Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абстрактный эмпиризм




Манифест радикальной социологии

Книга «Социологическое воображение» занимает особое место в творчес­кой биографии Р. Миллса и в истории современной социологии53. В ней ав­тор выносит приговор святая святых американской социологии — эмпиричес­кой методологии П. Лазарсфельда и «большой теории» Т. Парсонса. Если и было чем гордиться американским социологам в середине XX в., так это дву­мя великими достижениями — мощной эмпирической индустрией, выпуска­ющей каждый месяц десятки и сотни изготовленных по всем требованиям научного метода образцовых исследований, и самой грандиозной теоре­тической системой в современной социологии, затмившей все уже созданное.

Работа Миллса явилась, быть может, самым сильным вызовом социоло­гическому истеблишменту США, который когда-либо был ему брошен. На­писанная ярким публицистическим языком, она содержала аргументы, ко­торые мог выдвинуть только опытный исследователь и проницательный ана­литик. Р. Миллс выявил действительные болезни современной социологии, которые назвал «абстрактным эмпиризмом» и «большой теорией».

К середине XX в. американцы как никто другой умели на высоком профессиональном уровне проводить эмпирические исследования. Со сту­денческой скамьи будущих социологов учили отлаженной технологии тща­тельного составления анкет из стандартных вопросов, определения выбороч­ной совокупности, операционализации понятий, сбора и анализа данных, их группировки в сложные и простые таблицы.

Символом эмпирической индустрии являются опросы общественного мнения. Они достаточно просты по технологии и представляют собой пе­речень вопросов: кто говорит, что говорит, кому говорит, через какие сред­ства массовой пропаганды и с каким результатом? Правда, нередко вопро­сы сопровождаются чрезмерным количеством сложных терминов. Так, «мнение» определяется как совокупность обычных высказываний на мест­ные, международные или даже «эфемерные» темы, а также установок, чувств, ценностей и иной информации, измеренной при помощи вопрос­ников, интервью, прожективной и шкальной техники55. Все это, считал Миллс, можно выразить гораздо проще, ибо за наукообразными фразами «абстрактных эмпириков» скрывается весьма тривиальный смысл: посколь­ку мнения принадлежат людям, чтобы провести опрос, надо с ними пого­ворить. Если люди не хотят или не могут выразить своих мыслей, исполь­зуют прожективную или шкальную технику. То, что надо изучить, подме­няют тем, как это надо сделать. Иными словами, проблему сводят к методу.

За примерами далеко ходить не надо. Четырехтомный труд С. Стауффера «Американский солдат» дает меньше ценной информации, чем однотомная

54 Mills C.W. The sociological imagination.... N.Y., 1959.

55 Ibid. P. 51.

работа С.Л.А. Маршалла «Люди в огне», основанная на репортажной техни­ке сбора информации. По мнению Миллса, Стауффер не решает серьезных социальных проблем. Досталось от Миллса и социологам, изучающим клас­совую стратификацию. Он не называет имен, но можно догадаться, что речь идет о знаменитых исследованиях Л. Уорнера, проведенных в 30—40-е гг. Уорнер опросил жителей небольших американских городов и, применив ме­тод определения «социоэкономического статуса», установил шесть соци­альных классов. Миллс заявляет: 1) по сравнению с теорией классов Вебера, это шаг назад; 2) исследования Уорнера проведены не на общенациональной, а на локальной выборке, что не позволяет судить о социальной структуре всего общества (надо отметить, что последний аргумент Миллса не ориги­нален: Уорнера в этом обвиняли многие специалисты).

Таким образом, стремясь к конкретному изображению реальности, соци­ологи на самом деле удаляются от нее. То, что «абстрактные эмпирики» на­зывают эмпирическими данными, представляет собой весьма абстрактный взгляд на повседневный социальный мир. Обращаясь к живым людям, они каталогизируют их по формальным группам в соответствии с возрастом, полом, доходом, семейным положением.

«Абстрактный эмпиризм» — не особая методология или философия, а специфический стиль социального исследования, при котором метод счита­ется важнее проблемы, форма — содержания, детали — существа дела. Тех­нология эмпирических исследований, поставленная на индустриальные рель­сы, порождает малоквалифицированных техников56, которым остается только штамповать тривиальные результаты по заранее известным шаблонам, по­скольку все методические премудрости давно подробно рассмотрены в учеб­никах. Их исследования не индивидуализированы, но не индивидуализиро­вана и их ответственность за качество результатов.

В какой-то степени «абстрактному эмпиризму» открыл дорогу Пауль Ла-зарсфельд, который стал «знаменем» новой школы. Беда в том, что Лазаре-фельд дает не содержательное, а методологическое определение социологии: она отличается от других социальных наук не тем, что изучает специфичес­кие проблемы (скажем, социальную структуру или институты общества), а тем, что поставляет для других наук подходящий метод исследования. Со­циолог — методолог для всех социальных наук. Таким образом, методологи­ческая сторона социологии возводится во главу угла.

Стремясь заменить язык понятий языком переменных, «абстрактные эмпирики» сводят социологические реалии к психологическим величи­нам57. Социологическая теория превращается в совокупность терминов, легко поддающихся экспериментальной и статистической интерпретации. Склонность к психологизму оборачивается маломасштабностью проводи­мых исследований, а значит, неисторичностью и несопоставимостью ре­зультатов. Правда, в статьях эмпириков приводится обширный список литературы и содержится множество ссылок. Но не надо обманываться, предупреждает Р. Миллс: они сделаны после сбора данных. Библиография и ссылки указывают на связь конкретного исследования с предыдущими, а также со сложившейся теоретической традицией. Окружить эмпиричес­кое исследование «теорией» и тем самым «придать ему значимость»

Mills C.W. The sociological imagination... P. 56. Ibid. P. 63.

равносильно тому, чтобы приукрасить его или создать подходящую «ле­генду». А у постороннего человека складывается впечатление, что иссле­дование, получившее подкрепление в научной традиции, проверяет тео­ретические гипотезы и концепцию в целом58. Ничего этого в действитель­ности не существует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.