Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 16 страница




 

 

Н. Попова

(студент 2 курса)

 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО

С древних времен люди пытались заглянуть в будущее. Я тоже попробовала сделать это. Мне очень интересно, какой будет школа будущего. Я знаю, что она должна соответствовать целям и потребностям общества, основываться на определенных методологических и теоретических принципах. Но в первую очередь она должна сохранять и укреплять физическое и эмоциональное здоровье детей, их любознательность. В такой школе ничто не должно мешать счастью детей.

Задумывались ли вы, как будет выглядеть начальная школа будущего, как в ней будут проходить занятия? Я не раз об этом размышляла, и мне стало интересно, что об этом думают другие.

Опросив некоторое количество студентов, проживающих в общежитии НГПУ, я выяснила, что одни думают, что между детским садом и школой должна быть специальная подготовительная школа, которая занимает не месяц и не два, а год. Другие считают, что школа должна быть компьютеризирована, а кто-то, наоборот, говорит, что в классах не должно быть техники и, самое главное, чтобы учитель запретил приносить в школу электронную технику, объясняя это тем, что дети будут заняты своими «игрушками», а не уроком. Классы желательно оформлять не в «традиционном» стиле, а сделать из них «маленький детский рай», но не злоупотреблять обилием ярких картинок на стенах, поскольку это будет отвлекать внимание ребенка. Полезно сделать в школе «живой уголок» и для каждого ребенка распределить обязанности, это научит ответственности. В школе обязательно нужны красочные наглядные пособия, учителю желательно иметь большое количество методов преподавания одного и того же предмета, еще он должен находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Материал следует преподносить так, чтобы детям было интересно это слушать, чтобы они могли применять полученные знания в своей жизни. Необходимо стремиться научить их самостоятельности уже с начальной школы. На каждом уроке должна проводиться «физкультминутка». Учителю следует стать для своих учеников примером, следовательно, нужно следить за своим внешним видом и, конечно же, за своей речью. Еще необходимо создавать для всех подопечных одинаковые условия, а то кто-нибудь из них будет чувствовать себя обделенным. С детьми надо заниматься вопросами этики и эстетики, необходимо заострить внимание на вопросах личной гигиены. И если бы вышеперечисленные явления появились в наших школах, то обучение и воспитание, которые являются главными целями, поднялись бы на новый уровень.

Выслушав мнение студентов, можно сделать вывод, что из техники достаточно лишь одного компьютера для показа изображений, просмотра видеоматериалов и прослушивания музыки. При необходимости каждый родитель может посетить занятия. Некоторые мысли опрошенных мне близки, а кто-то подсказал новые идеи, которые впоследствии я применю в своей педагогической деятельности. Хотелось бы, чтобы описанная мной школа появилась на практике.

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Морозова

 

 

Н. Попова

(студент 2 курса)

 

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Затрагиваемые в статье темы, на мой взгляд, актуальны на сегодняшний день, да и вообще будут важны в любой период времени. В ней рассматривается несколько типов семейных взаимоотношений, которые успешно применяются родителями на практике. И многие не задумываются, какие могут быть последствия.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими реакциями: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Каждый родитель вправе сам выбирать способ, которым он будет воспитывает своего ребенка, но должен понимать, для чего это делает и как это отразится на жизни ребенка, и быть готов к любым последствиям.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

М. И. Дворецкий

 

 

Е. Прасолова, А. Семикопнова

(студенты 3 курса)

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Для всего психического здоровья человека главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства. Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «Я» в формах, приемлемых для окружающих людей, нужно полагать, что специальная работа по развитию понимания и вербализации эмоциональных состояний детьми младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи. Прежде всего, исследователи отмечают, что психическая жизнь ребенка в период школьного детства приобретает сложный характер: становятся шире его социальные связи с окружающими, оценка поступков окружающими становится важным элементом поведения школьника и влияет как на характер его чувств, так и на эмоциональную мотивацию учебных действий.

Формирование эмоциональной жизни ребенка по мере его развития заключается в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире, становятся средством формирования самосознания учащихся. Не каждую мысль, посетившую сознание, ребенок в равной мере признает своей, а только такую, которую он эмоционально прочувствовал, освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности, но никак не принятую в готовом виде. Развивая способность ребенка к осознанию эмоциональных состояний, формируя умение проводить их в словесный план через называние, описание, психологи и педагоги благотворно влияют на развитие интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, его эмоционального мироощущения, помогают установить отношения с окружающими людьми. Если общение со сверстниками идет плохо, безрадостно, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Личность начинается там, где она соотносит свои потребности как с ситуацией для удовлетворения, так и с другими людьми, когда она проявляет власть над эмоциями для управления своими потребностями и чувствами.

 

Научный руководитель – доц.

М. И. Дворецкий

 

 

А. Ромашова, И. Усова

(студенты 2 курса)

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Одаренные дети, или вундеркинды – дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Воспитание одаренных детей в семье – задача непростая, совсем не проще если ребенок гиперактивный, ранимый, часто болеющий – список может быть бесконечным. Поэтому проблеме воспитания одаренных детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания и трудностями взаимопонимания.

В. В. Рычкова в своей статье рассматривает моменты, когда родители занимаются неправильным воспитанием одаренного ребенка. Поэтому в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, не говоря уже об одаренных детях. Зачастую многие родители в учебном процессе стараются «прировнять» одаренного ребенка с простым школьником, в то время когда необходимо составить для него индивидуальную программу для образования.

Также автор рассматривает в этой статье такое понятие как гипоопека. Гипоопека представляет собой недостаток внимания со стороны взрослых. Возникает в семьях с низким уровнем эмпатии, равнодушным отношением к детям, недоразвитыми эмоционально-личностными качествами и в неблагополучных, педагогически запущенных семьях. Здесь ребенок предоставлен самому себе, его способности не получают должного развития из-за самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. Своим личным примером, поведением они должны способствовать развитию так, чтобы подводить одаренного ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей.

Главная цель – содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту индивида; непрерывному самораскрытию, реализации лучшего в человеке на пути личностного становления. Содействовать, а не управлять, не принуждать развиваться в «нужном направлении», сложно и непривычно, связано с владением особым стилем взаимоотношений. Одарённый ребёнок – прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому необходима родительская забота и любовь.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

М. И. Дворецкий

 

 

О. Руднева, М. Волков

(студенты 3 курса)

 

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИИ ДРУЖБЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Умение дружить не заложено в человеке генетически. Это сложная наука, которой может научиться каждый. Человеку свойственно учиться на своих собственных ошибках лучше, если они переживаются в 2-3 года при помощи и поддержке родителей, чем в школьные годы в одиночестве, страдая из-за каждого промаха и удара ровесников. Кроме того, для развития любого навыка существует свой сенситивный период, упустив который, мы рискуем навсегда остаться без соответствующего умения. И если достаточно общительный от природы малыш как-нибудь сможет компенсировать упущенные годы тренировок, то стеснительному и замкнутому в себе ребенку может оказаться не по силам наладить общение с ровесниками, и он так и останется «в стороне».

Молодые родители с грустью отмечают, что на пути возникновения крепкой дружбы приходится преодолевать совсем не детские препятствия. Дети чрезвычайно жестоки по отношению друг к другу. Им непременно хочется чужую игрушку, притом что свою они не позволят даже в руках подержать. Они очень подвержены влиянию внешних факторов: плохая погода, не выспались, режутся зубки, устали – и, совершенно не считаясь с чувствами другого ребенка, могут превратить гуляние в сущую пытку как для себя, так и для друга. К тому же, взрослым стоит быть готовыми сглаживать обиды и разрешать споры.

Общение между детьми и потребность в нем возникает на третьем году жизни. У 4-летних детей потребность в общении со сверстниками выдвигается на первое место.

Роберт Селман изучал дружеские отношения детей. Он считал, что до 6 лет дети не могут провести четкой границы между своей собственной интерпретацией социальной ситуации и точкой зрения другого человека и не понимают, что их восприятие может быть неправильным. Отвечая на вопрос об ощущениях другого человека в какой-либо ситуации, они описывают свои собственные ощущения. Друг – это просто товарищ по играм, некто, живущий неподалеку, который ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. Дружба базируется на физических или географических факторах; дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других. Роберт Селман доказывал, что ключевым фактором изменений в развитии дружеских отношений детей является способность принимать позицию другого человека.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Е. Б. Марущак

 

 

О. Руднева

(студент 3 курса)

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКРЫТОГО ДЕТСКОГО САДА ГЕРМАНИИ

Главной особенностью открытого детского сада является отсутствие жестких границ между помещениями и принадлежности ребенка к определенной группе, т.е. нет групп в привычном понимании. Большой разновозрастной коллектив детей (50-80 человек от 3 до 7 лет) живет вместе, в едином пространстве детского учреждения. Помещения детского сада (4-6 уютных комнат и залов) являются не групповыми помещениями, а зонами для определенных видов детской активности. В детском саду также имеется пространство для общих встреч всех детей и воспитателей.

Ключевая особенность данной системы дошкольного воспитания заключается в реальной поддержке игровой деятельности детей. Свободная деятельность занимает центральное место в структуре детского времяпрепровождения в детском саду – это полноценные 4-5 часов игры или других видов детской деятельности в день.

Разновозрастный мобильный детский коллектив позволяет каждому ребенку получать опыт развития и присвоения игровых действий в естественных социальных условиях. Дети имеют возможность знакомиться с реальной деятельностью взрослых и воплощать эти сюжеты в своих играх.

Организация всех детей в одновозрастные минигруппы позволяет придать занятиям характер проектной деятельности в рамках практико-ориентированного комплексного подхода. Такие занятия имеют своей целью прежде всего развитие поисковой исследовательской деятельности, умения видеть и ставить проблемы и находить способы их практического решения, дети учатся спорить и отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение других, и приобретают навыки коллективной деятельности.

Организация открытого детского сада – педагогическая технология, благодаря которой удалось в центр внимания поставить личность самого ребенка.

 

Научный руководитель – преп.

А. А. Чижикова

 

 

А. Сычев

(ученик 11 класса, МАОУ Гимназия №11 «Гармония»)

 

ЖЕСТЫ ПЕДАГОГОВ

Человек часто задумывается, как понимать, что хотел сказать его собеседник мимикой, жестами.

В школе работают разные учителя. Возможно, жесты начинающего преподавателя будут другими, нежели жесты педагогов с большим опытом работы. Нами была выдвинута следующая гипотеза: профессиональные жесты педагогов с разным стажем работы будут отличаться.

Цель данной работы является исследование характерных жестов педагогов, имеющих разный стаж работы в их профессиональной деятельности.

Задачи:

• выявить характерные жесты молодых специалистов и педагогов со стажем;

• сравнить полученные данные;

• установить наличие разницы между жестами педагогов с различным стажем работы;

В результате наблюдения за жестами молодых специалистов:

· самый частый жест - жест потирания рук или жест поправления манжета (они синонимичны);

· не менее часто – жест скрещивания рук на груди или скрытого скрещивания рук на груди;

· жест прикосновения шариковой ручки ко рту.

· Все эти жесты означают нервозность, неуверенность в себе, волнение.

· При наблюдении за жестикуляцией нескольких преподавателей-стажистов можно отметить следующий особенности поведения:

· большинству присущ жест шпилеобразного положения рук – абсолютная уверенность говорящего в себе.

· удар ребром ладони по столу.

Все эти жесты трактуются как жесты, имеющие явную доминантную окраску.

В зависимости от стажа работы педагоги по-разному используют ладонь. Чем больше опыт работы преподавателя, тем чаще он использует жест ладонью вниз (доминантная ладонь).

Вывод: таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что жесты, используемые в профессиональной деятельности начинающими педагогами и педагогами с большим стажем работы, отличаются, подтверждена. У молодых преподавателей наблюдались жесты неуверенного поведения, у учителей с большим стажем работы чаще наблюдались жесты уверенности и доминирования.

