КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из истории психодиагностики
Первым известным в истории человеком, который применил на практике психологический тест, был Александр Македонский. Необходимым для своих военачачьников свойством он считал способность быстро и правильно принимать решение в экстремальной ситуации в состоянии стресса. Македонский отметил, что обладающие этим свойством люди в гневе краснеют, а не обладающие, наоборот, бледнеют. И поэтому во время беседы с кандидатом в военачальники он мог неожиданно поставить его в трудную ситуацию или оскорбить. Шанс быть утвержденным в высокой должности имел только тот, кто краснел. Другой случай «тестирования», но не индивидуального, а коллективного, описан в Ветхом Завете. Военачальник Гедеон наблюдал, как вели себя воины, которые добрались до реки после долгого утомительного марша по пустыне. Те, кто пили воду как животные (т. е. опустившись на четвереньки), не имели шансов быть зачисленными в «элитные» войска. Отметим, что эти «тесты» были бы совершенно уместны и с современной точки зрения. Родоначальником современных методов изучения индивидуальных различий (тестов) был Френсис Гальтон (1822—1911). В 1884 г. он организовал лабораторию на Международной медицинской выставке в Лондоне, а затем, после закрытия выставки, перенес ее в Кенсингтонский музей в составе Лондонского университета. В этой лаборатории было исследовано 9000 человек: измерялись характеристики органов чувств, время реакции, некоторые свойства внимания и памяти, особенности ассоциаций. Ф. Гальтон пытался также создать тесты для измерения интеллекта и выявления более сложных характеристик личности. В той же лаборатории были разработаны математические методы обработки данных, которые применяются в психодиагностике до сих пор. Теоретические воззрения Ф. Гальтона не представляют сейчас большого интереса, но он привлек внимание к вопросам экспериментального изучения индивидуальных различий и разработке для этого необходимых методик. У него появилось много учеников и последователей. В начале XX в. стали интенсивно разрабатываться тесты интеллекта и способностей, успешно применявшиеся прежде всего в образовании и в армии при наборе новобранцев и распределении их по родам войск. Термин «психодиагностика» был введен швейцарским психоаналитиком Германом Роршахом в 1921 г. и в течение некоторого времени являлся синонимом клинической психологии. Г. Роршах создал тест, который состоял из 10 таблиц с симметричными черно-белыми и цветными чернильными пятнами. Глядя на эти пятна, человек должен был сказать, на что это похоже. Предварительно такие пятна предъявлялись большому числу психически больных людей. На основании их ответов была выработана система показателей, с помощью которых можно было составить психологическую характеристику любого человека, анализируя его ответы. Эта методика положила начало обширному классу методов, которые впоследствии были названы проективными (ниже они рассматриваются более подробно). В 40 — 50-х гг. XX в. активно разрабатывалась теория личности как совокупности черт и соответственно появились методы диагностики черт личности и их комплексов — психологических типов и характеров. На основе многочисленных исследований, прежде всего в психиатрической клинике, и сложной математической обработки полученных данных были составлены многофакторные опросники личностных черт. Самые известные и используемые до сих пор — Миннесотский многофакторный личностный тест (MMPI) и 16-факторный тест Кэттела. Эти опросники содержат множество вопросов (MMPI — более 300, 16-факторный — 187). Отвечая на каждый вопрос, человек может выбрать один из трех ответов. В MMPI это «да», «нет» или «не знаю», в 16-факторном тесте для каждого вопроса имеются свои варианты ответов. Все полученные данные обрабатываются по строгому алгоритму, и в результате может быть получена довольно полная психологическая характеристика человека, которую называют «профилем личности». Первоначально эти опросники были созданы в США, но затем переведены на многие языки и адаптированы в других странах, в частности в России. В настоящее время накоплен огромный опыт использования тестов (см.: •Бурлачук Л.Ф., 2002). Составлены профили личности, оптимальные для той или иной профессии. В последующие годы в разных странах были созданы многочисленные тесты, выявляющие разные аспекты познавательных процессов, склонностей и личностных особенностей человека.
ГЛАВА 2 ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА 2.1. Социальная перцепция: принципы
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |