КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Визуальная социология
НОВЫЕ ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ Современная наука — это постоянно расширяющаяся сфера познания. Она молода, агрессивна и напориста. Ее аппетиты растут по мере того, как к старым знаниям прибавляются новые. Количество наук, специализаций и отраслей превысило 2500. Их число увеличивается чуть ли не каждый год, если не месяц. Не отстает в этом познавательном марафоне и социология. Еще совсем недавно, каких-нибудь 7- 7 О лет назад, говорили о тендерной социологии как о совершенно новой отрасли. В конце XX и начале XXI в. к ней добавились новые социологические направления и тематические области. В общих чертах познакомимся с ними. Визуальная социология — достаточно новое направление исследований, в котором ученые используют технику фотографирования для более глубокого раскрытия социальной реальности. Один из активных адептов нового направления — известный американский социолог Говард Беккер. В своей статье о визуальной социологии, документальной фотографии и фотожурналистике он' пишет, что созданные социологами фотографии мало чем отличаются от тех, которые делают фотожурналисты или фотолюбители. На первый взгляд в них нет социального содержания. Однако обыденность запечатленной обстановки, бытовые сцены, беседа друзей или сослуживцев, поведение футбольных фанатов и многое другое дают богатейший материал социологу, стремящемуся выяснить статусные распределения в группе, типы социального действия, субкультурный контекст поведения исполнителей ролей. Исторический предшественник визуальной социологии — фотожурналистика, появившаяся в XIX в. Ее отличительные черты — документальность, объективность, информативность и полнота изображения. Фотографии, особенно запечатлевшие прошлые эпохи, являются для социолога бесценным документальным материалом. Фотокорреспонденты бывали там, где, быть :ker H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It's (Almost) All a Matter Context // Visual Sociology. 1998. 10 (1-2), 5-14. может, никогда не доведется бывать ученому: в глубоких шахтах, на фронте, среди боевиков и заложников, среди бомонда и в президентском окружении. На протяжении 100 лет содержание и характер журналистики сильно менялись. Из простых иллюстраторов исторических событий фотокорреспонденты превратились чуть ли не в соавторов. От того, в каком ракурсе, под каким углом зрения, в каком свете, наконец, в каком окружении подано то или иное событие или та или иная фигура, зависит и то, какое впечатление на зрителя они произведут, какой объем информации содержит в себе фотография. Фотожурналистика постепенно превращается в род искусства. У современных журналистов есть не только собственный стиль, но и собственный подход к жизни, собственнаяй философия и идеология. События не просто фиксируются, но незримо интерпретируются журналистом. Современные фотографии помогают раскрыть анатомию городской жизни, исторического события, коллективного действия. Фотографии можно не только изучать, используя их как объект вторичного анализа, но и воспринимать их как отчет фотокорреспондентом о проведенном накануне исследовании. Даже процесс газетного заказа журналисту, действия главного редактора или цензуры, размещение фотографии на журнальной или газетной полосе могут стать предметом социологического исследования — в частности, Е. Эп-стайна2, С. Холла3, Г. Тачмена4, Дж. Рудда5 и др. У истоков визуальной журналистики, по мнению Г. Беккера, стоит известный представитель Чикагской школы Роберт Парк, который работал в качестве журналиста в газетах Миннеаполиса, Денвера, Детройта, Чикаго и Нью-Йорка. Его фоторепортажи, позже продолженные в серии глубоких эмпирических исследований, показывали социальную «изнанку» большого города, жизнь социальных аутсайдеров (преступников, нищих, проституток), тяжелый труд детей и подростков, привлекая внимание общественности ктем проблемам, которые правительство намеревалось замолчать. Несмотря на свои давние традиции, визуальная социология — событие наших дней. Отправной точкой следует считать подборку материалов, сделанную Дж. Вагнером6 в 1979 г., монографический обзор Е. Чаплин7 в 1994 г., а также серию публикаций Международной ассоциации визуальной социологии (International Visual Sociology Association). Столь позднее появление визуальной социологии объясняется тем обстоятельством, что академическая социология, долгое время ориентировавшаяся на каноны естествознания, не признавала фотографию в качестве достойного внимания исследовательского инструмента, в отличие от антропологии, истории и археологии, где фотография давно признана в качестве вполне законного метода сбора полевой информации8. В социологии долгое время фото- и фильмоматериал Epstein E. J. News from Nowhere. N.Y.: Random House, 1973. Hall S. The Determination of News Photographs // S. Cohen and J. Young (eds.). The Manufacture of News: A Reader. Beverly Hills: Sage, 1973. P. 176-190. Tuchman G. Making News. N.Y.: Free Press, 1978. Rudd J. Picture Possibilities: An Ethnographic Study of Newspaper Photojournalism // M.A. thesis, Department of Sociology, University of Washington. 1994. Wagner J. (ed.) Images of Information: Still Photography in the Social Sciences. Beverly Hills: Sage Publications, 1979. Chaplin E. Sociology and Visual Representation. L.: Routledge, 1994. Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1986. использовался лишь в педагогических целях — как средство иллюстрации текста. Длительное пренебрежение фотоматериалами привело к тому, что люди, получившие профессиональное журналистское образование и перешедшие затем в сферу академической социологии, начали развивать визуальную социологию. Немало усилий было потрачено на то, чтобы убедить себя и других втом, что фотографии — это не «картинки», иллюстрирующие текст, а серьезное занятие профессионального социолога9. Дуглас Харпер, один из ведущих специалистов в области визуальной социологии, так определил возможности фотографии как исследовательского метода: изучение социального взаимодействия, выражение эмоций, использование фотографий для сбора более глубокой информации в ходе интервью, исследование материальной irvnwrvro.T'" Для социолога фотография является весьма «говорящим» материалом, многое раскрывающим в социальной действительности. Для ученого в изображении важны все детали: время и место события, обстановка на улице или в жилище, одежда, поза, жесты, мимика человека и т.п. Все это социально значимая информация, требующая теоретической интерпретации. Некоторые работы социальных ученых, в частности «Байкеры» Д. Лайона1' и «Карнавал» (автор — С. Мейзалас12), выполненные в документальном жанре, представляют собой серию великолепно сделанных фотографий, снабженных текстом из интервью самих участников событий. Комментарии ученых ограничивались заголовками либо небольшими справками, выполненными в традиции работ Доротеи Ланге, Льюиса Хайне или портретов железнодорожных рабочих Жака Делано. Комментарий последнего выглядел так: «Фрэнк Уильяме, рабочий железнодорожной дрезины в Иллинойсе. Мистер Уильяме имеет восемь детей, двое из которых служат в американской армии. Чикаго, ноябрь 1942». Если социальные фотографии используются не в статьях, а в книгах, то предваряются научным введением и историческими эссе. В визуальной социологии образ доминирует над текстом. Роберт Франк в цикле «Американцы»13 почти не давал текста к своим фотографиям, полагая, что они самодостаточны и способны помочь зрителю сделать собственные выводы. Однако зритель волен интерпретировать фотографии так, как считает нужным; иногда он видит совсем не то, что хотел показать автор. В своей книге Р. Франк задумал представить все слои американского общества, поэтому в ней множество фотографий ковбоев, политиков, рабочих, Зескег H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It's (Almost) All a Matter >f Context //Visual Sociology. 10 (1-2), 5-14. Harper D. Visual Sociology: Expanding Sociological Vision // The American Sociologist, 1988. 19 (1),)4-70. Lyon D. The Bikeriders. N.Y.: MacMillan, 1968. Weisalas S. Carnival Strippers. N.Y.: Farrar, Straus, and Giroux, 1976. ~ook J. Robert Frank's America//Afterimage. 1982. (March). 9-14. клерков, показанных в самой разной обстановке; все фотографии отличает высокое мастерство и любовь фотографа к своим типажам. Р. Франк стремился дать фотомонтаж социальной структуры американского общества, но, например, Г. Беккер оценил его лишь как свидетельство того, как проявляется и как влияет на людей политическая система. Автор хотел показать, какими разными бывают американцы, а читатель увидел, какими одинаковыми их делает общество. Но кто-то третий увидит в этих фотографиях настоящие символы американской культуры и американского общества: тендерное неравенство, стремление к успеху и демократизм, городскую жизнь и стратификацию богатства, отношение к национальным меньшинствам и др. Фотографии, являясь своеобразными обобщениями, дают скорее не индивидуальные образы, а социальные типажи, мир статистически средних людей, носителей определенной культуры и выразителей определенных ценностей. Ежедневно открывая утренние газеты, мы обнаруживаем там десятки фотографий, часть которых может вполне служить сырьем для визуальной социологии. За исключением индивидуальных портретов политиков, спортсменов или звезд эстрады, остальные служат обобщенными социальными образами. Подписи под ними часто не раскрывают фамилий участников. Фотографии, как и социологические анкеты, в таком случае анонимны. Искусство фотожурналиста заключается в очень точной и правильной подписи под фотографией. Она имеет такое же значение, как и точный ответ в социологической