 

Научный руководитель – И.В. Радюк

 

 

К. Толстикова

(студент 3 курса)

 

ВКЛАД Р. Е. ЛЕВИНОЙ В ПСИХИЧЕСКУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ

Роза Евгеньевна Левина родилась в 1908 г. В 1927 г. поступила в МГУ и стала ученицей Л. С. Выготского. Под его руководством она исследовала планирующую и регулирующую речь ребенка. Ее работы и сегодня имеют актуальность для логопедии. На материале эгоцентрической речи прослеживается связь между речевой деятельностью и организацией высших психических функций человека. Р. Е. Левина большое значение придавала недостаткам фонематического анализа звучащей речи, которая наблюдается у детей как с грубыми, так и стертыми проявлениями детской патологии.

В первые годы великой отечественной войны Роза Евгеньевна эвакуировалась в Уфу и помогала пострадавшим от военных действий воинам. Возвратившись в Москву, она продолжила свои научные работы и познакомилась с трудами психологии.

Р. Е. Левиной был выявлен механизм патологии речи. Большой вклад в логопедию она внесла своей научной работой в форме монографии «Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи». Она первая разработала концепцию по классификации общего недоразвития речи и пути ее преодоления. Роза Евгеньевна Левина и ее школа обосновали новый подход и разработала методики коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующего признака речевой деятельности.

Новые классификации речевого развития детей позволили в корне изменить подходы к формированию онтогенеза речи. Классификационные характеристики, выдвинутые Р. Е. Левиной, легли в основу практического внедрения новых форм воздействия на речь детей. Группа ученых практиков под руководством Р. Е. Левиной распространила выдвинутую ею теорию по всей территории бывшего СССР.

 

Научный руководитель – д-р психол. наук, проф.

О. К. Агавелян

 

 

К. Ульяненко, Е. Маркова

(студенты 3 курса)

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ В ТРУДАХ В. ГАЮИ

Всего около двух столетий назад в 1784 г. Валентин Гаюи основал на свои средства в Париже первую в мире школу для слепых.

Валентин Гаюи – французский педагог, один из первых создал педагогическую систему обучения и воспитания людей с дефектами зрения, разработал методы трудового обучения и музыкального воспитания незрячих, заложил основы тифлотехники. Его заслугой является создание способа печатания книг рельефно-линейным шрифтом «унциал» и прибора для письма слепых, первого рельефного глобуса и способа печатания рельефных географических карт.

Но самая важная заслуга Гаюи состоит в том, что он сумел повернуть общественное сознание к трудностям, несчастьям и жизни людей, лишенных зрения, т.е. повлиял на уровень социальных отношений.

Методы обучения Гаюи получили распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Валентином Гаюи было получено приглашение от Александра I, в котором предлагалось открыть учебное заведение для слепых в России.

Но в России складывалось не все так гладко, как задумывалось, и Гаюи пришлось перенести множество трудностей. Гаюи пришлось самому искать будущих учеников, которых он встречал в большом количестве в богадельне близ Смольного. Так в Петербурге появилась первая школа для слепых.

В. Гаюи издает брошюру «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых». Цель задуманных им институтов слепых тружеников он сводит к семи положениям, которые актуальны до сих пор.

19 марта 1822 года Валентин Гаюи скончался и был похоронен на Парижском кладбище Пер-Лашез.

 

Научный руководитель – д-р психол. наук, проф.

О. К. Агавелян

 

 

Е. Хворенкова

(студент 5 курса)

 

ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение синтаксического словосочетания в начальной школе играет важную роль в условиях повышения требований общества к уровню речевого развития учащихся при формировании деятельностного подхода к осознанию школьниками элементов грамматического строя русского языка.

Значимость работы над словосочетанием (М. Р. Львов, А. Н. Гвоздев, Т. А. Ладыженская, Т. Г. Рамзаева, Н. С. Рождественский, Г. А. Фомичев) определяется рядом положений:

1. Обучение детей словосочетаниям – работа над элементами мысли, понимание словосочетаний означает осознание логических отношений.

2. Научить младших школьников сознательно пользоваться словосочетанием – значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.

3. При понимании правил построения словосочетаний ребенок на практике осваивает синтаксические связи и отношения, нормы употребления предложно-падежных форм, повышает свой уровень орфографической грамотности, совершенствует умения в области морфологического и синтаксического анализа.

Такая работа ценна не только для развития речи, она формирует основы осознания функций и функционирования членов предложения, помогает учащимся ориентироваться в области лексической семантики, омонимии и синонимии разного уровня.

 

Научный руководитель – канд. филол. наук, доц.

И. А. Федорченко

 

 

А. Цариненко, Е. Веселова

(студенты 2 курса)

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Истоки зарождения психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов. Обе науки зародились почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии. Родоначальником считается величайший философ древности Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Разделение на две различные науки произошло в 70-80-х гг. XIX в., но они продолжают обогащать и дополнять друг друга.

Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре, удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.

В настоящее время существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. Например, взаимосвязи личностного смысла и цели жизни, мировоззрения и политических взглядов, моральных ценностей и ответственности, совести и духовности. Такие проблемы, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно осмыслить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет личность, достаточно изученную в психологической науке.

Как же связаны психология и философия в воспитании ребенка? «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить», – писал К.Д.Ушинский. Для правильного воспитания ребенка учитель и родители должны руководствоваться обеими науками. Ведь осознание уникальности каждого человека приводит к мысли о тех сильных и слабых сторонах, которые надо осознавать и уметь уравновешивать.

Психология заимствует у философии подход к интерпретации полученного материала и методологические принципы. От системы философских взглядов, которых придерживаются педагоги-исследователи, зависит направление педагогического поиска, определение целевых и технологических подходов к моделированию образовательного процесса.

Связь с философией была и является в настоящий момент одним из важных факторов для психологии. Педагог должен способствовать формированию личности ребенка, воспринимать его целостно: и с точки зрения философии, и с точки зрения психологии.

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Морозова

 

 

А. Цариненко, Д. Белоногова

(студенты 2 курса)

 

ВОСПРИЯТИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОЦЕНКИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С первых дней школьной жизни на пути учения перед ребенком появляется своеобразный «идол» – отметка. Для ребенка этот идол то добрый, снисходительный, то жестокий, безжалостный, неумолимый. Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя. Не замечать эту действительность, значит, допустить серьезный просчет в анализе оценочной стороны обучения.

Отметки выполняют функции принуждения, подстегивания, поощрения. Но начинающий школьник в силу возрастных особенностей на первом этапе не понимает значения отметки и ее объективность. Отметки воодушевляют ребенка. Оценка может создавать конфликтные отношения в детском коллективе между учащимися и учителем. Школьная жизнь детей, их отношения друг к другу и педагогу, характер общения во многом обусловлены тем, что с помощью отметок они разделены на «отличников», «троечников» и «двоечников». Неодинаковая успеваемость учащихся ставит перед учителем проблему ее выравнивания.

Как считает Ш. А. Амонашвили, в условиях обычной методики обучения, рассчитанной на «среднего ученика», решить ее практически не удается. Понятие выравнивания знаний детей будет неверно понято, если не принимать во внимание различий в индивидуальных способностях и задатках, нуждающихся в своём развитии.

Ребенок не может знать и тем более предвидеть, какую роль станут играть отметки в его социальной жизни. Учитель не может оставаться беспристрастным к ученику, он не может поступить иначе: его опыт, знание им жизни, радостей и огорчений каждого ребенка обязательно влияют на оценку.

Можно прийти к выводу, что отметка мешает ученикам трудиться в полную меру их сил и способностей, задерживает их развитие, приучает получать похвалу, награду «5» и «4» не за труд, не за усилия. Все это развращает учеников, воспитывает лень, стремление получать результаты легко. Дети обязаны настойчиво и упорно работать. Как говорил П. И. Чайковский, «гениальность – это 1 процент гения и 99 процентов – потения».

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

М. И. Дворецкий

 

 

А. Цариненко

(студент 2 курса)

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общества, называется девиантным.

Затрагиваемая тема актуальна на сегодняшний день, в ней рассматриваются возрастные и гендерные особенности проявлений девиантного поведения в подростковый период. Специальное внимание уделено анализу мотивов, побуждающих подростков к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Исследуются особенности отношения ближайшего социального окружения (родителей, учителей и одноклассников) к подобному поведению. Проводится сопоставительный анализ мнений учащихся, склонных и не склонных к различным формам девиантного поведения.

Как пишет профессор Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с нечеткостью и многообразием поведенческих ожиданий. Ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.