Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 3 страница




В контексте педагогической практики важной задачей является изучение роли интуиции в учебном познании.

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Морозова

 

 

А. Литвинова, Ю. Геталова, М. Кочан

(студенты 3 курса)

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ

Дети-билингвы – это дети, хорошо владеющие двумя языками и свободно переходящие с одного на другой, обычно растут в семье, где родители говорят на разных языках. Билингвы не смешивают две языковые системы, а переключаются с одной на другую: а это значит, что они в совершенстве владеют двумя языками, могут думать на любом из них и свободно изъясняются.

Дети-билингвы рано усваивают два языка, хотя, как правило, родным считают только один из них – и, как правило, это язык матери. Многие годы ученые искали ответ на вопрос – способствует ли билингвизм интеллектуальному развитию ребенка или, наоборот, вредит ему. Сначала ученые сходились во мнении, что билингвизм тормозит интеллектуальное развитие, их исследования основывались на изучении детей иммигрантов. И действительно, билингвы обычно начинают разговаривать позже своих сверстников. Это не отклонение от нормы, просто таким детям приходится пополнять словарный запас каждого языка. Иногда у маленьких билингвов может встречаться общее недоразвитие речи, например, нарушение грамматического строя, связной речи, словарного запаса. Позже было установлено, что все-таки билингвизм положительно влияет на ребенка, особенно если он растет в благоприятных социальных условиях. В таком случае билингвизм способствует развитию креативности, аналитичности и гибкости ума. Дети, говорящие на двух языках, имеют больший словарный запас, у них лучше развита память и аналитические способности. И им легче даются в учении другие языки. Кроме того, несомненный плюс – билингвы могут понимать гораздо больше людей, чем люди, владеющие одним языком.

Воспитание в двуязычной семье позволяет ребенку быстрее и лучше овладеть такими процессами, как восприятие устной речи, координация движений, переключение внимания с одного предмета на другой, планирование действий.

 

Научный руководитель – преп.

А. А. Чижикова

 

 

Е. Малахова

(студент 5 курса)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ В ССУЗЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ – ОПТИМАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Метод проектов, разработанный американским философом и педагогом Дж. Дьюи, в последнее время стал очень актуальным. Реформирование российского образования направлено на максимальную индивидуализацию дошкольного и последующего образования. Применение метода проектов, начиная с наиболее ранних возрастных групп, приоритетное направление в профессиональном становлении воспитателя. Новые функции воспитателя, такие как организованная образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимные моменты, нуждаются в формировании новых профессиональных навыков. Оптимальным способом является проектная деятельность.

Проект «Вы поедете на бал?» состоит из 6 занятий, которые реализуются в учебном процессе и 2 кураторских часов. Первые три занятия проводятся на первой неделе проекта, затем идет 2-х недельная практика студентов в ДОУ. Второй блок занятий, по детской психологии, проходит на 4 неделе, на 5 неделе студенты готовятся к спектаклю (презентация проекта проходит в форме театрализации). Проект «Вы поедете на бал?» позволяет актуализировать знания о психическом развитии детей в дошкольном возрасте и формирования собственной стратегии в обучении детей разным видам деятельности с учетом особенностей их психического развития. В процессе реализации проекта студенты погружаются в ситуацию сказки, где они помогают Золушке, попасть на бал и помирить двух королев – Педагогику и Психологию. Игровая ситуация способствует формированию у студентов положительного отношения к профессии воспитателя.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук,

А. Ю. Зверкова

 

 

К. Мирсаева, М. Гришина

(студенты 2 курса)

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже. Весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Увеличиваются рост и вес. У мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжается до 17. У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается. Появляются внешние признаки полового созревания, в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, а у некоторых повышается. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Это влияет на смену физического состояния и настроения. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Это состояние приводит к эмоциональной нестабильности. В подростковый период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. В этот период формируется новый образ физического «Я».

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Т. В. Волошина

 

 

Е. Муратова, Е. Патрушева, К. Сергеева

(студенты 3 курса)

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ БЛИЗНЕЦОВ

Известно, что овладение речью у близнецов происходит с задержкой. Близнецы дольше задерживаются на стадии автономной речи, процент эгоцентрической речи у них меньше, чем у одиночнорожденных детей. Социализированная речь у близнецов дольше сохраняет ситуативный характер. К школьному возрасту близнецы догоняют в развитии речи своих одиночнорожденных сверстников, хотя у них могут сохраняться артикуляционные трудности. Возможными причинами задержки развития речи являются биологические особенности, задержка интеллектуального развития, «близнецовая ситуация», минимизация речевого общения со взрослым. Специфические для близнецов (зиготность) и общие для всех детей (пол, социоэкономический и образовательный статус родителей, размер семьи, порядковый номер рождения) также оказывают влияние на развитие речи у близнецов. В современных работах существуют три направления исследования развития речи у детей близнецов.

Первая группа исследований делает акцент на выявлении количественных различи в речи между одиночнорожденными детьми и близнецами, подразумевая, что эффект «близнецовости» может оказывать негативное влияние на развитие речи.

Второе направление исходит из коммуникативного подхода к анализу речи и рассматривает те своеобразные, иные, чем у одиночнорожденных детей, качественные особенности речи близнецов, которые позволяют им адаптироваться к условиям коммуникации в рамках близнецовой ситуации.

Третье направление использует близнецовый метод для решения психогенетических задач, т.е. для определения относительного вклада генетических и средовых факторов в процесс речевого развития ребенка.

В случае близнецов можно говорить не только о количественных различиях, но и о качественно своеобразном пути овладения речью по сравнению с ситуацией одиночнорожденного ребенка.

 

Научный руководитель – преп.

А. А. Чижикова

 

 

Е. Никифорова, О. Алегина

(студенты 2 курса)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте складывается на основе выхода его из кризиса 7 лет. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная, так как через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом. Кроме того, в них реализовывается формирование основных качеств личности ребенка и отдельных психических процессов.

В ходе обучения возникает новое качество психических процессов – управляемости, произвольности, подчиненности субъекту, производящему операции. Становление произвольности умственных действий детей определяется именно степенью произвольности учебной деятельности. Последняя уже зависит от уровня сформированности входящего в нее действия контроля. Это открывает перспективу раскрытия психологического механизма, лежащего в основе ведущего значения учебной деятельности для всего психического развития младших школьников, в том числе и для умственного. Функцию контроля берет на себя внимание, которое в этом возрасте становится произвольным. Доминирующим психическим процессом в младшем школьном возрасте является мышление. Дальнейшее развитие мышления состоит в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышлению. Необходимо иметь в виду, что формы мышления всегда находятся в органической связи с содержанием. Новые формы мышления становятся средствами развития психических процессов, и перевооружение памяти и восприятия подымает их продуктивность на большую высоту. Так, память, опиравшаяся в дошкольном возрасте на эмоциональное сопереживание герою сказки или на вызывающие положительное отношение наглядные образы, превращается в смысловую память, в основе которой лежит установление связей внутри запоминаемого материала, смысловых, логических связей. Вместе с тем, большую роль в этом возрасте играет еще механическая память.

Таким образом, младший школьный возраст является периодом личностного и познавательного роста в жизни человека.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Т. В. Волошина

 

 

А. Печникова

(студент 4 курса)

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна не только для развития речи детей дошкольного возраста, но и для подготовки руки к письму.

Данной проблемой занимались такие исследователи как А. Н. Корнев, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Андреева, И. Н. Садовникова, М. М. Кольцова, Л. Ф. Спирова, Р. Е. Левина и др.

Анализ методической литературы по проблеме выявления и устранения нарушения развития мелкой моторики позволил определить направления и содержание коррекционно-развивающей работы.

Нами было проведена методика исследования ручной моторики у дошкольников. Качественный анализ позволил обнаружить, что при выполнении одновременно и последовательно-организованных движений дети исследуемой группы затруднялись выполнить некоторые задания, у них наблюдалась быстрая истощаемость, синкенезия. Обследование детей с общим недоразвитием речи помогло выявить следующие закономерности. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение.

Таким образом, нами был сделан вывод о том, что вопросы соотношения мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна не только для развития речи детей дошкольного возраста, но и для подготовки руки к письму.

 

Научный руководитель – канд. искусствоведения, проф.

А. С. Фомин.

 

 

К. Попова, В. Горячева

(студенты 5 курса)

 

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ ПРИКЛАДНЫХ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МОДУЛЮ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Обеспечение равных стартовых возможностей получения образования всеми детьми – приоритет реформирования российского образования последних лет. Проблема готовности детей к обучению в школе является особенно актуальной в связи с повсеместной реализацией ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) второго поколения и внедрением федеральных государственных требований.

Как успешно подготовить дошкольника к современному школьному обучению? Для прикладного бакалавра дошкольного образования, так же как и для воспитателя, который обучается в педагогическом колледже, знание особенностей физического и психического развития и психологической готовности к школе позволит конкретизировать задачи содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

Для организации обучения воспитателей в педагогическом колледже разработан учебный модуль «Первый раз в первый класс». Данный учебный модуль реализуется как проект. Содержание проекта охватывает два теоретических блока «Целостность и гармоничность физического, социально-нравственного, умственного, художественно-эстетического воспитания ребенка» и «Проблема готовности к школьному обучению». Реализация проекта предполагает такие темы занятий для студентов как: «Мама, я готов!», «Подготовка детей к школе», «Будь готов! – Всегда готов!», коллективное творческое дело «Выпускник ДОУ, какой он?».

