КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 14 страница
Научный руководитель – ст. преп. Е. И. Леденева.
Е. Киреева, А. Крысанова (студенты 4 курса)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым ключом становления личности. Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Современная теория обучения и воспитания детей все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Интерес школьников к учению является определяющим в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на воспитание его познавательных интересов. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым знаниям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Научный руководитель – канд. пед. наук, проф. А. А. Шрайнер
Е. Козловская, Т. Кормщикова (студенты 4 курса)
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». Любая толерантность в обществе не может существовать без этнической идентичности. Для исследования этнической идентичности нами был взят авторский опросник из работы Верещагиной М. В. «Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов». Предлагаемый вариант опросника состоит из 37 вопросов, объединённых в 3 блока. 1. Когнитивный компонент этнической идентичности – исследуется выраженность представлений об особенностях собственной этнической группы, знаний о признаках своей этнической группы: ее истории, традициях и пр., осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков. 2. Аффективный компонент этнической идентичности – диагностируется эмоциональная основа принадлежности к этнической группе, оценка ее качеств и отношение к собственной этнической группе и членству в ней. 3. Поведенческий компонент этнической идентичности – исследуется проявление человека как члена этнической группы, готовность к осуществлению различных видов деятельности в процессе этногенеза. Проведя данный эксперимент, мы пришли к выводам, что у будущих учителей начальных классов наблюдается средний уровень этнической идентичности. Это говорит о том, что респонденты не имеют глубоких знаний о своих традициях и обычаев и удовлетворены своим этническим происхождением. Но при этом они стараются соблюдать и развивать культуру своего народа.
Научный руководитель – ст. преп. Н. Н. Касенова
О. Кочанова, А. Зорина (студенты 4 курса)
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Этнопедагогический подход включает учет традиций народной педагогики, этнопедагогических ценностей в совершенствовании практических навыков, этнопсихологических особенностей личности молодого учителя как представителя конкретного этноса. Человек живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур. К настоящему времени остро обнажилось противоречие между большими воспитательными возможностями национальных культур, в частности народной педагогики, и их недостаточным использованием вследствие отсутствия научно обоснованных рекомендаций. Органичное сочетание «вхождения» молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки — условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса. На сегодняшний день установлено, что этнопедагогический подход в современной педагогике при воспитании культуры межнационального общения имеет ряд преимуществ, так как дает возможность систематично и целенаправленно развивать в человеке этнокультурного субъекта, определяет отказ от манипулятивных установок в межнациональном общении. Этнопедагогический подход рассматривается как естественно организованный процесс интеграции традиционных культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду; накопленный многими поколениями запас эмпирических знаний является естественной основой для изучения основ наук, в том числе и педагогики; включение этнического материала в содержание курса педагогики закладывает знания, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к полиэтнической действительности, позволяет учитывать исторические, культурные традиции народа.
Научный руководитель – ст.преп. Н. Н. Касенова
Т. Кравцова, Я. Земцова (студенты 5 курса)
ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребенка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. Коллективное творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других (Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова). В процессе прохождения педагогической практики нами были разработаны уроки по изобразительному искусству, направленные на организацию коллективного творчества младших школьников. Полученные результаты подтверждают следующие предположения: 1. Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов в организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства. От возрастных особенностей зависит и методика организации занятий. Коллективное изобразительное творчество для младших школьников должно иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой. 2. Посильность задания совместного труда – требование, которое должно соблюдаться в работе со всеми учащимися класса. Доступность задания во многом зависит от уровня готовности учащихся к изобразительной деятельности, объема их умений и навыков, а также от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике. Если результат совместной работы не будет соответствовать художественным требованиям, то он может вызвать у учеников отрицательное отношение к коллективному творчеству.
Научный руководитель – ст. преп. Е. И. Леденева.
Е. Крамских, М. Липина (студенты 4 курса)
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ЭТНОСА Национальная школа – общеобразовательное образовательное учреждение с полным или частичным использованием национального компонента, направленного на сохранение, развитие и пропаганду национального языка и национальной культуры как национального меньшинства, так и «большинства»; как коренного народа территории, на которой существует школа, так и не коренного. Примером национальной школы является первая республиканская гимназия Республики Алтай, которая была сформирована на базе республиканской национальной средней школы Постановлением Правительства РА от 18 июня 1992 года. Этим постановлением утверждены условия приема в гимназию на конкурсной основе. Началась большая работа по реорганизации общеобразовательной национальной школы в инновационную школу-гимназию. Полностью был пересмотрен учебно-воспитательный процесс. В гимназию стали принимать учащихся пятых классов на конкурсной основе. По традиции, заложенной еще в рабфаке, контингент учащихся формируется из детей сельской местности на 75 %. В 1994-95 гг. был принят устав гимназии. Созданы кафедры: физико-математических дисциплин, русского языка и литературы, естественнонаучных дисциплин, алтайской филологии. Одной из основных задач гимназии стала подготовка учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. В настоящее время в республиканской национальной гимназии имени ее первого директора Василия Плакаса работают 55 учителей. Среди них два кандидата филологических наук, 5 заслуженных учителей России, 11 отличников просвещения и почетных работников образования. По результатам аттестации 36 педагогов имеют высшую квалификационную категорию. В 2004 году было начато строительство нового учебного корпуса гимназии. В сентябре 2008 года в эксплуатацию была сдана его первая очередь (учебный корпус), в 2011 году – атриум, актовый зал, библиотека и лекционный зал. За годы существования гимназия дала путевку в жизнь 4000 выпускникам и стала кузницей кадров для республики Алтай. Таким образом, любая национальная школа является уникальным учреждением, где совмещена современность и традиционность.
Научный руководитель – ст. преп. Н. Н. Касенова
Е. Красеева (студент 4 курса)
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Специалисты в области педагогики, культурологии, теории и методики социально-культурной деятельности научно обосновали различные аспекты воздействия социально-культурной среды на человека и выявили, что важным средством формирования личности является социально-культурная среда. Cоциокультурный подход предполагает необходимость формирования ценностного и на eго основе ответственного отношения человека к окружающему миру как основы для «вхождения» в культуру; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром культуры: на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-); в рамках всех возрастных субкультур. Необходима организация такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека (сверстники, старшие, младшие). Hа передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру. Элементы культуры, которые были накоплены человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе следует уделять знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней.
Научный руководитель – ст. преп. Н. Н. Касенова
Е. Красеева (студент 4 курса) ЯЗЫКОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ВЫМЫШЛЕННОГО МИРОВ В ПОВЕСТИ Л. КАССИЛЯ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ» Уже в самом названии повести задается идея противоборства и сосуществования двух миров: классный журнал кондуит олицетворяет жестокий официоз гимназической реальности и несправедливой с точки зрения ребенка взрослой жизни, Швамбрания – вымышленная детьми идеальная страна, где царит симметрия, мировая гармония и справедливость в том виде, как она понимается ребенком. Это сосуществование, противоборство и взаимопроникновение (переданное в заглавии союзом и, который синкретично выполняет функцию соединения и противопоставления) прослеживается на протяжении всего текста и находит соответствующее языковое воплощение. Миры по-разному соотносятся друг с другом. Противопоставление мироввыражается с помощью антонимии на фразовом уровне ( Все равно всюду большие, а ты маленький) и на уровне крупных сверфразовых единств. Часто оно передает отрицание ложных взрослых ценностей (Католических прелатов звали «ваше преподобие». Мы величали Гематогена «ваше неправдоподобие»). Параллельность мироввыражается при помощи приема синтаксического параллелизма (Вечером 11 октября 1492 года Христофор Колумб, на 68-й день своего плавания, заметил вдали какой-то движущийся свет. Колумб пошел на огонек и открыл Америку. Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. … На 4-й минуте… мы открыли Швамбранию). Синкретизм мировнаблюдается в том случае, когда отсутствуют явные маркеры смены миров (И мы сошли со скамейки на берег новой страны). Заимствования миров (Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена. Кроме того, гематогеном называлась липкая, приторная микстура, которой нас пичкали). Причем заимствуются слова и понятия из реального мира в вымышленный и наоборот, что свидетельствует о серьезном отношении детей к своему вымышленному миру. Таким образом, автор привлекает внимание взрослых к миру детей, призывая относиться к нему трепетно, бережно и серьезно.
Научный руководитель – канд. филол. наук, доц. Е. А. Суховей
В. Кузина, М. Косько (студенты 2 курса)
ИСТОРИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ К настоящему времени в отечественной науке завершается весьма длительный период оформления отношений философии и педагогики. В связи с этим должна быть поставлена проблема принципов синтеза двух видов знания. И здесь вполне оправданным оказывается обращение к истории философии и педагогики. В этих науках традиционно преобладает либо выявление философских оснований какого-либо педагогического учения, либо описание истории развития философских идей о воспитании и попыток воплощения их в жизнь. Первые педагогические учения, возникшие в эпоху античности, были частью философских систем, где педагогика предстает как часть политики, которая, в свою очередь, является разделом этики. Авторы первых в России научных трудов о воспитании преодолевали трудности поиска идеальной этической системы, опираясь на православную систему ценностей. В последние десятилетия XIX-начале XX вв. исследования в этой сфере велись в двух направлениях. В одном развивалась идея педагогики как своеобразной прикладной философии. В другом направлении предпринимались попытки философского осмысления воспитания и образования. В советский период утвердился «догмат», что учение марксизма-ленинизма обладает огромным воспитательным потенциалом, раскрыть и реализовать который призвана педагогика, которая является, прежде всего, сферой практической реализации политических задач. Катаклизмы XX столетия вызвали новые раздумья философов о судьбах человека и человечества. В настоящее время в развитых странах созданы научно-исследовательские учреждения, кафедры в университетах, выходят периодические издания по педагогической антропологии, философии воспитания, философии образования. На сегодня существует два подхода к определению взаимоотношений философии и педагогики. Первый, формальный, используется отчасти по инерции. Например, программы, концепции и модели национального воспитания и образования, вышедшие за годы независимости Украины, имеют одну общую методологическую особенность: их авторы по-прежнему представляют теорию воспитания перечнем догматов, нацеленных на достижение идеалов, превратившихся из коммунистических в национальные. Второй подход, основанный на развитии диалектических взаимосвязей философии и педагогики, получает все большее распространение, требуя соотнесения «должного» в виде общечеловеческого нравственного идеала с реалиями, существующими в национальных традициях воспитания. Установление принципа конструктивного взаимодействия философии и педагогики в процессе воспитания и образования означает условие плодотворного развития самой культуры. В отечественной истории философии и педагогики имеется опыт размышлений на эту тему в творчестве православных мыслителей, которые полагали, что благодаря христианству и культуре человек получает истинную свободу.
