Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 15 страница




Таким образом, родителям необходимо отслеживать и фиксировать проявления признаков одаренности у своих детей, чтобы в будущем развивать уже имеющиеся задатки.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук

М. И. Дворецкий

 

 

М. Лопатина

(студент 5 курса)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Казалось бы, преподавание такого любимого детьми предмета, как изобразительное искусство и художественный труд, – задача довольно простая. Но зачастую именно из-за этой обманчивой простоты учебный процесс может не доставлять должной радости ни педагогу, ни ученику. Учитель жалуется на недостаток таланта у детей, родители на учителя, ученики теряют интерес к работе. И, как правило, изобразительное искусство причисляют к второсортным предметам, на уроке дети занимаются рисованием на свободную тему. А ведь добиться того, чтобы такой предмет как изобразительное искусство и художественный труд был полноправным членом семьи школьных предметов, достаточно просто.

Говоря о теории, необходимо помнить, что все виды изобразительной деятельности имеют для детей в первую очередь развивающее значение, и только потом становятся предметом обучения. Не так важно, насколько отвечающим общепринятым представлениям будет результат работы ребенка, важнее то, что происходит в самом процессе изобразительной деятельности, какие душевные струны затронуты в этот момент. Детский рисунок имеет свои закономерности, которые необходимо учитывать в процессе преподавания. Объемные формы при изображении на плоскости теряют глубину, пропорции предметов имеют относительный характер. Сильная сторона детских рисунков – наивная искренность образов и выразительная декоративность, а также цвет.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку

Мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Также укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Также вышеописанные уроки полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Е. И. Леденева.

 

 

А. Лукашова, А. Моисеева

(студенты 3 курса)

 

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Современный этап развития отечественной психологии и педагогики можно охарактеризовать как время интенсивного поиска новых методов и форм обучения, создания инновационных программ воспитания творческой личности. Творческая активность является системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой ее движения к самосовершенствованию. Стремление преобразовать школу в эстетический центр, где ребенок не только приобщается к миру знаний, но и развивается творчески, является ведущей тенденцией современной педагогики.

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность. Творческая активность является системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой ее движения к самосовершенствованию. Люди, способные творить, интересны в общении, более коммуникабельны, открыты, подходят к ситуациям в жизни, работе, любви нестандартно, умеют принимать самостоятельные решения.

Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций. Развивать у детей творческие способности и воображение, художественный вкус, то есть вводить их в «большое искусство», следует как можно раньше, а именно в младшем школьном возрасте, когда дети очень любознательны, легко и быстро запоминают все интересное, им свойственна увлеченность, они любят рисовать, что уже является предпосылкой познавательного интереса.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

И. В. Храпченкова

 

 

А. Майсеёнок, Д. Вадищева

(студенты 4 курса)

 

ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

На сегодняшний день происходит обострение межнациональных отношений, кризисные явления в развитии самосознания и культуры представителей различных этносов. Выдвижение в центр исследовательских интересов проблемы психологии этнических различии, менталитета и межэтнического понимания продиктовано насущными потребностями современной действительности. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов помогают осознать равноправие различных культур, важность места и роли каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного и межнационального общения и взаимоотношений, преодолеть межнациональные барьеры.

В современных условиях общей тенденции интернационализации и универсализации жизни возрастает этничность, прежде всего, малых народов, что выражается в желании их к самосохранению своей культуры и своего образа жизни. Этнопсихологические исследования служат фактором познания тенденций формирования личности и ее поведенческих ориентации.

Возрождение этносов прямо зависит от восстановления этнокультурных традиций, в первую очередь – мировоззренческих. Эти традиции выступают в качестве духовного регулятора в воспроизводстве этноса как целостного организма. В настоящее время особое внимание необходимо уделить этническому самосознанию, традиционному мировоззрению, а также культурным традициям.

Психологии этнических различий определена тем, что в Российской Федерации 83 субъекта с полиэтническим составом. Этническая структура населения по материалам переписи 2010 г. составляет 208 национальностей. Порой при различных этнических конфликтах, только выявив психологические особенности этносов, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. Н. Касенова

 

 

М. Мананкова, М. Нестерова

(студенты 4 курса)

 

РОЛЬ ПРАЗДНИКА В КОНСТРУИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ярким показателем нашей эпохи является возвращение в жизни многих культурных ценностей, к числу которых относятся и традиционные народные праздники, так как именно праздник в значительной степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.

Празднично-обрядовая культура сегодня играет огромную роль в формировании менталитета народа, его сознания. 87% сельского населения считают народные праздники важнейшим средством сохранения национальной культуры и этнизации. В крупных населенных пунктах, районных центрах отмечается Масленица, проводы весны с использованием традиционных элементов народных праздников.

Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции, к которой молодежь приобщается через непосредственное участие в праздничных торжествах. Знание праздничного ритуала и обычая является, с одной стороны, условием действительного участия в празднике, а с другой стороны, чертой принадлежности к определенной национальной группе и к ее культуре.

Во время праздника в различных формах – зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической, реалистической – отображается прошлое группы, не только мифическое и историческое, но и современность, нынешняя ситуация. Поэтому праздник служит и для ориентации молодежи во времени, в котором жила или живет группа, в том числе и каждый представитель молодого поколения, относящий себя к данной группе.

Например, национальный алтайский праздник «Эль-Ойын», в ходе которого проводятся театрализованное представление, выступления сказителей эпоса и мастеров горлового пения, конкурс-смотр национальных стилизованных костюмов, выставка-ярмарка «Город мастеров», конкурс игры на национальных музыкальных инструментах, выступление гостей праздника, концерт мастеров искусств Республики Алтай и гостей праздника. Данный праздник оставляет незабываемые впечатления и служит национально-культурному возрождению, укрепляя дружбу и братство славянских и тюркских народов, привлекает внимание общественности к насущным проблемам, укрепляет традиции добрососедства и уважения людей всех национальностей.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. Н. Касенова

 

 

Е. Маранова, Е. Коляда

(студенты 3 курса)

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта учащихся.

Проблема общих интеллектуальных способностей в школьном возрасте имеет два аспекта: возрастной и индивидуальный. Применительно к детским способностям необходимым для изучения индивидуальных различий «фоном» являются возрастные особенности.

При изучении проблем возрастных особенностей наиболее широко развернулись исследования, посвященные умственным особенностям младших школьников.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Очень важно создать в начальной школе условия для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Развитие самостоятельного мышления требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

 

Научный руководитель – д-р пед. наук, проф.

В. Г. Храпченков

 

 

А. Маркс

(студент 5 курса)

 

ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КЛАССЕ

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Каждый субъект деятельности, партнер общения как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого подточено под свой язык, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого он является. Например, город Новосибирск, находясь на границе с Европейской и Азиатской части, приобрел многонациональный этнический состав в процессе своего становления. Здесь со времен основания и до настоящего времени живут русские, казахи, татары, евреи, армяне, немцы и другие представители многочисленных наций и народностей.

На сегодняшний день, позитивная социализация в поликультурном пространстве, многообразие средств и форм общения, развитие культуры межнационального общения предполагает использование обширного комплекса инновационных форм, методов, приемов, технологий, положения и установки международных правовых актов, активное вовлечение родителей и членов разных общин в жизнь школы, многообразие форм общинного содействия школе, создание благоприятных условий, достижение общенационального согласия, учебно-воспитательный процесс на основе этнокультурных традиций, необходимо внедрять идеи толерантности в процесс обучения, опасение по поводу потери своей национальной идентичности, детское сотрудничество, благоприятный фон для взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса независимо от этнокультурной принадлежности, приращение научного знания в контексте этнокультурных аспектов, привлечение обучающихся к коррекционной работе по социальной адаптации и проведение научных исследований по вопросам национальных конфликтов, работа детей в парах, опасение того, что ребенок одной национальности может получить отрицательное влияние от школьников другой национальности, особенности и педагогический потенциал той этнической среды, в условиях которой он работает, определение затруднения межличностного общения, индивидуально-психологические особенности, «барьеры» общения.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. Н. Касенова

 

 

Е. Митюкова, А. Головачёва

(студенты 2 курса)

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ИНТЕЛЛЕКТОМ СИБЛИНГОВ

В каждой семье специфичные условия для ребенка, по которым можно выделить ряд параметров индивидуальной среды. К числу таких параметров индивидуальной среды относится порядок рождения, разное отношение сиблингов (родных братьев и сестер) друг к другу, но наиболее значимой характеристикой является различающееся отношение родителей к детям.

Различающееся родительское отношение связано с тем, что у сиблингов есть стремление к несходству друг с другом. Это проявляется в том что, они живут в одной семье и намеренно ведут себя так, чтобы быть не похожими друг на друга и благодаря этому занять особое положение в семье и обратить на себя внимание родителей. Чаще всего это происходит в семьях, где между сиблингами очень маленький возрастной интервал, а также в однополых парах сиблингов.

Примером может служить частый случай в семьях, где рождается второй ребенок. С появлением в семье долгожданного сына отцы часто в присутствии старших дочерей хвалятся друзьям, что, наконец, у них родился сын, мать занимается новорожденным. Постепенно в поведении старшей дочери стали появляться агрессивные выпады против малыша. Девочка становилась все более плаксивой и агрессивной.

В заключение необходимо подчеркнуть, что сопоставление психологических особенностей и непосредственных и дифференцированных оценок детско-родительских отношений дает разную информацию о причинах вариативности психологических характеристик, причем часто оценки различающегося родительского отношения обнаруживают связи с другим набором психологических характеристик и демонстрируют противоположные связи с показателями интеллекта старшего и младшего сиблингов.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. К. Касенова

 

 

Е. Митюкова, Д. Елисова

(студенты 2 курса)

 

ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Есть предположения, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни.

Слово «психология», как и слово «философия», образовано из двух греческих слов: psyche – душа и logos – учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Психология знакома каждому человеку. Она представлена нам в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и др.

Предметом философии является отношение «человек – мир». Это отношение или исследуется философами в наиболее общей постановке, или рассматривается отдельно: природа, общество, человек.

Воззрения на предмет психологии многообразны. С древности было распространено представление, что психология – это наука о душе. Позднее ее задачу видели в поиске ответа на вопрос о причинах человеческого поведения.

Философское знание является целостным выражением мира, основанным на отношении человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира. А картина мира в философии предполагает всеобщность знаний. Философское знание включает ценностную компоненту, что сближает его с другими типами знания (религией, искусством), а также отличается от предмета научного познания.

Специфика психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. При этом нужно подчеркнуть, что, познавая себя, человек себя изменяет. Следовательно, психология – это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на растущую дифференциацию научного познания, психология сохраняет мировоззренческую и методологическу связь с философией. Эта связь есть одно из необходимых условий дальнейшего развития психологии как науки.

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Морозова

 

 

О. Михайлова

(студент 2 курса)

ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО МАТЕРИНСТВА

Материнство является одной из наиболее значимых ценностей человека. За последние годы в Российской Федерации все больше распространяется раннее материнство и это стало одной из самых актуальных социальных проблем.

Беременность в подростковом возрасте всегда нежелательна. Трагичность данных случаев в том, что зачастую девушки не готовы ни физически, ни психологически к появлению малыша. В редких случаях молодая мама самостоятельно пришла к данному решению.

Большинство юных матерей воспитывались в неблагополучных, малообеспеченных, неполных, асоциальных семьях и поэтому им необходима психологическая, моральная и материальная поддержка. Многие молодые мамы идут на прерывание беременности.

По данным таблице мы видим, что по возрастным группам отмечается тенденция снижения количества абортов за последние 2 года. В целом количество абортов снизилось до 10-13%. Лишь в возрастной группе старше 35 лет количество абортов за последние годы увеличилось. Число молодых мам варьируется от 15 до 19 лет. Число абортов уменьшается, но и не сокращается в большом количестве.

Прерывание беременности по возрастным группам

  Число абортов у женщин в возрасте
  до 15 лет 15-19 лет 20-34 лет старше 35 лет
         
         
         
         
         
         

 

Таким образом, стоит в рамках профилактики просвещать подростков о последствиях раннего материнства, о способах контрацепции. Это на сегодняшний день довольно актуальная проблема, которая требует активного вмешательства государства, т. к. данная проблема затрагивает будущее всей нации.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. Н. Касенова

 

 

Е. Ошлыкова

(студент 5 курса)

 

РАЗВИТИЕ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Целью изобразительного искусства в начальных классах является формирование у учащихся воображения как творческого, так и воссоздающего. Формирование пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем. Рисование способствует активному развитию у младших школьников воссоздающего воображения, способствует творческому подходу в решении различных задач, формирует у школьников умение анализировать исходные данные, переосмыслять их, повышая познавательную активность учащихся и творческое воображение.

Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обуславливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий младших школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И оттого, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.

Необходимым условием успешного развития воссоздающего воображения является постоянное накопление жизненных наблюдений и впечатлений, расширение и обогащение знаний и представлений. Значительный запас знаний, представлений, жизненных наблюдений позволяет легко комбинировать образы воображения, обуславливает их четкость, соответствие объектам действительности.

У детей необходимо развивать воссоздающее воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.

Работа воссоздающего воображения у школьника на уроке не ограничивается лишь созданием ярких образов. Ребенок экспериментирует со всем, в том числе и со средствами изображения. Чтобы подтолкнуть к продуктированию собственных идей, не обязательно заучивать с ним, как держать кисть и пользоваться красками. Главное – создать образ, с помощью которого он через рисунок сможет выразить свои внутренние переживания. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воссоздающего воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Е. И. Леденева

 

 

Е. Плескач, Д. Базаева

(студенты 2 курса)

 

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ТРЕВОЖНОСТИ

Известно, что переход из детского сада в школу вызывает у ребенка хроническую эмоциональную напряженность и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома школьной дезадаптации.

Дезадаптация – какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды.

Термин «Адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путем коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии еще в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях.

Метод недирективной игровой терапии основан на использовании естественных механизмов детской игры. Особую роль в процессе работы играют взаимоотношения психолога и ребенка. Поэтому данное направление иногда называют также терапией отношениями.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить их уровень школьной адаптации и успеваемость в первом классе.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

М. И. Дворецкий

 

 

Е. Плескач, Я. Варламова

(студенты 2 курса)

 

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное образование отвечает особенностям рыночного массового общества – оно стало всеобщим. При этом в современном мире идет жесткая борьба за передел интеллектуальных ресурсов наряду с исторически традиционными формами борьбы за территории, сырьевые запасы и рынки сбыта продукции. Конкурентная борьба за преимущественное обладание интеллектуально развитыми людьми реализуется в виде масштабных национальных образовательных проектов, ориентированных на выявление возможных «точек роста», стимулирование инновационных процессов, поощрение лидеров и распространение их опыта; государственных программ по организации «откачки мозгов» из других стран; системных средств снижения интеллектуального потенциала населения стран-конкурентов. Следовательно, обостряется проблема отношения знания и нравственности.

Школа является важнейшим социальным институтом, в рамках которого воспроизводится, восстанавливается и качественно улучшается интеллектуальный потенциал общества. Но нельзя забывать и о том, что школа – это пространство формирования личности, в котором нужно воспитывать ребенка так, чтобы в этом мире на одного Человека стало больше.

Начальное образование включает первые несколько лет обучения – возрастной период, когда активно формируется система ценностей, нравственное ядро личности. В разных странах начальное образование начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает от четырёх до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование. Усилиями ЮНЕСКО предполагается ввести всеобщее начальное образование в большинстве стран мира к 2015 году. Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11-12 лет. В большинстве стран учреждения начального и среднего образования разделены.

Я. А. Коменский по праву считается родоначальником той системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие. Изменялись формы правления, сходили со сцены политические режимы, рождались и умирали педагогические эксперименты, а школа продолжает учить детей в рамках все той же классно-урочной системы, которую великий педагог создавал в XVII в., руководствуясь принципом природосообразности.

Философия – интегративная форма познания, имеющая мировоззренческую и аксиологическую функции. Она является, с одной стороны, теоретической платформой осмысления педагогического опыта, с другой – мирооренчески-методологической основой создания новых педагогических концепций. Философия способствует осознанию стратегической цели образования в контексте социокультурных изменений.

Б. С. Гершунский определяет философию образования как вполне самостоятельную область научных знаний, фундаментом которых являются не общефилософские учения, обращенные к образованию, а, прежде всего, объективные закономерности развития собственно образовательной сферы: «Иными словами, в нашем понимании философия образования – это не столько результат дедуктивного распространения общефилософских идей на специфическую сферу образования, сколько результат индуктивного, собирательного синтеза знаний об образовании, добытых разными науками, но интегрированных и осмысленных именно философией образования».

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Морозова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.