КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностика мотивации
Мотив-я занимает ведущее место в стр-ре лич-ти и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил пов-я, деят-ти. В отеч. работах мотив понимается и как осознанная потр-ть (Ковалев А. Г.), и как предмет потр-ти (Леонтьев А. Н.) и отождествляется с потр-тью (Симонов П. В.). В контексте различных теор. подходов различаются и схемы анализа мотивации. В зарубежной Ψ одной из наиболее влиятельных остается реактивная схема S— О—R (стимул—организм—р-я). Развитие когнитивной Ψ привело к попыткам заменить мотивационные пр-сы информационными. Так, в атрибутивном подходе Б. Вайнера, основанном на схеме S—когниция—R, мотив-я сводится к промежуточному информационному пр-су, а мотивы—к перцепции и тем самым теряется качественная специфика мотивац. обра-й. Для Г. Мюррея потр-ти (или мотивы), с одной стороны, выступают как устойчивые мотивац. обр-я, а с др. ст., это же понятие использ., когда говорится о функционал. переменных. М. Мадсен считает, что диспозиционные и функциональные переменные необх. четко различать. Д-ка опр. мотива однозначно не определяет д-ку соотв. ему вида мотив-и. Необх. учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Отличие мотива от мотив-и со стороны динамически энергетических хар-к и заключается как раз в том, что инт-ть актуальной мотив-и складывается из инт-ти латентного мотива и инт-сти ситуационных детерминант мотив-и. Д-ка мотивов и потр-тей нетождественна, хотя тесно взаимосвязана. Ψд-ка мотивов необх. для д-ки потр-тей, но недостаточна. Каждому мотиву соответствует свой «мотивац. вес», характеризующий степень вклада, который данный мотив вносит в реализацию той или иной потр-ти. С др. ст., мотивы, связанные с опр. потр-тью, – это не просто сумма мотивов, а иерархич. система, в которой имеются опр. ур-ни доминирования мотивов. Опр-е «мотивац. весов» мотивов дает нам возм-ть обнаружить общие хар-ки предмета потр-ти. Выявление же уровня доминирования мотивов дает возможность уточнить конкретную специфику предметного содержания потр-тей. Индикаторы мотивации. Мотив-я не только детерминирует деят-ть чел-ка, но и буквально пронизывает бол-во, если не все сферы Ψ. деят-ти. Это проявляется, в частности, в мн-ве тех операциональных критериев, которые используются в Ψд-ке мотивации: 1. Прямая оценка предст-й чел-ка о причинах или особ-тях пов-я, интересах и т. д. (когнитив. репрезентация). 2. Искажение объекта перцепции под влиянием мотивационных тенденций. 3. Повышенная апперцептивная восприимч-ть к объекту актуальной мотив-и (сензитивизация, пр-п резонанса). 4. Влияние мотивов на когнитив. оценки н тем самым на структурир-е, классифи-ю и организацию опр. стимульного материала. 5. Выявление зоны целей, релевантных мотиву. 6. Валентность объекта (через выявление системы побудительных ценностей, релевантных мотивам). 7. Проявление мотивов в воображении и фантазия (ТАТ и др). 8. Избирательность вн-я к аспектам ситуации, релевантным мотивам. 9. Эффект Зейгарник (через оценку хар-ра персеверирующих нереализ. Дей-й, намерений м. косвенно судить о лежащих в их основе мотивах). 10. Настойч-ть при столкновении с преградой (величина усилий, кот. проявляет чел-к для преодол-я преграды, м. характериз. силу мотивац. тенденции, детерминир. его дей-я). 11. Выявл-е сов-ти внутр. или внеш. преград, релевантных мотивам. 12. t принятия решения при мотивац. конфликте выбора альтернатив (приближение—приближение, избегание—избегание). 13. Временные параметры: а) количество t, кот. чел-к реально посвящает опр. акт-ти (реальное распред-е t); б) количество t, кот. чел-к желал бы посвятить опр. акт-ти (желаемое распред-е t); в) к-во t, кот. чел-к тратит на обсуждение, разговоры в т. ч. по темам, релевантным актуал. мотив-и. 14. Свободный выбор акт-ти в лабораторной ситуации. 