Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 6 страница




Изучение психофизических и психологических механизмов нарушения письменной речи занимались Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. Н. Корнев, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина.

Изучив методическую литературу по проблемам нарушения письма, можно отметить, что несмотря на существование учения о нарушениях чтения и письма более ста лет, многие вопросы остаются невыясненными. Недостаточно изученные причины нарушений, а также вопросы коррекции данных нарушений остаются актуальными и сейчас.

У многих детей кроме специфических нарушений письма наблюдаются дисграфические и дизорфографические ошибки. Нередко дети, прошедшие коррекционный курс по устранению дисграфии, избавлялись от дисграфических ошибок, но на первый план выступали орфографические. Подобные нарушения письма оказываются довольно стойкими к педагогической коррекции.

В различных трудах исследователей существуют разнообразные классификации дисграфии. В основе их лежат нарушения письма, связанные с развитием пространственных представлений, тактильных, слуховых, кинестетических и т.д. Анализ научных трудов показывает, что самое важное – начать своевременную коррекционную работу. В содержание логопедической работы должно входить не только формирование речевой функции, но также большое внимание уделяется развитию других психических процессов: памяти, внимания, мышления и т.д.

Таким образом, можно судить о том, что вовремя начатая логопедическая работа способствует правильному формированию речевой функции и преодолению дисграфии.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук

Н. А. Кузь

 

 

М. Потапова, С. Нелюбова

(студенты 3 курса)

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста определяется сочетанием ряда условий: анатомо-физиологических, социальных и психологических условий.

Речь ребенка представляет собой многообразие форм, проявляющихся в процессе развития речевой функции. Ребенок, последовательно переходя от одного возрастного этапа к другому, осваивает функции речи, что, в свою очередь, обеспечивает развитие диалогической и монологической формы речевого высказывания

Речевая деятельность ребенка, постепенно переходя извне внутрь, образовывает основу для развития функции мышления, что закладывает фундамент развития сознания. Ранние формы речевой деятельности ребенка являются подготовкой к тем стадиям развития, когда она становится стержневым механизмом мышления; только в этот последний период речь из воспитанного внешнего приема превращается во внутренний процесс, и мышление человека приобретает новые и огромные перспективы дальнейшего развития.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство является наиболее важным периодом в усвоении речи: если определенный уровень овладения средствами родного языка не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главным показателем уровня развития детской речи можно считать умение ребенка в процессе речевого общения использовать предложения различной структуры, для реализации которых ребенок за достаточно короткий отрезок времени должен овладеть звуковыми, лексико-грамматическими средствами родного языка, основными компонентами значения слова (денотативным, понятийным и др.), а также основными синтаксическими моделями.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Л. В. Ковригина

 

 

М. Потапова

(студент 3 курса)

 

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речевое развитие зависит от симптоматики механизмов речи как: анатомо-физиологических условий, социальных и психологических. Речевая деятельность ребенка, постепенно переходя извне внутрь, образовывает основу для развития функции мышления, что закладывает фундамент развития сознания. Примитивные формы речевой деятельности ребенка являются подготовкой к тем стадиям развития, когда она становится стержневым механизмом мышления. Только в этот последний период речь из воспитанного внешнего приема превращается во внутренний процесс, и мышление человека приобретает новые и огромные перспективы дальнейшего развития. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Именно дошкольное детство особенно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. В качестве основных, по мнению О. В. Правдиной выделяются следующие компоненты значения слова: денотативный, понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический; коннотативный; контекстуальный.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Все эти процессы связаны с овладением и усвоением навыков формирования фонематического восприятия, что в дальнейшем ведет к нормальному звуковому восприятию и правильному синтезу и анализу. Главным показателем уровня развития детской речи можно считать кульминационный процесс речевого высказывания – умение ребенка в процессе речевого общения использовать предложения различной структуры.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Л. В. Ковригина

 

 

К. Степанова

(студент 5 курса)

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся начальных классов уже на протяжении многих лет остается актуальной проблемой в логопедии. Вопросами изучения и преодоления артикуляторно-акустической дисграфии занимались такие исследователи как Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, Л. А. Ковшиков, И. Н. Ефименкова и др.

