Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды тестов




Тест – это удовлетворяющая критериям научного познания эмпирико-аналитическая процедура. Ψ. тест представляет собой объективное и стандартизованное измерение образцов (или проб) пов-я. Ψ. тесты, подобно набл-ям или тестам в любых др. науках, проводятся на малой выборке тщательно отобранных образцов пов-я индивидуу­ма. Если Ψ-г хочет проверить словарный запас реб-ка, умение служащего выполнять арифм. вычисления или зрит.-двиг. координацию пилота, он предъявляет им репрезентативные наборы слов, арифм. задач или же тесты двигат. сп-тей и оценивает их р-и. Насколько адекватен тест изучаемому аспекту пов-я, зависит от к-ва и хар-ра заданий, образующих стимульный набор (или выборку заданий) данного теста.

Диагностическая, или предсказательная, ценность Ψ. теста зави­сит от того, насколько он м. служить индикатором отн-но широкой и важной области пов-я. Измерение образцов пов-я, непоср-но охватывае­мых данным тестом, очень редко оказ. целью Ψ. тестир-я. Знание реб-ком какого-то списка из 50 слов, так же как и выполн-е конкрет. серии из 20 арифм. задач, сами но себе не представ­ляют большого интереса. Но если м. продемонстрировать близкое соответ-е между знанием реб-ком данного списка слов и его общим словарным запасом или же между показателем, полученным при реш-и арифм. задач претендентом на должность клерка, и качеством выполнения им счетных операций на работе, то используемые тесты отвечают своему назначению. Задания теста не обязательно д. иметь близкое сходство с пов-ем, для предсказания кот. тест предназначен. Здесь важно только, чтобы между ними и пов-ем наблюдалось эмпирич. соответ-е. Степень сходства между тестируемыми образцами пов-я и прогнозируе­мым пов-ем достаточно широко варьирует. На одном полюсе континуума «сходство—различие» тест м. полностью совпадать с какой-то частью предсказывае­мого пов-я. В кач-ве примеров м. привести словарный тест по ин. яз., проверяющий знание учащимися 20 из 50 вновь выученных слов, или тест на знание ПДД для получения водительских прав. Однако задания тестов проф. пригодности, применяемых перед началом обучения спец-ти, уже меньше похожи на те, которые приходится вы­полнять па настоящей работе. На др. полюсе находятся проектив. личност. тесты, такие как тест чернильных пятен Роршаха, в кот. делается попытка на осно­ве ассоц-й, возникающих у обследуемого чел-ка при разглядывании черниль­ных пятен, предсказать, как он будет реагировать на др. людей, эмоц. окрашенные раздр-ли и прочие сложные ситуации повседневной жизни. Несмот­ря на внеш. различия, все эти тесты состоят из выборочных проб пов-я инди­видуума. И ценность каждого д. доказываться эмпирически устанавливаемым соответ-ем между хар-ками деят-ти чел-ка в ситуации тестир-я и в др. ситуациях.

Используемые в этой связи термины «диагноз» и «прогноз» явл. довольно слабым дифференциальным признаком. Обычно прогноз ассоциируется с оценивани­ем во временной перспективе. Вместе с тем, в широком смысле, даже диагноз наличных сост-й, таких как у.о. или эмоц. расстройства, содержит предсказание того, как будет вести себя чел-к с тем или иным диагнозом в ситуациях, отличных от тестовых. В логическом отн-и проще рассматривать все тесты как выборочное измерение пов-я, на основе которого м. предсказать пов-е в др. случаях. Поэтому имеет смысл рассматривать разные виды тестов как вариа­ции этой основной схемы.

Стандартизация подразумевает единообразие процедуры проведений и оценки выполнения теста. Если мы хотим, чтобы показатели, полученные разными людьми, были сравнимыми, усл-я тестир-я д.б. одинаковыми для всех. В тестовой ситу­ации единственной независимой переменной часто оказывается сам обследуемый. Под­робные указания по проведению каждого вновь разработанного теста — важная часть стандарт-и нового теста. Др. важный этап в стандартизации теста — установление норм.

Объективность. Процедуры тестир-я, вычисления первичных оце­нок по тесту и их интерпретации объективны в той мере, насколько они независимы от субъективных суж-й специалиста, проводящего тестир-е. Теоретически у любого конкретного чел-ка оценка по тесту д.б. одной и той же независимо оттого, кто проводит с ним данный тест. На самом деле это не совсем так, поскольку полная стандартизация и абсолютная объективность практически недостижимы. Но по крайней мере стр-е к такой объективности составляет одну из целей при конструировании теста, и нужно признать, что приемлемый уровень объективности достигнут в большинстве созданных тестов.Есть и др. важные отношения, в которых Ψ. тесты с полным ос­нованием можно охарактеризовать как объективные. Опр-е уровня трудности одного задания или теста в целом основывается на объектив. Эмпирич. проце­дурах. Когда А. Бине и Т. Симон составляли свою первую (1905) шкалу для измерения инт-та, они расположили входящие в нее 30 заданий в порядке возрастания трудности. Ур-нь трудности определялся путем опробования этих за­даний на 50 нормальных и нескольких у.о. детях. Задания, с которы­ми справилось б-во детей расценивались как самые легкие; зада­ния же, с которыми справилось отн-но малое число дгтей. считались более трудными. С помощью такой процедуры б. установлен эмпирич. порядок труд­ности всех заданий. Этот пример из истории тестир-я служит прообразом объектив. измерения ур-ня трудности, ставшего теперь общепринятой процедурой при создании Ψ. тестов. Не только расположение, но и отбор заданий для включения их в тест м. опре­деляться исходя из доли входящих в пробную выборку лиц, которые справляются с каждым заданием.

Надежность. Насколько хорош данный тест? Действительно ли он отвечает свое­му назначению? Един­ственный способ дать окончательный ответ на подобные вопросы — эмпирическая проверка. Объективная оценка Ψ. тестов предполагает в первую оче­редь определение их надежности и валидности в строго заданных ситуациях. В Ψметрии термин «надежность по существу означает согласованность. На­дежность теста есть согласов-ть оценок у обследуемых лиц при их повторном тестир-и тем же самым тестом или его эквивалентной формой. Надежность м. проверяться путем сравнения рез-тов теста, получае­мых при его проведении на одних и тех же людях в различные моменты t, с использ-ем разных наборов заданий, при смене лиц, проводящих или оцениваю­щих его выполн-е, а также при варьировании любых др. релевантных условий тестир-я.

Валидность. Действительно ли данный тест измеряет то, для измерения чего он предназначен, и в какой степени? Валидность предусматривает прямую проверку того, насколько хорошо тест выполняет свою f. Для опр-я валидности обычно требуются независимые, внешние критерии всего того, что тест д.измерять. Прежде чем предоставить тест пользователям, его валидность устанавливается на репрезентативной выборке исп-х. Валидность показывает нам не только степень соответ-я теста своему назначению. Фактически, она указывает нам, что измеряется тем или иным тестом. Анализируя данные валидизации, мы м. объективно определить, что же все-таки измеряет наш тест. Поэтому было бы правильнее определять валидность как меру нашей увер-ти в том, что тест измеряет именно то, для измерения чего он пред­назначен.

Сущ. несколько подходов:

I. Классиф-я Гайде, Верноном, Захаровым.

1. По кач-ву:

- стандартизированные

- нестандартизированные (невысокая надежность, исп. в повседневной жизни и работе)

2. По назначению:

- общие диагностические по типу опросников (16PF, Айзенк, Стреляу)

- тесты опр-я общего инт-та: шкалы Бине-Симона, Меррила, тестовый набор Векслера

- тесты проф. пригодности – создают как батарею общих классификац. тестов

- тесты спец. сп-тей – характеризуют развитие сп-тей к музыке, рисованию и др.

- тесты дост-й – тест Торндайка, тесты опр-я произношения, тесты для поступающих в вузы.

3. По материалу:

- бланковые (бумага, карандаш, опросник)

- предметные (кубики Кооса, тесты на сборку конструкции из деталей, тесты сложения фигур)

- аппаратурные – устр-ва для изучения особ-тей вн-я, мышл-я

4. По к-ву исп-х:

- индивидуальные (м-ки Векслера, Кеттелла, айзенка, Амтхауэра, Люшера, ШТУР) – бол-во стандартизированные; требуют большего t и квалификации; инд-но проводятся аппаратурные и предметные тесты. Случаи в кот. прибегают к индивидуал. тестир-ю:

· требуется ↑ достоверность рез-тов

· применяются тесты с открытыми ответами

· требуется непрерывное набл-е за работой исп-х, фиксация промежуточных рез-тов t

· требуется контакт с исп-м с целью оптимизации его деят-ти, т.е. коррекция в ходе тестир-я

· при неумении читать и писать, при незнании языка исп-м

· при тестир-и лиц с соматич. и нервно-Ψ. забол-ями

- групповые – м. проводиться без постоянного участия эксп-ра, их процедура упрощена; выполняют запросы практики, отбора и распределения исп-х; нередко применение бланковых тестов позволяет получать массовость выбора

5. По форме ответа:

- устные (чаще индивидуал.)

- письменные (чаще групповые)

6. По ведущей ориентации:

- скорость – по сод-ю просты, но t выполн-я ограничено, т.о., что почти ни 1 исп-й не успевает решить полностью все задания в отведенное t (корректурные пробы, кольцо Помдольте, тест Бурдона, «шифровка» по Векслеру, м-ка Козловой – опр-е мыслит. лабильности, t на задание = 2 – 5 с)

- мощность – задачи трудны, t реш-я практически не ограничено; определяется успешность и сп-б реш-я задачи

- смешанная группа тестов

7. По степени однородности:

- гомогенные – сходные по хар-ру и сод-ю задачи, но отличающиеся конкретным сод-ем (ромбы, отыскивание числовых рядов, м-ка «Компасы»); применяются для измерения интел. св-в, кач-в, умений, навыков

- гетерогенные – разнообразные по хар-ру и сод-ю входящих в них задач; применяются с целью оценки разнообразных хар-к инт-та, верб. и логич. умений, счетных навыков (батареи Векслера)

8. По комплексности:

- изолированные

- тестовые наборы – применяются для опр-я проф. пригодности, тесты многократной интерпретации – различные интерпретации у различных иссллей в зав-ти от их (.) зр., проективные м-ки (Роршах, тест завершения рисунков)

9. По хар-ру ответа:

- закрытые задачи – вопросы с заданными ответами (м-ка Амтхауэра)

- свободные ответы – задания с открытом видом ответов

10. По области охвата Ψ:

- тесты лич-ти - –диагностич. прямые, напр., на оценку эмоц.-волев. комп-тов, мотив-и, интересов, эмоц. сост-й, сп-тей, пов-я в опр. ситуациях, диагносцируются не интел. проявления (тесты, опросники, проективные техники)

- интел.тесты – для измерения ур-ня интел.разв-я. Инт-т – не любое проявл-е инд-ти, а те, кот. имеют отн-е к познават.пр-сам (мышл-е, память, вн-е, воспр-е). По форме: груп. > инд.; устные – письменные; бланковые – компьютерные – предметные

11. По хар-ру умств. дей-й:

- вербальные – операции с понятиями, мыслит. дей-я, осущ. в символич. форме. Задания базируются на памяти, воображении, мышлении, которые опосредуются в вербальной устно речевой форме. Тесты чув-ны к различиям в языковой кул-ре, м. сказываться принадлеж-ть к прежней гр., ур-нь обр-я. Предполагает умение применять языковые правила (словесно-логические опросники, уст-е з/м-тей и понимание). Использ. среди тестов инт-та, дост-й, при оценке спец. сп-тей (творческих)

- невербальные задачи – тестовый материал представлен в наглядной форме в виде картинок, чертежей, символов, графиков. Речевая составляющая – инструкция. Выполнение заданий опирается на перцептив. и Ψмотор. ff. Требует актуализировать умение, связанное с практической манипуляцией предметами и предст-ями об изменяющихся образах (м-ка Равена). Используются для работы с глухими, с ↓ инт—том, при оценке простр. и комбинатор. мышл-я. Проводится инд-но, требуется квалифицир. персонала

II. Классиф-я Кеттелла.

1. Тесты сп-тей – тесты интел.ff, знаний, сп-тей, коррелирующих с личностными факторами, такими как беглость речи, моторная ригидности и др.

2. Тесты умений и навыков – тесты на зрит.-моторную координацию, координацию дв-й рук, точность прохождения лабиринта и др.

3. Тесты на воспр-е – работа зрит. ан-ра, завершение незаконченных изображений, тесты обонятельные, д-ка предпочтений тех или иных запахов.

4. Тесты, м-ки как опросники – группа тестов, построенная в виде анкетного опроса о пов-и, вкусах, привычках, сост-и зд., выполнении гигиенич. треб-й и др.

5. Мнения – тесты, направленные на выявл-е отн-я к др. людям, к нормам пов-я и морали, политич. взглядов.

6. Эстетические тесты – м-ки на выявл-е предпочтения муз. произведений, рисунков, картин, произведений поэтов и др.

7. Проективные тесты – тесты на ошибки воспр-я; относят все виды формализованных проективных личностных тестов.

8. Ситуационные тесты – базируются на деят-ти по созданию опр. ситуаций, включающие внешние внутр. хар-ки; одно и то же задание выполняется либо в одиночестве, либо в гр. в усл-ях соревнований или кооперации.

9. Игры – проявляются индивидуал. особ-ти чел-ка; многие игры включаются в состав объективных тестов.

10. Физиол.тесты – тесты, регистрирующие показатели КГР, ЭЭГ, тремора, емкости легких.

11. Физические тесты – довольно близки к физиол.тестам; направлены на измерение антропометрич.хар-к чел-ка (вес, рост, мышечный тонус).

12. Случайные набл-я – сод-е: неопред. ответы к-во пометок на теством бланке, аккуратность письма, экспрессивные поведенч. хар-ки.

III. Классиф-я Анастази.

1. Тесты общего интел. разв-я: групповые и индивидуальные тесты, тесты для специфических популяций (лица с физическими недостатками, младшие дошкольники).

2. Тесты отдельных сп-тей: тестир-е в обр-и, проф. ориентировке, иссл-я, направленного на отбор, клинич. тесты.

3. Личностные тесты: опросники, м-ки, изучающие интересы, уст-ки и ценности, проективные м-ки, которые рассматриваются как м-ки замаскированных содержательных личностных защитных р-й исп-го.

М. выделить тесты интерпретации – ТАТ, тест руки, незаконченные предл-я, тест инверсии эмоц. отражения, м-ка «Игра в песок». М-ки изучения экспрессии – автопортрет, тест «Рисунок семьи», миокинетическая м-ка Мира-и-Лопеца, м-д пиктограмм. Ψфизиол.м-ки – д-ка природных основ чел-ка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.