Второй блок содержательно раскрыт в темах «Куда пойти «учиться»?», «Посещение государственных ДОУ – необходимость или прихоть?», «В некотором царстве, далеком государстве», коллективное творческое дело «Один день из жизни дошкольника», в котором продолжать представлять зарубежные модели дошкольного образования.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук,

А. Ю. Зверкова

 

 

А. Пьянкова

(студент 4 курса)

 

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос о сказке как средстве развития воображения детей старшего дошкольного возраста является значимым для педагогики и психологии. Значимость темы определяется тем, что в старшем дошкольном возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребенка, при этом сказка является одним из средств формирования современной всесторонне развитой личности. Сказки оказывают влияние на развитие нравственных чувств, на воспитание эстетического восприятия, норм поведения.

Данной проблемой занимались такие исследователи как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Я. Маршак, Б. Бетельхейм, В. Я. Пропп, О. М. Дьяченко и др.

Анализ методической литературы по проблеме сказки как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста позволил определить развивающие возможности сказки в старшем дошкольном возрасте.

Нами были рассмотрены понятия сказки как вида развивающей деятельности детей старшего дошкольного возраста, виды сказок, ее функции. В данной работе были выделены развивающие возможности сказки, педагогика и психология сказки, принципы и приемы работы со сказкой, направленные на развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Также в работе представлена методика развития творческого воображения.

Таким образом, мы сделали вывод о том, что сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, непосредственно влияющих на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

 

Научный руководитель – д-р филос. наук, проф.

А. Я. Кузнецова

 

 

А. Семенова

(студенты 4 курса)

 

РОЛЬ ОБЪЕДИНЕННОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА ОБЩЕЖИТИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизни студентов, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Студенческое самоуправление – это лучшее средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с функциональным образованием, которое отвечает современным требованиям ситуации на рынке труда, где востребованными, безусловно, окажутся специалисты с определенным набором личностных качеств, таких как: компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность. Выступая одним из мощных стимулов повышения социальной активности студенческих коллективов образовательных учреждений, самоуправление является специфическим демократическим институтом, ориентированным на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения. При этом студенческое самоуправление представляет собой внутренне мотивированное и творческое решение проблем управления учебным и внеучебным процессом в образовательном учреждении самими студентами.

Объединенный Студенческий Совет общежитий ФГБОУ ВПО НГПУ является общественным органом самоуправления. Он создан для сотрудничества студентов, старост и председателей общежитий в разработке и проведении мероприятий, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой, хозяйственной работы, утверждение норм и правил общежития, оказание помощи руководству университета в улучшении жилищных условий и бытового обслуживания студентов.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Г. С. Чеснокова

 

 

А. Семенова

(студент 4 курса)

 

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».

Данной проблемой занимались такие исследователи как Л. С. Выготский, О. А. Белобрыкина, Д. И. Воробьева, Н. А. Воронина, Г. Г. Григорьева и др.

Наблюдая за развитием детей в изобразительной деятельности, изучая научные разработки, отражающие ее возможности для полноценного развития ребенка, мы сделали вывод: недопустимо строить воспитание детей на основе механического освоения техники изображения; навязывать детям стереотипы и шаблоны, которые они легко усваивают, но это ни на шаг не продвигает их в художественном развитии; подгонять творчество детей, их манеру изображения под взрослые образцы; предполагать, что творческие и познавательные способности в процессе изобразительной деятельности разовьются сами собой. Все это отрицательно влияет на психическое и физическое здоровье ребенка, ведет к потере интереса к познанию мира.

Нами было проведено исследование, благодаря которому мы познакомились с особенностями и видами экспериментирования, способами нетрадиционного рисования и методикой обучения дошкольников экспериментированию в изо-деятельности.

Проанализировав раздел «Изобразительная деятельность» в разных образовательных программах, мы описали методику работы с детьми по освоению экспериментальных способов рисования разработали ряд занятий изо-деятельности в условиях экспериментирования.

Таким образом, занятия занимательного характера с использованием нетрадиционных техник рисования являются важным фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Т. И. Шмакова

 

 

Т. Сидорова

(студент 4 курса)

 

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В настоящее время существует много людей, изучающих английский язык. Большое значение при изучении имеет фонетическая сторона, так как от этого зависит понимание речи окружающими. Многие родители задаются вопросом, когда начинать обучение своих детей иностранным языкам. Средний дошкольный возраст является наиболее подходящим для начала изучения английского языка. К этому времени артикуляционный аппарат достаточно развит, дети в полной мере овладели своим родным языком.

Следует отметить, что при обследовании речи ребенка необходимо собрать информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.

Вопросами развития звуковой стороны речи дошкольников занимались такие исследователи как А. В. Запорожец, Е. В. Колесникова, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.

В ходе исследования была изучена литература по формированию речи в онтогенезе и развитию звуковой стороны речи детей. Выявлены функции, виды речи, особенности ее формирования. Также анализ методической литературы дал возможность выявить, как происходит формирование фонетических навыков на занятиях по английскому языку.

В результате был сделан вывод, что для среднего дошкольного возраста характерно полное овладение родным языком. К этому возрасту большинство детей не допускают ошибок в своей речи. Артикуляционный аппарат позволяет произносить более сложные звуки. На занятиях английского языка педагог погружает детей в иноязычную среду, что упрощает изучение ими языка. На занятиях развиваются мышцы речевого аппарата, подвижность языка, губ. Это все способствует улучшению произношения не только звуков родного языка, но и английского.

 

Научный руководитель – канд. филол. наук

У. М. Дмитриева

 

 

Т. Скачкова

(студент 4 курса)

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы показывает важность и необходимость речевого воспитания в дошкольном детстве. Именно тогда происходит активное усвоение разговорного языка, становления и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, которое включает в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях являются главной, центральной задачей.

Данной проблемой занимались такие исследователи как П. П. Буцинская, В. И. Васюкова, Г. П. Лескова, В. В. Гербова и т.д.

Таким образом, анализ изученной литературы показал, использование дидактической игры в звуковой культуры речи в детском саду является одной из возможности развития.

Дидактические игры позволяют не только активно включить учащихся в учебную работу, но и активизировать познавательную деятельность детей. Использование игры необходимо при обучении детей. Дидактическая игра может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

 

Научный руководитель – канд. искусствоведения, проф.

А. С. Фомин

 

 

К. Собянина

(студент 4 курса)

 

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста не имеют классического однообразия. Л. С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, Т. Д. Марцинковская, В. С. Мухина, А. А. Люблинская, О. А. Шаграева, А. Р. Лурия и др. Анализ методической литературы позволил нам изучить особенности развития памяти детей дошкольного возраста и определить методики, по которым наиболее эффективно можно развить память ребенка.

При рассмотрении вопроса о психических особенностях развития детей дошкольного возраста было выявлено, что дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения.

Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

 

Научный руководитель – канд. филол. наук, доц.

Е. Ю. Куликова

 

 

Е. Уйданова, Т. Чугунова

(студенты 2 курса)

 

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Личность понимается как представитель общества, она развивается в социуме, занимая в нем определенную позицию. Человек становится личностью, только вступая в общественные отношения.

Теория личности ребенка включает в себя философский аспект. Неизбежно существование множества теорий личности, так как основополагающие философско-мировоззренческие допущения относительно человеческой природы соотносятся с определенными условиями развития личности. К этим условиям относятся, прежде всего, общение и совместная деятельность индивида с другими людьми.

Идея развития личности ребенка реализуется в теории и практике воспитания. Условие такой реализации – интегративный характер теории личности. Другими словами, современный педагогический подход к личности предполагает, прежде всего, обязательную взаимосвязь философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Можно допустить, что только при указанном интегративном подходе вероятно создание оптимальных условий для развития ребенка.

Проясним используемые понятия. Личность понимается как субъект деятельности, реализация которой включает аспект саморазвития. Теория – система взаимосвязанных принципов и идей, имеет своей целью объяснение результатов опытного познания исследуемой реальности.

Необходимость создания теории личности исторически возникла в виду того, что с точки зрения здравого смысла поведение человека было не всегда понятно. Формирование личности – важнейшая цель образовательной деятельности, следовательно, теории личности – один из необходимых ее инструментов.

Теории личности – это утверждения или умозаключения о том, кем является человек, как он себя представляет, как влияет его поведение на общество, на какие действия он способен.

Философское познание природы человека, понимание уникальности его личности и важнейших проблем существования в современном мире – необходимое условие построения научных, например, психологических, теорий личности.

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Морозова

 

 

С. Чепурная, А. Шкурина

(студенты 5 курса)

 

ВЛИЯНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колыбельная песня – уникальный фольклорный жанр, находящийся на границе между бытом и высоким искусством, это песня, призванная помочь матери наладить духовный контакт с ребенком. «Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша ее нежный голос, ребенок находится в состоянии психологического комфорта».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.