Нами были проанализированы методические рекомендации по развитию фонематических процессов и звукопроизношения следующих авторов: Р. И. Лалаевой и Л. Г. Парамоновой, И. Н. Садовниковой, Т. А. Фотековой и Т. В. Ахутиной, А. В. Ястребовой, А. Н. Корнева. На основе этих методических рекомендаций мы разработали систему диагностических заданий по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии для учащихся второго класса общеобразовательной школы.

Нами было проведено исследование по развитию фонематического восприятия и звукопроизношения для учащихся второго класса общеобразовательной школы. Исследование показало, что у учащихся второго класса общеобразовательной школы наблюдается недостаточная сформированность фонематического восприятия и звукопроизношения, проявляющая в пропусках, заменах и смешениях: парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш), свистящих и шипящих (з-с, ж-ш), аффрикатов (ч-т’), гласных первого и второго ряда (а-я, о-ё, у-ю) и др.

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии для учащихся второго класса общеобразовательной школы, которая будет способствовать повышению уровня сформированности фонематического восприятия и звукопроизношения, должна включать: формирование фонематических процессов, развитие слухового внимания, уточнение произносимых звуков, развитие слуховой памяти и др.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Н. А. Кузь

 

 

Н. Тарасенко, А. Сажина

(студенты 4 курса)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Современное общество с его глобальными проблемами востребует человека не столько информированного, сколько познающего социум, людей и себя в быстро изменяющемся мире, ценностно осмысливающего результаты своей деятельности, своих взаимодействий с другими людьми. Безусловно, это влечёт за собой изменение представления о целях и результатах дошкольного образования.

В дошкольном возрасте доминирующим в развитии психических функций является наглядно-образное мышление. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях проводятся коррекционные логопедические занятия, включающие в себя нетрадиционные методы и формы работы. Использование новейших технологий на логопедических занятиях позволяет сделать их интересными и насыщенными.

В данной работе представлена разработка элемента занятия с использованием интерактивной доски для детей дошкольного возраста с различной речевой патологией.

Мы хотим представить вам вариант использования интерактивной доски в индивидуальной коррекционно-логопедической работе.

Цель: подготовка речедвигательного анализатора к правильному произношению звуков.

Задачи:

1. Активизация мимической мускулатуры.

2. Формирование точных движений органов артикуляции посредствам артикуляционной гимнастики.

3. Формирование направленной воздушной струи.

Инновационные технологии ориентированы в основном на визуальную систему, следовательно, их необходимо использовать на логопедических занятиях.

Таким образом, современные образовательные технологии позволяют учителю-логопеду идти не только в ногу со временем, но и развить у детей наглядно-образное мышление, используя картинный материал, на основе которого будут строиться ассоциативные связи ребенка.

Научный руководитель – доц.

А. Ю. Чистобаева

 

 

В. Ульянова

(студент 5 курса)

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Вопрос о состоянии лексико-грамматических нарушений у детей с речевой патологией уже на протяжении многих лет остается значимым для отечественной логопедии. Этой проблемой занимались такие исследователи, как Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.

Анализ работ, посвященных проблеме преодоления лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подтвердил особую актуальность выдвинутой проблемы.

Считая возможным преодоление лексико-грамматических нарушений в ходе применения игровых приемов одним из важных факторов всестороннего речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи, мы посвятили этому направлению экспериментальное исследование.

Данное исследование проводилось на базе логопедической группы ДОУ №391, в нем участвовали 15 детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Анализ полученных результатов показал, что включение различных видов игр и игровых ситуаций в процессе логопедической работы способствует успешному преодолению лексико-грамматических нарушений у детей среднего дошкольного возраста. Использование предложенной нами серии игр и упражнений в логопедической работе показало эффективные результаты.

