Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 11 страница




На первый план выдвигается участие подростков в возможных (но не обязательных) делах: помощь пенсионерам, людям с ограниченными физическими возможностями, включение в общественную жизнь города (региона). Это способствует формированию чувства ответственности, уверенности в своих возможностях.

Стремление реализовать себя через созидание, самосовершенствование является результатом последовательной работы педагога. Одним из условий успешного самоутверждения подростков в процессе воспитания и обучения выступает организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию адекватного самоотношения, пониманию значимости личностного выбора, реализации внутреннего потенциала подростка.

 

Научный руководитель – д-р филос. наук, проф.

А. Я. Кузнецова

 

 

К. Купина, О. Аксенова

(студенты 2 курса)

 

ПРОБЛЕМА ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Подросток стремительно выходит за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытается приобщиться к жизни старших.

Фактически подростковый возраст – затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап – раннюю юность – считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью.

В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Что касается межличностных отношений, отношений в семье, то они становятся менее значимыми. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей.

Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим.

Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии.

 

Научный руководитель - канд. психол. наук, доц.

Т. В. Волошина

 

Т. Курицына, А. Головачева

(студенты 2 курса)

СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПОДРОСТКА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

Подростковый возраст описывается в литературе как период, когда общение со взрослыми уступает свое место общению со сверстниками. Если родители редко говорят подростку о своей любви, если они склонны к критике, наказанию, недооценивают и игнорируют своего ребенка, он стремится к проецированию вины на окружающих. Д. Баумринд выявил сочетания родительской теплоты, контроля и поддержки самостоятельности подростка и установил их разное влияние на развитие его личности.

Дети, чьи родители сочетают теплоту с контролем, поддерживают в них стремление к самостоятельности, отличаются оригинальностью мышления, мотивацией к самореализации и социальными умениями. Если же родители делают ставку на постоянный контроль в сочетании с эмоциональной холодностью, то дети не уверены в себе, несамостоятельны. Следовательно, подросток нуждается в любви и понимании взрослого, но в то же время ему необходимо задавать определенные границы.

А. В. Болбочану провел исследование содержания коммуникативной потребности подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и в школе-интернате в небольшом городе Республики Молдова в 2006 году. Был составлен список предпочитаемых для обсуждения тем. С его помощью выяснили коммуникативные предпочтения подростков. В исследовании приняли участие подростки 11-12 и 14-15 лет из школ разного типа, всего 104 ученика.

Возраст Общеобразовательная школа Школа-интернат
11-12 лет Что такое дружба с противоположным полом. Как проводят уроки разные учителя. Комментарий к сегодняшним урокам. Профессия, которую хочу выбрать. Возможные отношения с противоположным полом. Что такое дружба с противоположным полом. Умный человек может достичь многого. Люди разные – хорошие и плохи.  
14-15 лет Деньги – самое важное сегодня. Что делать после окончания школы. Возможные отношения с противоположным полом. Профессия, которую я хочу выбрать. Деньги – самое важное сегодня. Что делать после окончания школы. Что такое дружба с представителем противоположного пола. Профессия, которую я хочу выбрать.  

Полученные результаты показывают, что подростки стремятся общаться со взрослыми, признают их опыт и готовы выслушать их советы и выполнить их требования, но только если они аргументированы и были обсуждены обеими сторонами как равными.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

М. И. Дворецкий

 

 

А. Литвинова, А. Гридина

(студенты 3 курса)

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

В работе проводится критический анализ различных подходов к определению предмета педагогики и целей образования. Деятельность формируется как универсальная сущность человека, а подготовка к будущей деятельности в обществе – как дело современного образования.

Под педагогической логикой обычно понимается, с одной стороны, логика организации и осуществления процесса обучения и воспитания, а с другой – логика ее аргументации.

Целью образования является подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержанием – освоение общих методов и форм человеческой деятельности.

Деятельностый подход позволил сформулировать несколько принципов, которые считается наиболее важными для педагогики: основная функция образования – подготовка ребенка к участию в деятельности человеческого общества; учение человека есть специфический вид деятельности; педагогическая деятельность есть специфический вид деятельности.

Реальная педагогическая деятельность не дает решения возникших вопросов, поскольку сама изобилует хаотичными и бессвязными инициативами и инновациями. Деятельностный подход в новой версии проясняет целый ряд отношений между центральными понятиями философии и педагогики, обнаруживает естественность ряда психических механизмов и их социальную природу. Деятельностные принципы намечают практические пути решения ряда проблем в образовании, дают опору многообразию педагогической аргументации и выстраивают ее в единую систему.

Главным в достижении все более высоких уровней квалификации является формирование полноценной качественной системы непрерывного образования.

 

Научный руководитель – д-р филос. наук, проф.

А. Я. Кузнецова

 

 

Е. Маркова, К. Ульяненко

(студенты 3 курса)

 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

Каждая семья – это особый мир, определяемый многими факторами. В Узбекистане родители сознательно и умело используют семейные традиции своих отцов, знакомят детей с историей и культурой народа.

Узбекские семьи, как правило, многодетные, а один ребенок в семье – явление исключительное, он центр притяжения, восхищения, любви, но этому ребенку не с кем делить свои детские радости, горести, не с кем и общаться.

Образование и воспитание детей дошкольного возраста проходит в детских садах, но основная роль в воспитании отводится родителям, от вдумчивого и внимательного отношения которых в значительной степени зависит весь ход физического и духовного развития детей, их будущие успехи в жизни.

Духовность приходит к человеку с молоком матери, примером отца, заветами предков. Духовность не дар небес. Чтобы она раскрылась в человеке, он должен потрудиться сердцем и совестью, умом и руками.

В узбекской семье высшей похвалой для ребенка считается признание его помощи своим родителям. Культ родителей просматривается и в своеобразной форме выражения одобрения человеку, сделавшему полезное дело. Узбеки в этом случае, признавая заслуги отличившегося (независимо от возраста), выражают благодарность не в его адрес, а в честь отца, указывая тем самым, что добрый поступок юноши – признак его правильного воспитания. Родители иногда стремятся ублажать своих детей, проявляя снисхождение. И именно в таких случаях в воспитание вмешиваются умудренные жизненным опытом бабушки и дедушки, знающие, что определенная строгость идет только на пользу подросткам.

Особенность узбекского быта – семейная педагогика, когда с раннего детства подрастающее поколение приобщается к труду. Суть ее в том, что дети учат детей, старшие – младших. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию.

 

Научный руководитель – преп.

А. А. Чижикова

 

 

Т. Мусаева, А. Хмыз

(студенты 3 курса)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СИСТЕМЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Негативное отношение к любой новой информации. Дети с недоверием, опаской и даже отрицанием относятся к техническим устройствам, рассказам, объяснениям взрослого, даже к явлениям, происходящим у них на глазах. Это проявляется в выражении «Фома неверующий». В основе такого поведения нередко лежит неуверенность в себе, боязнь прослыть глупым. Ребенок убежден, что того количества знаний, которое у него уже есть, вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя успешным.

Избирательное отношение, обусловленное интересами, ценностями и смыслами ребенка. Информация может отторгаться по причинам или простоты, или сложности. Дошкольник отвлекается, если ему известно то, что предлагается педагогом. С другой стороны, отсутствие учета доступности информации, ее усложнение для восприятия ребенком 6-7-го года жизни также приводит к невнимательности. То, что хорошо известно или очень сложно, не вызывает интереса.

Доверительное, потребительское отношение к информации. Оно возникает в том случае, если вызывает доверие ее источник. Ребенок доверяет родителям, многим взрослым, книгам, а также информации, полученной из телевизионных передач и компьютерных игр. Воспитание доверия к информации включает в себя опыт верификации данных, установления их подлинности.

Критичное отношение. Оно является необходимым условием воспитания доверия к информации. Только благодаря разумной критике формируются позитивные, негативные или нейтральные оценки явлений мира, Причем такое отношение складывается благодаря определенным нормам, правилам, ценностям, стандартам и эталонам. Способность к критичному отношению к информации является важнейшей в информационном обществе.

Ценностно-ориентированное отношение. Понимается как осмысление значимости информации для собственной жизни.

 

Научный руководитель – д-р филос. наук, проф.

А. Я. Кузнецова

 

 

М. Ниязова

(студент 5 курса)

 

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Согласно Ж. Пиаже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, так как именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным опытом испытывал.

Поэтому, игровой тренинг – эффективный способ коррекции эмоциональных, коммуникативных, поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.

Игровой тренинг является относительно молодым направлением современной психотерапии, ориентированным преимущественно на работу с детьми.

Д. Леви описал три техники игрового тренинга, которые имеют место в игровой комнате:

• Освобождение агрессивного поведения;

• Освобождение от инфантильных форм получения удовольствия;

• Освобождение чувств стандартизированной ситуации путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка.

Во всех этих техниках не существует однозначных формул. Методы работы педагога-психолога видоизменяются благодаря пониманию реакции ребенка на каждую конкретную ситуацию.

Таким образом, игровой тренинг имеет долгую игровую историю и осуществляет в различных формах. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные виды активного и пассивного игрового тренинга. Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления игрового тренинга – терапия отношений.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Т. В. Волошина

 

 

М. Ниязова

(студент 5 курса)

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Потребность в общении возникает в процессе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми. Так А. Н. Леонтьев и его последователи подчеркивали: общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности.

А. А. Реан описал общение как процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа.

1. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым (родителям или воспитателю), чем сверстникам).

2. Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В 4-5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. В средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.

3. К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Т. В. Волошина

 

 

М. Ниязова

(студент 5 курса)

 

СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР) обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся детей.

У этой категории детей отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы, то есть страдает сфера социальных эмоций. Дети с ЗПР не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми. Кроме того, дети с ЗПР слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, образа "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением и его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями (Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский и др.)

В психологической науке установлено, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте. Поэтому, на наш взгляд, очень важно в работе с детьми с задержкой психического развития уже в раннем возрасте осуществлять профилактику коммуникативных нарушений. Это позволит оптимизировать процесс развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Т. В. Волошина

 

 

А. Пасичник

(студент 4 курса)

 

МУЗЫКА КАК АРСЕНАЛ РАЗВИТИЯ

У людей есть разные виды восприятия, из которых выделяются основные. Музыкальный арсенал – это музыка. Музыка – это звуки, музыкальные и немузыкальные.

Тактильно-вибрационая чувствительность может проявляться по-разному (вибрация телефона; звук зашкаливающей чувствительности микрофона; поглаживание по кожаной мембране барабана; прокручивание барабана револьвера (щелкающий звук); удары по мембране барабана). Воздействие на кожу механическим раздражителем: ощущения давления и прикосновения, диапазон широк – от 1 до 10 000 Гц (тритон – неблагозвучные широко расположенные ноты); закипающий чайник со свистком; пощечина; гамма (последовательность нот от низкой к высокой); однократно сыгранная нижняя нота; многократно повторяющаяся высокая нота. Вибрационные ощущения различны в разных частях тела (отстукивание ударов ногами о пол, хлопки, хлопки по животу, почесывание затылка), люди с нарушениями слуха опираются на вибрационные ощущения (тяжелый прыжок на пол; вибрация тел; звон монет; кошка в бункере; уезжающий автомобиль). Вибрационные ощущения вызываются сходными раздражителями, ритмическое колебание тел, в том числе, и воздуха, носит характер длящегося процесса. Вибрационные ощущения для детей приобретают предметное значение при привлечении внимания взрослых (взятие ноты «ми» голосом после игры на инструменте; игра на комусе и горловое пение).

Особые трудности – выделение вибрационных ощущений среди остальных, особенно у детей младшего и дошкольного возраста. Необходимо обучать глухих детей различным видам вибрационных ощущений, воспринимать музыку – это поможет им научиться говорить.

 

Научный руководитель – ст. преп.

О. Ю. Пискун

 

 

М. Пожидаева, О. Шабалина, В. Юдкина

(студенты 3 курса)

 

СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Система дошкольного образования в КНР активно начала развиваться в XX веке. Принято выделять несколько периодов развития:

1. 1949–1957 гг. – стремительный рост сети дошкольного воспитания. Основными принципами дошкольного образования являлись учет разнообразных условий и опора на местные организации, способные оказать помощь дошкольным учреждениям.

2. До 1965 г. – рост числа детских садов. Главное – сориентировать ребенка на взрослого.

3. 1966–1976 гг. – период культурной революции, детям прививаются революционные и милитаристские идеи.

4. Период с 1976 г. до настоящего времени. Восстановлены и укреплены органы просвещения, создана система повышения квалификации.

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества. Детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, обеспечивая с раннего возраста гармоничное развитие личности. В детских садах обычно 270 детей и 60 взрослых. В группах по 26-28 человек. Детские сады различаются по времени пребывания в них детей (в некоторых дети остаются даже на ночь).

Содержание дошкольного образования тесно связано с привитием культурно-гигиенических навыков, развитием физической активности, речи, формированием представлений о природе, обществе, музыке, искусстве. Особое внимание уделяется воспитанию нравственности: любви к родине, народу, семье, прививается уважение к старшим, чувство оптимизма, доверие. Деятельность детей в течение дня такая же разнообразная, как и в российских детских садах: дети играют, дежурят, плавают. Их обучают литературному языку, четкому произношению, выразительности речи.

Официальное требование Китая – один ребенок в семье. Родители многое позволяют своим детям, поэтому считается, что в детском саду дети перестают быть эгоистами. Придается большое значение дисциплине, наказания отсутствуют. Китайскую систему дошкольного образования критикуют за суровость, косность, сверхрегулированность. В группах работают обычно по два воспитателя и помощник. В Китае воспитатели – профессионалы, и только они могут правильно воспитать ребенка.

В настоящее время дошкольное образование в Китае развивается в направлении большего углубления, охватывая все более широкие сферы.

 

Научный руководитель – преп.

А. А. Чижикова

 

 

К. Попова, Э. Гамагонова

(студенты 3 курса)

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Профессиональное самоопределение личности является важнейшей составляющей жизненного пути. Его начальный этап проходит в период обучения в школе и реализуется в выборе профессии. Более половины учащихся 9-11 классов испытывают существенные трудности в построении адекватного образа профессий, выборе учебного заведения и т.д.

Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, ограниченностью жизненного опыта. В отличие от формирования готовности к выбору профессии, руководства профессионального самоопределения (ПС), в которых реализуется воздействующая позиция взрослого, более приемлемым является психолого-педагогическое сопровождение, так как оно предполагает взаимодействие и позволяет развивать субъективность учеников.

Применительно к ПС исследуются такие виды поддержки как: медико-педагогическая, психологическая и правовая, информационная, психолого-педагогическая. Последнюю рассмотрим как вид профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на оказание учащимся содействия преодоления трудностей построения профессиональных перспектив.

Принятие решения (ПР) включает несколько этапов, например: формулировка альтернатив выбора, сравнение их по выделенным критериям, собственно принятия решения. Выделяют и другие компоненты: создание субъективного представления о задаче, оценка последствий решения, прогнозирование условий определяющих эффективность при принятии альтернативных решений, выбор из всех альтернатив.

Специфическими показателями ПС являются: адекватное представление о профессии (знание ее предмета, цели, условий труда, достоинств и недостатков, профессиональных возможностей, требований); приоритетность нематериальных ценностей профессиональной деятельности (предпочтения ценностей интереса к профессии, возможностей саморазвития, самореализации в ней и т.п.); умение соотносить свои индивидуально-личностные особенности с характеристиками профессий, определять их соответствие или расхождение; обоснованность и адекватность игровых решений в заданной ситуации ПС.

Психолого-педагогическая поддержка ПС должна занимать важное место в работе школы. Однако она не может быть достаточно результативной, являясь второстепенной нагрузкой педагога-психолога. Необходимо, чтобы специалист-профориентолог непосредственно занимался сопровождением ПС учащихся, в том числе оказанием им своевременной поддержки при последовательной реализации ее видов: превентивной и оперативной. Тогда поддержка будет не эпизодической, а систематической.

 

Научный руководитель – д-р филос. наук, проф.

А. Я. Кузнецова

 

 

А. Родинко

(студент 5 курса)

 

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Сюжетно-ролевая игра строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического, психического и интеллектуального развития. Дети с синдромом Дауна во многом лишены возможности живого участия в жизни коллективов сверстников в детских садах и школах, поскольку педагоги не владеют умениями, а часто и желанием дать равные шансы и возможности детям с особенностями в развитии. Играя в группе, ребенок вступает в реальные и ролевые отношения с другими детьми и взрослыми.

Постановка игрового спектакля поможет детям и взрослым развить навыки общения, умение взаимодействовать с людьми разного пола и возраста, что способствует адекватному включению «особенного» ребенка в общество и подготовке его к самостоятельной жизни.

Проведение совместных мероприятий родителей с детьми является эффективным реабилитационным методом. В процессе совместной деятельности, благодаря общности целей и интересов, родители сближаются с детьми, попадая в благоприятную атмосферу сотрудничества, ощущая удовлетворение от общения друг с другом.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук

Н. Н. Попова

 

 

А. Родинко

(студент 5 курс)

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Понятие «задержка» подчеркивает временное несоответствие уровня развития возрасту и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В системе психологической помощи детям с задержкой психологического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способность направлять свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих.

Условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Возможными путями для его развития может быть театрализованная деятельность и занятия по изобразительной деятельности.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Театрализованная и изобразительная деятельность создает у детей лично-значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.