анкете. Г. Беккер, преподающий курс визуальной социологии чикагским студентам, учит их основам достижения аутентичности текста и видеоряда. Эта проблема весьма актуальна для социологии. В книге Дугласа Харпе-ра «Хорошая компания»14 (1981) помещена фотография, на которой мужчина сбривает двухдневную щетину. Автор интерпретировал текст так: этот человек отрицает принятые в обществе нормы, не следит за собой или ему лень это делать. Небритое лицо, которое приводят в порядок, должно вызывать совсем иное представление о человеке, чем образ подтянутого и свежевыбритого джентльмена. Однако процесс бритья не совсем точно передает девиантность, которая может быть выражена другими более яркими образами, например обнаженный человек, сидящий на лавке в центре Нью-Йорка. Если бы Харпер не снабдил свою фотографию текстом, то было совершенно непонятно, какую социологическую реальность он иллюстрирует. Когда специалист берется делать социологические фотографии, он должен четко представлять себе, совпадут ли его представления с читательскими, какие зрительные образы в массовом сознании совпадают с такими понятиями, как одиночество, бездомность, социальный успех, подростковый возраст, конфликт отцов и детей, социализация и т.д. В одном из номеров «Литературной газеты» (1988,4 мая) известный журналист Юрий Рост поместил фотографию женщин, занимающихся ремонтом железнодорожных путей. Название очерка сразу определяло профессию его героинь — «Женщины в оранжевых жилетах». Особой радости или творческого горения в этих усталых пожилых лицах разглядеть не удается даже в сильное увеличительное стекло. «Любят ли они свою работу? — задает вопрос Ю. Рост. — 14 Harper D. Good Company. Chicago: University of Chicago Press, 1981. Вряд ли. Да и что там любить? С кайлом и лопатой, в ватных штанах и телогрейках, оживляя пейзаж оранжевыми жилетами, они возятся со смерзшимся балластом и тяжелыми черными шпалами, отходя в стороны, чтобы пропустить фирменные поезда, летящие в будущее по проложенным ими рельсам». Несомненно, фотографические зарисовки Ю. Роста принадлежат к жанру визуальной социологии или, как ее еще называют, социологическому фотографированию. Его цель — подсмотреть в жизни типичные формы социального поведения людей, характерные для них отношения. Именно типичное, а не исключительное. «Женщины в оранжевых жилетах» прекрасно иллюстрируют непрестижную, малопривлекательную работу. Ведь они делают дело, которое никто, кроме них, не хочет делать. Эти женщины в буквальном смысле стоят на обочине дороги; для них характерны неустроенный быт и жилье, которое не всегда можно назвать домом, непрестижная работа, зарплата, не способная компенсировать глубокое отчуждение от своего труда либо смирение и безучастность к нему. КИБЕРСОЦИОЛОГИЯ15 Киберсоциология — некоммерческая мультидисциплинарная отрасль знания, использующая технологии веб-дизайна и имеющая целью критический анализ проблем, связанных с Интернетом, киберпространством, киберкуль-турой и жизнью интернет-сообщества. Другие названия данной отрасли — интернет-социология, веб-социология, виртуальная социология. Так, в Норвегии, в Университете Осло развивают веб-социологию [ http://www.uio.no/ iroggen], в США, в Университете Бредли [ http://lydia.bradley.edu/las/soc/syl/ 391] — социологию киберпространства; в Аргентине в Университете Буэнос-Айреса — гиперсоциологию [ http://www.anice.net.ar/infoysoc ]. Социология киберпространства представлена такими темами, как виртуальные сообщества, гипертекстовая революция, постмодернизм и киберпространство, физика и метафизика киберпространства, женщины в киберпространстве, секс и эро- писано в соавторстве со студентом 2-го курса социологического факультета МГУ им. М.В. Ломо-ова (2002 г.) К. Абоянцем. тизм в киберпространстве, виртуальная субъективность и фрагментация личности, компьютеры и будущее частной жизни, киберкапитализм и др.16 Сегодня это активно развивающаяся (главным образом за рубежом) дисциплина, в рамках которой функционируют международные симпозиумы и семинары, подготавливаются специалисты, созданы многочисленные учебные курсы, кафедры, исследовательские центры, издаются журналы, монографии, учебная литература. Так, международный электронный журнал (e-zine) «Cybersociology Magazine» служит для социальных ученых форумом для изучения киберпрос-транства и виртуальных сообществ. Его авторы — профессиональные исследователи и выпускники гуманитарных вузов. В номерах за 1997—1999 гг. публиковались статьи, посвященные этнографическому подходу к исследованию киберсексаи киберэротизма (Robin Hamman), драматургии И. Гоффмана и онлайн отношениям (Nikki Sannicolas), исследованиям киберкультуры (Sandy Stone), сообществу киберигроков (Mary Anne Breeze), социологическому анализу киберпанков (Markus Wiemker), нет-идеологии: от киберлиберализма к киберреализму (Francisco Millarch), чат-общению и письменному творчеству в Интернете (Sue Thomas), киберкафе в Латинской Америке (Madanmohan Rao), глобальной культуре солидарности (Peter Waterman), высоким технологиям и сети Интернет (Richard Barbrook), Интеренту и цензуре (Drazen Pantic), созданию фильмов о киборгах (Rachel Armstrong), методология исследования он-лайн (Bella Dicks), цифровой этнографии (Bruce Mason), реальности виртуального тела (Kerrie Smyres), он-лайн религии, техноспиритуализму и др. Авторы журнальных статей — социологи из США, Англии, Бразилии, Германии, Индии, Австралии, Нидерландов, Индонезии и т.