Мы полагаем, что предложенная нами работа по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи будет интересна родителям, а также логопедам и воспитателям детских садов.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. А. Одинокова

 

 

Е. Филюк, Е. Трусова

(студенты 4 курса)

 

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ЛЕВОРУКОСТИ

Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Стремление разгадать ее – по сути, отражение глубинного желания человека постичь природу иного, необычного, осознать свою особенность.

Леворукость – это преимущественное использование левой руки при одноручных действий или ее ведущая роль при действии двумя руками. В то время как левшество – это характеристика более емкая, включающая в себя преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости, оно возможно в функциях всех парных органов.

Значительный процент леворуких детей имеет нарушения речевого развития вследствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психической деятельности попадает в зону риска у левшей, и ее недоразвитие сказывается на успешности освоения как устной, так и письменной речи, а также всего процесса школьного обучения. Поэтому дошкольника нужно целенаправленно обучать звуковому (звукобуквенному) анализу – умению слушать, слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.

Внешне речь левшей выглядит великолепно, но при проверке у них фонематического слуха, артикуляторных способностей результат, как правило, плачевный. Они воспринимают, запечатлевают и, соответственно, используют чужую речь глобально, целыми блоками, без ненужных подробностей. Проблемы возникают потом, когда ситуация обучения требует достаточной сформированности каждого из психологических факторов, а не только умения “поддержать разговор”. То же самое может иметь место и в чтении.

Многие школьные трудности, испытываемые детьми на протяжении нескольких лет школьной жизни, имеют свои истоки в функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У леворуких детей доминирует правое полушарие, а праворукие дети являются в большинстве своем равнополушарными.

Детям-левшам на начальных этапах обучения нужна помощь специалистов, и ни в коем случае не нужно их переучивать. К ним нужно относиться с пониманием, не торопить, и, конечно, желательна поддержка близких людей.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Л. В. Ковригина

 

 

Е. Черданцева, Я. Петрова

(студенты 3 курса)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

На современном этапе развития общества остро стоят вопросы, связанные с ведением здорового образа жизни и подготовкой подрастающего поколения к ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Не являются исключением и дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяют детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, нарушениями зрительной и слуховой сенсорных систем, нарушениями эмоционально-волевой сферы и опорно-двигательного аппарата. Определяя данное понятие, считается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это лица, которые нуждаются в специальных образовательных условиях для того, чтобы получить полноценное образование. Однако в последние годы осуществляется интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения и создание условий для их качественного образования.

В свете вышеизложенного, первоочередными мерами по совершенствованию процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья должны являться: нормативное правовое обеспечение действующей системы дошкольного образования, создание в образовательных учреждениях адаптивной среды для обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработка специальных или адаптация имеющихся программно-методических материалов.

Теоретический анализ исследований по проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет к данной категории отнести и детей с нарушением слуха, которые также посещают массовые дошкольные образовательные учреждения.

Все стороны активной жизни ребенка-дошкольника в конечном итоге определяются уровнем здоровья, которое формируется при определенном образе жизни. Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность детей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательную среду, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство его жилища. Следовательно, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность, в том числе и познавательную, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Считается, что образ жизни ребенка формируется под воздействием образа жизни каждого члена семьи. Именно в рамках семьи осуществляется реализация воспитательной функции по формированию здорового образа жизни, и дети выстраивают определенный алгоритм ведения образа жизни, используя образец поведения родителей.

Таким образом, значительное место в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха занимает окружающая социальная среда, в которой аккумулируются материальные, социокультурные условия жизни людей. Очевидно, что воздействие среды и ее восприятие является основой педагогического процесса. Любое воздействие должно непременно совпадать с интересами, потребностями и установками личности ребенка. Однако, анализируя доступные литературные источники, можно сделать вывод о том, что образ жизни и здоровье детей с нарушение слуха изучены недостаточно полно. Поэтому особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с нарушением развития, в том числе с нарушением слуховой функции.

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Климова

 

 

Е. Шмидт

(студент 3 курса)

 

ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Из наблюдений мы видим, что одним из главных условий эффективности процесса социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии является насыщенное, интересное и эмоционально-значимое для детей содержание, разнообразное по видам деятельности и удовлетворяющее потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных потребностей и возможностей. Кроме того, содержание арт-терапевтической деятельности способствует обогащению и активизации интеллектуальной сферы: приобретению художественных представлений, усвоению элементарных знаний, умений, навыков и присвоению человеческого опыта в различных видах искусства. Включение ребенка в систему усвоения норм человеческих взаимоотношений в процессе арт-терапевтической деятельности обеспечивает формирование его социальной активности.

В школе была разработана и апробирована программа педагогической арт-терапии, основанная на комплексном воздействии различных видов искусств на личность ребенка. Наша программа была ориентирована на формирование нравственных ориентиров младших школьников и потребности формирования у них социального опыта, а также развитие мотивации их познания, постижение своего мира и актуализация своих творческих потенций. Кроме того, младшие школьники, с которыми мы работали, в ходе всего исследования являлись активными участниками при организации и проведении мероприятий. Цель программы: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие детям, больными сколиозом, овладеть навыками социализации при помощи средств арт-терапии.

Задачи программы: формирование у детей, больных сколиозом, умения ориентироваться в новой социальной среде; формирование положительной «Я» – концепции; формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать; развитие волевой регуляции поведения и деятельности; воспитание духовно–нравственных качеств личности; развитие навыков рефлексивных действий.

Ожидаемые результаты: в процессе работы по данной программе создаются условия для проявления самостоятельности, активной общественной, гражданской позиции, саморазвития, самореализации, формирования собственной «Я» - концепции.

 

Научный руководитель – доц.

Т. В. Климова

 

 

О. Энс, В. Петько

(студенты 4 курса)

 

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Логопедия активно использует терминологию для изучения и описания речевых нарушений. Особое место в логопедической литературе занимает лингвистическая терминология, так как лингвистика не только изучает структуру языка, его формы, функционирование и развитие, но и занимается описанием норм языка и процесса их становления в онтогенезе.

Лингвистический термин представляет собой сложную языковую единицу, которая подчиняется всем нормам языка, но вместе с тем имеет специфические особенности употребления, развития и функционирования. Лингвистический термин входит в группу межотраслевых терминов, чем и обусловлено наличие многозначных лингвистических терминов. Особое значение в этом случае приобретает контекст, который был бы способен исключить ненужные значения термина.

Актуальность и значимость проблемы обусловлена тем, что на данном этапе развития логопедии многие лингвистические термины утрачивают или утратили свое изначальное значение. Неточность контекста, в котором используется термин, приводит не только к искажению или смешению значений терминов, но размытости его границ. В конечном счете, результатом этого может стать не только неверное толкование лингвистических терминов, но и искажение тех языковых реалий, которые описывает логопедия.

Еще в конце XX в. проблема использования лингвистических терминов в литературе других наук была обозначена специалистами. Однако в логопедической литературе лишь вскользь обозначен вопрос различных подходов к языковым явлениям в рамках разных логопедических школ. Это является прямым свидетельством того, что проблема использования лингвистической терминологии в логопедической литературе не только не сформирована в полной мере, но и является пока еще не до конца осознанной. Важность решения данной проблемы очевидна. Только точное владение лингвистическими терминами позволит определить сущность речевого нарушения, его симптоматику, а также поможет сформировать у ребенка точные научные понятия и представления о родном языке. Несомненно, все это играет главную роль в практической и научной деятельности логопеда.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Л. В. Ковригина

 

 

В. Ярмоц, Г. Яхонтова

(студенты 4 курса)

 

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Целью данной работы является обоснование подбора диагностических заданий для изучения познавательной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Анализ научной литературы показал, что проблема готовности ребенка к школе интересует много ученых, педагогов, психологов. Главной задачей перед исследователями стоит выявление закономерности между нарушением речи и состоянием других психических функций ребенка и его личности в целом, а, соответственно, и влияние нарушений речи на готовность к школе.

Анализ программ детского сада и школы показал, что программа «Школа России», автор которой А. А. Плешаков, удобна и благоприятна для детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство». Переходя из детского сада в школу, дети не страдают от большой нагрузки и тяжелой программы. Поэтому сочетание этих двух программ в обучении ребенка дает ему целостное развитие и полноценное обучение. Программа обучения в школе «Школа 2100», авторы которой Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, ориентирована на психологические особенности детей и подходит для детей с высоким потенциалом развития в обучении.

Была подобрана комплексная методика определения уровня когнитивной готовности ребенка к школе, которая включает обследование всех познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. Для качественной оценки уровня компонентов познавательной готовности была приведена единая система оценки в баллах, что позволит комплексно анализировать уровень познавательной готовности.

Анализ программ детского сада и школы проводился для того, чтобы определить, сочетание каких программ даст ребенку целостное развитие и полноценное обучение. Это повлияет на выбор образовательного маршрута ребенка с нарушением речи, чтобы его обучение было результативно и посильно.

 

Научный руководитель – ст. преп.

Н. А. Кузь

 

Начальное образование

 

М. Ашимова, К. Арнбрехт

(студенты 2 курса)

 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одна из целей современных уроков литературного чтения, по мнению Н. Н. Светловской, – учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги, чтобы в школьные годы, а главное, затем в дальнейшей жизни они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование, с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

Необходимо с первых шагов формировать у детей читательскую самостоятельность, т.е. способность и привычку выбирать и читать полезные, посильные книги не для кого-то, а для себя и теми темпами, в тех аспектах, на таком уровне, как это нужно и возможно для каждой данной, конкретной личности. Когда речь идет о младших школьниках, очевидность значимости книги в их жизни, к сожалению, не может не ставиться под сомнение, т.к. чтобы произвести на ребенка пусть даже минимальное положительное влияние, книга должна быть им сначала правильно воспринята.

Основное условие, позволяющее учителю обратить внимание учащихся на книгу как объект интересный и личностно для каждого из них значимый, включить книгу в жизнь детей, – это научить их, ещё не умеющих читать, не освоивших грамоту, думать над книгой, разговаривать с любой книгой на специфически книжном, но доступном им языке. Уже первая встреча класса с детской книгой должна помочь учащимся осознать связь внетекстовой информации с содержанием текста, сделать ее очевидной, так как эта очевидность и дает возможность даже самому неопытному читателю составить без посторонней помощи достаточно правильное предварительное мнение о любой книге (о чем она рассказывает, как, для кого написана и т.п.), а кроме того, одновременно создает у читателя настрой «эмоциональной отзывчивости» необходимой для выявления своего отношения к заложенному в книге содержанию, а затем и для полноценного его восприятия.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению. Читательская самостоятельность понимается как личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению.

 

Научный руководитель – доц.

Е. В. Ушакова

 

 

Д. Бахарева, С. Власенко

(студенты 3 курса)

 

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.

Как мы знаем, адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций.

Именно в это время высока вероятность возникновения у учащихся школьной дезадаптации, приводящей к снижению школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний, снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком. Родителям нужно создавать условия для успеха ребенка, давать ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

Учитель, в свою очередь, должен постоянно анализировать собственную деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому ученику. Правильное взаимодействие учителя с родителями поспособствует профилактике, нивелированию и преодолению трудностей адаптационного периода.

При новых условиях обучения изменится динамический стереотип мышления и поведение младших подростков. И чем быстрее он включится в разнообразные ситуации нового окружения, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненнее пройдет процесс адаптации.

 

Научный руководитель – доц.

Н. Л. Кравцова

 

 

А. Бевзенко, В. Глух

(студенты 4 курса)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Экологические проблемы возникли не сегодня. Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается сохранить прежде всего самого себя. Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.