Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика межличностных отн-й




М-ки иссл-я отн-й:

ü социометрические анкеты

ü шкалы аттитьюдов

ü семантические материал, где основное – осознаваемый, доступный вербализации слой отн-й

ü ЦТО – неосознаваемый хр-р отн-й к окр. явл-ям, соб-ям, лицам.

В настоящее время t Ψ существует громадное к-во конкретных м-ч. приемов исслед-я м/л отн-й.

Систематика м-к Ψд-ки м/л отн-й возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (д-ка отн-й между группами, внутригрупповых пр-сов, диадных отн-й и т. д.);

б) на основании задач, решаемых иссл-ем (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.);

в) на основании структурных особ-тей используемых м-к (опросники, проектив. м-ки, социометрия и т.д.)

г) на основании исходной точки отсчета д-ки м/л отн-й (м-ки субъективных предпочтений, м-ки выявл-я личностных хар-к участника общ-я, м-ки иссл-я субъективного отражения м/л отн-й и т.д.

1. Объект иссл-я, или точка приложения м-ки. М/л отн-я проявляются в большом разнообразии сфер человеч. бытия, которые сущ-но отличаются др. от др., в кот. действуют различные Ψ. детерминанты. Поэтому применение конкретных м-к имеет свои границы, игнорирование которых приводит к «девалидизации» м-ки, необоснов-ти выводов. Так, социометрия, адекватная для иссл-я группы лиц, хорошо знакомых др.с др., даст трудно интерпретир. рез-ты при обследовании группы, в кот. люди нах. на различных ур-нях м/л познания.

2. Задачи, решаемые в иссл-и. От них зависят треб-я, предъявл. к валидности использ. м-к, к объему поставляемых ею Ψ. данных и др. В особом положении находятся м-ки иссл-я м/л отн-й в м.гр. (в семье), использ. для реш-я задач Ψкоррекц. работы.

3. Структурные особенности используемых м-к. На этот критерий следует особо обратить вн-ие с (.) зр. мотив-и исследуемого к тестир-ю и его возрастных хар-к. Отдельные м-ки не предполагают возрастания мотив-и к выполнению задания уже по самой сути своего строения (тест ММРI или СРI). Процедуры, основанные на рефлексии собств. переживаний, требующие осознания собств. субъективного отн-я к людям, эксплицитного обоснования чувств и отн-й, малоприменимы для исследования детей до подросткового возраста.

4. Исходная точка отсчета д-ки м/л отн-й. Тут имеются в виду те Ψ. параметры, на кот. основывается суждение Ψ-га о м/л отн-ях. Точки отсчета при оценке м/л отн-й существенно отличаются даже в тех случаях, когда рез-ты иссл-я интерпретируются в тех же терминах. Для одних м-к основными явл. показатели м/л привлекательности, ситуации субъектив. выбора, для др. — глубинные мотивац.-потребностные хар-ки каждого участника в/дей-я, для третьих — ситуационные детерминанты пов-я и т. д. Различные точки отсчета представляют собой м-ческую реализацию опр. теор. воззрений. Это необх. иметь в виду для критического осмысления интерпретации получаемых данных.

Д-ка м/л отн-й на основе субъективных предпочтений. Традиционная м-ка этой группы — социометрический тест, предложенный Дж. Морено. Его суть — субъектив. м/л предпочтения (выборы) членов группы по опр. сферам (напр., работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъектив. выборов определяются индивидуал. социометрический статус инд-да (лидер, отверженный, изолированный), структура м/л отн-й, сплоченность группы и т.д. Сущ. ряд модификаций социометрического теста. Отличительными по своей стр-ре явл. аутосоциометрические м-ки, под которыми понимаются такие ср-ва изучения взаимоотн-й и их осознания, в которых исп-е сами «измеряют» взаимные отн-я людей др. к др. и к себе.

К обсуждаемой категории м-к можно отнести и ср-ва прямой оценки группы в целом. Один из вариантов такой оценки м.б. основан на вопросах, требующих от исп-го общей оценки группы (напр.: «Насколько привлекательна для Вас эта группа?», «В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?») или оценки собств. членства в ней (напр.: «Хотите ли Вы остаться членом данной группы?»). При оценке данного м-ческого приема м. согласиться с указанным автором, что столь «лобовые» вопросы не позволяют надеяться на искренние ответы. Гл. недостаток м-к д-ки м/л отн-й поср-вом субъективных предпочтений, оценки отн-й участниками интеракций – сам пр-п такого подхода сталкивается со схожими методологич. проблемами, как и м-д интроспекции в общей Ψ.

