Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюрократический этос




Абстрактный эмпиризм очень быстро бюрократизируется. Эмпирические исследования требуют больших финансовых затрат, поэтому их проведение под силу только крупным институтам и центрам, промышленным корпора­циям, правительству, армии, газетам, а также фондам. В 20-е гг. XX в. эм­пирическими исследованиями занимались в основном агентства по марке­тингу, в 30-е гг. — корпорации и избирательные агентства, в 40-е гг.— ака­демические центры и исследовательские отделы федерального правительства. Сегодня нет единого институционального учреждения, ответственного за эм­пирическую социологию.

В корпорациях, бюро и центрах ученый неизбежно подчиняется бюро­кратическим правилам. Наука катастрофически бюрократизируется. Ученых все меньше интересует суть проблемы и ее решение, на первое место выдви­гается отчетность. Прикладной социо­лог адресуется уже не к общественнос­ти, а к могущественным клиентам.

Р. Миллс прямо указывал, что амери­канская школа представляет собой фео­дальную систему, где студент выражает лояльность одному профессору, чтобы защититься от другого. Позже А. Гоулд-нер и И. Горовитц согласились с тем, что Американская социологическая ассоци­ация превратилась в феодальную импе­рию с разветвленной иерархией чинов. Научные школы выполняют особую функцию. Они воспитывают своих по­следователей в духе верности определен­ным традициям, нормам, принципам. Академический успех и карьера молодо­го ученого непосредственно зависят от лояльности и преданности его данной школе. Лидеры школы, участвующие в почетных комиссиях, коллегиях и фон­дах, обеспечивают своим последователям режим наибольшего благоприятство­вания и финансирования. По мере роста стоимости научных разработок по­являются исследовательские команды, формируется корпоративный дух и ужесточаются меры контроля. Исследовательский институт — это по большей части еще и центр подготовки кадров. Он подбирает молодых ученых опреде­ленного типа (интеллектуал-администратор и исследователь-покровитель) и вознаграждает их только за определенные достижения. В научной школе все­гда есть поколение основателей, или лидеров, и их последователей. Первые открывают новое, вторые идут проторенным путем. Молодое поколение уче-

Mills C.W. The sociological imagination... P. 69.

ных воспринимает методы, символы, понятия и концепции как нечто священ­ное. Миллс отмечает, что современное ему поколение социологов в Америке наименее творческое и наиболее догматичное, оно строже придерживается ме­тодических канонов, раньше начинает специализацию, рассматривает соци­альное исследование как карьеру, индифферентно к социальной философии. Подготовленные таким образом специалисты создают монографии, факти­чески переписывая чужие книги. «Слушая их разговоры, пытаясь понять при­роду их пытливости, мы обнаруживаем жуткую ограниченность ума»59. Тако­вы порождения бюрократического стиля мышления, утвердившегося в аме­риканской социологии.

Эмпирики-бюрократы не интересуются оригинальной теорией. Они не теоретизируют — они собирают, измеряют и считают. Чем дороже исследо­вание, тем сильнее зависимость от спонсора. Но чем меньше автономия на­уки, тем меньше ее ответственность. Работая иа клиента, ученый становит­ся зависимым от бюрократов: клиент (администрация предприятия, местные власти) ждет от него научных способов манипулирования поведением лю­дей. Социолог может даже не подозревать, пишет Миллс, что он превраща­ется в просвещенного деспота. «Американский солдат» С. Стауффера — пре­красный образец того, как социолог помогает армейскому командованию тонтрозтарототъ дейетьта родот>ъта. тояйтол© та адита. «Для Фкурокрита vkwp — это мир фактов, которые должны быть проинтерпретированы в соответствии с жесткими правилами. Для теоретика мир — это мир понятий, которыми можно манипулировать без определенных правил. Теория различными пу­тями служит идеологическому оправданию власти. Исследование, предпри­нятое ради бюрократических целей, направлено на то, чтобы сделать власть более эффективной и продуктивной, оно обеспечивает планировщиков на­учной информацией»60.

«Абстрактный эмпиризм» используется скорее бюрократически, нежели идеологически. Напротив, «большая теория» не имеет непосредственного бюрократического применения — она обладает идеологическим значением, представляя собой другую крайность социологии. Если «абстрактный эмпи­ризм» фетишизирует метод, то «большая теория» фетишизирует понятие, что выражается в построении крайне усложненных теоретических текстов. Этим всегда грешили сочинения мэтра американской социологии Т. Парсонса.

Социологическая классика

Крайностям «абстрактного эмпиризма» И теоретической схоластики Р. Миллс противопоставил конструктивную программу возрождения соци­ологии. «Моя концепция противостоит социальной науке как совокупности бюрократических приемов, которые сдерживают социальный поиск, навя­зывая ему свои методические претензии, благодаря чему научная деятель­ность перенасыщается обскурантистскими понятиями либо сводится к три­виальностям вследствие того, что социологи уходят от решения социальных проблем, ограничиваясь частными вопросами. Ограничение, обскурантизм, тривиальность обусловливают кризис социальных исследований»61.

Mills C.W. The sociological imagination... P. 105. Ibid. P. 117. Ibid. P. 20.

Каков же выход из кризиса? Миллс видит его в возвращении к классикам. В трудах Конта, Маркса, Спенсера и Вебера социология приобрела энцик­лопедический вид; она объясняет социальную жизнь человека в ее целост­ности. Это означает историчность и систематичность рассмотрения: историч­ность — потому, что вовлекаются огромные пласты прошлого; систематич­ность — потому, что изучаются все стадии и закономерности исторического развития. Социальный аналитик классического толка избегает жесткого на­бора процедур, он использует в своей работе социологическое воображение, которое подсказывает ему, что вводить новые понятия в оборот следует не в том случае, когда не хватает слов, а когда есть уверенность, что новые поня­тия углубляют мышление, анализ, аргументацию. Метод отступает на вто­рой план перед содержанием. «Классик» как интеллектуальный ремесленник не сковывает себя методом. «Метод нужен для постановки вопросов и полу­чения ответов с некоторой гарантией того, что ответы достаточно верны. Те­ория нужна для привлечения внимания к используемым словам, особенно к обобщающей способности и логичности. Основная цель метода и теории — прояснить концепцию и уменьшить число процедур, развивая, а не сдержи­вая социологическое воображение»62.

Образ интеллектуального ремесленника у Миллса не случаен. Он неодно­кратно сравнивает современного социолога с человеком, выполняющим ру­тинную работу. Социолог подобен рабочему у конвейера: и тот и другой выполняют чужое задание, и тому и другому методы, содержание и темп работы навязаны извне. В условиях поточной, массовой социологии ученый неизбежно превращается в робота, у которого все стандартизировано, он сам себе не хозяин. Но Вебера или Маркса нельзя уподобить наемному работни­ку. Эти гиганты мысли были сами себе хозяевами, они все решали сами. И поэтому они были «сами себе методологами».

Р. Миллса часто неверно толкуют, считая его лозунг «Каждый сам себе методолог!» доказательством ненужности научной методологии вообще. В действительности же Миллс хотел сказать иное: «Каждый работающий со­циальный ученый должен быть собственным методологом и собственным теоретиком в том смысле, что он должен быть интеллектуальным ремеслен­ником». Слово «ремесленник», считает Р. Миллс, должно звучать гордо. Ремесленник сам себе хозяин, он изготовляет продукт от начала до конца, не пользуется чужими шаблонами, а творит свое, заимствуя у других только самое лучшее. «Каждый ремесленник, конечно, может кое-чему научиться в ходе бесконечных попыток кодифицировать методы, но часто это не боль­ше чем некоторая общая форма осознания... Мастерски овладеть "методом" и "теорией" — означает стать сознательным мыслителем, знающим, что и за­чем он делает... Без осмысления способов, какими осуществляется мастер­ство, результаты исследования окажутся нестрогими; без определения тех ре­зультатов, к каким должно привести исследование, метод останется беспо­лезной претензией»63.

Для социологов-классиков теория и метод неразрывно связаны. Нечто можно назвать методом не вообще, а относительно некоторой проблемы. Нечто можно назвать теорией не вообще, а относительно определенного круга

62 Mills C.W. The sociological imagination... P. 120.

63 Ibid. P. 121.

явлений. Теория и метод уподобляются языку той страны, в которой каждый из нас живет. «Вы не можете похвалиться, что умеете разговаривать на этом языке, но вам будет стыдно и вы станете испытывать неудобства, если ока­жется, что не умеете говорить на нем», — пишет Миллс.

У классиков социологии понятие — это идея, нагруженная эмпирическим содержанием. Если идея перевешивает содержание, то мы попадаем в запад­ню «большой теории»; напротив, если содержание перевешивает идею, то мы впадаем в крайности «абстрактного эмпиризма». Эмпирики захлебываются в фактах, теоретики задыхаются в абстракциях. «Большинство классических работ (в этом смысле иногда называемых макроскопическими) лежит меж­ду абстрактным эмпиризмом и большой теорией»64. Классики не игнориру­ют проблемы повседневной жизни, напротив, отталкиваются в своем анализе именно от них, но обязательно связывают их с социальными и историчес­кими структурами. Часто они не кодифицируют повседневные проблемы, не выстраивают их в статистические закономерности и не обезличивают при помощи коэффициентов и математических формул, как это делают современ­ные эмпирики. Они сохраняют их первозданность, целостность, адресность. Так поступали Вебер, Маркс, Дюркгейм.

Каждое событие уникально и в то же время типично. Но это не значит, что труды классиков неэмпиричны; они не менее, а часто и более эмпиричны, заявляет Миллс, чем исследования абстрактных эмпириков. Работы Ф. Ней­мана о социальной структуре нацистской Германии не менее эмпиричны, чем изучение С. Стауффером морального климата в армии. Работы М. Вебера о китайской бюрократии и Б. Мура о Советской России не менее эмпиричны, нежели «эмпирические» исследования П. Лазарсфельда, проведенные в г. Эл-мира. Можно расширить список, включив в него книгу «Властвующая элита» Р. Миллса, значительная часть которой посвящена описанию персональных характеристик, социального происхождения и моральных качеств трех поко­лений миллиардеров. Хотя в заключение автор приводит статистические рас­пределения, основанием для главных теоретических выводов книги послужили все-таки не они, а результаты «биографического» метода.

Современная социология занята не тем, что верифицируется, а тем, как верифицируется. «Как-верификации» подчинены и «абстрактный эмпи­ризм», склонный к индуктивной верификации, и «большая теория», пред­почитающая дедуктивную верификацию. Напротив, классическая социоло­гия на первый план выдвигает «что-верификацию». Поскольку «классики» разрабатывают идеи в тесной связи с проблемой, выбор того, что верифици­ровать, подчиняется строгому правилу: пытайся верифицировать те черты разрабатываемой идеи, которые, как кажется, больше всего относятся к делу (являются релевантными). Эти черты называются стержневыми.

Характеризуя стиль работы Вебера, Маркса, Дюркгейма, Р. Миллс писал: «Обычно классики не составляли одной большой программы для одного большого эмпирического исследования. Они придерживались той точки зре­ния, что между макроскопическими понятиями и конкретными утвержде­ниями существует постоянная обратная связь по типу челнока. Достигалось это благодаря конструированию серии маломасштабных эмпирических ис­следований (которые, конечно же, могли включать в себя микроскопичес-

lills C.W. The sociological imagination... P. 124.

кие или статистические работы), каждое из них могло оказаться стержневым для той или иной части задачи, которую ставил перед собой ученый»65. В этом смысле «абстрактный эмпиризм» и «большая теория» — только «паразиты» на фоне классической традиции. Она не впадает в крайности, индукция и дедукция в ней не разведены, а присутствуют в каждом действии аналитика; формулировка и переформулировка проблемы происходят постоянно.

Отличие классической традиции от современных подходов в социологии начинается с постановки проблемы. Классики формулируют проблему таким образом, что в каждом утверждении содержится связь общественных проблем и личных забот (частных вопросов).

Наряду с Т. Парсонсом и Р. Мертоном Р. Миллса относят к классикам мировой социологии. В послевоенное время он был самым читаемым соци­ологом в мире. И хотя его часто называли социальным философом и идео­логом от социологии, труды Миллса воплотили в себе идеал настоящей со­циологии, восходящей к работам Вебера и Дюркгейма. Обаяние его идей ощущали представители многих поколений. Не случайно на его лекции в США и Польше приходило столько народа, сколько не ходило на выступле­ния известных проповедников, а по частоте цитирования он не уступал Пар-сонсу и Мертону.

65 Mills C.W. The sociological imagination... P. 126.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.