Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории психодиагностики




 

Первым известным в истории человеком, который применил на практике психологический тест, был Александр Македонский. Необходимым для своих военачачьников свойством он считал спо­собность быстро и правильно принимать решение в экстремаль­ной ситуации в состоянии стресса. Македонский отметил, что об­ладающие этим свойством люди в гневе краснеют, а не обладаю­щие, наоборот, бледнеют. И поэтому во время беседы с кандида­том в военачальники он мог неожиданно поставить его в трудную ситуацию или оскорбить. Шанс быть утвержденным в высокой должности имел только тот, кто краснел. Другой случай «тестиро­вания», но не индивидуального, а коллективного, описан в Вет­хом Завете. Военачальник Гедеон наблюдал, как вели себя воины, которые добрались до реки после долгого утомительного марша по пустыне. Те, кто пили воду как животные (т. е. опустившись на четвереньки), не имели шансов быть зачисленными в «элитные» войска. Отметим, что эти «тесты» были бы совершенно уместны и с современной точки зрения.

Родоначальником современных методов изучения индивиду­альных различий (тестов) был Френсис Гальтон (1822—1911). В 1884 г. он организовал лабораторию на Международной меди­цинской выставке в Лондоне, а затем, после закрытия выставки, перенес ее в Кенсингтонский музей в составе Лондонского уни­верситета. В этой лаборатории было исследовано 9000 человек: из­мерялись характеристики органов чувств, время реакции, неко­торые свойства внимания и памяти, особенности ассоциаций. Ф. Гальтон пытался также создать тесты для измерения интеллек­та и выявления более сложных характеристик личности. В той же лаборатории были разработаны математические методы обработ­ки данных, которые применяются в психодиагностике до сих пор. Теоретические воззрения Ф. Гальтона не представляют сейчас боль­шого интереса, но он привлек внимание к вопросам эксперимен­тального изучения индивидуальных различий и разработке для этого необходимых методик. У него появилось много учеников и последователей.

В начале XX в. стали интенсивно разрабатываться тесты интел­лекта и способностей, успешно применявшиеся прежде всего в образовании и в армии при наборе новобранцев и распределении их по родам войск.

Термин «психодиагностика» был введен швейцарским психо­аналитиком Германом Роршахом в 1921 г. и в течение некоторого времени являлся синонимом клинической психологии. Г. Роршах создал тест, который состоял из 10 таблиц с симметричными чер­но-белыми и цветными чернильными пятнами. Глядя на эти пят­на, человек должен был сказать, на что это похоже. Предварительно такие пятна предъявлялись большому числу психически больных людей. На основании их ответов была выработана систе­ма показателей, с помощью которых можно было составить пси­хологическую характеристику любого человека, анализируя его ответы. Эта методика положила начало обширному классу мето­дов, которые впоследствии были названы проективными (ниже они рассматриваются более подробно).

В 40 — 50-х гг. XX в. активно разрабатывалась теория личности как совокупности черт и соответственно появились методы диа­гностики черт личности и их комплексов — психологических типов и характеров. На основе многочисленных исследований, прежде всего в психиатрической клинике, и сложной математической обработ­ки полученных данных были составлены многофакторные опрос­ники личностных черт. Самые известные и используемые до сих пор — Миннесотский многофакторный личностный тест (MMPI) и 16-факторный тест Кэттела. Эти опросники содержат множество вопросов (MMPI — более 300, 16-факторный — 187). Отвечая на каждый вопрос, человек может выбрать один из трех ответов. В MMPI это «да», «нет» или «не знаю», в 16-факторном тесте для каждого вопроса имеются свои варианты ответов. Все полученные данные обрабатываются по строгому алгоритму, и в результате может быть получена довольно полная психологическая характеристика чело­века, которую называют «профилем личности». Первоначально эти опросники были созданы в США, но затем переведены на многие языки и адаптированы в других странах, в частности в России. В на­стоящее время накоплен огромный опыт использования тестов (см.: •Бурлачук Л.Ф., 2002). Составлены профили личности, оптималь­ные для той или иной профессии.

В последующие годы в разных странах были созданы многочис­ленные тесты, выявляющие разные аспекты познавательных про­цессов, склонностей и личностных особенностей человека.

 

 

ГЛАВА 2 ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

2.1. Социальная перцепция: принципы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.