М-ки косвенной оценки м/л отн-й – самая молодая и малоразработанная категория методич. приемов иссл-я м/л отн-й. Они основаны на выявленных в соц. Ψ з/м-тях влияния эмоц. отн-я гл.обр. на неверб. пов-е, паралингвистические параметры. Наиболее известны м-ки, основанные на з/м-тях проксемического пов-я людей. Гл. их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в простр-ве отн-но др. лица или группы лиц зависит от его м/л отн-й — «+» эмоц. отн-е проявляется в выборе более близкого расстояния. Ср-ва иссл-я, основанные на феноменах «личностного простр-ва», можно разделить на 3 категории:

¨ техники набл-я реальной ситуации – дают наиб. достоверную инф-ю о м/л отн-ях. Классическую, наиболее типичную процедуру представляет собой схема иссл-я, в которой проксемическое пов-е двух людей фиксируется наблю-лем или же, в более сложных схемах, проксемическое пов-е членов группы записывается на видеопленку с последующим ан-зом пов-я каждого

¨ техники символического моделирования реальной ситуации – разноообразны, предполагают большую акт-ть исп-го, в которых он сам д. полностью структурировать ситуацию, самостоятельно располагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, опр. обр. в простр-ве. Согласно м-ке, описанной Дж. Кют, реб-к складывает вырезанные фигуры разных людей на бархатной доске. При сравнении данных о линейных расстояниях между расположенными фигурами с соотв. данными иссл-й по др. Ψ. м-кам автор пришел к выводу, что эмоц. расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации.

¨ проективные ср-ва, основанные на данном пр-пе, сущ-но не отличаются от методич. приемов моделир-я, однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены на опр. сферу познания. М-ка К. Peterson направлена на изучение семейных отн-й. В нее входят модель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными линиями для удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры членов семьи. Реб-к, играя в «семью» и располагая опр.обр. ее членов, дает иссл-лю легко интерпретируемый материал. В бол-ве случаев оценка расстояния между фигурами составляет лишь небольшую часть интерпретируемого материала проектив. м-ки, один его параметр. Он использ. в м-ках, основанных на игровой деят-ти, при интерпретации рисунка семьи при стр-рации отображенных м/л ситуаций.

Кроме методич. приемов, основанных на з/м-тях проксемического пов-я, делаются попытки создания процедур иссл-я м/л отн-й на основе особ-тей паралингвистических компонентов речи, такесики и контакта глаз. Б. показано, что именно контакт глаз позволяет судить о начале интеракции; увелич-е t обоюдного контакта глаз говорит о более теплых отн-ях между партнерами общ-я. Гл. недостаток м-к косвенной оценки м/л отн-й в их неразработанности, в том, что они дают сравнительно узкую инф-ю.

М-ки набл-я и ЭО интерпретации. Ситуационный тест. В соц. Ψ достаточно часто использ. м-ки иссл-я м/л отн-й, в которых акцент делается на объектив. и обширное описание интеракции, которое впослед-и интерпретируется, исходя из опр. теор. воззрении. В отличие от предыдущ. класса м-к здесь иссл-ль имеет дело с менее однознач. и менее контекстуал. Ψ. материалом; его интерпретация более интегративна, более зависима от Ψ. th, на кот. опирается иссл-ль. Содержание схемы набл-я зависит от теор. ориентации Ψ-га и специфики решаемых прикладных задач. Все же в своем бол-ве исходной точкой отсчета служат ситуатив. детерминанты пов-я, гештальты транзакций.

Формально процедуры регистрации пов-я отличаются друг от друга по целому ряду параметров:

¨ регистрирование дискретных р-й - регистрирование ре-й опр. общих категорий;

¨ постоянное регистрирование пов-я — выборочное;

¨ регистрирование пов-я в изоляции — регистрирование р-й в контексте предыдущих или последующих событий.

Одна из самых известных м-к регистрации м/л отн-й принадлежит Р.Бейлзу.

Перспективным направлением в исследовании и д-ке м/л отн-й явл. набл-е за игровым имитированием опр. ситуации. Это т.наз. ситуационные тесты, в которых чел-к ставится в ситуацию, наиболее выпукло показывающую некот. стороны реальной жизненной ситуации. Набл-е за пов-ем чел-ка в ситуационном тесте позволяет хорошо диагносцировать его м/л отн-я, предвидеть их развитие в реальной ситуации. Бол-во ситуац. тестов возникли как отдельные методич. приемы для иссл-я разных феноменов м/л отн-й. Они мало разработаны и стандартизированы, здесь много пространства для изобретательства иссл-ля, поэтому здесь больше подходит термин «прием», чем «тест». Но благодаря своей приближенности к жизни и хорошим прогностич. рез-там ситуац. тесты являются перспективными для д-ки м/л отн-й. Одним из таких приемов явл. групповая дискуссия без лидера.

