КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития психодиагностики как научного направления. Возникновение психологического тестирования, основные этапы становления тестометрических процедур
1-й период. Донаучный – характеризуется отдельными эл-тами тестир-я. 2-й период. Использование в науке статистических м-дов. 3-й период. XX век. – произошел качественный толчок, связанный с двумя мировыми войнами. Создание групповых тестов и м-к иссл-я. Всё объединяет необх-ть ответить на вопрос об индивидуал. различиях между людьми. Этот вопрос м. отнести к любому из 3 периодов. В Библии м. найти Ψдиагностич. м-ды. 1-й период. Теофрас вводит понятие «хар-р» - примета, признак, черта или особ-ти чел-ка. Он описывает 31 хар-р и делит их по наиб. выраженной примете (скупость, лгун, хвастун, льстец). Гиппократ, Гален, Павлов, Кречмер, Шелдон: разрабатывали понятие типов темп-та. 4000 л.н. при посвящении в касту осущ. отбор кандидатов: испытания огнем, водой, угроза смерти, одиночество, беседа, испытание красивой женщиной. Около 2000 л.н. исполнители правит. должностей, Китай – участвовал сам император. Содержательная: музыка, стрельба, верховая езда, умение считать, писать, знание ритуалов и церемоний. Ханьская династия – 400 л. до н.э. – в испытания б. введены знание гражданского права, военного дела, финансов, сельского хоз-ва, географии. В Древней Греции (Спарта) и Риме испытаниям подвергались воины. В Пифагорейской школе ученики отбирались по умению читать, по походке, смеху (хар-р чел-ка), силе духа (экстремал. ситуация). Гань-буддизм – загадки, вопросы, парадоксы, создание ситуации Ψ. стресса, ситуативный тест (парадокс). Искусственно созданная ситуация – сп-бы регистрации пов-я исп-х в необычной для них обстановке; осущ-е тех или иных дей-й. такой подход присутствует во всех тестах интел. сп-тей; оценка интел. знаний. Вводится ограничение t на ответы. 1-е тесты проявления инд-ти разработаны Фрэнсисом Гальтоном (1822 – 1918) и Джеймсом Кеттеллом (1860 – 1944). Создание инструмента близкого к тесту для измерения ума. Хуан Хуарто получает возр. диагносцирование дарование у детей через воображение и память (1575). 2-й период. XIX в. – применение тестов и статистич. м-дов, направленных на изучение индивидуал. различий. основатель Ф. Гальтон. Началом изучения б. положена орг-я выставки в Лондоне, во t работы кот. за умеренную плату посетители м. получить параметры их инд-ти (рост, вес, сила удара, запоминание объектов, различение цветов и т.д.). Научное оформление эксперим. Ψ – В. Вундт в Лейпциге, где проводились иссл-я по мн-ву показателей. В проведении иссл-я участвовало много ученых, кот., покинув Лейпциг, организовали собственное направление. Отличия от тестир-я 1-го периода б. сформулированы Дж. Кеттеллом: одинаковость усл-й для всех исп-х, 1 час ограничение t, отсут-е зрителей, желание тестироваться, стандартные инструкции, мат. стат. ан-з. Период XIX – XX вв. – иссл-я, кот. м. рассматривать скорее экзотическими, чем научными. Ф. Галь: Френология – попытка опр-я тех или иных сп-тей по выпуклостям черепа. Графология – особ-ти письма. Для проверки пригодности и надежности тестов стали использ. ряд мат. процедур, таких как ретестирование, оценка надежности и валидности как пригодности теста для конкретной цели иссл-я. Становления Ψ. тестир-я в XIX в. – изучение у.о., особ-тей речевого разв-я инд-да – м. выступать как критерий для дифф-и у.о. Позднее разработаны шкалы, кот. используются и до сегодняшнего дня (Симон). Э. Сэген: обучение у.о. детей. Открыл школу. Его работы б. революционными – доска Сэгена: представляет собой доску, в кот. находятся пазы различной формы, исп-й туда вставляет фигурки (1835 – изучение неверб. инт-та). 1-е мат. стат. м-ды предложил Л. Кьютелл: эксперим. идея измерения. Понятие Ψметрики б. предложено Х. Вольффом для измерения Ψ. явл-й. Одним из м-дов б. измерение во t р-и. Б. обнаружено из астрономических набл-й. идеи ментальной хронометрии – Дондерс. К. Спирмен соединил Ψ. th с th физических измерений и КА. 3-й период. (XX в.) IМВ: перед воюющими сторонами возник вопрос создания групповых тестов для нужд армии. А. Отис создал 2 группы тестов: тесты α – для умеющих читать и тесты β – для неграмотных и иностранцев, с целью отбора в армию тех, кого м.б. научить. Этот период характеризуется развитием группового тестирования во многих странах, толчком которого послужили IМВ и IIМВ. В амер. фирмах использовались тесты для проф. отбора. Тест – это удовлетворяющая критериям научного познания эмпирико-аналитическая процедура. Ψ. тест – объективное и стандартизированное измерение пов-я выборки.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |