Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностические техники сбора данных о личности (метод Т особенности и границы применения)




Психодиагностические техники сбора данных о личности (метод Q особенности и границы применения).

Психодиагностические техники сбора данных о личности (метод L особенности и границы применения).

Метод L (life record data) включает сп-бы регистрации реал. пов-я в повседневной жизни. Чаще всего использ. ЭО при осущ-и данного м-да. Этот м-д использ. как важный критерий, отн-но которого измеряется валидность рез-тов, полученных др. сп-бами. Недостатки: проблема надежности. Факторы, порождающие эту проблему – систематич. искажение (плохое/ хорошее отн-е эксперта к оцениваемому лицу – эффект ореола, хало-эффект: воспр-е исп-го через призму лич-ти эксперта). На оценку м. повлиять различие в статусе. Различные ситуации м. повлиять на пов-е исп-го, что м. отразиться на адекватности получаемых оценок. Для повышения надежности L – данных нужно учитывать:

1) Оцениваемые черты д. определяться в терминах наблюдаемого пов-я (д.б. больше описательности и меньше объяснительности).

2) Эксперт д. иметь возм-ть наблюдать за пов-ем оцениваемого лица достаточно длительный промежуток t.

3) Необходимо не менее 10 экспертов на 1 оцениваемого.

4) Ранжирование исп-х д. осущ. только по 1 черте за 1 раз, вместо оценивания 1 исп-го по всему комплексу хар-к.

 

Метод Q (questionnaire data) – м-д сбора данных о лич-ти, полученных с помощью опросников, самоотчетов и самооценок. Опросник MMPI, CPI, 16PF Кеттелла. Недостатки: инструментальное искажение данного подхода, связанное с когнитив. и мотивац. аспектами. Когнитив. аспект связан с незнанием своей лич-ти. основные причины такого незнания заключаются в:

a. низкий интел.или культур.ур-нь исп-х;

b. отсут-е навыков интроспекции (плохое самопонимание);

c. отсут-е спец.знаний (использ-е в опросниках спец. терминов – мед., философских);

d. использ-е неверных эталонов, т.е. сравнение себя с близким окружением, а не со своей популяцией.

Мотивац. аспект искажения связан с различной мотив-ей исп-х. В ходе эксп-та исп-й м. ставить перед собой опр. цели, и тогда эти искажения м.б. либо в сторону соц. желательности (диссимиляция), либо подчеркивание своих дефектов (агравация)

.

Метод T (objective test data) – объективные тесты с контролируемой ситуацией. Данные получают измерением пов-я верб., неверб., соц. и индивидуал. без обращения к СО или ЭО. Объективность достигается либо наложением ограничения на возможное искажение тестовых оценок, т.е. тесты конструируются т.о., чтобы исп-й не догадывался о том, какие стороны пов-я будут изучаться.

2 подхода:

¨ Наложение ограничения.

¨ Уменьшение субъективных искажений, идущих от самого экспериментатора.

Это создается опр. формализ-ей проц-р тестир-я, что позволяет получать одинак. рез-ты различ. Ψ-гам, независ. от симпатий и мастерства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.