Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 7 страница




Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать.

Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Экологическое воспитание младших школьников – система мер, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, принятие во внимание возможных негативных последствий своего взаимодействия с живыми объектами.

Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществлению мотивации учебной деятельности и решению задач экологического воспитания, формированию представлений о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности – компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).

Уроки математики разнообразны: интегрированные уроки с включением экологических задач способствуют активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей учащихся.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, проф.

А. А. Шрайнер

 

 

А. Белятская, Т. Кравцова

(студенты 5 курса)

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ «ШКОЛЫ ИСКУССТВ»)

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Одной из главных задач современного образования является развитие творческих способностей. В решении этой задачи важная роль отведена дополнительному образованию детей. Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств. Образовательный процесс в детской школе искусств базируется на индивидуальных занятиях, а достаточно гибкая структура школы позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей, личностно-ориентированного, личностно-детерминированного образования, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Цель нашего проекта – развитие творческих способностей младших школьников. Мы предлагаем создать школу искусств на базе ИД, где планируем:

1. Создать сплоченный творческий коллектив.

2. Проводить мастер-классы по творческим техникам: вышивание крестиком, гладью, изонить; живопись; графика; дизайн одежды, интерьера; роспись по ткани, дереву, бумаге; оригами; лепка из глины, холодного фарфора, полимерной глины, пластилина; резьба по дереву; выжигание.

Все вышеперечисленное способствует развитию мелкой моторики, дизайнерских способностей, творческого воображения, фантазии, изобретательности младших школьников.

Этапы проекта:

1. Создание материально-технической базы школы.

2. Формирование педагогического коллектива.

3. Формирование творческого коллектива детей.

4. Организационное собрание.

5. Проведение курса творческих занятий.

6. Промежуточные и итоговые отчеты в виде выставок, участия в конкурсах, смотрах художественной самодеятельности.

Научный руководитель - ст. преп.

Н. Н. Касенова

 

 

Д. Бортко, И. Короткова

(студенты 4 курса)

 

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В РОССИЙСКОМ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Патриотизм (от греч. patriótes – соотечественник, patrís – родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а также того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества.

Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения.

Во-вторых, Россия сегодня самыми быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Естественно, влияние этого явления распространяется на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотизм.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, – объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям, так невозможно воспитать гражданина из человека, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

Научный руководитель – ст. преп.

Н. Н. Касенова

 

 

В. Вальтер

(студент 3 курса)

 

ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В свете современных требований к школе, когда перед учителями стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос формирования их познавательных интересов, активного деятельного отношения к учебному процессу. Это наиболее актуально на современном этапе, так как особенно трудно привлечь внимание учащихся к урокам, воспитать любовь к знаниям.

Поэтому чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Для этого учитель использует различные методы обучения, в том числе и поисковые.

До сих пор мало изученными оказываются педагогические возможности поисковых методов обучения и их влияние на эффективность обучения. Рассматривая данную тему, можно выделить следующие дидактические единицы:

– специфика учебной деятельности;

– методы, используемые в начальной школе;

– применение поисковых методов обучения в начальной школе;

– значение поисковых методов обучения.

Таким образом, использование поисковых методов обучения обеспечивает:

– глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;

– овладение методами познания и научного мышления;

– овладение опытом, чертами, процедурами творческой деятельности.

Наряду с этим формируется определенный уровень умственного развития, знания, умения и навыки, которые способствуют проявлению таких качеств деятельности как ответственность, организованность, самостоятельность и активность.

 

Научный руководитель – доц.

Н. Л. Кравцова

 

 

А. Воронкова, А. Шеферович

(студенты 3 курса)

 

ИСТОКИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Гуманистическая педагогическая традиция, испытавшая разнообразие культурных влияний, а с XVIII в. развивавшаяся в русле европейской культуры, отличается самобытным характером и уходит корнями в глубины исторической жизни народа.

Истоки педагогической культуры таятся в глубоких колодцах исторической памяти – в жизни славянских племен.

К VI в. восточные славяне имели сложившуюся государственность, общественную структуру, народную культуру, воспитание, выделившееся из общей жизнедеятельности рода. Эмпирический опыт в области воспитания – коллективное педагогическое творчество – кристаллизовался в народной педагогике.

Среди учителей повышенного образования было немало людей интеллигентных, вольнодумцев и гуманистов. Если обратиться к состоянию общественного сознания, то гуманистическая традиция в мировосприятии образованных людей была обусловлена антропологическими воззрениями, сохранившими преемственность с представлениями о человеке времени расцвета Киевской Руси. Преодолевая религиозные догматы и домостроевские заветы, наиболее смелые гуманисты формулировали идеи равенства прав, личного самосовершенствования на основе разума и свободы.

И. Пересветов, И. Федоров, П. Мстиславец обосновали мысль об изначальном равенстве людей, недопустимости рабского угнетения человека человеком.

В гуманистической традиции торжествует сама гуманистическая природа педагогического процесса.

В реформе образовательной системы обновляющейся России проводится курс на гуманизацию педагогического процесса в соответствии с общим направлением и российского, и мирового общественного развития. Такова ведущая тенденция и современных инновационных процессов в российском образовании.

Гуманистическое мировоззрение современных отечественных педагогов, гуманистически ориентированные теоретические и технологические поиски современной педагогической мысли имеют благодатную почву – гуманистическое наследие предшественников.

 

Научный руководитель – доц.

Н. Л. Кравцова

 

 

Гекман Е.

(студент 3 курса)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности. В развитии внимания большую роль играет общение, воспитание, обучение.

Развитие мышления – долгий процесс. В ходе развития происходит качественная перестройка внимания. Как подчеркивала С. Л. Рубинштейн, развитие способностей совершается по спирали: реализующие возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредотачиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Перед учителями и родителями стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности в качестве игры по правилам (конструирование и т. п.), и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

В современной школе пока не в полной мере обеспечивается развитие произвольного внимания младших школьников. Процесс развития внимания должен пронизывать все этапы развития личности ребенка.

 

Научный руководитель – доц.

Н. Л. Кравцова

 

 

М. Головач

(студент 3 курса)

 

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА И ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Гармоничное развитие личности предполагает эстетическое воспитание, которое непосредственно связано с культурой восприятия мира: восприятия его во всем многообразии и многоцветии, что помогает ребенку формировать положительное отношение к окружающей природе и всему миру, о чём в своё время писал известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский.

Являясь атрибутом объективной действительности, цвет оказывает колоссальное воздействие на человека, будучи соотнесённым с такими «неперцептивными» категориями как человеческие эмоции, чувства, идеи, морально-этические категории.

Таким образом, можно сказать, что формирование дифференцированного восприятия цвета и оттенков способствует развитию более высокой сензитивности личности в общении с миром. Исследования показали, что яркие цвета радуют и привлекают детей, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего школьного возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка.

 

Научный руководитель – доц.

Н. Л. Кравцова

 

 

А. Дроздова, Е. Ефимова

(студенты 3 курса)

 

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ФГОСНОО

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Глубокое и всестороннее познание действительности возможно при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом.

Овладевая системой понятий, отражающих действительные связи и отношения предметов и явлений, школьник знакомится с закономерностями объективного мира, разными видами растений, животных, временами года. Постепенно ученик классифицирует объекты и явления действительности. Интенсивному развитию анализа и синтеза способствует целеустремленность учебных занятий, требующих целенаправленной мыслительной деятельности. Так, с первого класса школа учит детей организованной умственной деятельности, формирует умение подчинять все мыслительные процессы решению конкретной задачи. Одновременно школа обучает детей переключаться с выполнения одного действия на другое, что развивает гибкость, подвижность мышления школьников.

При вырабатывании мышления детей младшего школьного возраста необходимо помнить о развитии всех трех видов мышления младших школьников: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно развивал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил. Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника более высокими темпами его развития в эти годы и существенными, структурными и качественными преобразованиями.

 

Научный руководитель – доц.

Н. Л. Кравцова

 

 

Е. Загорт

(студент 3 курса)

 

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний.

Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Вообще каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так как почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением.

Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить как ребенку, так и взрослому человеку достаточно трудно.

 

Научный руководитель – канд. биол. наук, доцент

О. Н. Чернышова

 

 

А. Зеленецкая

(студент 3 курса)

 

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Семья и школа – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка и адаптации его к школе. Чтобы помочь решить ребенку его психические проблемы, надо фактически провести адаптацию его организма к условиям стандартного урочного обучения. Такая адаптация возможно только в том случае, если она будет отражать существующие особенности ребенка и проходить в зоне его ближайшего развития в направлении необходимых изменений.

При правильном изменении конкретных психологических проблем ребенка к консолидации усилий психолога, учителя и родителей при осуществлении рассмотренных компонентов коррекционной работы желаемые изменения у ребенка обычно неизбежно происходят, и он действительно начинает адаптироваться к особенностям условий усвоения знаний в ситуации урока. В непростой ситуации оказываются дети, впервые переступившие школьный порог. Из привычного мира семьи они попадают в разновозрастную и многоликую среду, где вместо игры предлагают умственный труд.

Адаптационный период в школе предназначен для создания доброжелательной атмосферы, позволяющей школьникам и учителю понять друг друга и найти для каждого оптимальную позицию. Привлечение родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка помогает выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации, характер изменений физического состояния учащихся.

Динамика процесса адаптации у младших школьников способствуют успешной адаптации ребенка к школе.

 

Научный руководитель – доц.

Н. Л. Кравцова

 

 

Н. Катасонова

(студент 5 курса)

 

ПРИРОДНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С детских лет мы привыкли к всеобъемлющему понятию природы окружающего мира. Младший школьник, общаясь с природой, изучая ее, постепенно познает мир, в котором живет. Он открывает удивительное многообразие растений и животных, предметов, веществ и явлений неживой природы.

Состояние природы в будущем зависит от экологического образования и воспитания людей. Экологически грамотный человек – человек, компетентно и ответственно относящийся к природной преобразованной среде. В условиях современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия на окружающую природную среду России все более возрастает значение экологического образования младших школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле, вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе и в учреждениях дополнительного образования, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.

Генеральный директор Организации Объединенных Наций по культуре, науке и образованию (ЮНЕСКО) Ф. Майор считает, что наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим ребенку простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Его результатом должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто умеет видеть ее.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

З. В. Бродовская

 

 

Н. Катасонова

(студент 5 курса)

 

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей с взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка несомненна. Это подтверждается исследованиями (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др.).

Многие учителя, принимая новые пятые классы из начальной школы, встречаются с проблемами адаптации детей к новым условиям обучения в школе. К сожалению благосостояния населения, состояние здоровья школьников резко ухудшилось. Причем, по некоторым данным, у 20-60% младших школьников уже нарушены механизмы адаптационной системы организма.

Переход в пятый класс – это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Однако было бы несправедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

З. В. Бродовская

 

 

О. Кичко, А. Коршунова

(студенты 3 курса)

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом.

Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив.

Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности.

Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.

В. А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей.

В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

 

Научный руководитель – доц.

Н. Л. Кравцова

 

 

Ю. Кузьмина

(студент 3 курса)

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания).

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитание и становление такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Для того, чтобы удовлетворить свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты, развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития мышления – основы интеллектуальных способностей учащихся, которая необходима для их дальнейшего успешного обучения.

Интеллектуальное развитие является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в его познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. Именно направление на отражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неравных, существенных и не существенных деталей отличает мышление как познавательный процесс от восприятий и ощущений.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

И. В. Храпченкова

 

 

А. Ниязова, А. Олиферчик

(студенты 2 курса)

 

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выразительность чтения – это качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации передается эмоциональное и смысловое содержание произведения. По мнению М. А Рыбниковой, выразительное чтение ученика «заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения».

Этапы подготовки к выразительному чтению:

1. выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п.

2. разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения и т.п. Текст, предназначенный для работы, прежде читает учитель, затем школьники – про себя. Анализ текста продуктивнее сочетать с выбором интонационных средств для его выразительной передачи.

3. упражнение в чтении. Работа ведётся над силой, высотой, длительностью (темпом), звуковой окраской (тембром) голоса.

Виды и приемы работы:

· произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок четверостиший;

· хоровое чтение;

· подражание образцу выразительного чтения;

· чтение по ролям, драматизация текста;

· специальные упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств.

Таким образом, при обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся.

 

Научный руководитель – доц.

Е. В. Ушакова

 

 

А. Ниязова, Ю. Мартюк

(студенты 2 курса)

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ПЕРЕСКАЗОМ

Пересказ является одним из эффективных приемов развития речи младших школьников.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. В этой сложной для ребенка деятельности задействованы его мышление, память, воображение. Для того чтобы ребенок овладел пересказом, необходимо сформировать у него ряд умений. К ним относятся, в первую очередь, умение прослушивать произведение, осмыслять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, усваивать авторские речевые обороты, воссоздавать текст связно, последовательно и осмысленно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.