КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие психологических качеств человека по его внешности и
Наблюдение и проницательность
Визуальная психодиагностика представляет собой выявление особенностей психики человека путем организованного наблюдения за его внешностью и поведением. Для быстрого и эффективного создания правильного образа партнера по общению человеку нужна проницательность — качество личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, угадывать, а самое главное — предвидеть. Проницательность, как всякое качество личности, выражена у разных людей в различной степени, но при желании может быть развита. Для этого нужны определенные знания и тренировка. Многие необходимые сведения (хотя и не все, конечно) приводятся в этой и последующих главах. Ну а возможность тренировки есть у каждого человека. На психологическом факультете МГУ был проведен следующий эксперимент (см.: Шмелев А. Г., 2002). Студенты старшекурсники получали 70 фотографий людей и должны были дать их психологическое описание по определенной схеме, опираясь только на зрительное восприятие, без каких-либо дополнительных сведений. Изображенные на карточках люди заполняли психологический тест-опросник для определения тех же качеств, которые должны были выявить студенты. Затем результаты визуальной и тестовой психологической оценки сравнивались. По факторам «Активность», «Самоконтроль» и «Эмоциональная стабильность» была получена значимая корреляция визуальных и тестовых оценок. Свойства личности «Дружелюбие» и «Интеллект» по внешнему облику оценивались неточно. Затем с частью студентов-психологов была проведена «работа над ошибками», т.е. их ознакомили с результатами тестирования и указали на ошибки при описании фотографий. Но после этого их оценки других фотографий стали не лучше, а хуже. Вероятно, механизм оценки действует в значительной степени интуитивно, неосознанно, автоматически. «Работа над ошибками» разрушила этот механизм, но была недостаточной для того, чтобы создать новый навык: для этого требуется серьезный тренинг. Материал данного учебного пособия не может заменить такого тренинга, однако позволит получить необходимые исходные знания. поведению: личный имидж
Источниками информации о психике человека могут служить его внешность и любые проявления поведения. Конечно, важнейшая информация о личности содержится в произвольных действиях и речи. Рассмотрим особенности внешности и поведения человека, которые указывают на те или иные свойства его психики и характеризуют его состояние. Внешность человека — его фигура, черты лица, прическа, манера одеваться, а также стиль поведения создают у наблюдателя целостный образ этого человека. Такой образ называется личным имиджем. Желательность того или иного личного имиджа зависит от среды, в которой живет и действует человек. С имиджем в значительной степени связано признание человека окружающими его людьми и оценочное отношение к нему. Однако человеку, который сознательно создает свой имидж, нельзя терять голову и идти на поводу у окружения. Конечно, надо считаться с мнением других людей, но не «растворяться» в нем, а постоянно совершенствовать свои личные качества, развивать эрудицию и профессионализм. Проявление этих качеств всегда впечатляюще действует на людей. Люди склонны покоряться тем, кого воспринимают как сильнейших. В былые времена такими были физически сильные люди, затем толстосумы, а теперь приходит время культа духовной силы и интеллекта. Сейчас в нашей стране, как может быть отмечено с некоторой долей пессимизма, авторитетом пользуются так называемые «новые русские». Однако с определенного момента социологи стали отмечать появление другой группы людей — «новейших русских» (см.: Майерс Д., 1999; Федоров Ю.М., 1998). Эти люди выделяются экономической грамотностью, умением прогнозировать и управлять; это менеджеры, которые быстро достигают высокого материального уровня благодаря своему профессионализму, духовности и психологической культуре. Как правило, они имеют хорошее образование и серьезные запросы — не только материальные, но и познавательные, и духовно-психологические, которые проявляются в разных сферах, а особенно в сфере отдыха и развлечений. Соответственно и менеджер, предоставляющий эти услуги, должен производить впечатление человека (и быть им!), обладающего не только высоким уровнем профессиональных знаний и навыков, но и общей (в том числе психологической) культурой. Хорошие профессиональные знания и общая эрудиция должны быть основой привлекательного имиджа. Но не всегда знающие, порядочные и достойные люди именно так и воспринимаются окружающими. Это происходит потому, что они часто не уделяют достаточного внимания своим внешним характеристикам. Рассмотрим, как некоторые особенности внешности и поведения человека трактуются окружающими, какое представление о нем они создают.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |