КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объективные и субъективные методы в психодиагностике
Основания и классификация психодиагностических процедур. Области применения психодиагностики. Цели и задачи психодиагностики. Задачи Ψд-ки м. решаться различными сп-бами. Это м.б. длительное набл-е за обслед-м, совершаемое в ходе оказания ему помощи, в ходе консультации, Ψтерапии, Ψ. тренинга. Набл-е в различных усл-х (набл-е за работой представителей сферы обслуживания). Применение спец. Ψдиагностич. м-дов позволяет решать след. задачи: · Сбор диагностич- инф-и в краткие сроки · Получение инф-и о чел-ке не вообще, а о тех или иных особ-тях. · Получение качественного и количественного основания для сравнения индивида с др. людьми. · Выбор наиболее эффективного ср-а для разв-я инд-да, осущ-е прогноза и определение корректирующих м-дов. Задача Ψд-ки: дать инф-ю об инд.-Ψ. особ-тях чел-ка, которая б. бы полезна ему самому и тем, кто с ним взаимодействует. На практике рез-ты м.б. использованы: 1. В целях оптимизации пр-сов обучения и восп-я (ряд задач: опр-е готовности реб-ка к школе, выявл-е доминирующих причин неуспеваемости, причин нарушений в личностной сфере, проф. ориентация и реализация индвидуал. обуч-я). 2. Ψд-ка явл. составляющей в деят-ти специалистов по проф. отбору, проф. обучению и проф. ориентации (в службах занятости). 3. Обл-ть практ. применения рез-тов в клинике, консультационной и Ψтерапевтической работе. Задача – поиск причин возникновения конкретной проблемы (навязчивые переживания). Это также выбор сп-бов и приемов, способствующих реш-ю проблем. 4. Судебная практика, в кот. вн-е уделяется проведению СПЭ. Проводится обслед-я потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулируется Ψ.закл-е о тех или иных кач-вах лич-ти, ур-нях интел. разв-я, Ψ. кач-вах и т.д. Ψ.инд-ть выявляется на базе теор. предст-й о предмете д-ки. См. 24. 1. М. различать диагностич. м-ды, основанные на заданиях: - которые предполагают правильный ответ - многие тесты инт-та, тесты спец. сп-тей, некот. личностных черт (напр., тест Равена, диагностич. процедура опр-я полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). - либо на заданиях, отн-но которых правильных ответов не существует - состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы бол-во личностных опросников (напр., 16PF) 2. М. различать: - вербальные м-ки - опосредованы речевой акт-тью обследуемых; составляющие эти м-ки задания апеллируют к памяти, вообр-ю, системе убеждений а их опосредованной языком форме - невербальные м-ки - включают речевую сп-ть исп-х только в плане понимания инстр-й, само же выполнение задания опирается на неверб. сп-ти — перцептивные, моторные. 3. Хар-ка того основного методич. пр-па, который положен в основу данного приема: 1) объективные тесты – это те м-ки, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполн-е задания. 2) стандартизованные самоотчеты (использ-е верб. сп-тей исп-го, а также обращение к его мышл-ю, вообр-ю, памяти; достоинство – четкая формализация процедур), которые в свою очередь включают: - тесты-опросники – предполагают набор пунктов (вопросов, утв-й), отн-но кот. исп-й выносит суж-я (как правило, использ. двух- или трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же Ψ. переменная представляется группой пунктов (не менее 6—7). Пункты теста-опросника м.б. прямыми, апеллирующими непоср-но либо к опыту субъекта, либо к мнениям, суж-ям исп-го, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания. Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд Ψ. переменных. Виды: типологические, мотивов, интересов, ценностей, уст-к. - открытые опросники, предполагающие последующий контент-ан-з; не предусматривают стандартизованного ответа исп-го; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. - шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда и м-ки классиф-и, предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утв-й, изобразит. материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них кач-ва, заданного шкалой. Обычно использ. трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования — это субъективная классиф-я, предполагающая выявление субъективной структурации объектов на ур-не шкалы наименований - индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа ролевых репертуарных решеток м. по форме совпадать со шкальными, опросными м-дами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, кот. оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуал. ответов данного конкретного исп-мого. Отличие этих м-дов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осущ. применение совр. статистич. аппарата и делают надежными диагностич. выводы отн-но индивидуал. особ-тей субъекта. 3) проективные техники: основаны на том, что недостаточно структурир.материал, выступающий в кач-ве «стимула», при соотв. орг-и всего эксп-та в целом порождает пр.ссы фантазии, вообр-я, в кот. раскрываются те или иные хар-ки субъекта. В клинич. употр-и проективные техники часто строятся на интуиции и теор. подготовке Ψдиагноста, которые оказ. необх. на этапе интерпретации данных. Исследоват. Употр-е проективных техник предполагает применение контент-аналитич. процедур, стандартизирующих обработку данных. 4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры) учитывают, что Ψдиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностич. Рез-тов за счет специфич. особ-тей этого контакта, релевантных диагностич. задаче. Так, доверит. контакт необх. при д-ке семейных затруднений, хар-ра личностного разв-я ребенка и во многих др. случаях, в которых диагност одноt выступает или в роли консультанта, или Ψтерапевта. Ситуация диагностич. патоΨ. Обслед-я диктует построение общ-я по пр-пу экспертизы. Диалогич. техники м.б. верб. (интервью, беседы) и неверб. (напр., игра с реб-ком м. выступать как неверб. диагностич. процедура). 4. Мера вовлеченности в диагностич. процедуру самого Ψдиагноста и степень его влияния на рез-т Ψд-ки: - минимальная (аппаратурные м-ки и объективные Ψ. тесты, некот. формы стандартизованных самоотчетов – многие опросники и шкальные техники) - максимальная (диалогические диагностические техники, различные виды бесед, интервью, диагностических игр, патоΨ. эксп-т) Все остальные Ψдиагностич. м-ды занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогич. м-дами. Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие ан-з профиля и интерпретацию отдельных шкал в зав-ти от значений др. и хар-ра профиля в целом, требуют клинич. опытности Ψдиагноста и, след-но, на этапе Ψдиагностич. закл-я не свободны от влияния лич-ти диагноста. Не менее явно это влияние и при необх-ти кодирования рез-тов обслед-я, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание Ψдиагностом атмосферы, расковывающей сп-ти исп-го к вообр-ю, творчеству. Если ввести одноt 2 основания — меру вовлеченности Ψдиагноста, его влияние на рез-ты обслед-я, с одной ст., и предметную направленность инструмента — с др., то известные на сегодня диагностич. м-ки м. расположить в двухмерной классификац. таблице. Соотв. м-ки окажутся расположенными в клетках таблицы, при этом столбца б. заполнены неравномерно по строкам таблицы. Так, сп-ти и Ψ. ff диагностируются в основном м-ми, влияние Ψдиагноста в кот. выражено min — в основном объективными тестами и тестами-опросниками. Личност. черты преимущ-но диагностируются тестами-опросниками; когнитив. орг-я и др. индивидуал. св-ва — преимущ-нно м-ками среднего уровня (по степени влияния Ψдиагноста на процесс д-ки) — репертуарными решетками, проективными техниками. Мотив-я, отн-е диагностируются преимущ-но проективными техниками. Вес диалогич. м-к, обладающих max степенью включенности Ψдиагноста, особенно важен в обл-ти д-ки взаимоотн-й, общ-я (таких св-тв, актуализация которых треб. воссоздания реальных ситуаций общения).
Объективные тесты – это те м-ки, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания. Процедуры тестир-я, вычисления первичных оценок по тесту и их интерпретации объективны в той мере, насколько они независимы от субъективных суж-й специалиста, проводящего тестир-е. Теоретически у любого конкретного чел-ка оценка по тесту д.б. одной и той же независимо от того, кто проводит с ним данный тест. На самом деле это не совсем так, поскольку полная стандартизация и абсолютная объективность практически недостижимы. Но по крайней мере стр-е к такой объективности составляет одну из целей при конструировании теста, и нужно признать, что приемлемый уровень объективности достигнут в бол-ве созданных тестов. Есть и др. важные отн-я, в которых Ψ. тесты с полным основанием м. охарактеризовать как объективные. Опр-е уровня трудности одного задания или теста в целом основывается на объективных эмпирич. процедурах. Когда А. Бине и Т. Симон составляли свою первую (1905) шкалу для измерения инт-та, они расположили входящие в нее 30 заданий в порядке возрастания трудности. Ур-нь трудности определялся путем опробования этих заданий на 50 нормал. и нескольких у.о. детях. Задания, с которыми справилось бол-во детей расценивались как самые легкие; задания же, с которыми справилось отн-но малое число детей. считались более трудными. С помощью такой процедуры б. установлен эмпирич. порядок трудности всех заданий.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |