Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальный метод в психодиагностике. Отличие экспериментальных исследований и Ψдиагностических: Эксп-т – опр-е зав-ти Ψ




Отличие экспериментальных исследований и Ψдиагностических: Эксп-т – опр-е зав-ти Ψ. акт-ти от внеш. и внутр. факторов М. изменяться внутр. и внеш. хар-ки. В эксп-те обращается на изменяющиеся усл-я. В Ψ. тестир-и определяются индивидуал. различия регистрируемых хар-к. Т.о., создаются неизменные усл-я для всех исп-х.

Метод набл-я весьма тесно связан с м-дом экс­перимента. Он отличается от набл-я активным вмешат-вом в ситуацию со стороны иссл-ля, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в пов-и изучаемого объекта. Сутью эксп-та явл. создание диагно­стом контролируемой им ситуации, в которой на диагно­стируемый им объект (предварительно изученный и опи­санный) осущ. воздей-е эксперим. фактором (независимой переменной), а последующие из­менения, происходящие в ряде параметров (зависимых пе­ременных) этого объекта, объясняются следствием воздей­-я этого фактора. При этом создаются как эксперим., так и контрол. группы.

В реальной практике Ψ-ги из всего мн-ва параметров, характериз. диагностир. объект, выбирают ограниченное число наиб. зна­чимых из них.

Правильно поставленный эксп-т позволяет проверять hyp о причинно-следственных отн-ях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными. Разделяют традиционные и факторные планы проведения эксп-та. При традиц. планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – насколько. Достоинством факторного планирования явл. возм-ть оцени в/д-я факторов – изменения хар-ра влияния одной из переменных в зав-ти от значения др.

Для статистической обработки рез-тов эксп-та применяется дисперсионный ан-з (Р. Фишер).

Если изучаемая обл-ть отн-но неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксп-те, рез-ты кот. м. помочь уточнить напр-е дальнейшего ан-за. Когда имеются 2 конкурирующие между собой гипотезы и эксп-т позволяет выбрать одну из них, говорят о о решающем эксп-те. Контрольный эксп-т осущ. с целью проверки к-л зав-тей.

Особую категорию м-дов Ψ. иссл-я и воздей-я образуют формирующие, или обучающие эксп-ты Они позволяют направленно формировать особ-ти таких Ψ. пр-сов как воспр-е, вн-е, память, мышл-е.

Выделяют натурные и мыс­ленные эксперименты, полевые и лабораторные. Натурный (естественный) эксп-т предполагает реальное воздействие на реальный объект с целью его диаг­ностирования. Мысленный эксп-т предполагает манипулирование не с реальным объектом, а с инф-­цией о нем, его моделью. Однако для этого модель д.б. более или менее адекватна (гомоморфна) реальному объекту. Достичь такого подобия в соц. сфере очень трудно. Поэтому в настоящее время в основном применяет­ся натурный эксп-т. Полевой эксп-т отличается от лаборатор. тем, что организуется в естественных для диагностируемого объекта усл-х. Полевой эксп-т м. проводить на всех ур-нях, во всех сферах соц. жизни. Но здесь, помимо методологич. трудностей, возникает масса этич. и даже правовых вопросов. Гл. эти­ч. пр-п при проведении всех типов эксп-тов звучит достаточно просто и лаконично: «Не навреди». Это значит, что эксперим. ситуация, создаваемая Ψ-гом, не д. ухудшать положение ди­агностируемых, вести к росту напряженности и конфлик­там, экстремальным ситуациям, угрожающим жизни и здо­ровью людей. При проведении правово­го эксп-та необх. усл-ем явл. согласо­вание (и разрешение) вопроса с правовыми органами, а в ряде случаев и законодательными. Перечисленные методологич., организац. и этич. трудности значит-но сужают диапа­зон применения эксп-та в Ψд-ке, т.к. нередко данные, полученные в лабо­раторных усл-х, не «работают» в реальной жизни. Одна из трудность сост. в том, что иссл-ль зачастую оказ. включенным с ситуацию общения с обследуемым лицом (исп-мым) и м. невольно повлиять на его пов-е.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.