Для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в диаде широко использ. спец. сконструированные настольные игры. Известна игра, предложенная М. Дойчем и Р. Краусом, где исп-м предлагается с помощью ручек как м. быстрее провести свою фишку по опр. пути. При этом оказ., что общий для каждого участника отрезок пути они м. пройти только по отдельности. В иссл-ях отеч. Ψ-гов широко использ. приборы типа «гомеостат», «групповой сенсомоторный интегратор» и т. д. Они моделируют простейшую деят-ть группы, требующую согласования, координации, единства членов группы. Для изучения диадного взаимодей-я широко использ. игра под названием «Дилемма узника».

Д-ка индивидуальных свойств, влияющих на м/л отн-я. Для д-ки м/л отн-й важно выделить те инд.-личност. св-ва участников интеракции, которые проявл. и влияют на пр-с общ-я. Созданы тесты и шкалы для измерения таких св-в, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д. Все шкалы вряд ли можно перечислить, их очень много, потому что бол-во иссл-лей и практиков строят их, исходя из своих задач и конкретной ситуации. Сущ. попытки объединить разные шкалы в обширные Ψ. опросники, подготовить спец. батареи тестов для изучения м/л отн-й. М-ка Т. Лири.

Калифорнийский психологический опросник лич-ти (СРI) б.разработан по пр-пу ММРI в конце 60-х годов амер. Ψ-гом Дж. Гоухом. Цель этого опросника, как указывает сам его создатель, — это «предвидеть, что люди скажут или сделают в опр. ситуации, а также предсказать, что др. скажут о них». В отличие от ММРI СРI предназначен для «зд.х людей и выявл. не патологи., а скорее соц.-Ψ. хар-ки лич-ти. Сам опросник состоит из 480 утв-й, на кот. исп-му н. ответить «да» или «нет». Бол-во вопросов, 200 из кот. взяты из ММРI, касается типичного пов-я, повседневных чув-в, мнений и уст-к исп-го. 18 шкал.

М-ки исследования субъективного отражения м/л отн-й возникли гл.обр. как ответ на запрос прикладных обл-тей Ψ — индивидуал. и семейной Ψ. консультаций и Ψтерапии, в которых для дост-я практ. целей необх. познание субъектив. мира клиента. Бол-во этих м-к проектив. Для иссл-я особ-й отражения м/л отн-й часто использ. м-ки тематич. апперцепции. Для взр-х применяют ТАТ, для детей — САТ и др. М-ку иссл-я м/л отн-й в семье — FРI м. использ. для иссл-я как взр-х, так и детей. Полный вариант теста составляют 40 сцен из семейной жизни. Возраст изображенных детей —7—12 лет. 16 картинок подходят для иссл-я семей, в кот. есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Т.о., комплект из 24 картинок м.б. использ. для родителей и детей любой семьи. Если в семье есть и мальчик, и девочка, использ. комплект из 40 картинок. Дается такая инструкция: «Тут у меня несколько картинок, на которых изображены что-то делающие люди. Некоторые из них — мальчики и девочки, др. — взр-е. Я хочу, чтобы ты посмотрел на эти картинки и подумал, что бы ты м. по ним рассказать. Расскажи, что они, по твоему мнению, делают и говорят».

Среди м-к иссл-я субъектив. отражения м/л отн-й следует упомянуть и информативные, удобные в применении вербальные м-ки, такие, как неоконченные предложения Сакс-Сиднея, неоконченные рассказы для детей Меделайн Томас Сторис. Особое место занимает тест ролевых конструктов Г. Келли—РЕР-тест. М/л отн-я м. субъективно отражаться как на верб. уровне, что выражается в специфич. подборе слов, утв-й для хар-ки партнера по отн-ям и самих отн-й, так и на неверб. ур-не, что м. выразиться, напр., в цветовых ассоц-ях на партнера по общ-ю (ЦТО). М-ки, основанные на отражении м/л отн-й, в верб. пов-и не следует путать с описанным выше подклассом м-к, основанных на д-ке индивидуал. св-в или личност. черт, влияющих на м/л отн-я. В первом случае речь идет о конкретном отн-и субъекта к лицу и к общ-ю с ним, т.е. отн-и, опр. некот. сов-тью причин; историей отн-й в целом, ситуацией, потр-тями субъекта, личност. чертами общающихся. Во втором случае речь идет об одной или неск.детерминантах этих отн-й. К м-кам 1-го типа относится, напр., опросник удовл-ти браком Столина В. В., Романовой Т. Л., Бутенко Г. П. (1984). В этом опроснике измеряется некоторое общее чув-во удовл-ти-неудовл-ти браком вообще, конкретным браком с данным партнером, самим партнером. М-ки 2-го типа уже упоминались (СРI, тест м/л отн-й Т. Лири и сотрудников).

М-кой, основанной на факте выражен-ти м/л отн-й в неверб. ур-не субъективного отражения, является тест цветовых конструктов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.