Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переписывание, искажение математических формул к контрабандное внедрение в психосоциальные науки




Ложная математика в современных психосоциальных науках

Первое нашествие квантофренической напасти в современной психоло­гии и социологии представлено теми мнимыми количественными исследо­ваниями, которые не имеют отношения к истинному математическому ме­тоду. Вот несколько примеров замены истинно математических символов и формул бессодержательными символами и пустыми формулами.

В своем количественном исследовании интеракции как особой социаль­ной энергии Лайзен утверждает, что: 1) социальные связи могут быть либо позитивными, либо негативными; 2) взаимодействующие агенты могут быть либо качественно равными (неорганические связи), либо неравными (орга­нические связи). Выражая оба критерия «математически», Лайзен обозначает количества социальной энергии символами а, Ь, с, а ее качества — х, у, z. Сделав это, он перешел к их использованию следующим образом: 1) ах=Ьх+сх означает скопление или сумму людей, лишенных социального сознания и скрепленных вместе только инстинктом; 2) ах=Ьх—сх означает негативные социальные связи или социальные конфликты; 3) ах=Ьх • сх означает пози­тивные органические связи или коллективное сознание взаимодействующих индивидов; 4) ах=Ьх:сх означает негативные органические связи или сумму взаимодействующих лиц, сознающих субординацию, зависимость и т.д. Не требуется пространных рассуждений, чтобы увидеть помимо скудости клас­сификации и анализа явлений интеракции и структур групп ложно-матема­тическую сущность используемых символов, которые лайзеновские словес-

ные определения социальной энергии, позитивных и негативных связей и типов групп скорее запутывают, чем проясняют. За его ах, by, cz и т.д. не стоит ничего четко определенного; они не означают ни количества, которое мож­но измерить, ни качества, которое можно определить...

Нет более неверного, жалкого понимания природы и функции матема­тики, чем избитое клише, будто математика — это схематизация. Только лишь символизация любой дисциплины недостойна даже пародии на математику.

Другая форма квантофрении представляет собой переписывание матема­тических формул, физических и химических понятий и попытку приложе­ния их к психосоциальным явлениям...

Прежде всего, переписывание и внедрение математических понятий в психосоциальные дисциплины — это действия отнюдь не революционные, а очень старые. Они стары почти так же, как и сама психосоциальная мысль. Мы найдем их и в старых индийских, и буддистских, и вавилонских, и гре­ческих, и римских трактатах о психосоциальных явлениях. В XVII и XVIII вв. переписывание и применение понятий механики и математики цвело пыш­ным цветом под названиями «социальной физики», «социальной механики», «социальной геометрии», «пантометрии, социометрии, психометрии, этико-метрии» и mathesis universae. С тех пор эти «операции» беспрестанно воспро­изводились целым сонмищем социальных и психологических грамотеев, надеявшихся создать новую «социальную физику», «социальную механику», «социальную геометрию» или «социальную энергетику»...

Из недавних попыток типичными примерами этой формы метрофрении являются действия А. Портуэндо-и-Барсело, С.К. Хэрет, М. Лине, К. Левин и Дж.Ф. Браун. И-Барсело заимствует «арифметическое n-мерное простран­ство» Г. Кантора и называет его «n-мерным параметром психологических измерений». «Материальная точка» механики превращается в «индивида» и «психосоциальную точку». XI, Х2, ХЗ и т.д. теперь обозначают «значения п-го числа координат этой психосоциальной точки». Поскольку в механике «два направления вектора», то и в социальной механике также «два направления вектора». Поскольку в механике есть «инерция», «прямолинейное и равно­мерное движение», «состояние покоя», «скорость», «равновесие» и «равен­ство действия и противодействия», И-Барсело радостно вводит эти понятия в свою «социальную механику», не заботясь о том, чтобы прояснить, что они могут означать в царстве социальных и психологических явлений...

И что же это жалкое переписывание закона механики может означать психологически или социологически? Разве лицо X, убитое лицом Y, про­изводит по отношению к лицу Y «действие, равное и противоположно направ­ленное» действию убийцы Y? Или же действие X, заключающего в тюрьму Y, равно и противоположно по направлению действиям Y по отношению к X? Или действия лектора X равны и противоположно направлены действи­ям студента Y, заснувшего на лекции X? Если в подобных взаимодействиях каждое действие и противодействие равны друг другу, тогда какие же дей­ствия и противодействия не равны? Уже этих простых вопросов достаточно, чтобы увидеть, насколько пусто психосоциальное содержание этого закона механики.

Короче говоря, старательное переписывание, предпринятое И-Барсело, искажает точное значение понятий механики и не добавляет ничего к наше­му пониманию социальных и психологических явлений. Подобная критика целиком приложима и к схожему переписанному «околичествлению» пси­хосоциальных явлений, предложенному С.Г. Хэрет, П. де Миранда, М. Лине, К. Левин, Дж.Ф. Браун и др....

Когда авторы начинают использовать псевдоматематические знаки типа А, В, С, D, а при помощи своих доморощенных терминов «передвижение», «путь», «направление-цель», «вектор», «текучесть», «сцепление» и т.д. описы­вать футбольный матч между Гарвардом и Йелем, то они оказываются настоль­ко далеки от своей задачи, что, если бы они сразу не заявили, что речь пойдет о футбольном матче Гарвард—Йель, никто и не догадался бы, что авторы хо­тят сказать и какое психологическое явление они описывают. Я проводил эк­спериментальный тест такого рода. В своей группе студентов я прочитал ав­торское описание и спросил, о каком психологическом явлении в нем идет речь. Ни один человек не догадался, что это было описание футбольной игры...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.