15. Оценка эфф-ти выполн-я деят-ти (при прочих равных усл-х в опр. пределах более сильной мотивац. тенденций соответствует больший уровень эфф-ти соотв. деят-ти, пов-я). 16. Эксперим. создание мотивац. конфликта между разными мотивац. тенденциями. 17. Выявление личностного смысла различных хар-к пов-я, деят-ти. ситуации и т. д. 18. Типичные защитные мех-змы, кот. м.б. связаны с мотивами, потр-тями (мотивац. тенденции, реализация которых блокирована внеш. или внутр. преградами, проявляются в защитной мотив-и). 19. Свободные ассоциации (детерминация характера и количества ассоц-й актуальной мотивац. тенденцией). 20. Выявление тактик каузальной атрибуции, релевантных опр.мотивам. 21. Набл-е за пов-ем др.: а) в смоделированной ситуации, б) В естественной обстановке. 22. Самонабл-е за своим пов-ем. 23. Динамика пов-я отдельного чел-ка в течение длит. периода (монографический метод). 24. Форм-е и трансформ-я мотивов в эксп-те. 25. Продукты деят-ти. 26. Хар-р и инт-ть эмоц. р-й, детерминированных актуальной мотивацией. Прямые методы психод-ки мотивационной сферы лич-ти. Самый простой вариант такой м-ки — прямо спросить у чел-ка «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в прошлом. Также м.б. использ. интервью, анкеты, когда чел-ку предлагается для выбора или оценки опр. перечень мотивов, потр-тей, интересов и т. д. В эту же группу входят м-ки измерения уст-к, кот. построены т.о., что о хар-ре мотивац. переменной судят на основе словесно высказываемого мнения. Возникает сомнение, действительно ли такие м-ки измеряют реальные установки чел-ка. Личностные опросники для измерения мотивов. «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS ) является опросником, который измеряет силу потр-тей из перечня, предложенного Г. Мюрреем. «Форма по изучению лич-ти» Д. Джексона (PRK) — это м-ка для измерения мотивац. сферы, также построенная на th мотив-и Г. Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мотивац. переменных, из которых 12 аналогичны потребностям из опросника ЕРРS. «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чув-ти к отвержению» А. Мехрабиана измеряет 2 обобщенных мотива: стр-е к принятию и страх отвержения. 1-я шкала содержит 26 пунктов, а 2-я — 24 пункта. Шкалы оценивают в первом случае общие ожидания инд-да о «+» исходе при уст-и м/л контакта, а во втором случае – «–» ожидания. Опросник для измерения результирующей тенденции мотив-и дост-я (RAM) А. Мехрабиана имеет 2 формы: для ♂ и для ♀. Опросник построен на основе th мотив-и дост-я Дж. Аткннсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуал/ различия людей с мотивом стр-я к успеху (МS) и избегания неудачи (МAF) в пов-и, детерминированном мотив-й дост-я. Рассматривались особ-ти ур-ня притязаний, эмоц/ р-и на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зав-ти-незавиc-ти в м/ж отн-ях и др. М-ка измеряет результирующую тенденцию мотив-и дост-я, т.е. разницу (МS—МAF), так как пункты построены на основе сравнительных учр-й. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли МS над МAF или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию дост-я (МS>МAF), а низкие показатели — на тенденцию избегания (МS<МAF). Опросник Р. Нигарда и Т. Гьесме для измерения мотивов МS и МAF имеет 2 шкалы по 30 пунктов. Авторы при конструировании теста также исходили из теории мотивации Дж. Аткинсона. Тест измеряет мотивы добиться успеха (МS) и избежать неудачи (МAF) раздельно друг от друга. Это гарантирует от различий в актуализации мотив-и у разных исп-х, что обеспечивает лучшую д-ку мотивов. Проективные м-ды. Проектив. м-ды используются для д-ки глубинных мотивац. обр-й, особенно неосозн. мотивов. М-ки, которые чаще всего используются для выявления мотивации. — это ТАТ Г. Мюррея, тест фрустраций Розенцвейга, неоконченных предложений, неоконченных рассказов и др. М-ка мотивац. индукции Ж. Ньютена (MIM) представляет собой проектив. м-д дополнения незаконч. предл-й. При интерпретации ответов использ. спец. система категорий. Диагностируются различные стороны познават. мотив-и, мотив-и дост-я, комм. мотив-и и др. Д-ка мотивации через искажение объекта перцепции. М-ки, реализующие этот пр-п, использ. Д. Брунер и сотр. и многими др. иссл-лями. В лаборатории Л. И. Божович была создана м -ка для выявления мотивов пов-я. Доминирующие мотивы подростка выявлялись через ошибки воспр-я при опр-и на глаз длины линий. При этом опр-ие длины линий мотивировалось по-разному. Сила мотива оценивалась на основе степени преобл-я ошибок в разных ситуациях. Этот м-д основан па использ-и индикатора, обозначенного в списке под номером 2, — искажение объекта перцепции под влиянием мотивац. тенденций. М-ка включает эксперим. процедуры актуализации мотивов, графич. м-д предъявл-я стимула, выявл-е доминир. мотив-и. Через выявление доминирующих мотивов оценивается направленность лич-ти (направленность на общественные либо на свои личные интересы, на самоутверждение). Д-ка мотивов через личностный смысл. «Обобщенные мотивы» диагностируются через выявление смыслов, которые имеют для чел-ка разные хар-ки пов-я, ситуации, отн-й и т.д. Д-ка мотивов поср-вом когнитив. оценок. Мотив-я влияет на когнитив. оценки, что детерминирует структурир-е и орг-ю материала. Использ. процедуры, которые требуют различных когнитив. ответов, классиф-й и т. д. Задание, которое выполняет исп-й, несхоже с хар-кой изучаемого пов-я. Иссл-е р-й на юмор для выявления мотивац. переменных явл. одним из м-дов, использ. эту особ-ть мотив-и. Сущ. «личностный тест юмора» (IРАТ), который выявляет 13 личностных факторов. ТЮФ А.Г. Шмелева, В.С. Бабиной выявляет 7 тематических конструктов. Метод д-ки мотивов через хар-ку преград. На пути к дост-ю цели м. возникать различные преграды, кот. блокируют пр-сы реализации дей-я. Преграды по хар-ру локализации обычно подразделяются на внутр. и внеш. Преграды различаются не только по типу, но и по степени трудности (субъективная трудность — объективная трудность). Соотн-я, сущ. между мотивами и преградами, использ. для конструирования м-к. Одна из м-к, реализующих данный критерий, была разработана В. В. Столиным (1983). Мотивы, потр-ти и т. д., какими бы устойчивыми обр-ями не были, не теряют своей ситуац. специфики и явл. динамическими обр-ями, кот. актуализируются с разной степенью инт-ти в разных ситуациях. Поэтому Ψд-ка мотивац. переменных, рассматриваемых как абсолютно стабильные обр-я, не связанные с ситуационной детерминацией, не соотв. природе мотив-и. Это относится также к опросникам для измерения мотивов. Если такие опросники действительно диагносцируют мотивы, а не что-нибудь иное, то суммарные баллы, получаемые исп-м до актуализации соотв. мотива и после, значимо различаются. Др. проблема возникает из-за отсут-я значимых корреляций между д-кой одних и тех же мотивов поср-вом проектив. м-к и опросников. Д. Макклелланд относит опросники к респондентным м-дам, а проектив. м-ки – к оперантным. В оперантном м-де чел-к дает непосредств., спонтанные ответы на неструктурир. стимул. Ни сам стимул, ни ответ исп-го не контролируются эксп-ром. В отличие от этого при респондентных измерениях стимулы специфичны, ответы узко ограниченны. Он приходит к справедливому выводу о том, что респондентные и оперантные м-ды измеряют разные стороны мотивов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |