фамусов уляжется, он должен перекреститься и руки сложить на груди. Он делает крест, испуская дух. Ноги кладет прямо, намеренно остро, как у покойника. Должно получиться такое мистериозо. После «богат» — встает и садится. Говоря «… мир ему»[cclxxii], крестится. Здесь такая сентиментальная сцена, которая сразу превращается в будничную. (Повторение.) Фамусов после слов «Ох, род людской» делает поворот и идет к дивану. «Пришло в забвенье» — садится. Когда он ложится, он что-то в нос напевает, что-то вроде церковного пения, но так тихо, чтобы публика не понимала, откуда этот звук, чтобы она не могла понять, был он или не был. После «Пиши» — внезапный перелом. Он диктует каждое слово отдельно. Чувствуется, что Чацкий пришел совсем не для этого дурака Фамусова, он игнорирует его. Фамусов говорит: «Садитесь», но Чацкий не обращает внимания и говорит: «Вы заняты». Фамусов сразу обиделся; от обиды у него распух живот, как это бывает у толстых людей. (Повторение.) При словах «Александр Андреич» Фамусов идет к дивану, говорит: «Просим», садится и кладет подушку, чтобы Чацкому было удобнее сидеть. После реплики «Садитесь» Чацкий опускается на стул около рояля. (Повторение.) Чацкий стоит у рояля, он перелистывает ноты. Чацкого как будто томит какая-то мысль, отсюда и музыка, в которой он находит разрешение каких-то томительных дум. Надо отметить, что после каждого словесного материала должна быть какая-то люфтпауза, а потом уже музыка. «Та‑ра‑тара‑тара… нашел загадку» — Фамусов передразнивает музыку. После «… пуститься мне вприсядку» — Чацкий играет веселую музыку, которая сопровождается смехом, потому что Чацкий представляет себе этого «голубчика» танцующего вприсядку. После «… поди-тка послужи» Чацкий встает, делает резкий поворот, потом говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», потом медленно отходит. Пока Чацкий играет, Фамусов крепко сидит на диване, как бы говоря: «Что бы ты, дерзкий мальчишка, ни говорил, все равно меня не проймешь, что горох в стену». Он даже не смотрит на Чацкого, он смотрит в какое-то пространство. Потом он встает и начинает говорить, думая: «Попробую я ему внушить». Фамусов кончает монолог, идет к дивану, ложится. Чацкий должен начать свой монолог на тихости. «И точно начал свет глупеть…». Он может уже в конце монолога Фамусова встать и облокотиться о рояль. Фамусов лежит на диване, после «… царю»[cclxxiii] — он вскакивает, Чацкий говорит: «Я не о дядюшке о вашем говорю» — Фамусов опять ложится. «Его не возмутим мы праха» должно звучать успокаивающе, как валериановые капли. Кончает свой монолог Чацкий, как и начал, облокотившись на рояль. (Повторение.) При словах «Его не возмутим мы праха» Фамусов вздыхает. После {226} «Недаром жалуют их скупо государи» Чацкий складывает руки на груди. Со слов «Хоть есть охотники поподличать везде» он начинает вздергивать Фамусова. Чацкий бросает пламенные фразы. Здесь смена двух красок. Первая — страшно шутовская, которая сменяется трибунообразной. После «охотники» — стук по роялю. Второй стук после «государи». «Ах, если бы мне тоже» — говорит как юродивый, передразнивая. «Нет, нынче свет уж не таков» — ударяет все время по роялю, этим он все время вздергивает Фамусова. «И не торопится вписаться в полк» — стучит по роялю часто, часто. «Опасный человек» — Фамусов кричит, жестами показывая на Чацкого — вот, вот он сидит. Как только Фамусов ложится на [диван], Чацкий встает — он довел Фамусова до белого каления, потом он смягчается. Фамусов не должен делать паузы после «Ах, боже мой, и говорит, как пишет» — все время показывает на Чацкого. Нужно непременно сильно акцентировать рифму «государи» и «карбонари». Когда Фамусов садится, Чацкий тоже садится на ручку дивана. Сразу у Чацкого становится легче тон. (Повторение.) Когда Чацкий стучит по роялю, нужно, чтобы слова были громче стука. После «Подставить стул, поднять платок» — резкий поворот. Фразу «Кто служит делу, а не лицам» надо подать Фамусову. Это знаменитая цитата, которую мы повторяем уже сто лет. Когда Фамусов стонет и охает, то Чацкому стало его жалко. После «Хоть нашим временам впридачу» — Фамусов затыкает уши подушками. Публика примет это смехом, и вы на благоприятной почве построите следующий монолог. Чтобы дать Фамусову повод заткнуть уши, Чацкий говорит прямо в ухо Фамусову: «Уж так и быть, я не заплачу». Чацкий все время кричит очень громко, чтобы Фамусов мог расслышать через подушки. «Вот рыскают по свету…» — Фамусов бросает в Чацкого подушку. Когда пришел лакей, Чацкий идет и показывает Фамусову на лакея, поскольку он не слышит. «Да обернитесь, вас зовут…» — Чацкий отбирает у Фамусова подушки.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |