Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 13 страница




 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. Н. Касенова

 

 

А. Виганд

(студент 3 курса)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

Восприятие является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что восприятие, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (Л. С. Выготский, В. С. Кузин, В. С. Мухина, П. М. Якобсон).

Школьный период характеризуется бурным развитием восприятия, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование восприятия будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В работе затронут вопрос о восприятии младшими школьниками кукол. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых (археологов, искусствоведов), – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Педагогами и психологами отмечается то, что куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, то ребенок воспринимает ее в своих играх как партнера. Она выполняет разные роли, и ребенок действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берет на себя серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Для младшего школьника куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Психологами отмечается, что из-за своей похожести на людей, своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. В играх с куклами дети учатся общаться, проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой, дети привыкают к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Е. И Леденева

 

 

Т. Власова

(студент 5 курса)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арт-терапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях.

Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

«Художественное самовыражение» связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно «клинический» характер, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка, и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах. В других случаях арт-терапевтическая работа имеет скорее профилактический или «развивающий» характер, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств или определенных проблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или при социальных центрах. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Е. И. Леденева

 

 

И. Глухова

(студент 4 курса)

 

ЧЕЛОВЕК В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ВОСТОКА

Понятие «традиционное общество» или «общество традиционного типа» – одно из самых определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.

Жизнеустойчивость культур Востока – это следствие традиционализма. На протяжении тысячи лет существуют восточные цивилизации, которые позволяют судить об их устойчивости. В обществе традиционного типа человек связан со своей социальной группой и прежде всего подчинен ей.

Обществу традиционного типа соответствует особый способ мышления, который получил название восточного.

В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось и в типе философствования. Идеалом мыслителя был не исследователь, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.

Выделив общие для традиционных культур Востока черты, необходимо отметить и существенные различия как в путях развития, так и образе жизни. Если Египет, Индия и Китай развивались исключительно самобытно, а Япония, напротив, многое заимствовала, причем весьма успешно.

Ко времени встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабильными обществами. Восток превосходил Европу не только численностью населения, но и богатством. Современные методики подсчета дохода на душу населения показывают, что и по этому показателю Восток в конце XVIII в. обгонял Европу, тогда еще отнюдь не достигшую того уровня богатства, который затмевал бы другие страны мира.

Промышленная революция и модернизация общества позволили Западу осуществить экспансию, превратив в колонии и полуколонии государства Востока. Так называемый «культурный диалог» на протяжении всего XIX в. был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока.

Главное, как показывает история преобразований восточных культур, это сама возможность успешных метаморфоз, желанного сочетания достижений западной цивилизации при сохранении традиционных ценностей Востока.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. Н. Касенова

 

 

Ю. Гончарова

(студент 3 курса)

 

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В.И. Даль).

Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Нравственность и духовность человека в его становлении неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако каждая из них развивается по своим законам, поскольку они относятся к разным иерархическим сферам бытия.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями.

Огромна роль литературы, в том числе и искусства, в расширении социального опыта и обогащения духовного мира человека как конкретно-исторического существа. Чтение произведений выдающихся писателей всех времен и народов помогает вдумываться в сокровенную жизнь самых разнообразных людей всех возрастов, живущих в самых различных обстоятельствах и социальных условиях. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога.

 

Научный руководитель – ст. преп.

А. Н. Никульников

 

 

Л. Девятайкина, О. Старостина

(студенты 3 курса)

 

ВКЛАД М. И. ЗЕМЦОВОЙ В РАЗВИТИЕ ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

За годы работы в НИИ дефектологии АПН СССР М. И. Земцова предложила немало научных идей. Глубоко чувствуя требования времени, она сумела не только определить первостепенные задачи, но и направить на их выполнение ученых, педагогов, врачей и инженеров. Так создалось под редакцией М. И. Земцовой пособие «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих», разработанное на основе многолетних экспериментальных исследований и обобщений передового опыта лучших учителей школ Москвы, Ленинграда, Свердловска, Горького, Новочеркаска, Перми и других городов страны.

Большое внимание М. И. Земцова уделяла развитию тифлотехнических средств, научно-методических и учебно-наглядных пособий, используемых в спецшколах страны.

М. И. Земцова была инициатором создания дошкольных групп в школах с дефектами зрения. Она представила в Министерство просвещения СССР номенклатуру дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения, куда вошли ясли, детский сад, дошкольное отделение при школах слепых и слабовидящих детей.

Большую работу провела М. И. Земцова по подготовке научных кадров по тифлопедагогике и тифлопсихологии. Под её руководством защитили кандидатские диссертации многие тифлопедагоги Москвы, Горького и других городов страны. М. И. Земцова умела найти в школе талантливого педагога, обобщить его опыт и внедрить в практику работы других школ.

М. И. Земцова являлась членов Всемирного Совета благосостояния слепых, а так же членом Всемирного совета по образованию лиц со зрительной недостаточностью. Она почетный член Всероссийского общества.

 

Научный руководитель – д-р психол. наук, проф.

О. К. Агавелян

 

 

Е. Дегтярева

(студент 2 курса)

 

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет. В это время происходит интенсивное биологическое и психическое развитие детского организма. Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное). Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

Причины общего ухудшения состояния здоровья детей: экономическое и социальное неблагополучие многих молодых семей, ослабление иммунитета, генетические нарушения, плохая экологическая обстановка, малоподвижный образ жизни. Проблема здоровья школьников заключается в том, что в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). Отмечается неправильная организация процесса обучения: технология формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Таким образом, нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

М. И. Дворецкий

 

 

Е. Дегтярёва, А. Джафарова

(студенты 2 курса)

 

РУССКАЯ ИДЕЯ

Словосочетание «русская идея» не имеет конкретного единственного определения, русская идея – это скорее символ. Философия русской идеи – это философия о сущности России. Термин «русская идея» был введён Владимиром Соловьевым в 1887-1888 гг. Однозначной трактовке понятие русская идея не поддается, но мы попытаемся рассмотреть два подхода: русская идея как мечта и русская идея как русская идентичность.

Сущность первого подхода: русская идея – эта бессознательная детская мечта русской души о Царствии Божьем на земле, о телесном бессмертии. Русская идея как некая мечта, запечатленная в сознании и подсознании русского народа, к осуществлению которой он стремится. Как пишет Карасев, «общим для русской «идеи», или «мечты», всегда было одно и то же: вера в то, что дорогу эту можно отыскать... главным в русской идее была сокровенная надежда на возможность обретения другого мира». В таком случае, русская идея – это «идея и об изменении, ведь достигнуть чего-то иного можно, либо изменив мир, либо самого себя». Россия в XX в., начав строить новый мир, возвращается к своей тайной детской мечте. Круг замыкается, Россия идет по нему. В символическом круге сходятся и детскость народа, и мощь православия. Символ детства переводит нас к главной смысловой точке христианства – к переходу в мир иной, в Царство Божие. Говоря о русской идее, мы не должны упускать и такой аспект Откровения, как возможность остаться в живых, возможность избежать телесной смерти – нужно дожидаться Апокалипсиса.

Второй подход – русская идея как русская идентичность – самый распространенный на сегодняшний день, общественные деятели вообще и политики в частности употребляют термин русская идея, подразумевая, как правило, именно общенациональную, сплачивающую всю страну идею. Русская идея рассматривается как некая общая установка в сознании людей. Эта установка – русская идентичность, то есть черты основополагающие и устойчивые, составляющие некое своеобразие личности или группы, и что самое важное, психологическое чувство принадлежности к данной группе, которое основывается на осознании культурной, языковой и географической общности.

Кто формирует русскую идею как идентификационную установку сегодня? В нашей стране идеология, философия новой России на государственном уровне не прорабатывается, в ст. 13 п. 2 Конституции России написано: «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Идеология формируется при помощи средств массовой информации. Все то, что сегодня нам подают СМИ в качестве идеологии, – образ жизни, образ благополучия, все ценности, которые утверждаются, – все импортировано с Запада. Сегодня вследствие заполнения идейного вакуума чужеродным содержанием мы имеем потерю социальных и нравственных ориентиров в обществе, что ведёт к дальнейшему разложению общества на общности – совокупность индивидов, различаемую по некоторым критериям. Чтобы этого не произошло, нужно противостоять импортной культуре для сохранения собственной – в этом заключается потенциал сохранения России.

Таким образом, эти два основных подхода освещают разные аспекты и разные компоненты русской идеи.

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Морозова

 

 

Е. Ефимова

(студент 3 курса)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Часто в педагогической практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к разнообразным подходам. Опытные педагоги чувствуют необходимость этого для оптимального решения педагогических задач различного типа. Но чтобы эти смешения не оказались малоэффективными, нужно было научное обоснование, которым стал интегративный подход. Интегративное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут использоваться в ряду жизненных ситуаций.

К использованию интегративного урока учителя прибегают главным образом в следующих случаях:

- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

- при лимите времени на изучение темы;

- при изучении межнаучных и обобщенных категорий, законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;

- при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках.

Продолжительность такого урока два или три урочных часа, объединенных в один урок. Эти уроки может проводить один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины.

На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций, а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.

 

Научный руководитель – д-р пед. наук, проф.

В. Г. Храпченков

 

 

А. Зяблова, А. Галкина

(студенты 3 курса)

 

ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Система образования в Великобритании отличается от российской. Английские дети идут в школу уже в четыре года, где основательно занимаются счетом, чтением и письмом, домашние задания даются раз в неделю. В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях. Проверка знаний обычно проходит в письменной форме: эссе, проекты. Занятия проходят в мягкой, игровой форме, с опорой на индивидуальные личностные качества детей.

Следующая ступень образования – средняя школа. Учащиеся разделяются по отделениям, чаще всего это гуманитарное и естественно-математическое. В школах введена специальная форма – у каждой школы свой цвет, но единый фасон. Этим подчеркивается то, что все равны, независимо от социального и материального положения родителей.

В шестнадцать лет ученик делает выбор: остаться в школе еще на два года; отправиться в колледж; совмещать учебу с частичной занятостью или прекратить обучение и устроиться на работу.

В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить каждый, а также частные, платные учебные заведения. Система высшего образования подразделяется на: университеты, университетские колледжи, колледжи высшего образования.

Также в Англии распространены школы-пансионы, они являются своеобразной «визитной карточкой» английского образования. В них предлагают высокое качество обучения, которое ежегодно подтверждается тем, что их выпускники поступают в ведущие вузы страны.

Образование в России несколько отличается от образования в Великобритании, это объясняется различными факторами, в том числе и менталитетом, который складывался веками. Можно много рассуждать о плюсах и минусах английской системы обучения, но бесспорно то, что система образования в Великобритании достойна похвалы и уважения.

 

Научный руководитель – преп.

А. А. Чижикова

 

 

А. Зяблова, Е. Глушанкова

(студенты 3 курса)

 

СВОЕОБРАЗИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА О. И. СКОРОХОДОВОЙ

В мировой практике обучения и воспитания детей со множественными дефектами огромный вклад внесла Ольга Ивановна Скороходова.

Интонационно-музыкальный строй, фонетика воспринимались О. И. Скороходовой «внутренним слухом». Она могла его слышать только потому, что ее научили говорить, грамотно, культурно, точно, образовано. Она понимала речь по движению пальцев рук.

Слепоглухонемой ребенок вынужден максимально использовать возможности этого канала связи с внешним миром, который остался в его распоряжении. Он должен специально развивать свою способность воспринимать мир через этот канал, обрести правильное понимание мироздания.

Людей Ольга Ивановна узнавала по их рукам, одежде, ногами чувствовала малейшие изменения в почве, отличала вещи на ощупь. У нее была феноменальная память, она узнавала статуэтки, которые осматривала не меньше года назад.

Она не могла представить себе цвета, только то, что она могла припомнить из детства. Чтобы представить грозу, ей надо было прикоснуться к стеклу окна во время грома, которые были похожи на удары какого-то чудовища.

Способность остро, живо и верно воспринимать жизнь у Ольги Ивановны была развита куда выше, чем у многих здоровых людей, выше культура воображения, культура способности строить образ. Мир образов уже складывался в определенную целостную картину, которая столь же успешно подвергалась анализу. Слепоглухой благодаря стараниям советских ученых мог в какой-то степени обрести элементарные социальные гарантии своей жизни и трудоустройства.

 

Научный руководитель – д-р психол. наук, проф.

О. К. Агавелян

 

 

А. Искакова, К. Коломейцева

(студенты 2 курса)

 

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Определенную остроту проблема психических состояний дошкольников приобретает в контексте подготовки к обучению в школе в связи с повышением требований к ребенку, возрастанием учебных нагрузок. В частности, здесь необходима актуализация важных для учебной деятельности мотивационных и познавательных состояний, являющихся обязательным условием субъектного вхождения в учебную деятельность, выработка ребенком адекватных способов саморегуляции.

К проблеме психических состояний дошкольников обращались многие отечественные психологи (Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Ю. Е. Сосновикова и др.). Ю. Е. Сосновикова, выделяя наряду с другими психические состояния, характерные для преддошкольного и дошкольного возраста, отмечает малоизученность возрастного аспекта психических состояний. Актуальность изучения психических состояний дошкольника определяется ниже приведенными аспектами:

Теоретический: в педагогической и возрастной психологии практически нет исследований психических состояний детей дошкольного возраста (феноменологии, специфики динамических особенностей, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологическими свойствами, регуляции и пр.).

Диагностический: у психологов и педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, нет методик диагностики и измерения психических состояний дошкольников. Применяемые методики диагностики рассчитаны, как правило, на младший школьный возраст и старше.

Практический: принятая в 1992 г. в рамках российской образовательной реформы программа "Обновление гуманитарного образования в России", основной целью которой является гуманизация образования, ориентирует педагога на переосмысление своего подхода к личности воспитанника, перехода от авторитарного к личностному воспитанию и обучению. Личностно-ориентированный подход подразумевает также знание специфики психических состояний дошкольников, учет их особенностей в воспитательно-образовательном процессе.

Накопление научных данных по данной проблеме с учетом возрастных особенностей развития психики ребенка является необходимым для создания системы диагностики психических состояний, а также для организации наиболее благоприятного психологического климата в группах дошкольных образовательных учреждений.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

М. И. Дворецкий

 

 

О. Каленчук

(студент 5 курса)

 

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Языковая игра – это языковая неправильность, намеренно допущенная говорящим и именно так понимаемая слушающим.

Языковая игра способствует развитию творческого потенциала ребенка, так как ребенок, опираясь на нормы языка, сознательно создает новое слово.

Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее сензитивный для развития творческого воображения. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом.

Использование на уроках литературного чтения произведений детских писателей, для которых характерна языковая игра (например, произведений Г. Б. Остера), будет способствовать развитию творческого воображения.

Работа с языковым материалом не ограничивается только анализом авторского текста. Можно использовать подобные тексты в качестве материала для заданий аналитико-синтетического характера (дописывание, различного рода трансформации текста), а также в качестве примеров для дальнейшего сочинения детьми собственных текстов.

По мнению Л. С. Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений. Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включать учащихся в творчество, обеспечивать развивающими играми на уроке. Поскольку литературное, словесное творчество является самым характерным для младшего школьного возраста, учителю необходимо уделять повышенное внимание именно этому виду детского творчества.

 

Научный руководитель – канд. филол. наук, доц.

Е. А. Суховей

 

 

К. Карелина

(студент 5 курса)

 

ЗНАКОМСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ СИБИРИ

Особую актуальность данная работа приобретает в контексте с Федеральной программой «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации». Целью данной программы является сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни. Поэтому сейчас внимание к старинным народным художественным промыслам возрастает, усиливается интерес к народной культуре с целью воспитания у молодежи духа патриотизма.

В городе Новосибирске и Новосибирской области мы можем встретить городецкую роспись на выставках народного творчества, в магазинах, в быту и т.д. Все это говорит о том, что русская народная культура, в том числе и городецкая роспись, продолжают сохранять свои традиции и в Сибири. Также следует отметить, что в общеобразовательных школах Западной Сибири, в том числе и в Новосибирске, вводятся уроки, которые направлены на расширение знаний учащихся о культуре своего народа. Поэтому мы рассматриваем проблему приобщения к русской народной культуре младших школьников средствами городецкой росписи. Занятия росписью позволяют не только расширить детский кругозор, они способствуют развитию глазомера, ориентации в плоскости листа, учат видеть целое, чувствовать ритм и симметрию, дают знания о закономерностях построения узора.

Городецкая роспись яркая, лаконичная, выполнена свободным мазком с белой и черной графической обводкой, доступна для детей младшего школьного возраста и привлекает их внимание к данному промыслу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.