Научный руководитель – доц. Т. В. Морозова
В. Кузина, С. Курач (студенты 2 курса)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ДОМАШНЕЙ СОБАКОЙ Рассматривается развитие психики современной домашней собаки. В силу того, что большинство потребностей собаки удовлетворяются владельцами, жизнедеятельность животного направлена главным образом на взаимодействие с членами семьи. Это взаимодействие собака строит на основе видотипичных механизмов группового общения псовых. В свою очередь владельцы, наделяя собаку психологическим статусом члена семьи, зачастую воспринимают животное как ребенка и выстраивают взаимодействие с собакой, видя себя в роли родителей. Это может приводить к нарушениям взаимодействия на коммуникативном, перцептивном и интерактивном уровнях. В качестве примера рассмотрим две семьи, которые содержат собак, наделенных своими владельцами совершенно разными психологическими статусами: – в первой семье содержится собака английской бойцовской породы, к которой владельцы относятся как к их охраннику, дружелюбно, но строго подчиняют собаку своей воле, поэтому она всегда поддается тренировке и не утратила свои природные свойства; – во второй семье содержат собачку декоративной китайской породы, к которой владельцы наделяют психологическим статусом члена семьи и действительно воспринимают животное как ребенка, постоянно держат на руках и кормят из рук, не требуя от собаки в ответ ничего кроме преданности и любви, отчего животное практически утратило свои природные свойства (не охраняет от опасности своих хозяев). При общении с домашними животными люди учатся понимать своих «друзей», относятся к животному как к самим себе, приписывают им человеческие свойства и способности, т. е. одухотворяют их, и тем самым делают возможным общение с ним. Такого рода общение выражает потребность человека в максимальном расширении сферы общения. Общение с домашним животным дает человеку возможность любоваться красотой своего питомца, возможность тактильных контактов (погладить, подержать на руках). Когда человек узнает животное близко, то он совсем другими глазами смотрит на всех представителей вида, т.е. к природе в целом относится по-другому. Очень важным и правильным на сегодняшний день высказывание из повести «Маленький принц» (1943) французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что «Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил», в том числе и в отношении домашних животных. Если человек приручил собаку, то он должен нести ответственность за ее жизнь, здоровье и поведение.
Научный руководитель – ст. преп. Н. К. Касенова
В. Кузина, Н. Лукьянова (студенты 2 курса)
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У ДЕТЕЙ Обсуждается проблема формирования личностной беспомощности у детей под влиянием взаимоотношений с окружающими. На формирование личностной беспомощности большое влияние оказывает семья. Подход к семье как системе разрабатывался М. Боуэном и вылился в теорию семейных систем. Семья, в его теории, рассматривается как целостный организм, включающий членов семьи и их взаимодействие, которое определяется структурой, правилами, стереотипными способами реагирования друг на друга и внешний мир. Беспомощность стоит изучать как симптом, необходимый системе, выполняющий в ее рамках определенную функцию. При изучении роли семьи в формировании личностной беспомощности особое значение приобретает понятие дифференцированности «Я». Недифиринцированность, т. е. слияние эмоций и мышления в рамках семейной системы, означает, что человек легко попадает в эмоциональную зависимость от других членов семьи, не может отделить друг от друга эмоции и разум, собственные эмоции и эмоции значимых для него людей; это неспособность принимать решения, исходя из принципов своего «Я». Беспомощность связана с недостаточной адаптивностью в социуме и свидетельствует о том, что семья, демонстрирующая ее как симптом, является в большей или меньшей степени дисфункциональной. Супруги, имеющие низкий уровень дифференциованности, отличаются сильной потребностью в слиянии, они находятся в эмоциональной зависимости друг от друга, что сопровождается тревогой. Чтобы справиться с тревогой, пара включает в свои отношения третий объект, человека или некоторое занятие, и с его помощью снижает напряжение, увеличивая эмоциональную дистанцию. Личная беспомощность у ребенка в первую очередь связана с отсутствием собственных внутренних ресурсов для разрешения проблем различного уровня, зависимостью от окружающих, а для родителей она дает возможность проявлять чрезмерную заботу, подкрепляет убеждение последних в том, что их помощь необходима ребенку даже в тех ситуациях, где другие дети справляются самостоятельно. В другом варианте беспомощность ребенка, его "неспособность" справиться с ситуацией оправдывает для родителей их агрессивное поведение и жестокость. Беспомощность с большей вероятностью формируется в семьях, выбирающих один из следующих стилей воспитания: использующие доминирующую гиперпротекцию, испытывающие повышенную моральную ответственность, жестокие родители и непоследовательные родители. При сравнении показателей структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи было выявлено, что и матерям, и отцам беспомощных детей свойственно проецировать собственные нежелательные качества на ребенка.