д. Большой вклад в развитие данной отрасли внесли книги Шерри Текля (Sherry Turkle), в частности «Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернета». В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного знания и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках ко- 16 Соколова И.В. Структура и функции социологии информатизации как новой специальной социологической теории // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 30—33. торого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдельных отраслей знания, складываются сетевые научные коллективы, происходит обмен диверсифицированной научной информацией в профессиональных «виртуальных сообществах» (virtual communities, по терминологии западных исследователей). Социальная организация науки в условиях компьютерных коммуникаций трансформируется от более формальных устоявшихся иерархических институтов к менее формальным «невидимым колледжам» или, точнее, «кликам» (т.е. научным сообществам, в которых преобладают неформальные коммуникации). Эти процессы не только способствуют становлению новых тем и областей исследования, но и превращаются в эффективное средство перераспределения власти в науке и трансэпис-темических ресурсов. Дисциплинарная принадлежность научного сотрудника к той или иной отрасли уже не играет значительной роли. Если 10 лет назад в научном сегменте интернет-сообщества явно преобладали представители информатики, точных и естественных наук (lab scientists), то сейчас в Интернете успешно работают и обществоведы (social scientists), и гуманитарии (humanitarians). Социология — дисциплина книжная. Специалист в данной области знания всегда был и остается «активным» читателем. Он вынужден обрабатывать значительные объемы информации, изучая профессиональную литературу и публикации в научных периодических изданиях, демонстрировать навыки в работе как с ретроспективной, так и с текущей библиографией. Основной критерий профессиональной компетентности сегодня — осведомленность в специальной литературе. Уровень профессионализма и социолога-исследователя, и социолога-преподавателя в значительной степени зависит от того, насколько хорошо он знаком с опубликованными первоисточниками и продуктами анали-тико-синтетической документальной переработки — библиографическими указателями, каталогами, реферативно-аналитическими изданиями, образующими совокупное информационное пространство дисциплинарной области. Традиционно источником подобной информации для ученого служили печатные издания, однако с развитием средств компьютерной техники, информационных технологий, мировых компьютерных сетей конкурентным носителем бумаге стала электронная среда, что привело к росту материалов, доступных не только в печатном, но и в электронном (а зачастую только в электронном) виде. В современных условиях получение качественных научных результатов для исследователя становится возможным лишь при условии обращения к национальным и международным компьютерным банкам и базам данных, специализированным он-лайновым источникам информации и непосредственной сетевой коммуникации в «виртуальных сообществах». Владение информационными технологиями, умение работать с электронными ресурсами и навыки ориентации в универсальном академическом гиперпространстве становятся обязательными при подготовке специалистов высшей квалификации, что, в свою очередь, оказывает влияние на формы признания научных вкладов и типы профессиональных карьер. Сегодня, когда компьютер даже в России стал привычным подспорьем интеллектуального труда, а количество пользователей постоянно растет, говорить об интерент-социологии как о диковинке уже не приходится. Общение с интернет-источниками становится все более насущным и необходимым делом для каждого, кто сталкивается с этой наукой или работает в ней постоянно. Интернет растет, причем растет быстро. В России в 2000 г. число пользователей сетью превысило 3 млн, в 2002 г., по оценкам специалистов, оно достигло 10 млн. Из этого следует, что выигрывает не тот, кто прибегает первым, а тот, кто продолжает бежать. Сегодня практически каждый может заглянуть во всемирную электронную сеть и ознакомиться с ее ресурсами. Российские социологи предприняли достаточно серьезные шаги по освоению Рунета (российской части Интернета), и можно уже говорить о формировании социологического информационного сообщества. Современный человек привык воспринимать компьютерный текст как линейный файл, т.е. свиток (традиционная печатная книга представляет собой кодекс или тетрадку), даже если «линейность» этого свитка испещрена гиперссылками на другие части этого же текста или иные документы. Представляется, что на современном этапе развития информационных технологий электронная литература может использоваться в качестве справочного издания, но не первоисточника, т.е. без предварительного ознакомления с печатным текстом продуктивная работа с электронным его аналогом представляется маловероятной, если в задачу пользователя не входит нахождение определенных фрагментов текста с помощью ключевых слов. Самой значительной проблемой при использовании электронных материалов Интернета остается так называемая текучесть или подвижность публикаций: постоянное обновление и редактирование текстов документов, нестабильная локализация ресурсов по определенному сетевому URL-адресу (универсальному определителю ресурса). URL-адрес дает фактическую привязку компьютерного файла с опубликованным текстом к определенному месту (каталогу, директории) на рабочей поверхности носителя информации в машиночитаемой форме (чаще всего это жесткий магнитный диск веб-сервера), что, по сути, является аналогом шифра полочной расстановки или места хранения печатного издания в библиотечном деле. Если в практике работы с бумажными материалами в библиотеках этот атрибут является неотъемлемым элементом для определения их местонахождения, то относительно электронных публикаций никто не гарантирует, что, обнаружив сегодня интересный документ по одному сетевому адресу и сохранив на него ссылку в каталоге «Избранное» или «Ссылки» своего браузера, пользователь и завтра найдет по этому пути тот же документ с неизмененным текстом. Администраторы и веб-мастера, организующие работу веб-серверов, меняя адресацию каталогов и отдельных файлов, а иногда просто их удаляя, зачастую не удосуживаются известить о своих действиях пользователей. Именно текучесть материалов значительно усложняет процессы ведения интернет-каталогов, тематических списков ресурсов, каталогизацию электронных публикаций. До тех пор, пока не будут разработаны и повсеместно признаны единые правила публикации, каталогизации и учета сетевых ресурсов, пользователю придется импортировать интернет-документ из сети на локальный компьютер (или сервер локальной сети) и приписывать этому документу URL-адрес той веб-страницы, откуда он был экспортирован. Специалисты расходятся в оценках перспективы использования сети в качестве среды для исследовательской деятельности. С точки зрения Клин-га, едва ли можно эффективно использовать Интернет для систематического сбора социологических данных. Более оптимистична позиция Б.З. Док- торова и А.Е. Шадрина, указывающих, что уже сейчас Интернет используется социологами для проведения экспертных опросов, маркетинговых зон-дажей, некоторых форм фокус-групп, анкетирования и т.д. По мере роста сети, увеличения аудитории Рунета и формирования стереотипов новой онлайновой культуры эти возможности будут непрерывно возрастать. С распространением сети расширяется социальное пространство виртуальных взаимодействий. К началу 2001 г. в русскоязычной части Интернета количество сайтов, имеющих отношение к социологии, измерялось уже сотнями. Это сайты исследовательских организаций, учебных заведений, электронные социологические журналы, персональные страницы — они различаются как по объему, так и по качеству предоставляемой информации17. На сегодняшний день в Интернете и Рунете встречаются сайты исследовательских организаций, предметом изучения которых является сеть как сложный социально-технологический объект—демография и география «граждан сети» (netcitizens), использование ее сервисов и ресурсов, виртуальные коммуникации и сообщества. Появляется новый технологический инструментарий для проведения он-лайновых социальных исследований — компьютерные программы для сетевых опросов и интерактивного анкетирования. В рамках социологической науки складывается новая дисциплина, не имеющая, как уже говорилось, пока единого названия, — веб-социология, интернет-социология и др., специализированные курсы по которой начинают входить в учебное расписание социологических факультетов и отделений ряда университетов. Так, 20 декабря 2000 г. состоялась конференция, посвященная 10-летию русского Интернета. Цель бесплатного сайта «Интернет в России / Россия в Интернете» — предоставить в распоряжение всех заинтересованных лиц точные данные, полученные в результате полномасштабного научного исследования, которые должны заменить распространенные сегодня случайные и зачастую основанные на некорректных методиках оценки. Сайт входит в сеть Национальной информационной службы «Страна-Ru». Впервые в истории социологических исследований в рамках данного проекта сделана попытка фундаментального изучения аудитории российского Интернета. Программа «Интернет в России / Россия в Интернете» разрабатывается службой «GrpaHa.Ru» совместно с Фондом «Общественное мнение». В основу проекта легли результаты опроса населения России, цель которого — оценка общего объема аудитории Интернета в России и анализ отношения россиян к Интернету с точки зрения их знаний об Интернете, отношения к сети, возможностей и желания в ней работать. Кроме того, с начала 2001 г. на сайте в регулярном режиме публикуются результаты опросов постоянной интернет-выборки, репрезентирующей всех пользователей Интернета в России. Выборка сформирована из числа участников первого этапа всероссийского опроса. Пользователям, попавшим в выборку, было предложено стать членами интернет-панели, своего рода сетевого «клуба», в рамках которого будут проводиться дальнейшие опросы. С развитием глобальных компьютерных сетей преподаватели социологии приобрели эффективный инструментарий для выполнения образовательных программ как внутри традиционного института — кафедры, отделения, факультета, так и вовне — в открытом пространстве дистанционно- Социология в Интернете // http://nisots.nm.ru/catalog.htm го (или удаленного) режима обучения. Многие структурные подразделения университетов и отдельные преподаватели выставляют в Интернете свои веб-страницы, на которых опубликованы он-лайновые учебные планы, конспекты курсов, тексты отдельных лекций и другие учебные материалы, в том числе и системы дистанционного образования. Для организации некоторых форм обучения, где необходим непосредственный обмен информацией между участниками образовательного процесса — преподавателем и аудиторией, внутри студенческой аудитории, между преподавателями и различными аудиториями в случае междисциплинарных занятий, интересные возможности предоставляют электронные дискуссии на основе листов рассылки и телефорумов, расширяющие образовательное пространство — от отдельной классной комнаты до университетской аудитории или даже нескольких университетов, расположенных в различных географических точках пространства. Интернет способен значительно обогатить социологию как научную дисциплину. Важно помнить, что, несмотря на обширные возможности сети, этой вселенской универсальной библиотеки, всемирного конференц-зала, глобальной классной комнаты и мирового офиса, найти в Интернете можно лишь то, что опубликовано и доступно. Развитие телекоммуникационной среды вовсе не предполагает забвение традиционных способов коммуникации и распространения информации; появление новых технологических устройств совсем не обязательно означает вытеснение старых. Интернет не уничтожит книгу и не заменит живого человеческого общения. Сеть — это лишь очередное дополнение возможностей человека. Вместе с тем феномен киберпространства — важная исследовательская задача и глобальная тема дискурса для социологов XXI в. Появление и развитие компьютерного мира они расценивают как социальный механизм перехода от модерна к постмодерну — информационному обществу, обществу интеллектуального капитала, «многоопционному» обществу и др. Ожидается, что грядущая общественная формация будет принципиально отличаться от современного индустриального общества. Компьютер создает принципиально новые формы социальной интеракции, которые не были описаны и изучены родоначальниками одноименного социологического направления в первой четверти XX в. Это предстоит сделать уже их внукам. «В обобщенном виде социологическая модель развития техники "виртуальности" выстраивается от калькулятора через мультимедийные средства, сетевые соединения к технологиям виртуальной реальности, нейроинформатике и искусственному мозгу. Компьютеризация и появление виртуального пространства стали важным аспектом дебатов в социологии»18. В книге «Виртуальное общество» А. Бюль развивает теорию виртуального общества, используя современный набор сетевых метафор (магистраль данных, глобальная деревня, виртуальное сообщество и виртуальное пространство, Зазеркалье, параллельные миры и др.). Он строит социологичес- Романовский Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства // http://www.alexey-lao.narod.ru/ arhives/interface.htm кую модель виртуального общества, используя в том числе произведения известного польского писателя-фантаста С. Лема. Автор полагает, что соединения утопий фантастов с возможностями компьютерной техники порождает исторически новую ситуацию, при которой резко усилится значение и роль двух противоположных начал общества — рынка и государства (особен но в сфере образования, науки и техники). Вместе с тем фантоматическая культура (научно-популярная литература, фильмы) приведут к еще большему разрыву поколений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |