Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика мотивации




Мотив-я занимает ведущее место в стр-ре лич-ти и яв­ляется одним из основных понятий, которое используется для объяс­нения движущих сил пов-я, деят-ти. В отеч. работах мо­тив понимается и как осознанная потр-ть (Ковалев А. Г.), и как предмет потр-ти (Леонтьев А. Н.) и отождествляется с потр-тью (Симонов П. В.).

В контексте различных теор. подходов различаются и схе­мы анализа мотивации. В зарубежной Ψ одной из наиболее влиятельных остается реактивная схема S— О—R (стимул—орга­низм—р-я). Развитие когнитивной Ψ привело к попыт­кам заменить мотивационные пр-сы информационными. Так, в атрибутивном подходе Б. Вайнера, основанном на схеме S—когниция—R, мотив-я сводится к промежуточному информационному пр-су, а мотивы—к перцепции и тем самым теряется качественная специфика мотивац. обра-й. Для Г. Мюррея потр-ти (или мотивы), с одной стороны, выступают как устойчивые мотивац. обр-я, а с др. ст., это же понятие использ., когда говорится о функцио­нал. переменных. М. Мадсен считает, что диспозиционные и функциональные переменные необх. четко разли­чать.

Д-ка опр. мотива однозначно не определяет д-ку соотв. ему вида мотив-и. Необх. учиты­вать вклад детерминант конкретной ситуации. Отличие мотива от мотив-и со стороны динамически энергетиче­ских хар-к и заключается как раз в том, что инт-ть актуальной мотив-и складывается из инт-ти латентного мо­тива и инт-сти ситуационных детерминант мотив-и.

Д-ка мотивов и потр-тей нетождественна, хотя тесно взаимосвязана. Ψд-ка мотивов необх. для д-ки потр-тей, но недостаточна. Каждому мотиву соответствует свой «мотивац. вес», харак­теризующий степень вклада, который данный мотив вносит в реали­зацию той или иной потр-ти. С др. ст., мотивы, связан­ные с опр. потр-тью, – это не просто сумма мотивов, а иерархич. система, в которой имеются опр. ур-ни до­минирования мотивов. Опр-е «мотивац. весов» мотивов дает нам возм-ть обнаружить общие хар-ки предмета потр-ти. Выявление же уровня доминирования мотивов дает воз­можность уточнить конкретную специфику предметного содержания потр-тей.

Индикаторы мотивации. Мотив-я не только детерминирует дея­т-ть чел-ка, но и буквально пронизывает бол-во, если не все сферы Ψ. деят-ти. Это проявляется, в частности, в мн-ве тех операциональных критериев, которые используются в Ψд-ке мотивации:

1. Прямая оценка предст-й чел-ка о причинах или особ-тях пов-я, интересах и т. д. (когнитив. репрезентация).

2. Искажение объекта перцепции под влиянием мотивационных тенденций.

3. Повышенная апперцептивная восприимч-ть к объекту актуальной мотив-и (сензитивизация, пр-п резонанса).

4. Влияние мотивов на когнитив. оценки н тем самым на структурир-е, классифи-ю и организацию опр. стимульного материала.

5. Выявление зоны целей, релевантных мотиву.

6. Валентность объекта (через выявление системы побудительных ценностей, ре­левантных мотивам).

7. Проявление мотивов в воображении и фантазия (ТАТ и др).

8. Избирательность вн-я к аспектам ситуации, релевантным мотивам.

9. Эффект Зейгарник (через оценку хар-ра персеверирующих нереализ. Дей-й, намерений м. косвенно судить о лежащих в их основе мотивах).

10. Настойч-ть при столкновении с преградой (величина усилий, кот. про­являет чел-к для преодол-я преграды, м. характериз. силу мотивац. тенденции, детерминир. его дей-я).

11. Выявл-е сов-ти внутр. или внеш. преград, релевантных мотивам.

12. t принятия решения при мотивац. конфликте выбора альтернатив (приближение—приближение, избегание—избегание).

13. Временные параметры: а) количество t, кот. чел-к реально посвящает опр. акт-ти (реальное распред-е t); б) количество t, кот. чел-к желал бы посвятить опр. акт-ти (желаемое распред-е t); в) к-во t, кот. чел-к тратит на обсуждение, разговоры в т. ч. по темам, релевантным актуал. мотив-и.

14. Свободный выбор акт-ти в лабораторной ситуации.

15. Оценка эфф-ти выполн-я деят-ти (при прочих равных усл-х в опр. пределах более сильной мотивац. тенденций соответствует больший уровень эфф-ти соотв. деят-ти, пов-я).

16. Эксперим. создание мотивац. конфликта между разными мотивац. тенденциями.

17. Выявление личностного смысла различных хар-к пов-я, деят-ти. ситуации и т. д.

18. Типичные защитные мех-змы, кот. м.б. связаны с мотивами, потр-тями (мотивац. тенденции, реализация которых блокирована внеш­. или внутр. преградами, проявляются в защитной мотив-и).

19. Свободные ассоциации (детерминация характера и количества ассоц-й актуальной мотивац. тенденцией).

20. Выявление тактик каузальной атрибуции, релевантных опр.моти­вам.

21. Набл-е за пов-ем др.: а) в смоделированной ситуации, б) В естественной обстановке.

22. Самонабл-е за своим пов-ем.

23. Динамика пов-я отдельного чел-ка в течение длит. периода (мо­нографический метод).

24. Форм-е и трансформ-я мотивов в эксп-те.

25. Продукты деят-ти.

26. Хар-р и инт-ть эмоц. р-й, детерминированных акту­альной мотивацией.

Прямые методы психод-ки мотивационной сферы лич-ти.

Самый простой вариант такой м-ки — прямо спросить у чел-ка «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в про­шлом. Также м.б. использ. интервью, анкеты, когда чел-ку предлагается для выбора или оценки опр. перечень мотивов, потр-тей, интересов и т. д. В эту же группу входят м-ки измерения уст-к, кот. по­строены т.о., что о хар-ре мотивац. переменной судят на основе словесно высказываемого мнения. Возникает сомнение, действительно ли такие м-ки измеряют реальные установки чел-ка.

Личностные опросники для измерения мотивов.

«Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS ) является опросником, который измеряет силу потр-тей из перечня, предложенного Г. Мюрреем.

«Форма по изучению лич-ти» Д. Джексона (PRK) это м-ка для измерения мотивац. сферы, также построенная на th мотив-и Г. Мюррея. Опросник Джексона из­меряет 20 мотивац. переменных, из которых 12 аналогичны по­требностям из опросника ЕРРS.

«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чув-ти к отвержению» А. Мехрабиана измеряет 2 обобщенных моти­ва: стр-е к принятию и страх отвержения. 1-я шкала содержит 26 пунктов, а 2-я — 24 пункта. Шкалы оценивают в первом случае общие ожидания инд-да о «+» исходе при уст-и м/л контакта, а во вто­ром случае – «–» ожидания.

Опросник для измерения результирующей тенденции мотив-и до­ст-я (RAM) А. Мехрабиана имеет 2 формы: для ♂ и для ♀. Опросник построен на основе th мо­тив-и дост-я Дж. Аткннсона. При подборе пунктов теста учи­тывались индивидуал/ различия людей с мотивом стр-я к успеху (МS) и избегания неудачи (МAF) в пов-и, детерминирован­ном мотив-й дост-я. Рассматривались особ-ти ур-ня при­тязаний, эмоц/ р-и на успех и неудачу, различия в ори­ентации на будущее, фактор зав-ти-незавиc-ти в м/ж отн-ях и др. М-ка измеряет результирующую тенденцию мо­тив-и дост-я, т.е. разницу S—МAF), так как пункты по­строены на основе сравнительных учр-й. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли МS над МAF или наоборот. Высокие пока­затели по этому тесту указывают на тенденцию дост-я SAF), а низкие показатели — на тенденцию избегания (МSAF).

Опросник Р. Нигарда и Т. Гьесме для изме­рения мотивов МS и МAF имеет 2 шкалы по 30 пунктов. Авторы при конструировании теста также исходили из теории мотивации Дж. Аткинсона. Тест измеряет мотивы добиться успеха (МS) и избежать не­удачи AF) раздельно друг от друга. Это гаранти­рует от различий в актуализации мотив-и у разных исп-х, что обеспечивает лучшую д-ку мотивов.

Проективные м-ды. Проектив. м-ды используются для д-ки глубинных мотивац. обр-й, особенно неосозн. мотивов. М-ки, которые чаще всего используются для выявления моти­вации. — это ТАТ Г. Мюррея, тест фрустраций Розенцвейга, неокончен­ных предложений, неоконченных рассказов и др. М-ка мотивац. индукции Ж. Ньютена (MIM) представ­ляет собой проектив. м-д дополнения незаконч. предл-й. При интерпретации ответов использ. спец. система категорий. Диагностируются различные стороны познават. мо­тив-и, мотив-и дост-я, комм. мотив-и и др.

Д-ка мотивации через искажение объекта перцепции. М-ки, реализующие этот пр-п, использ. Д. Брунер и сотр. и многими др. иссл-лями. В лаборато­рии Л. И. Божович была создана м -ка для выявления мотивов пов-я. Доминирующие мотивы подростка выявлялись через ошиб­ки воспр-я при опр-и на глаз длины линий. При этом опр-ие длины линий мотивировалось по-разному. Сила мотива оцени­валась на основе степени преобл-я ошибок в разных ситуациях. Этот м-д основан па использ-и индикатора, обозначенного в списке под номером 2, — искажение объекта перцепции под влияни­ем мотивац. тенденций. М-ка включает эксперим. процедуры актуализации мотивов, графич. м-д предъявл-я стимула, выявл-е доминир. мотив-и. Через выявление доминирующих мотивов оценивается направленность лич-ти (направленность на об­щественные либо на свои личные интересы, на самоутверждение).

Д-ка мотивов через личностный смысл. «Обобщенные мотивы» диагностируются через выявление смыслов, которые имеют для чел-ка разные хар-ки пов-я, ситуации, отн-й и т.д.

Д-ка мотивов поср-вом когнитив. оценок. Мотив-я влияет на когнитив. оценки, что детерминирует структурир-е и орг-ю материала. Использ. процедуры, ко­торые требуют различных когнитив. ответов, классиф-й и т. д. Задание, которое выполняет исп-й, несхоже с хар-кой изучаемого пов-я. Иссл-е р-й на юмор для выявления мотивац. пе­ременных явл. одним из м-дов, использ. эту особ-ть мотив-и. Сущ. «личностный тест юмора» (IРАТ), который вы­являет 13 личностных факторов.

ТЮФ А.Г. Шмелева, В.С. Бабиной выяв­ляет 7 тематических конструктов.

Метод д-ки мотивов через хар-ку преград. На пути к дост-ю цели м. возникать различные преграды, кот. блокируют пр-сы реализации дей-я. Преграды по хар-ру ло­кализации обычно подразделяются на внутр. и внеш. Пре­грады различаются не только по типу, но и по степени трудности (субъективная трудность — объективная трудность). Соотн-я, сущ. между мотивами и преградами, использ. для конструиро­вания м-к. Одна из м-к, реализующих данный критерий, бы­ла разработана В. В. Столиным (1983).

Мотивы, потр-ти и т. д., какими бы устойчивыми обр-ями не были, не теряют своей ситуац. специфики и явл. динамическими обр-ями, кот. актуализируются с разной степенью инт-ти в разных ситуациях. Поэтому Ψд-ка мотивац. переменных, рассматриваемых как абсолютно стабильные обр-я, не связан­ные с ситуационной детерминацией, не соотв. природе мотив-и. Это относится также к опросникам для измерения мотивов. Если такие опросники действительно диагносцируют мотивы, а не что-нибудь иное, то суммарные баллы, получаемые исп-м до актуализации соотв. мотива и после, значимо различаются. Др. проблема возникает из-за отсут-я значимых корреляций между д-кой одних и тех же мотивов поср-вом проектив. м-к и опросников. Д. Макклелланд относит опросники к респондентным м-дам, а проектив. м-ки – к оперантным. В оперантном м-де чел-к дает непосредст­в., спонтанные ответы на неструктурир. стимул. Ни сам стимул, ни ответ исп-го не контролируются эксп-ром. В отличие от этого при респондентных измерениях стимулы специфич­ны, ответы узко ограниченны. Он приходит к справедливому выводу о том, что респондентные и оперантные м-ды измеряют разные сто­роны мотивов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.