Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод наблюдения в психодиагностике




Набл-е лежит в основании всего Ψ.опыта. Оно относится к описат. м-дам – не нарушает естественность ситуации, является внешним.

Набл-е – прямая регистрация событий очевидцем (целенаправленное, преднамеренная, систематическое воспр-е событий очевидцем).

Структурализм – Титченер (1867 – 1924) занимался м-дом набл-я, «+» отн-е к набл-ю, развивали как м-д, но с распространением тестов интерес к набл-ю пропал, т.к. он субъективен. Но в последнее t этот м-д опять активно применяется (тренинги и др.)

Опытный Ψ-г начинается с набл-я, а заканчивает тестами, а молодой Ψ-г начинает с тестов, а заканчивает набл-ем.

Классификаия набл-я:

1. сплошное – наблюдается все, это очень сложно

выборочное – выбирается сторона объекта, связанная с целью и задачей

2.

включенное (внутреннее) – Уайт (N.Y.) – включение в группу инкогнито, об этом никто не знает. Этич. нормы; снижение исследоват. статуса до статуса члена группы. «+»: люди естественны.

невключенное (внешнее) – наблюдаемый знает, что за ним наблюдают. «–»: люди меняют свое пов-е.

3. случайное – в ходе тестир-я замечаем к-л вещи

систематическое – спланированное, схемы набл-я.

4. констатирующее – констатация фактов без интерпретации; ограничено

оценивающее – делаются к-л выводы, даются оценки, интерпретация.

5. полевое – проводится в естественных усл-х

лабораторное – проводится в опр. усл-х, созданных эксп-ром или наблюдателем, когда специально создается ситуация

6. Самонабл-е (интроспекция). В основании многих личностных тестов по оценке лич-ти лежит самонабл-е. это субъективные опросники. Оно объективно только тогда, когда оно не критично, т.е. важна констатация, а не оценивание. Интроспеция ненадежна т.к.:

1) чел-к не все знает о себе

2) субъективно

3) острое переживание эмоц. впечатлений (о своих пережив-ях трудно сказать словами, эмоц. переживания по прошествии к-л t затухают).

Общая процедура набл-я.

1) Опр-е цели и задач набл-я.

2) Выбор объекта (+ выбор категории).

3) Выбор предмета (+ выбор категории).

4) Выбор сп-ба набл-я, опр-е временных рамок.

5) Составление схемы.

6) Выбор сп-бов регистрации (протокол, к-во проявления д.б. соотнесено со t набл-я).

7) Обработка и интерпретация полученных рез-тов: формальная (констатация) и содержательная (подтекст, Ψ.содержание)

Категории набл-я (по Л.А. Регуш):

A. Хар-ки неверб.пов-я: тело и его дв-я, которые м. выражаться в:

· дв-ях туловища (поза, осанка, походка)

· дв-ях рук (дв-е жест, дей-я)

· автоконстанты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища)

· положение по отн-ю к собственной оси и объектам (повороты, наклоны, изгибы)

B. Речь и голос (содержание речи, темп, ритм, интонации, паузы, экспрессия, хар-ка голосовых р-й (крик, вопль, стон, визг и т.п.), хар-ка голоса (мягкий, колючий, скрипучий, низкий, молодой, старческий, звонки, глухой и т.д.), мусорные слова, протяжки (эканье, бэканье))

C. Хар-ка дв-й и дей-й (темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность)

D. Набл-е и интерпретация внешности (одежда, обувь, оформление внешности (макияж), прическа, кожа).

Н. помнить о многозначности одних и тех же наблюдаемых признаков. Важен контекст набл-я + индивидуал. проявления (темп речи у сангвиника и флегматика).

Что сказывается на рез-тах набл-я:

- если сущ. знание о набл-и

- опыт и квалификация набл-ля (но м. иметь и обратную сторону – стереотипные ошибки)

- физическое сост-е набл-ля

- эмоц.сост-е набл-я или набл-мого

- личностные особ-ти (сп-ть к длит. удерживанию вн-я, наблюдат-ть, интерес к соб-ям внеш. мира и т.д.)

Г. Олпорт выделил 8 личностных кач-в хорошего набл-ля:

1. Опыт – чел-к старше 30 лет с хорошим жизненным опытом.

2. Сродство – наблюдает еще лучше если он наблюдает сходных ему людей.

3. Интеллект – осмысление причинно-следственных связей, умение интерпретировать то, что наблюдал и др.

4. Инсайт – то, насколько набл-ль м. понимать, что его личностные уст-ки м. влять на рез-ты набл-я и исказить их.

5. Сложность – набл-ли с трудом понимают тех людей, пов-е которых сложней, чем их собственное.

6. Отрешенность – хорошие набл-ли имеют такую личностную черту как асоциальность и интровертированность, т.е. спокойно воспринимает людей, пов-е которых отклоняется от соц. норм и сп-ны объективно оценивать пов-е этих людей.

7. Эстетические скл-ти – наиболее одаренные набл-ли видят объект гармоничным, разносторонним.

8. Соц. инт-т – м. предсказать пов-е др. людей.

Основные ошибки наблюдателей при интерпретации пов-я др. людей.

1) Хало-эффект (эффект ореола) – через призму репутации слишком обобщенное предст-е; рассматривается в черно-белых тонах.

2) Ошибка центральной тенденции – для чел-ка легче всего классифицировать по центру, к середине.

3) Логическая ошибка – основана на ошибочном суждении о связи опр. личностных признаков.

4) Ошибка контраста – скл-ть набл-ля подчеркивать у набл-го противоположные себе черты. Чаще всего набл-ль видит то, чего ему не достает.

5) Ошибка первого впечатления – эксп-ты показали, что 1-е впечатление ошибочно. Эффект порядка: большее значение придаем фактам, полученным первыми.

6) Фундаментальная ошибка атрибуции – интерпретация чужого пов-я в поле личностных кач-в.

7) Эффект проекции – мы присваиваем чел-ку, который нам нравится свои достоинства, а неприятному – свои недостатки.

8) Эффект Пигмалиона, эффект Розенталя, эффект самопрогнозирующегося пророчества – то, каким образом мы видим ситуацию, влияет на пов-е людей, если мы их категоризируем.

9) Соц. стереотипы, которые всем присущи:

· полоролевые – связаны с полом и ролью, которую он играет в связи с собственным полом (уст-ки по отн-ю к выбору профессии)

· проф.стереотипы

· этнич.стереотипы.

Стереотипизация провоцируется теориями лич-ти, классификацией людей.

Схема набл-я.

Залужский А.С., 1931 г.:

 

Тип пов-я

Дей-я

Речь

I

Асоц.пов-е

1. брезгливо отворачивается

2. убегает

3. защищается

4. разрушает

хнычет

плачет

кричит о помощи

угрожает

II

Антисоц.пов-е

5. отнимает

6. гонится

7. бьет

требует

дразнит

ругается

III

Пассивно-соц.пов-е

8. присоединяется к другим

9. приветствует

10. старается овладеть

11. предлагает

12. ласкает

беседует

приветсвует

просит

инструктирует

ласкает

IV

Активное пов-е

13. показывает

14. помогает

15. исправляет

16. берет инициативу

информирует

советует

критикует

призывает к сотрудничеству

Бейлз Р., 1957 г.:

В гр. 2 задачи: само решение и сп-б мобилизации группы для решения.

Область позитивных эмоций

1. Стр-е к сотруд-ву, солидарности, подбадриванию.

2. Спокойствие, стр-е ослабить напряжение, удовлетворенность.

3. Молчаливое одобрение, свидетельствующее о присоединении.

Область решения проблем

4. Предложение, указание направления и цели дей-я.

5. Высказывание мнений, пожеланий, оценивание, анализ.

6. Информирование, по возм-ти повторение и разъяснение.

Область постановки проблем

7. Треб-е инф-и и ориентации.

8. Треб-е оценки или мнения.

9. Треб-е направления и цели.

Область негативных эмоций

10. Высказывает неодобрения, отказ от участия.

11. Проявление напряженности, фрустрации, беспокойства.

12. Проявление агрессивности, стр-е подорвать моральный дух группы

М. вычертить индивидуал. профиль. Доминирование 6.7. – связующая позиция в группе; 5.8. – оценивание; 4.9. – контролер; 3.10. – направлен на реш-е; 2.11. – направлен на снятие напряжения.

Недостатки наблюдения:

1) Субъективность.

2) Недоступность некоторым обл-тям (личная жизнь).

3) Вопрос о репрезентативности данных.

4) Большие временные затраты.

Преимущества наблюдения:

1) Важен в биографич. иссл-ях – 1 чел-к, где нет большой выборки, в кот. он используется как вспомогательный м-д.

2) Уместен при работе по разведывательному плану.

3) Уместен при уточнении полученных данных.

4) Набл-е не всегда требует выдвижения гипотез.

5) Набл-е не всегда требует контрольной группы/объекта

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.