Научный руководитель – канд. пед. наук, доц. М. И. Дворецкий
В. Кунова, Ю. Лейман (студенты 4 курса)
АНАЛИЗ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Сказка – один из первых литературных жанров, с которым знакомится ребенок в своей жизни. Роль сказки в системе нравственного воспитания ребенка неоднократно подчеркивалась в трудах А. В. Луначарского, К. И. Чуковского, К. Д. Ушинского. При полном понимании замысла сказки, её идеи, осуществляется ряд воспитательных задач: на основе характеров положительных и отрицательных героев строится представление о добре и зле, проникаясь симпатией к положительному герою, ребенок стремится быть похожим на него, народные сказки дают представление о Родине, развивают чувство патриотизма. Также мораль сказки зачастую не дается в тексте в чистом виде, что позволяет ребенку провести самостоятельно духовно-нравственные выводы. Более углубленное знакомство ребенка с жанром сказки происходит в начальной школе. К сожалению, зачастую анализ сказки в младших классах сводится к раскрытию характеров героев, определению основной мысли, задумки произведения. Для более полного понимания ребенком смысла сказки в её анализ следует включать литературоведческие понятия, позволяющее рассмотреть произведение с разных позиций. Так, анализ сказки в начальной школе может включать выявление основной идеи произведения, определение особенностей композиции, характеристику характеров героев, рассмотрение основных приемов художественной выразительности. Выявление основной идеи произведения позволяет рассмотреть сказку с позиции автора, понять основной смысл произведения. При разборе композиционного строя произведения ребенок учится выслеживать логику развития действий в сказке, определять основные составляющие композиции. Определение характеров героев, позволяет выявить положительных и отрицательных персонажей в сказке, дать нравственную оценку их поступкам. С помощью нахождения и определения приемов художественной выразительности младшие школьники учатся более глубоко осмысливать произведение, выявлять авторский замысел. Такой анализ сказки позволяет не только более глубоко понять замысел произведения, но и формировать навыки работы с литературным текстом.
Научный руководитель – доц. Е. В. Ушакова
В. Кунова, А. Гейко (студенты 4 курса)
РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Религия традиционно играла большую роль в жизни общества; после семьи религия является важным фактором формирования духовности человека. В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складывались и определялись требованиями, основанными на религиозных канонах. Религии разных народов содержат мудрость многих людей и поколений, выдержали испытание временем, поэтому с полным правом можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов и ценностей. В качестве средств воздействия, наряду с обстановкой в церкви, богослужением и обрядами, широко используются такие веками проверенные методы воспитательного воздействия, как причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди. Применяются и меры наказания – искупление греха, лишение благословения, проклятие, предание анафеме, постриг. Методами религиозного самовоздействия и самовоспитания являются молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние, самоистязание. Большое воспитательное значение имеет общая организация религиозной жизни и деятельности: обязательные регулярные посещения церкви, распределенные во времени обязательные молитвы, строгое соблюдение постов, престольных и иных церковных праздников. Вся эта система средств, методов и условий направлена на организацию жизни и деятельности детей в соответствии с нормами религиозной морали. Она служит ограничению содержания духовной жизни человека религиозными догмами и нравственно-эстетическими религиозными переживаниями, требует послушания и повиновения. Приобщение детей к религии как части духовной культуры человечества, поможет решить многие задачи, связанные с воспитанием и развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.
Научный руководитель - ст. преп. Н. Н. Касенова
Н. Ламм, Д. Ласс (студенты 2 курса)
РАЗВИТИЕ УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Одаренность – это высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Следственно, умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – это не тот ребенок, который быстро переходит к обучению по школьным программам, а тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Для поведения одаренного ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |